Библиографическое описание:

Ростовщикова Е. А. Природоохранная деятельность в Российской Федерации: стимулы развития // Молодой ученый. — 2014. — №21. — С. 77-79.

Вопросы охраны окружающей природной среды в наши дни затрагивают все человечество. Актуальность темы обусловлена тем, что наша страна, как обладательница большего объема природных ресурсов, заинтересована в экологическом благополучии своей территории в наибольшей степени. Однако действующая на сегодняшний момент система стимулирование природоохранной деятельности является малоэффективной.

Но прежде чем говорить о повышении эффективности стимулирования природоохранной деятельности, следует рассмотреть само это понятие. Термин «стимул» (от латинского слова stimulus) буквально означает «побуждение к действию» Таким образом, стимул, относительно стимулирования природоохранной деятельности — это создание у природопользователей непосредственной заинтересованности в осуществлении мер природоохранного характера.

Система стимулирования природоохранной деятельности в России основывается на таких приоритетных направлениях экологической политики, как «мероприятия по внедрению в производство малоотходных технологий, переход на энерго и ресурсосберегающий тип производства, ввод в действие новых технологических процессов по использованию вторичных ресурсов и отходов» [1, ст.3824]

Основной закон, регулирующий отношения в сфере природопользования «Об охране окружающей среды» [2], в ст. 14 указывает на такие методы стимулирования как налоговые и иные льготы при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использование вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Стимулирование рационального землепользования осуществляется путем освобождения от уплаты земельного налога.

Федеральный закон «О животном мире» [3,с.1462] устанавливает меры экономического стимулирования охраны, воспроизводства и устойчивого использования объектов животного мира путем предоставления льготных кредитов для выполнения работ по охране и воспроизводству объектов животного мира; путем премирования должностных лиц и граждан, осуществляющих охрану животного мира. [3,ст.54]

В соответствии с п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ (часть вторая) не подлежит налогообложению реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации: услуг, оказываемых уполномоченными на то органами, за которые взимается государственная пошлина и т. д. (пп. 17); а так же услуги по предоставлению напрокат аудио-, видеоносителей из фондов организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства, звукотехнического оборудования, музыкальных инструментов и т. д. (пп. 20);

К учреждениям культуры и искусства в целях этой главы НК РФ относятся, в частности, заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные парки и ландшафтные парки.

Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы, устанавливаются статьей 251 Налогового кодекса РФ (часть вторая). Так, при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования (п. 14)

Однако, в настоящее время отсутствует целостная система мер стимулирования природоохранной деятельности, а отдельные меры, без сочетания с комплексом других не дают положительного результата.

Рассмотрим забежной опыт в тех странах, где стимулирование природоохранной деятельности налажено эффективнее.

Следует привести пример США, система природоохранного стимулирования в которой построена на следующих принципах:

Баббл-принцип (принцип «пузыря»), в соответствии с которым норматив выбросов устанавливается для целого региона, а находящиеся на его территории предприятия могут совместно найти наиболее выгодный вариант обеспечения соблюдения этого норматива. Преимущество этого принципа заключается в возможности, во-первых, установления нормы выбросов относительно региона без учета количества предприятий, которое может меняться течением времени; во-вторых, перекладывание бремени распределения выбросов между предприятия на них самих. [9, с.37]

Политика компенсации выбросов заключается в предоставлении лицензии (документа), дающего право на определенное количество выбросов предприятию, которое сократило свои выбросы. Лицензия может быть продана другим экономическим субъектам. Этот метод позволяет получать прибыть от сокращения выбросов.

На этой основе возможна разработка системы стимулирования природоохранной деятельности и в нашей стране.

Еще одой эффективной мерой является поддержка производства экологически-чистой продукции, в первую очередь — продуктов питания. Это происходит посредством уменьшения налогового бремени и представления других льгот субъектам, осуществляющим такое производство. Такой опыт эффективно реализуется во многих странах Западной Европы. [4,с.46]

С учетом опыта зарубежных стран, можно предложить следующие пути создания целостной системы стимулирования природоохранной деятельности.

Следует разработать научную концепцию поэтапного снижения уровня неблагоприятных экологических проявлений (выбросов, загрязнений и т. д.), включающую всю совокупность неблагоприятных экологических факторов с учетом особенностей нашей страны, а также ее отдельных регионов.

Следует ввести систему продажи прав на выбросы, сходную с действующей США, но с учетом особенностей России.

Один из базовых принципов экологического стимулирования на Западе выражается императивом — «загрязнитель платит». Ущерб, нанесенный природе, компенсируется посредством взимания с нарушителя крупных денежных штрафов, целевым образом идущих на развитие экологически безвредных технологий.

Стоит отметить, что в «Основах государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 года», утвержденных Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 года сказано, что экологическая ситуация в Российской Федерации характеризуется высоким уровнем антропогенного воздействия на природную среду и значительными экологическими последствиями прошлой экономической деятельности. Под воздействием высокого и очень высокого загрязнения атмосферного воздуха находится более 54 процентов городского населения в 40 субъектах Российской Федерации. [7,с.11]

Достаточно широко развита экосертификация. Она дополняет обычную сертификацию и носит обязательный характер. Данная система уже длительное время существует в Австрии, Бельгии и Великобритании.

Также для повышения эффективности природоохранных мероприятий, следует усилить пропаганду экологических ценностей, в то числе, среди детей и молодежи.

Система налоговых льгот должна быть разработана таким образом, что бы отказ от повышения уровня природоохранных мероприятия был не выгоден экономическим субъектам. В тоже время следует усилить санкции за экологические правонарушения [6,с.59]

Так же, поддерживаю точку зрения о том, что должно производиться информирование общественности об экологической результативности конкретных предприятий и их экологической деятельности, что приведет к реагированию общества как на отдельные случаи крупного загрязнения, так и на несоблюдение нормативно-правовых требований в целом.

Из сказанного вытекают следующие принципы построения единой и эффективной системы стимулирования охраны природы:

1.                  Комплексный подход к осуществлению стимулирования, то есть разработка системы, направленной на каждый элемент охраны природы, и взаимодействующих между собой с целью повышения эффективности.

2.                  Создание баланса между мерами стимулирования и санкциями.

3.                  Введение стимулирования на всех уровнях экономического механизма.

4.                  Сочетание мер экономического стимулирования с иными элементами экономического механизма охраны природы: планированием, контролем, регулированием, санкциями.

5.                  Сочетание материальных и моральных мер стимулирования предприятий и отдельных лиц, проводящих эффективную природоохранную политику.

 

Литература:

 

1.    Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ. N 31. 1998. ст. 3824.

2.    Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства РФ.2002. N 2. ст. 133.

3.    Федеральный закон от 24.04.1995 N 52-ФЗ «О животном мире» // Собрание законодательства РФ.1995. N 17. ст. 1462.

4.    Бринчук М. М. Экологическое право: Учебник. Ч.5 Пути решения экологических проблем, М.: 2010, с.46

5.    Боголюбов С. А. Экологическое право. М., 2011, с.90–91.

6.    Воронцов А. П. Рациональное природопользование. Учебное пособие — М.: 2009, с.58–64.

7.    Орлов А. И. Проблемы управления экологической безопасностью, М.: 2003, с.11

8.    Кручинина Н. В. Стимулирование природоохранной деятельности предприятий в современных условиях: особенности, формы, методы // Проблемы современной экономики. 2010,N 2 (34), с.32.

9.    Макар С. В. Основы экономики природопользования. Учебное пособие — М.: 2000, с. 36–39.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle