Библиографическое описание:

Мукимова Ф. Х., Кадиров Э. Х., Кадиров Б. Э., Маматмурадова Н. Ч. Возможности учебных занятий при подготовке учеников к трудовой и профессиональной деятельности // Молодой ученый. — 2014. — №21. — С. 664-666.

Возможности учебных занятий при подготовке учеников к трудовой и профессиональной деятельности

Мукимова Феруза Худайкуловна, преподаватель;

Кадиров Эшмирза Хуррамович, преподаватель;

Кадиров Бахтиёр Эшмирзаевич, преподаватель

Термезский государственный университет (Узбекистан)

Маматмурадова Назира Чарияровна, учитель

Школа № 16 (г. Термиз, Узбекистан)

 

Ключевые слова: труд, образования, знания, профессиональные образования, формирование, трудовых знаний, навыков, подготовка, производства, физического развития, воспитание, конкурентно способность.

 

В школах по основам трудового образования и профессионального направления ученики приобретают глубокие и прочные знания. В процессе обучения у них расширяются обще трудовые, общенациональные, общекультурные знания и начальные профессиональные образования, что способствует формированию первоначальных, социальных и трудовых взаимоотношений.

При подготовке учеников к трудовому процессу требуются трудовые оборудования, сознательные и деловитые отношения учеников с людьми. Процесс вывоза (выноса) трудовой продукции учеников на рынки потребления требует от них таких достоинств и качеств как экономичность, ловкость, проворность, предприимчивость, которые являются основой в подготовке и приобщении учеников к труду и они считаются целью реализации следующих направлений:

-          формирование чувства долга и уважения по отношению трудового процесса и людей, создающих труд;

-          ознакомление их с основами современного производства, бытового обслуживания, строительства, связи, машина строительства и народного промысла;

-          формирование у них обще трудовых знаний, навыков, подготовка их к участию в обычных трудовых процессах;

-          в процессе обучения в общеобразовательных школах и после окончания её подготовка учеников к профессиям различного рода направления.

Надо отметить, что кроме в общеобразовательных школах и внешкольных учреждениях подготовка учеников к труду от 6 до 16 лет осуществляется в семье, махалле, производстве, что предусматривает решения ряда задач.

Решение же этих задач по трудовой подготовленности требует от учеников обученности, воспитанности, практичности, сознательности и профессиональной направленности.

В настоящее время задачи по подготовке учеников к труду состоят из следующих:

-          формирование сознательного отношения к учёбе и труду, обеспечение деловых качеств для умственного и физического развития;

-          развитие и воспитание у них человеческих качеств к которым относятся трудолюбие, нравственность, гражданственность, рачительность, и чтобы труд в их жизни превратился в постоянную потребность;

-          в условиях рыночной экономики развивать у них чувства конкурентно способности, формировать отношения бережливости к природным запасам и богатствам, материальным ценностям и предметам;

-          воспитание у них общечеловеческих достоинств, формирование взглядов к техническим, производственным и промысловым отраслям [1].

По нашему мнению трудовая подготовленность учеников-молодёжей охватывая такие процессы как трудовое воспитание, образование, профессиональная направленность включает в себя и процессы по овладению различных профессий. В связи с этим в общеобразовательных школах основной формой трудовой подготовленности учеников является трудовое обучение и воспитание, а также работы, проводимые по профессиональному направлению.

Реализация трудового обучения в общеобразовательных средних школах осуществляется:

-          в 1–4 классах, так как обучаемый предмет и первоначальное профессиональное обучение по предмету профессионального направления является основополагающими принципами нравственного и физического развития и воспитания учеников средних школ.

-          знакомством учениками обычными видами труда, процессами, умением выполнять простые формы работы. В частности, они должны соблюдать правила безопасности, уметь сохранять рабочие места, правильно планировать трудовое обучение, а также формировать у учеников начальные трудовые навыки и сноровку.

-          путём развития общетрудовых навыков среди учеников 5–9 классов определение профессиональных склонностей и тем самым формировать у них умение выбора будущей профессии. Также ученикам даются знания о различных отраслях экономики, то есть об основах техники, технологии и ремесленничества. Кроме того, благодаря различным отраслям трудовой деятельности у них появляется возможность познакомиться с практическим трудовым процессом, они обучаются производству конкурентно способной продукции. В процессе преподавания в старших классах предмета по трудовому обучению и профессиональному направлению ученикам прививаются навыки по использованию оборудований и приспособлений, которые в свою очеред применяются в профессиональной деятельности будущих рабочих и специалистов. За учебный период они обучаются методике работы с механизированными и электрифицированными средствами, вырабатывают навыки соблюдения правил по технике безопасности, обучаются основам руководства санитарии и гигиены, повышают свои знания по специальности [2].

Задачи предмета трудового обучения и профессионального направления состоят из следующих:

-          выполнение задач, касающихся содержания различных отраслей производства, проведение экспериментов, уметь правильно использовать приборы для измерения и полученную информацию.

-          формирование отношений к знаниям и труду, внедрять чувства уважения работникам труда, воспитывать их в духе патриотизма и преданности;

-          в условиях рыночной экономики приучать их к производству ходовых и конкурентно способных потребительских товаров и продукций, развивать спонсорство и предпринимательство;

-          путём внедрения отраслей народного промысла в трудовое образование и профессиональное направление изучения национальной духовности народа, его образа жизни, национальных ценностей, исторических памятников и богатого наследия народных умельцев и применение всех этих направлений в практической деятельности является одной из главных задач учеников;

-          в процессе трудового образования и профессионального направления применение информационной технологий, оборудований и современной вычислительной техники, создание условий, отвечающие современным требованиям и стандартам.

В качественном и эффективном осуществлении трудового образования и профессиональном направлении роли школы и внешкольных дополнительно-воспитательных учреждений, семьи, производственных предприятий, а также умельцев и предпринимательских объединений несравнима. Эти учреждения не только должны устанавливать тесные сотрудничества с народными умельцами и мастерами, но и ещё более развивать взаимоотношения.

Воспитание у учеников сознательного и творческого отношения к труду считается основной главной особенностью морального облика гражданина независимого Узбекистана.

Любой труженик, рабочий, земледелец и интеллигент не представляет свою жизнь без труда. Поэтому, этот процесс выражается в том, что от каждого ученика требуется сознательное отношение к труду, необходимость осознания пользы труда обществу, и что благодаря передовым методам и современным техническим средствам можно достичь больших успехов в труде.

В связи с этим, в школьных мастерских необходимо проводить последовательные, основанные по плану мероприятия по формированию сознательного отношения к труду. При выполнении трудовых поручений у ученика формируются такие качества как ответственность, добротность, трудолюбие.

При соблюдении правил трудовой дисциплины у них вырабатываются навыки, проявляется забота и внимание к государственной собственности, формируется сознательное творческое отношение к труду [3].

В результате проведённых наблюдений и анализа занятий в школах было выявлено, что для совершенствования учебных занятий необходимы следующие факторы, которые способствуют развитию трудового образования и профессионального направления:

1.         Содержание учебных занятий по трудовому образованию и профессиональному направлению должны быть направлены на практические действия, выполняемые в основном вручную. Это в свою очередь предотвращает испытывать нужду в электрифицированных, механизированных средствах, установках, станках, помогает предупреждать неожиданные тяжёлые ситуации, связанные с возможными различными производственными травмами.

2.         При выборе содержания учебных занятий в школах необходимо учесть исторические, национальные, территориальные, особенности, которые полностью отвечают педагогическим и дидактическим требованиям отраслей народного промысла.

3.         При учении народного ремесла по трудовому образованию и профессиональному направлению необходимо обратить внимание на благоприятные условия создания материально-технической обеспеченности, на взаимосвязь образования с производством.

4.         Целесообразно, различные учебные занятия по народному ремеслу организовать на основе трудового образования и профессионального направления, так как в них имеются обобществляющие особенности.

5.         Народное ремесло как материальная ценность народов Востока требует особого педагогического, дидактического, методического и психологического анализа.

6.         Изучение народного ремесла на основе трудового образования и профессионального направления требует обновления учебно-методического процесса. Поэтому в школах Республики Узбекистан необходимо разработать учебныхе планы и программы по трудовому образованию и профессиональному направлению. Также необходимо усовершенствовать созданные учебники и учебно-методические пособия.

7.         При изучении национальных ценностей народного ремесла необходимо освещать такие качества как воспитанность, нравственность и другие.

8.         Усовершенствование национальных ценностей в системе учебного воспитания, в частности, при подготовке учеников к труду и профессии, всё это необходимо изучать на примере народного ремесла и таких понятий как историчность, территориальность, народность.

9.         Для более глубокого изучения народного ремесла в системе учебного воспитания надо рассмотреть возможностъ глубокого изучения других учебных предметов. Целесообразно обратиться к таким предметам как законы симметрии, продуктивная геометрия и стереометрические отношения.

10.     Для полного достижения логического единства учебного-воспитания, и для полного использования межпредметных связей необходимо учитывать возможности предметов.

 

Литература:

 

1.                          Новиков А. М. Процесс и методы формирования трудовых умений и навыков. — М.: «Высшая школа»,1986. — 288 с.

2.                          Ходжабаев А. Р. Научно-педагогические основы учебно-методического комплекса подготовки учителя труда. Автореф. дис… докт. пед. наук. — Т.: ТГПУ, 1992.- 42 с.

3.                          Магзумов П. Т., Рузметов Ф. Формирование у учащихся потребности в трудовой деятельности. -Т.: «Фан», 1991. –84 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle