Библиографическое описание:

Рогалева Г. И. Социальная адаптация студентов на основе педагогической поддержки // Молодой ученый. — 2015. — №1. — С. 479-484.

В статье представлено теоретическое осмысление понятий «социальная адаптация студентов вуза», «педагогическая поддержка социальной адаптации студентов вуза». Рассматриваются этапы социальной адаптации студентов, а также формы, виды и тактики педагогической поддержки.

Ключевые слова:социальная адаптация студентов, педагогическая поддержка социальной адаптации студентов

 

Процесс социальной адаптации студентов является достаточно сложным и многогранным, однако в вузовской образовательной практике ему не всегда уделяется значительное внимание. По данным исследований в период с 2013 по 2014 г. ежегодный «отсев» студентов в российских вузах в среднем составляет от 10 до 21 %, во многом он обусловлен отсутствием продуманной системы их социальной адаптации к вузовской среде и ее социальному окружению. [6.] В Распоряжении Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 792-р «Об утверждении государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013–2020 г.г.» указывается, что «…около одной трети молодых людей в современной России не в состоянии успешно адаптироваться к современной экономической ситуации и реализовать свои профессиональные устремления, доля молодежи среди официально зарегистрированных безработных в российских регионах колеблется от 20 до 57 процентов (в среднем — 37 процентов)». [9.]

Приведенные данные свидетельствуют о актуальности изучения в высших учебных заведениях процесса социальной адаптации студентов на основе особой педагогической деятельности — педагогической поддержки, способствующей выявлению трудностей и разрешению индивидуальных проблем студентов, определению возможностей и путей их дальнейшего личностно-профессионального становления. Использование новых подходов в образовательной практике позволит студентам безболезненно войти в образовательную среду, социальное окружение, поможет справляться с учебными, исследовательскими, творческими задачами и освоиться в будущей профессии.

В данной статье предлагаем теоретическое осмысление понятий: «социальная адаптация студентов»; «педагогическая поддержка социальной адаптации студентов» и определяем их этапы, формы, виды и тактики.

Анализ научной литературы по проблеме социальной адаптации личности позволяет выделять многообразие направлений ее изучения: философское, биолого-физиологическое, социально-психологическое, социально-профессиональное, социально-педагогическое. Интерес для нас представляет социально-педагогическое направление, в котором социальная адаптация личности определяется как взаимодействие личности с социальной средой и с социальным окружением, когда осуществляется воздействие региональных факторов и трансформируются механизмы идентификации и обособления личности.

В современных педагогических работах (А. С. Зелко, С. И. Капица, Л. М. Митина, Н. Б. Подсосова, С. А. Рунова, Ю. В. Стафеева, Н. С. Савкин, Н. А. Савотина и др.) изучаются различные аспекты социальной адаптации студентов, отражаются ее условия, специфика, содержание и структура. На основании анализа рассмотренных работ можно сделать вывод, что в понятие социальная адаптация студентов вкладывается различный смысл. Так, Ю. В. Стафеева рассматривает адаптацию студентов младших курсов, как необходимое условие их профессионального и личностного становления и подчеркивает значимость целенаправленной педагогической поддержки. [11. С. 24] Адаптация студентов первого курса вуза определяется Н. Б. Подсосовой, как двуединый процесс взаимодействия студента с образовательной средой вуза. В котором, с одной стороны, происходят «…внутренние изменения его личностных характеристик, представлений о жизни, усвоение необходимых для жизнедеятельности новых социальных норм, отношений, основанных на учебной, трудовой, культурной, коммуникативной деятельности…». А с другой стороны, идет «…активное воздействие на среду в соответствии с личными и общественными потребностями, принятием на себя новой социальной роли». [8. С. 24] По мнению Т. Ю. Волгиной, социальная адаптация студентов вуза представляет отношение студента к будущей профессии, освоение способов и приемов самостоятельной работы, приспособление к новому типу учебного коллектива, обычаям, традициям вуза и обучению, новым видам научной деятельности и др. [4. С. 23]

Согласно выделенным представлениям исследователей, социальная адаптация студентов вуза, протекает при взаимодействии с окружающей средой, с субъектами образовательного процесса во всех видах деятельности, что влияет на личностное развитие студента, формирует опыт социального познания жизни, адекватную модель поведения и как показывает вузовская практика, выстраивается по-разному в силу особенностей и многогранного характера процесса.

Таким образом, результаты выделенных теоретических положений, позволили определить понятие: «социальная адаптация студентов вуза». Понятие «социальная адаптация студентов вуза» мы рассматриваем как активное взаимодействие студента с вузовской средой и социальным окружением, выступающее необходимым условием личностно-профессионального становления студента, которое влияет на формирование субъектной позиции и социального статуса «студент вуза».

Данное понятие объясняет воздействие факторов образовательной среды и ее субъектов на личность студента и наоборот. Студент, взаимодействуя с вузовской средой, социальным окружением, адаптируется к формам, методам, технологиям учебно-воспитательной, социально-бытовой деятельности, уровню и качеству обучения. При этом процесс социальной адаптации каждого студента к вузовской среде и социальному окружению протекает как активно, так и пассивно.

Выделение социального компонента в структуре адаптации студентов позволяет рассматривать и условно определять ее этапы: 1 этап — приспособление студента к социальному окружению в условиях вуза; 2 этап — усвоение студентом принятых социальных норм, ценностей, традиций вузовской среды, требований социального направления; 3 этап — организация адекватного микросоциального взаимодействия «студент-преподаватель», «студент-куратор», «студент- студент», «студент-студенческая общность».

Подчеркиваем, что каждый из выделенных этапов социальной адаптации студентов характеризуется своими трудностями и проблемами, которые требуют специального выделения и рассмотрения. На первом этапе «приспособление студента к социальному окружению в условиях вуза» основными трудностями являются проблемы, тесно связанные с построением межличностных отношений со всеми субъектами образовательного процесса. Среди них: установление контактов и выстраивание активного и гармоничного взаимодействия с преподавателями, одногруппниками, сокурсниками, административно-управленческим персоналом и др.; самостоятельное «отстаивание» своей позиции, положения, статуса; проблемы, связанные с низкой самооценкой, постоянным самоутверждением личности в студенческом коллективе и пр.

Объяснением возникших проблем становится комплекс причин, характеризуемый как возрастными особенностями студентов, так и недостаточно сформированными навыками и общекультурными компетенциями, разным социальным опытом. Например, к ним можно отнести готовность к кооперации и работе в студенческой общности, способности критически оценивать свои достоинства и недостатки, осуществлять деловое общение, вести переговоры, занимать активную позицию, отстаивать свою точку зрения, не разрушая отношения, а также способности к саморазвитию и нахождению адекватных решений в вопросах межличностных отношений.

Проблемы первого этапа социальной адаптации студентов возможно разрешить с помощью активного взаимодействия студента и включение его в совместные виды деятельности, организованные в вузовской среде и ее социальном окружении. Данное взаимодействие будет отражаться во внешнем плане процесса социальной адаптации, что способствует формированию необходимых навыков и общекультурных компетенций. Одновременно активно взаимодействуя, студент может самореализовать свои интересы, потребности, способности, которые будут воспроизводиться в его внутреннем плане процесса социальной адаптации. Это позволит личности студента гармонично выстроить межличностные отношения в студенческих общностях, социальном окружении и найти адаптивную модель поведения.

Вторым этапом социальной адаптации студентов становится «усвоение студентом принятых социальных норм, ценностей, традиций вузовской, среды, требований профессионального направления». На этом этапе выделяется ряд проблем, связанных с процессом усвоения студентами вуза принятых социальных норм, правил, ценностей, традиций вуза и требований профессионального направления, которые регламентируют и организуют образовательную деятельность. Среди них отмечаются такие, как: слабая подготовленность студента и незнание норм, правил вузовской среды и требований профессионального направления; неумение применять полученную информацию; недостаточно сформированные профессиональные компетенции, необходимые в профессиональном направлении; несерьезность профессиональных намерений (другие ожидания и т. д.) и пр.

Причины, которые объясняют круг данных проблем, связаны с недостаточным формированием знаний базовых ценностей, законов развития природы и общества, нормативно-правовых документов для осознания социальной значимости будущей профессии. Кроме того — это незначительно развитые навыки анализа и оценки, предъявляемых профессиональным направлением требований, недостаточно развитые способности к восприятию, обобщению и анализу информации ее роли и значению и др.

Проблемы, возникающие на данном этапе, разрешаются благодаря совместным сконцентрированным усилиям студентов и преподавателей вуза, направленным на усвоение нормативно-правовых, ценностно-смысловых установок, регулирующих деятельность вуза, факультета, а также требований, предъявляемых к профессиональному направлению. С помощью познания и осмысления этих установок студент обретает собственный смысл нахождения себя в среде, наполненный принятыми социальными нормами, традициями, требованиями и пр. Студент, нашедший собственный смысл использует его, переносит в свою будущую профессиональную деятельность и идентифицирует себя с социальным окружением, выстраивает новые социальные связи и отношения, как с субъектами образовательного процесса, так и с представителями профессиональной деятельности.

Третий этап социальной адаптации студентов, определяемый как «организация адекватного микросоциального взаимодействия», позволяет выделить проблемы, связанные с поддержанием постоянного взаимодействия «студент — преподаватель», «студент — куратор», «студент- студент», «студент-студенческая общность». К ним относится отсутствие мотивов индивидуальности студента, которые способствуют соответствию межличностных и личностно-смысловым отношений, неуверенностью в своих творческих способностях.

Объяснением возникающих проблем на данном этапе становится то, что у студента недостаточно сформированы способности к участию и организации деятельности в студенческих общностях, созданных для реализации научно-исследовательских проектов в профессиональном направлении, социально-ориентированных и творческих проектов в вузе и регионе. У студентов отмечаются не окончательно сформированные навыки к аналитической, интерпретационной, прогностической, презентативной деятельности применяемой к социально-экономическим, политическим и другим процессам, явлениям.

Таким образом, рассмотрев этапы социальной адаптации студентов вуза и учитывая ее социальную сущность, выражающуюся в активном взаимодействии с вузовской средой и социальным окружением, в многонаправленном характере, следует отметить, что успешная социальная адаптация студентов в вузе во многом основывается на педагогической поддержки данного процесса.

Для осмысления понятия «педагогическая поддержка социальной адаптации студентов вуза», выделяем педагогический компонент и подчеркиваем значимость исследований по проблемам педагогической поддержки: Е. А. Александровой, О. С. Газмана, Н. Б. Крыловой, Н. Н. Михайловой, С. М. Юсфина, а также современных исследователей М. А. Баку, А. С. Зелко, Н. Б. Подсосовой, А. Н. Руденко, Ю. В. Стафеевой. Используя теоретические подходы О. С. Газмана отмечаем, что специфической задачей педагогической поддержки является помощь человеку в обретении самого себя, в работе с самим собой, т. е. в самоопределении и в самореализации. В этой связи педагогическая поддержка рассматривается автором как индивидуальное влияние на личность, направленное на оказание оперативной помощи в решении ее индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, успешной учёбой эффективной деловой и межличностной коммуникацией, жизненным самоопределением — экзистенциональном, направленном, гражданском, семейном, индивидуально-творческом выборе. [5.]

Интерес для определения понятия педагогическая поддержка социальной адаптации студентов представляет позиция А. Н. Руденко, которая подчеркивает, что педагогическая поддержка является стратегией педагогической деятельности, направленной на сохранение собственных интересов студентов, на обретение уверенности во взаимодействиях и взаимоотношениях с вузовской средой и социальным окружением и на их положительной ориентации. Педагогическая поддержка способствует удержанию студентов от ошибок в выборе позиций и действий, стимулирует их мотивацию на успех и преодоление трудностей любого уровня. [10. С. 315–318]

В своих работах Н. Б. Подсосова, отмечает, что педагогическую поддержку студентов можно реализовать через институт кураторства и равнопартнёрскую доверительную деятельность педагога-куратора и студента, в этом случае ее направленность будет сосредоточена на реализации института кураторства и равнопартнёрской доверительной деятельности педагога-куратора и студента. Это позволяет студенту развивать его субъектность и личностный потенциал помогает в решении проблем самореализации. [8. С. 24] М. В. Баку считает, что педагогическая поддержка направлена на «… раскрытие личностных смыслов профессиональной деятельности, актуализацию потребности студентов в профессиональной деятельности, их профессиональных ценностных ориентаций и интересов, стремления к социальному самовыражению через профессию, что в совокупности определяет социальное и профессиональное становление личности». [2. С. 23]

Многообразие научных взглядов и подходов на понятие «педагогическая поддержка» позволяет определить ее как: особую доверительную, педагогическую деятельность; профессиональную деятельность преподавателя; стратегию педагогической деятельности. Из чего следует, что педагогическая поддержка в известном смысле слова — это особая педагогическая деятельность, связанная с саморазвитием, самоопределением, самореализацией, субъектностью, личностным ростом и потенциалом индивида. Опираясь на данные позиции определяем «педагогическую поддержку социальной адаптации студентов вуза» как особую педагогическую деятельность, способствующую выявлению трудностей и разрешению индивидуальных проблем студентов в процессе социальной адаптации, а также определению возможностей и путей их дальнейшего личностно-профессионального становления, влияющего на формирование субъектной позиции и социального статуса — студент вуза.

Содержание педагогической поддержки социальной адаптации студентов вуза представлено системой последовательных и взаимосвязанных действий субъектов образовательного процесса. Считаем возможным определить содержание педагогической поддержки каждого этапа социальной адаптации студентов, выделенного ранее. На этапе «приспособление студента к социальному окружению в условиях вуза» социальной адаптации студентов вуза целью педагогической поддержки социальной адаптации является оказание помощи и поддержки студентам в решении проблем, возникающих в процессе установления межличностных отношений с субъектами образовательного процесса. Требуется выявить трудности у студентов возникающие в процессе установления межличностных отношений с субъектами образовательного процесса и помочь разрешить их. Оказать поддержку в понимании значимости умения выстраивать диалог и конструктивные отношения с участниками образовательного процесса, способствовать желанию идти на контакт с окружением, избавляться от низкой самооценки и излишней замкнутости. Активное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса является главным условием педагогической поддержки, выполнение которого требует активных форм и видов: индивидуально-групповые консультации, консультации в режиме On-line, социально-психологические тренинги, мастер — классы, упражнения на трансформацию поведения, упражнения для общения с социальным окружением, деловые игры, тематические вечера и др. Отмечаем, что деятельность данного этапа репродуктивная для студентов и важными являются такие педагогические тактики как: помощь и поддержка, взаимодействие и содействие, договор. [7. С.43–55]

На этапе «усвоение студентом принятых социальных норм, ценностей, традиций вузовской, среды, требований профессионального направления» социальной адаптации студентов вуза, основной целью педагогической поддержки становится оказание взаимодействия студентам в усвоении социально-принятых норм, традиций, прав и обязанностей, требований профессионального направления. Требуется выявление трудностей у студентов возникающие в процессе усвоения и ориентации в принятых социальных нормах, традициях, требованиях профессионального направления и их разрешение. Для эффективности процесса социальной адаптации на данном этапе педагогическая поддержка студентов должна проводится в рамках нормативно-организационного направления, с опорой на имеющийся субъектный опыт и его дальнейшее формирование. Это способствует глубокому анализу и оцениванию собственного познания тех мотивов, ценностей, действий, которые ведут студента к желаемому результату. Основными формами педагогической поддержки на данном этапе социальной адаптации студентов является наставничество, индивидуально-групповые консультации, деловые игры, экскурсии по вузу, предприятиям, работа со студенческим сайтом, студенческим форумом, студенческой газетой. Кроме того применение практических тренировок, заданий на запоминание принятых социальных норм, на разрушение старого образа жизни, социально-психологических тренингов, мастер-классов, направленных на развитие памяти, внимания, усвоения большого объема информации. На данном этапе в педагогической поддержке используются репродуктивные виды совместной деятельности с элементами творчества (познавательный, наставнический, консультативный, тренинговый, игровой, расчетно-аналитический, поисковый). В качестве тактики педагогической поддержки считаем целесообразно применить взаимодействие субъектов образовательного процесса.

На этапе, «организация адекватного микросоциального взаимодействия» «студент — преподаватель», «студент — студент», «студент — куратор», «студент — студенческая общность»» целью педагогической поддержки является выявление трудностей и оказание содействия студентам в организации индивидуального микросоциального взаимодействия с социальным окружением и поддержка в реализации творческих способностей студентов во всем многообразии деятельности: учебной, научно-исследовательской, проектно-исследовательской, творческой, прогностическом и т. д..

Отбор форм педагогической поддержки социальной адаптации студентов этого этапа ориентирован на проявление активности, инициативы, самостоятельной стратегии поведения в социальном окружении. Внутренними регуляторами поведения студентов становятся полученные и приобретенные общекультурные и профессиональные компетенции, необходимые знания, умения, навыки, ценностные ориентации, культурные установки. Такое поведение личности воспроизводит в сознании студента, чувство собственного долга и ответственности перед самим собой, окружающим обществом. Благодаря ему происходит осознание своей индивидуальности, неповторимости и уникальности, осознанности себя как необходимой и значимой части социального окружения. Выделим такие формы педагогической поддержки вуза как: деловые игры, флеш-мобы, круглые столы, дискуссии, разъяснительные беседы, семинары, веб-семинары, дебаты, задание на саморегуляцию поведения, формирование внимания, регуляцию отрицательных эмоций, самопрезентацию, а также научно-практические конференции, социально-молодежные и научно-исследовательские проекты, работа со студенческим сайтом, студенческим форумом, студенческой газетой и др. Особенность применения данных форм состоит в том, что с одной стороны студент становится как бы «проводником», выражающим собственное отношение к себе, людям, событиям, явлениям, происходящим в вузе. С другой — студент становится обладателем культурных ценностей, которые можно пополнять, творчески самопрезентовать и представлять на обсуждение окружающим. Основной тактикой педагогической поддержки социальной адаптации студентов становится содействие, которое выражается в стремлении помочь студенту адекватно организовать микросоциальное взаимодействие с субъектами образовательного процесса, а также реализовать творческие способности, использовать дополнительные возможности для самореализации личности в различных студенческих общностях и проектах.

Таким образом, теоретическое осмысление понятий «социальная адаптация студентов вуза», «педагогическая поддержка социальной адаптации студентов», выделение в структуре социальной адаптации студентов этапов: приспособление студента к социальному окружению в условиях вуза; усвоение студентом принятых социальных норм, ценностей, традиций вузовской среды, требований социального направления; организация адекватного микросоциального взаимодействия «студент-преподаватель», «студент-куратор», «студент- студент», «студент-студенческая общность» и соответствующих им форм, видов и тактик педагогической поддержки позволяют определять сущность социальной адаптации студентов и на основании этого проектировать модель социальной адаптации студентов на основе педагогической поддержки, направленную на личностно-профессиональное становление, формирование субъектной позиции и социального статуса «студент вуза».

Практическая реализация исследования данного процесса проводится на базе Забайкальского государственного университета факультета «Экономики и управления», в опытно-экспериментальную работу включены студенты экономического направления двух профилей: «Экономика» и «Менеджмент» — и двух экономических специальностей: «Финансы и кредит» и «Антикризисное управление» с первого по четвертый (пятый) курс обучения, а также участники института кураторства студенческих групп, преподаватели и специалисты СНО «Инсайт».

 

Литература:

 

1.         Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека / А. Г. Асмолов. − М.: Смысл, 2007–528 с.

2.         Баку М. А. Педагогическая поддержка развития профессиональной мотивации студентов экономического вуза в процессе изучения иностранного языка: автореф. дисс. …. педагогич. наук: 13.00.08 / М. А. Баку, РГБ. — Хабаровск, 2005. — 23 с.

3.         Васютенкова И. В. Взаимодействие субъектов образовательного процесса — основа социальной эффективности образования: Учебно-методическое пособие / И. В. Васютенкова. — СПб.: ЛОИРО, 2011. — 130с.

4.         Волгина Т. Ю. Адаптация старшеклассников в университетской среде в процессе довузовской подготовки: автореф. дисс. …. педагогич. наук: 13.00.01 / Т. Ю. Волгина, РГБ. — Омск, 2005. — 23 с.

5.         Газман О. С. Неклассическое воспитание. От авторитарной педагогики к педагогике свободы / О. С. Газман. — М.: МИРОС, 2002. — 179 с.

6.         Груздев И. А., Горбунова Е. В., Фрумин И. Д. Студенческий отсев в российских вузах: к постановке проблемы / И. А. Груздев, Е. В. Горбунова, И. Д. Фрумин  // Вопросы образования, 2013. − № 2. − С. 67−81

7.         Михайлова Н. Н., Юсфин С. М. К вопросу о «граблях» педагогической инноватики // НЦО Миссия классного воспитателя. Новые ценности образования № 1 (31) 2007 / Н. Н. Михайлова, С. М. Юсфин. — НЦО., 2007. — С. 43–55.

8.         Подсосова Н. Б. Педагогическая поддержка адаптации студентов первого курса к образовательной среде вуза: автореф. дисс. …. педагогич. наук: 13.00.01 / Н. Б. Подсосова, РГБ — Новокузнецк, 2012. — 24 с.

9.         Распоряжение Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 792-р «Об утверждении государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013–2020 г.г.» // Документ распоряжения опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 27 мая 2013 г. № 21 ст. 2671, на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 20 мая 2013 г.

10.     Руденко А. Н. Педагогическая поддержка личностного роста студента средствами разно уровневого обучения / А. Н. Руденко // Знание. Понимание. Умение, 2011. — № 3. — С. 315–318.

11.     Стафеева Ю. В. Педагогическая поддержка адаптации студентов младших курсов к условиям обучения в вузе: автореф. дисс. …. педагогич. наук: 13.00.01 / Ю. В. Стафеева, РГБ. — Петропавловск-Камчатский, 2005. — 24 с.

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle