Приобщение студентов-медиков к художественной литературе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (80) декабрь-2 2014 г.

Дата публикации: 20.12.2014

Статья просмотрена: 677 раз

Библиографическое описание:

Джабарова, В. Х. Приобщение студентов-медиков к художественной литературе / В. Х. Джабарова, Д. А. Уста-Азизова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 21 (80). — С. 629-631. — URL: https://moluch.ru/archive/80/14580/ (дата обращения: 19.04.2024).

В данной статье рассмотрено, что в процессе приобщения студентов к художественной литературе, необходимо учитывать и использовать новые направления различных наук, имеющие непосредственное отношение именно к профессии врача. К такому направлению, все чаще упоминаемому в последнее время, относится понятие «библиотерапия», рассматриваемое как один из видов психотерапии. Из курса медицины студенты знают, что существует ряд заболеваний, для лечения которых очень важно воздействовать на настроение, чувства и характер больного. В этом случае удачно подобранная книга способна подарить эстетическое наслаждение, снять депрессивное состояние, пробудить веру в свои силы и интерес к жизни.

Ключевые слова: студент, художественная литература, педагог, медицина.

 

This article describes that in the process of introducing students to the literature, it is necessary to consider and to use new areas of the various Sciences that are relevant to the profession of doctor. To this direction, more often referred to in recent times, is the notion of a ôlibrary therapy», considered as one of the types of psychotherapy. Of course medicine students know that there are some diseases for which treatment is very important to influence mood, feelings and character of the patient. In this case, well-chosen book can give aesthetic pleasure, relieve depression, to awaken faith in their strength and interest in life.

Keywords: student, fiction, teacher, medicine.

 

Совсем недавно мы черпали знания из источников книг. Сейчас в эпоху возрождения, когда появился интернет, молодежь не так часто посещает библиотеки, особенно жаль, что художественную литературу читают лишь в школах. Студент — это молодой человек, ему присущи поиск смысла жизни, раздумья о своем предназначении. Педагог на занятиях должен акцентировать внимание студентов на подобных моментах в жизни известных ученых, писателей, этим самым педагог вызовет дополнительный интерес не только к медицине, но и к литературе.

Сотрудники научной библиотеки проводят выставки, обзоры книг, которые обращаются к душе человека, так как в профессии будущего врача важно не столько лечение, сколько врачевание. Чтобы стать врачом, надо быть безукоризненным человеком (образ врача в художественной литературе). В своем вступительном слове составитель указателя, ведущий библиотекарь О. А. Авраменко пишет: «Бесспорны и неразрывны узы, связывающие медицину и литературу. С одной стороны- врачи, прибегая к литературному творчеству, становились гордостью и заметной частью ее классического наследия. С другой — писатели, приобщаясь к теме медицины, навсегда оставались в плену ее неподражаемого человеческого и профессионального обаяния».

Опыт показывает, что художественная литература, произведения искусства привлекаются в работе врачей крайне редко. А эффективность обращения к такому материалу очевидна. Отрывки из произведений писателей могут использоваться при организации презентаций или выставок в медицинских учреждениях, докладов на конференциях, для устной информации, бесед за круглым столом. Поэтому одна из задач библиотек вузов состоит в том, чтобы помочь будущим медицинским работникам использовать высказывания известных врачей, деятелей науки и искусства в своей работе, направленной на облегчение страданий больного.

В процессе приобщения студентов к художественной литературе, необходимо учитывать и использовать новые направления различных наук, имеющие непосредственное отношение именно к профессии врача. К такому направлению, все чаще упоминаемому в последнее время, относится понятие «библиотерапия», рассматриваемое как один из видов психотерапии.

Из курса медицины студенты знают, что существует ряд заболеваний, для лечения которых очень важно воздействовать на настроение, чувства и характер больного (например, туберкулез, неврозы и др.). В этом случае удачно подобранная книга способна подарить эстетическое наслаждение, снять депрессивное состояние, пробудить веру в свои силы и интерес к жизни [3, 29].

Особенно необходимы добрые и веселые книги больным детям, например, К.Чуковский написал свою первую стихотворную сказку «Крокодил для заболевшего маленького сына; в рассказе писателя и врача А. П. Чехова сказка, рассказанная 7-летнему мальчику, отвратила его от курения. Также, А. П. Чехов утверждал, что «...профессия врача требует самоотвержения, чистоты души и чистоты помыслов. Не всякий способен на это. Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически». Писатель и доктор прекрасно разбирался в психологии больного, вручающего свое здоровье и жизнь незнакомому человеку. И от впечатления о нем, психологического единства с ним, веры в него успех в лечение часто зависит не меньше, чем от лекарств.

Раздумья о чтении великого педагога и ученого Я. А. Каменского отражены в книге «О пользе чтения». Автор говорит об уважении к книгам, о том, какие книги надо читать, и о пользе, которую принесет с собой труд, вложенный в чтение. «Во-первых, это будет ослепительный свет разума, во-вторых, ты будешь богат своим собственным, законно полученным достоянием, в-третьих, сокровища твои смогут сослужить тебе большую службу…». «Мало читать книги, их надо читать внимательно, выписывая главное» [2, 34].

Влияние художественных произведений на ребенка зачастую оказывается гораздо сильнее родительских внушений, так как создает у него чувство свободы выбора решения, а не подчинение воле старших.

Многие социологи, учителя, родители отмечают, что молодежь стала меньше читать. Исследования показывают сложность процессов, происходящих в чтении, и отмечают ряд факторов, влияющих на него:

-          Экономическая ситуация в стране, повлиявшая на социальное расслоение в обществе, коснувшееся и детей;

-          Реформа системы образования, перестройка школьных программ, увеличение учебной нагрузки на школьника;

-          Воздействие массовой культуры на душу ребенка;

-          Удорожание печатной продукции;

-          Отсутствие института семейного чтения.

Будущие врачи должны знать, что библиотерапия подразделяется на два вида: нецеленаправленная, служащая поднятию настроения и отвлечению больного от мыслей о болезни и целенаправленная, способствующая воспитанию определенных черт характера — оптимизма, воли, веры в себя.

Следовательно, еще раз подтверждается обоснованность утверждения о том, что будущий детский врач должен быть всесторонне образован, ориентироваться в литературном творчестве, профессионально применять принципы библиотерапии.

 

Литература:

 

1.         Идея национальной независимости: основные понятия и принципы. — Ташкент: Узбекистан, 2001.

2.         Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. — Т 2. — М.: Педагогика, 1982. — С. 34

3.         Уста-Азизова Д. А. Научно-педагогические основы духовно-нравственного воспитания студентов во внеаудиторное время (на материалах художественной литературы Узбекистана): Дис. … канд. педаг. наук. — Ташкент, 2007.

4.         Эркаев А. Духовность — энергия независимости. — Ташкент: Маънавият, 2001. — С. 149; Отамуратов С., Роматов Ж., Хусанов С. Маънавият асослари маърузалар матни. — Ташкент, 2000.

Основные термины (генерируются автоматически): художественная литература, профессия врача, вид психотерапии, депрессивное состояние, курс медицины, литературное творчество, непосредственное отношение, последнее время, процесс приобщения студентов, эстетическое наслаждение.


Похожие статьи

Влияние эстетического воспитания студента медицинского ВУЗа...

Цель нашего исследования — провести теоретический анализ роли эстетического воспитания студента медицинского вуза в становлении будущего специалиста врача.

1. Провести теоретический анализ состояния проблем эстетического воспитания в медицине.

Этический портрет врача в произведениях русских...

Уровень их художественного таланта был ниже по отношению к основной профессии.

Православная христианская религия повлияла на развитие древнерусской медицины.

Процесс сакрализации образа врача со времён античности и до начала ХХ века...

Литература и искусство художественного слова в воспитании...

Наряду со многими другими видами искусства, художественная литература и театр имеет свое значимое место.

В течение многих веков и тысячелетий эстетическое наслаждение, красота, острый разум

Это свидетельствует о высокой оценке искусства слова в древние времена.

Влияние гуманности медицинской сестры на эффективность...

Таким образом, воспитание гуманного отношения рассматривается как процесс формирования гуманистического

Таким образом, в настоящее время не все медицинские сестры гуманны, но мы считаем, что медицинская сестра — одна из самых благородных профессий.

Литература

Эстетическое воспитание подростка средствами...

Оно рассматривается, как действенное средство приобщения учащихся к высоким духовным ценностям

Таким образом, включение подростков в процесс художественного творчества в системе

Литература. 1. Новлянская З. Н. Эстетическое отношение как один из индикаторов...

Формирование духовности будущих специалистов в условиях...

Ключевые слова: духовность личности, студенты, учебно-воспитательный процесс

А такие виды искусства как: живопись, театр, хореография, классические литература и музыка им

Следует заметить, что художественное развитие студентов во время их обучения в ВУЗе...

Эстетическое воспитание в истории философии и педагогики

В это время центральное место в эстетическом воспитании занимают живопись, литература, архитектура, театр, музыка.

Эстетическое воспитание в процессе творческой деятельности рассматривались в иррационалистической философии середины XIX в., где творчество...

Художественно-эстетическое воспитание студентов в вузе

Центром в системе эстетического воспитания является живопись, дизайн, архитектура, киноиндустрия, имеджеология и другие виды художественного творчества.

В заключении отмечу, что эстетическое воспитание студентов это сложный педагогический процесс, где...

К вопросу о реализации принципа эстетической универсальности...

Ключевые слова: художественное творчество, принцип универсальности, эстетический опыт, эстетическая деятельность, эстетическое отношение

Во все времена существования человека мир культуры был представлен продуктами человеческого творчества.

Влияние эстетического воспитания студента медицинского ВУЗа...

Цель нашего исследования — провести теоретический анализ роли эстетического воспитания студента медицинского вуза в становлении будущего специалиста врача.

1. Провести теоретический анализ состояния проблем эстетического воспитания в медицине.

Этический портрет врача в произведениях русских...

Уровень их художественного таланта был ниже по отношению к основной профессии.

Православная христианская религия повлияла на развитие древнерусской медицины.

Процесс сакрализации образа врача со времён античности и до начала ХХ века...

Литература и искусство художественного слова в воспитании...

Наряду со многими другими видами искусства, художественная литература и театр имеет свое значимое место.

В течение многих веков и тысячелетий эстетическое наслаждение, красота, острый разум

Это свидетельствует о высокой оценке искусства слова в древние времена.

Влияние гуманности медицинской сестры на эффективность...

Таким образом, воспитание гуманного отношения рассматривается как процесс формирования гуманистического

Таким образом, в настоящее время не все медицинские сестры гуманны, но мы считаем, что медицинская сестра — одна из самых благородных профессий.

Литература

Эстетическое воспитание подростка средствами...

Оно рассматривается, как действенное средство приобщения учащихся к высоким духовным ценностям

Таким образом, включение подростков в процесс художественного творчества в системе

Литература. 1. Новлянская З. Н. Эстетическое отношение как один из индикаторов...

Формирование духовности будущих специалистов в условиях...

Ключевые слова: духовность личности, студенты, учебно-воспитательный процесс

А такие виды искусства как: живопись, театр, хореография, классические литература и музыка им

Следует заметить, что художественное развитие студентов во время их обучения в ВУЗе...

Эстетическое воспитание в истории философии и педагогики

В это время центральное место в эстетическом воспитании занимают живопись, литература, архитектура, театр, музыка.

Эстетическое воспитание в процессе творческой деятельности рассматривались в иррационалистической философии середины XIX в., где творчество...

Художественно-эстетическое воспитание студентов в вузе

Центром в системе эстетического воспитания является живопись, дизайн, архитектура, киноиндустрия, имеджеология и другие виды художественного творчества.

В заключении отмечу, что эстетическое воспитание студентов это сложный педагогический процесс, где...

К вопросу о реализации принципа эстетической универсальности...

Ключевые слова: художественное творчество, принцип универсальности, эстетический опыт, эстетическая деятельность, эстетическое отношение

Во все времена существования человека мир культуры был представлен продуктами человеческого творчества.

Похожие статьи

Влияние эстетического воспитания студента медицинского ВУЗа...

Цель нашего исследования — провести теоретический анализ роли эстетического воспитания студента медицинского вуза в становлении будущего специалиста врача.

1. Провести теоретический анализ состояния проблем эстетического воспитания в медицине.

Этический портрет врача в произведениях русских...

Уровень их художественного таланта был ниже по отношению к основной профессии.

Православная христианская религия повлияла на развитие древнерусской медицины.

Процесс сакрализации образа врача со времён античности и до начала ХХ века...

Литература и искусство художественного слова в воспитании...

Наряду со многими другими видами искусства, художественная литература и театр имеет свое значимое место.

В течение многих веков и тысячелетий эстетическое наслаждение, красота, острый разум

Это свидетельствует о высокой оценке искусства слова в древние времена.

Влияние гуманности медицинской сестры на эффективность...

Таким образом, воспитание гуманного отношения рассматривается как процесс формирования гуманистического

Таким образом, в настоящее время не все медицинские сестры гуманны, но мы считаем, что медицинская сестра — одна из самых благородных профессий.

Литература

Эстетическое воспитание подростка средствами...

Оно рассматривается, как действенное средство приобщения учащихся к высоким духовным ценностям

Таким образом, включение подростков в процесс художественного творчества в системе

Литература. 1. Новлянская З. Н. Эстетическое отношение как один из индикаторов...

Формирование духовности будущих специалистов в условиях...

Ключевые слова: духовность личности, студенты, учебно-воспитательный процесс

А такие виды искусства как: живопись, театр, хореография, классические литература и музыка им

Следует заметить, что художественное развитие студентов во время их обучения в ВУЗе...

Эстетическое воспитание в истории философии и педагогики

В это время центральное место в эстетическом воспитании занимают живопись, литература, архитектура, театр, музыка.

Эстетическое воспитание в процессе творческой деятельности рассматривались в иррационалистической философии середины XIX в., где творчество...

Художественно-эстетическое воспитание студентов в вузе

Центром в системе эстетического воспитания является живопись, дизайн, архитектура, киноиндустрия, имеджеология и другие виды художественного творчества.

В заключении отмечу, что эстетическое воспитание студентов это сложный педагогический процесс, где...

К вопросу о реализации принципа эстетической универсальности...

Ключевые слова: художественное творчество, принцип универсальности, эстетический опыт, эстетическая деятельность, эстетическое отношение

Во все времена существования человека мир культуры был представлен продуктами человеческого творчества.

Влияние эстетического воспитания студента медицинского ВУЗа...

Цель нашего исследования — провести теоретический анализ роли эстетического воспитания студента медицинского вуза в становлении будущего специалиста врача.

1. Провести теоретический анализ состояния проблем эстетического воспитания в медицине.

Этический портрет врача в произведениях русских...

Уровень их художественного таланта был ниже по отношению к основной профессии.

Православная христианская религия повлияла на развитие древнерусской медицины.

Процесс сакрализации образа врача со времён античности и до начала ХХ века...

Литература и искусство художественного слова в воспитании...

Наряду со многими другими видами искусства, художественная литература и театр имеет свое значимое место.

В течение многих веков и тысячелетий эстетическое наслаждение, красота, острый разум

Это свидетельствует о высокой оценке искусства слова в древние времена.

Влияние гуманности медицинской сестры на эффективность...

Таким образом, воспитание гуманного отношения рассматривается как процесс формирования гуманистического

Таким образом, в настоящее время не все медицинские сестры гуманны, но мы считаем, что медицинская сестра — одна из самых благородных профессий.

Литература

Эстетическое воспитание подростка средствами...

Оно рассматривается, как действенное средство приобщения учащихся к высоким духовным ценностям

Таким образом, включение подростков в процесс художественного творчества в системе

Литература. 1. Новлянская З. Н. Эстетическое отношение как один из индикаторов...

Формирование духовности будущих специалистов в условиях...

Ключевые слова: духовность личности, студенты, учебно-воспитательный процесс

А такие виды искусства как: живопись, театр, хореография, классические литература и музыка им

Следует заметить, что художественное развитие студентов во время их обучения в ВУЗе...

Эстетическое воспитание в истории философии и педагогики

В это время центральное место в эстетическом воспитании занимают живопись, литература, архитектура, театр, музыка.

Эстетическое воспитание в процессе творческой деятельности рассматривались в иррационалистической философии середины XIX в., где творчество...

Художественно-эстетическое воспитание студентов в вузе

Центром в системе эстетического воспитания является живопись, дизайн, архитектура, киноиндустрия, имеджеология и другие виды художественного творчества.

В заключении отмечу, что эстетическое воспитание студентов это сложный педагогический процесс, где...

К вопросу о реализации принципа эстетической универсальности...

Ключевые слова: художественное творчество, принцип универсальности, эстетический опыт, эстетическая деятельность, эстетическое отношение

Во все времена существования человека мир культуры был представлен продуктами человеческого творчества.

Задать вопрос