Библиографическое описание:

Петрова М. И. Семья и нравственное воспитание подростков в современных условиях // Молодой ученый. — 2014. — №21. — С. 675-677.

На современном этапе развитие российского общества можно кратко охарактеризовать двумя словами: «время перемен». И эти перемены кардинальны практически в каждой сфере: социальной, политической, экономической, духовно-нравственной. Сложившаяся в нашем отечестве социокультурная ситуация отличается множеством противоречий, прагматизмом, агрессивностью, но самое главное — это духовно-нравственный кризис, коренная ломка системы ценностей. Одно из ярчайших ее отражений — кризис семьи и семейных отношений.

Факторы развития российского общества, которым мы обязаны столь кардинальными переменами, породили негативные тенденции, обусловившие поистине критические масштабы падения нравственности и духовного нездоровья. И едва ли не в первую очередь эти деформации претерпела первичная ячейка общества — семья.

В создавшихся специфических условиях наиболее уязвимыми оказались подростки. Из-за особенностей возраста, мировоззрения и психологии они не могут справляться с чувством социальной заброшенности, депрессивными состояниями, лицемерием и конформизмом взрослых — а следовательно, не могут адекватно адаптироваться к окружающей действительности.

Семья является своеобразным средоточием всей совокупности отношений в социуме, именно она представляет собой важнейшее средство воспитания и сферу формирования духовных и нравственных основ личности. В семье не только формируются базисные основы человеческой личности, но и происходит становление личности во всех аспектах: духовном и физическом, нравственном, эстетическом, трудовом.

Иные воспитательные институты воздействуют на отдельные грани личности, семья воздействует на все без исключений. В социально-философском смысле семью можно назвать микросистемой социальных отношений, микромоделью общества, реализующей одновременно потребности личности и потребности общества. По мнению одного из крупнейших педагогов XX века, А. С. Макаренко, корни и причины трудновоспитуемости ребенка берут свое начало в семье, безусловно являющейся сферой духовно-нравственного становления индивида.

Семья многогранна: помимо диады «родитель — ребенок» в ней присутствует взаимопроникновение взрослого и детского мира. Благодаря этому у подростка может сформироваться как позитивный, так и негативный образ семьи. Заметим также, что все психологические и социальные аспекты поведения подростков зависят от условий, создавшихся в его семье, и, соответственно, не рассматривая семью человека (а равно ее отсутствие), невозможно исследовать становление личности.

Подростковый возраст — весьма сложный и болезненный период становления личности. Именно на этом этапе взросления происходит формирование нравственного идеала и стереотипа поведения. Ученые выделяют специфическую активность этого возраста, ключевая характеристика которой — восприимчивость к усвоению ценностей, норм и способов личностного поведения. И в основном подросток воспринимает именно те ценности и стереотипы, которые формируются в его ближайшем окружении: в семье.

Главной психологической особенностью подросткового возраста считается личностная нестабильность, то есть сосуществование противоположностей — черт, тенденций, стремлений, вступающих в борьбу друг с другом и тем самым определяющих противоречивость как поведения, так и характера взрослеющего человека. Именно поэтому необходимое условие воспитания — возникновение позитивных нравственных идеалов.

Среди подростков намного чаще, чем в иных возрастных категориях, наблюдается падение социально-психологических и нравственных норм поведения. Результат этого — негативные тенденции общественного развития, а причины — социальная незрелость и особенности физиологии растущего организма (стремление к независимости, тяга к новым ощущениям, любопытство, необходимость утвердить собственную значимость и неумение прогнозировать последствия собственных поступков).

В настоящее время нравственная ориентация подростков направлена далеко не на познание и творчество, которые были ранее основными духовными ценностями. Вернуть их приоритеты способна только семья — определяющая детерминанта, которая влияет на ценностные ориентации подрастающего поколения. Внутрисемейные отношения являются сильнейшим, доминантным воспитательным фактором, но одновременно могут выступать и фактором деструктивным. При отрицательном характере эмоциональных контактов семьи, она утрачивает воспитательные возможности и становится микросредой, искажающей и задерживающей положительное воздействие на духовно-нравственное формирование личности.

Следует также помнить, что по данным социальных опросов всего лишь 7 % современных подростков видят своими кумирами родителей.

Нравственность и духовность взаимодействуют, но эти понятия не являются тождественными. Нравственность — это составляющая духовности, но духовность без нее невозможна.

Нравственный мир человека (его моральное сознание) включает три уровня:

1.         Уровень мотивационно-побудительный, содержащий мотивы поступков личности, ее нравственные убеждения и потребности. Именно этот уровень определяет истоки личностного поведения, которые другие люди и общество в целом одобряют или осуждают, которые приносят пользу и добро или вред и зло. Правильное нравственное воспитание возможно лишь тогда, когда оно базируется на побуждении подростка к нравственному развитию, когда он сам активно участвует в нем.

2.         Уровень чувственно-эмоциональный, в составе которого — нравственные чувства и эмоции, важнейшие компоненты доброты. Они не являются врожденными, а приобретаются посредством воспитания, и в этом отношении заменить семью невозможно ничем.

3.         Уровень рациональный (умственный), содержащий моральные знания, то есть идеалы и принципы, моральные оценки и нормы поведения, собственно понятия о «хорошем» и «плохом», о смысле жизни, достоинстве, долге. По мнению В. А. Сухомлинского, средоточие нравственности — это долг: сыновний и родительский, перед другими людьми, перед родиной и обществом, перед высокими нравственными принципами и идеалами. Верность такому долгу не связывает человека, а возвышает его.

Воспитанию подлежат все компоненты нравственного мира подростка — только так можно обеспечить гармонию, но нравственные потребности — направляющие. Семейное влияние на формирование этих потребностей результативно в том момент, когда они зарождаются, когда возникает интерес к соответственной стороне действительности. Подросток накапливает опыт, его устремления меняются в силу общения с близкими, и интерес или погаснет, или превратится в устойчивую потребность. Субъектная позиция, система эмоционально-оценочных отношений как источник нравственности формируется в семье и в дальнейшем воздействует на правильность выбора человека на уровне мотивации.

Семейное воспитание представляет собой наиболее адекватную форму духовно-нравственного становления индивида в силу своих характеристик: согласованности личностных качеств родителей; представлений о ролевых установках и ключевых ценностях; межличностного общения в семье, на основе которого у подростка складывается отношение к миру и обществу. Специфические особенности семьи — это положительная эмоциональная направленность взаимоотношений; сплоченность семейной общности, ее задач и целей; разнообразие семьи по возрасту, полу, профессиям, интересам, социальному статусу; постоянное непосредственное общение.

Но основной характеристикой семьи, благодаря которой она становится доминантным фактором нравственного воспитания, является общение, основанное на брачных и родственных отношениях, то есть спектре интимно-эмоциональных связей. Главные духовные ценности семьи — любовь и привязанность, возникающие как результат органического синтеза социально-психологического и биологического начал человеческой жизни. Они превалируют над прочими, и при этом рамки семьи их не ограничивают — по мере взросления подросток переносит эти ценности на других людей.

В современных условиях традиционная модель семьи меняется, но, тем не менее, ее роль в нравственном воспитании подростков возрастает. Поэтому необходимо повышать уровень духовной, нравственной, правовой и эстетической культуры семьи, чтобы стали возможными преобразование культуры как системы нравственных ценностей в индивидуальную личностную и поведенческую культуру подрастающего поколения, формирование высокой нравственной позиции и постоянного стремления к духовному самосовершенствованию.

 

Литература:

 

1.                  Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды. — 3-е изд. — М.:МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. — 352 с.

2.                  Воловикова М. И. Нравственность в современной России / М. И. Воловикова // Психологический журнал.-2009.-№ 4. — С. 95–97.

3.                  Зикратов, В. Воспитательный потенциал современной семьи и пути его повышения / В. Зикратов // Народное образование. — 2007. — № 8. — С. 232.

4.                  Рахимов А. З. Роль нравственного воспитания в формировании личности / А. З. Рахимов // Классный руководитель. — 2001. — № 6. — С. 11.

5.                  Чепурных Е. От культуры полезности к культуре достоинства / Е. Чепурных // Воспитание школьника. — 2009. — № 5. — С. 2.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle