Библиографическое описание:

Буюклыу Н. Н., Вершинина Е. А., Токарев А. А. Преемственность дошкольного и начального экологического образования в условиях реализации ФГОС // Молодой ученый. — 2015. — №1. — С. 442-444.

В современных условиях остро встали перед человечеством экологические проблемы: загрязнение почв, воздуха, водоемов токсичными отходами, вымирание десятков видов растений и животных, озоновые дыры, сохранения генофонда и др. Главной причиной всех бед природы была и есть человек. Не осознавая своего места в окружающей среде, он вредит прежде всего себе, своим потомкам. Вот почему сейчас перед учителями и воспитателями стоит задача экологического образования и воспитания молодежи, формирования у них эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, а начинать следует с самых маленьких — дошкольников и младших школьников, учитывая их морально-психологические особенности. Дети этого возраста воспринимают на веру все сказанное педагогом, его мнение для них является более весомым, чем мнения друзей — сверстников, других взрослых. Они более эмоциональны, ближе к сердцу воспринимают проблемы других, сильнее сопереживают. Поэтому именно детский сад и начальная школа дают возможность сформировать познавательный потенциал, воспитывать личность, осознавать место человека в окружающей среде через ознакомление с растительным и животным миром, раскрытие взаимосвязей в природе, исследования и изучение родного края.

Экологическое воспитание призвано обеспечить подрастающее поколение научными знаниями о взаимосвязи природы и общества, помочь понять многогранное значение природы для общества в целом и каждого человека в частности, сформировать понимание, что природа — это первооснова существования человека, а человек — часть природы, воспитать сознательное доброе отношение к нее, чувство ответственности за окружающую среду как национальную и общечеловеческую ценность, развивать творческую активность по охране и преобразованию окружающей среды, воспитывать любовь к родной природе.

Взаимодействие дошкольника и младшего школьника с окружающим миром является основой для становления духовно богатой, гуманистически направленной, самобытной личности ребенка. В процессе этого взаимодействия у детей формируется система определенных собственных внутренних отношений к социальному, природному и предметному окружению. Именно отношение является структурной основой личности, раскрывает особенности единства ребенка и мира, определяет его место в мире, приводит уровень и характер целостного функционирования всех составляющих в единой психической организации человека [1].

Необходимым условием формирования отношения являются привлечение ребенка к различным жизненным ситуациям в качестве, как субъекта, так и объекта отношения со стороны окружающих. Только при таких условиях дошкольник способен проявлять себя как активный деятель, ведь благодаря собственной активности происходит переход от внешних отношений во внутреннюю структуру личности.

Сформированности системы субъективно-оценочных индивидуально-избирательных отношений личности к действительности, основана на духовно-нравственных ценностях и является необходимым условием развития глубинного духовного потенциала человека. Поэтому возникает потребность поиска целесообразных и эффективных путей изучения процессуальных механизмов и закономерностей становления, целенаправленного формирования и трансформации эмоционально-ценностного отношения к миру уже на этапе раннего детства.

Человечество на протяжении своего существования постоянно контактировало с природой. Целенаправленные антропогенные воздействия на нее имеют как положительное, так и отрицательное влияние. Среди негативных последствий последних десятилетий, особенно это касается научно-технического прогресса, все больший размах приобретает загрязнения атмосферы, водоемов, деградация почвенного покрова, уничтожение запасов биологических ресурсов, нарушение стабильности экологических систем и многие другие, в том числе и в результате военной деятельности, которая отрицательно влияет на все компоненты экологических систем, нарушая их естественное равновесие [2].

Анализ современных исследований показывает, что экологические проблемы постоянно обостряются. В целом ситуацию можно характеризовать: чрезмерным загрязнением и деградацией среды обитания человека; ограниченностью жизненно важных природных ресурсов (воды, воздуха, почвы); ростом экологического сознания и тревоги мирного сообщества за свое будущее. Поэтому и не случайно перед человечеством остро стоят глобальные проблемы экологического характера. Комплексное и своевременное решение этих проблем должно стать частью национальной устойчивого развития. Окружающая природная среда и внутренняя среда человека тесно взаимосвязаны. В современных условиях человечество уже не может развиваться без экологической ориентации во всех сферах жизни. Становится очевидным, что экологическая грамотность приобретает первостепенное значение и прививать ее нужно с самого раннего детства.

В этой связи вопрос преемственности экологического образования детского сада и школы приобретает первостепенное значение. В 2009–2013 г. были введены Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) общего и дошкольного образования, которые в отличие от Государственных образовательных стандартов общего образования 2004 г., предлагают серьезное изменение в значении понятия «результатов обучения», рассматривая их как «приращения» в личностных ресурсах детей, которые могут быть использованы для решения важных проблем для развития их личности. Конечные результаты образования, таким образом, находятся в разработке мотивационных, когнитивных и инструментальных ресурсов личности, которым соответствуют результаты: личные, метапредметные и предметные [3]. Смысл дошкольного и младшего школьного образования разработчики ФГОС раскрывают так: дошкольное учреждение, начальная школа, конечно, должны передавать детям знания, но они должны также формировать личность гражданина страны, который сможет обеспечить ее дальнейшее развитие и процветание [4].

Основными задачами экологического воспитания является накопление человека экологических знаний, воспитание любви к природе, стремление беречь и приумножать ее богатства и формирования умений и навыков природоохранной деятельности. Начатое в дошкольном возрасте экологическое воспитание продолжается на всех этапах обучения в школе.

Исходя из требований ФГОС, взаимодействие дошкольных учебных заведений и начальной школы в плане экологического образования необходимо осуществлять по следующим направлениям:

1)        между педагогическими коллективами: взаимопосещения уроков, занятий, проведение совместных педагогических советов, консультаций, семинаров, круглых столов;

2)        между детским коллективами: проведение экскурсий, совместных мероприятий, общения дошкольников с учениками начальной школы, что положительно влияет на формирование общительности, дисциплинированности, культуры поведения, чувство долга и других качеств так необходимых будущим школьникам;

3)        совместная работа детского сада и школы с родителями: проведение собрания родителей будущих первоклассников, организация тематических выставок, консультаций, совместных воспитательных мероприятий.

Необходимо соблюдать следующие составляющие преемственности между дошкольным и начальным школьным звеньями: взаимоизучение программ, государственных образовательных документов; совместная работа воспитателей и психолога школы; работа с родителями будущих первоклассников; работа с будущими первоклассниками; адаптация в начальную школу; психолого-педагогические рекомендации по решению проблемы школьной дезадаптации.

В связи с этим можно сформулировать следующие методические рекомендации:

учителям начальных классов:

-          систематически обеспечивать комплексное изучение природы и раскрытия ученикам ее многогранных аспектов: эстетического, санитарно-гигиенического, экологического, экономического;

-          формировать у учащихся экологическую культуру человека, для которого характерны разносторонние глубокие знания об окружающей среде, экологический стиль мышления, предполагающего ответственное отношение к природе и своему здоровью, наличие умений и опыта решения экологических проблем;

-          привлекать учеников к осуществлению исследовательской деятельности на уроках окружающего мира, языка, математики, изобразительного искусства, художественного труда, музыки, трудового обучения, основ здоровья;

-          мотивировать учащихся к творческой деятельности в природе — проведению занятий изобразительного искусства, фотографирования, написания художественных произведений, благоустройством среды;

-          систематически привлекать учащихся к ведению наблюдений за природой, и самостоятельно вести «Уголок природы»;

воспитателям детских учебных заведений старших групп:

-          внедрять идеи экологической эстетики в работу детского сада, а именно проводить занятия любования природой; театры природы; систему творческих минут (этюдов) на естественные темы; трудовые дела в природе;

-          использовать опыт этноэстетики и этноэкологии для привития детям любви к природе и ощущения ее красоты, близости к ней;

-          формировать у детей целостный взгляд на природу, в котором слиты интеллектуальные, эмоционально-эстетические и практически творческие подходы к ее восприятию и оценке [5].

Таким образом, ФГОС обусловливают непрерывность экологического образования, которое в соответствии с Концепцией содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) понимается как согласованность, преемственность всех компонентов образовательной системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования [1].

Итак, в период критической экологической ситуации в системе непрерывного экологического образования важное значение приобретает обеспечение целостного воспитательного процесса на всех этапах обучения и воспитания детей. Известно, что ребенок рождается как индивид — человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens. Благодаря общению с взрослыми он постепенно усваивает социальный опыт человечества и включается в систему общественных отношений, формирующих его потребности, интересы, мировоззрение, то есть развивающих его как личность (качество индивида).

Непрерывность в экологическом воспитании может быть обеспечена оптимальной организацией преемственности между детским садом и школой, школой и другими учебными заведениями, представляющей собой одну из сторон целостного процесса формирования экологического мировоззрения личности. В условиях обучения в начальной школе происходит познание и раскрытие тех частных понятий, которые составляют основу понимания и отладки своих взаимоотношений с окружающей средой на основе уже полученных теоретических знаний, практических умений и навыков, т. е. первооснов экологического сознания. Ученики усваивают прямые, обратные и опосредованные связи явлений природы, понимают зависимость качества жизни и здоровья от состояния окружающей среды, стремятся улучшать его. Таким образом, педагогические усилия в работе с дошкольниками и младшими школьниками должны сосредотачиваться на системе представлений ребенка, касаясь также формирования экологически целесообразного взаимодействия с природой.

 

Литература:

 

1.         Горячев А. В. Стандарты на вырост: интересы государства и образовательные стандарты // Начальная школа: плюс до и после. — 2010. — № 3. — С. 3–5.

2.         Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры / авт.-сост. О. Ф. Горбатенко. — Волгоград: Учитель, 2009. — 286 с.

3.         Виноградова Н. Ф. Примерные программы начального общего образования — путь реализации государственных образовательных стандартов второго поколения // Педагогика. — 2009. — № 4. — С. 41–45.

4.         Просвиркин В. Н. Технология преемственности образовательного учреждения // Современное дошкольное образование. — 2010. — № 4. — С.12.

5.         Егоренков Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. — М.: АРКТИ, 2011. — 128 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle