Библиографическое описание:

Максимова Н. Ю. Обучающий потенциал тренинговых занятий в подготовке бакалавров психолого-педагогического образования // Молодой ученый. — 2014. — №21. — С. 585-587.

В статье автором рассматривается возможность использования тренинга и занятий с его элементами для организации образовательного процесса при реализации компетентностного подхода в современном вузе. На основе анализа психолого-педагогической литературы выделены преимущества использования тренинга в подготовке бакалавров психолого-педагогического образования.

Ключевые слова: тренинг, высшее профессиональное образование, студенчество, компетенции, компетентностный подход.

In this article the author regarded the possibility of using the training and occupation, with its elements for the organization of educational process when implementing competence approach in the modern university. Based on the analysis of psychological and pedagogical literature highlighted the advantages of using training in preparation of bachelors psychological and pedagogical education.

Keywords: training, higher professional education students, competence, competence approach.

 

Современный вуз находится на стадии модернизации, что обусловлено изменением требований к ожидаемому результату профессионального становления будущих специалистов. Ориентация системы российского высшего образования на итоговые показатели подготовки студентов, представленных в общекультурных и профессиональных компетенциях, предусмотренных образовательным стандартом по конкретному направлению, обуславливает необходимость применения таких методов и средств обучения, которые будут способствовать развитию профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для решения профессиональных задач.

В Федеральном государственном образовательном стандарте по направлению «Психолого-педагогическое образование» в контексте данной проблемы указано, что «реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В целом учебном процессе они должны составлять не менее 25 процентов аудиторных занятий» [1]. В связи с чем мы можем сделать вывод о том, что одним из рекомендуемых методов обучения являются тренинговые занятия, предусматривающие активное включение студентов в практическую деятельность на этапе обучения в вузе.

В психолого-педагогической литературе проблема использования тренинга в контексте профессионального обучения рассматривается в трудах отечественных и зарубежных ученых (О. В. Баранова, И. В. Вачков, Н. Ю. Емельянов, С. С. Занюк, А. К. Маркова, А. Ребер, Е. В. Сидоренко, Г. Е. Филатова, Н. Ю. Хрущева и др.). Согласно определению А. Ребера, «тренинг вообще — любая учебная программа или набор процедур, разработанных для того, чтобы в результате их осуществления был получен конечный продукт в виде организма, способного на некоторую определенную реакцию (реакции) или участие в некоторой сложной, требующей умений деятельности» [6]. По мнению Ю. Н. Емельянова, тренинг представляет собой совокупность методов, ориентированных на овладение любым видом деятельности, в том числе и профессиональным [3]. И. В. Вачков под тренингом как группу активных методов, направленных на формирование навыков самопознания и саморазвития [2]. С. И. Макшанов считает тренинг методом, способствующим целенаправленным изменениям психологических компонентов личности, группы в целом или даже организации для формирования гармоничных профессиональных и личностных взаимодействий [4]. Таким образом, тренинг является процедурой, ориентированной на изменение поведенческих, когнитивных или эмоциональных привычек.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить некоторые преимущества использования тренинга и занятий с его элементами в учебном процессе в современной системе высшего профессионального образования.

Во-первых, тренинг способствует эффективному овладению студентами практических умений и навыков в психологически комфортной среде, обусловленной наличием ситуации равенства психологических позиций всех участников данной формы работы. Более того, она позволяет снять психологические барьеры и создать условия для отработки конкретных навыков. Включенность студентов в активную деятельность в процессе проведения занятий с элементами тренинга будет способствовать развитию компетенций, связанных с решением конкретных практических задач, благодаря возможности обмена личностным и социальным опытом между участниками групповой работы, и выработке и проигрывании профессиональных стратегий поведения. По мнению В. А. Сластенина, «обеспечение личностного включения студентов в освоение профессиональной деятельности как части человеческой культуры должно обеспечивать в ходе всего обучения не только простое принятие ими уже известного социального опыта, но и его расширенное воспроизводство, обогащение за счет творческого развития личности будущего специалиста» [7, 246]. Важным средством профессионального тренинга, по мнению С. И. Макшанова, является специфическая тренинговая среда, учитывающая требования профессиональной реальности и создающая информационную нагрузку на подлежащие изменению психические качества работника [5]. В работах Т. Т. Щелиной показано, что на тренинговых занятиях актуализация опыта достигается обеспечением личного проживания студентами результата осознания своей активности и успешности в учебно-профессиональном взаимодействии, в совместной с педагогами и сокурсниками деятельности [8]. В этом плане данная форма групповой работы нередко применяется для обучения студентов успешному поведению в контексте профессиональной деятельности. Тренинг обеспечивает формирование необходимых и достаточных для успешного освоения профессии практических умений решения профессиональных задач, формирующихся в ходе многократных систематических упражнений, позволяющих выстраивать свою профессиональную деятельность.

Во-вторых, использование тренинговой формы работы в учебном процессе вуза способствует развитию коммуникативных навыков у студентов, что является важным показателем компетентности специалиста сферы «человек-человек». Коммуникативная компетентность отражает умение специалиста ориентироваться как в социальных, так и в профессиональных ситуациях, понимать актуальные переживания другого человека, умения поставить себя на место собеседника, также тренинг позволяет совершенствовать восприятие окружающих. В тренинге возможность трансляции информации (в том числе и психологической) между преподавателями и студентами, между студентами будет способствовать снижению уровня ее избыточности и экономии времени на ее передачу. «В тренинговой группе постоянно действует обратная связь. Член группы может активно экспериментировать, используя различные стили общения, усваивать и обрабатывать совершенно иные, не свойственные ему ранее коммуникативные умения и навыки, ощущая при этом психологический комфорт и защищенность. Задача группы — помочь участнику выразить себя своими индивидуальными средствами» [7, 459]. Наличие наблюдаемой ответной реакции тренинговой группы на действия отдельного участника позволит спроектировать траекторию профессионального развития как самостоятельно, исходя из уровня теоретической и практической осведомленности, так и совместно с педагогом. На этапе подготовки тренинга, предназначенного для профессионального обучения студентов, важно учитывать его направленность на совершенствование личности участников группы, его профессиональных мотивов и ценностей, профессионального самосознания и профессионально важных качеств.

В-третьих, тренинг может выступать в качестве метода психологического воздействия на мотивационную сферу студентов, что позволит повысить интерес к получаемой специальности, следствием чего будет являться качественная подготовка выпускника вуза к профессии. Стимулирование действий обучаемого будет являться начальным этапом изменения его поведения, что будет способствовать формированию профессиональных смысловых установок, что будет придавать личностный смысл учебной деятельности.

В-четвертых, в процессе участия в занятиях с элементами тренинга через общение с другими людьми реализуется такой психологический механизм профессионального становления как рефлексия, которая способствует пониманию внутренних побуждений и ценностей профессиональной деятельности, самоанализу, оценке совей актуальной позиции и жизненного опыта. Важная роль в отработке новых стратегий поведения и интериоризации профессиональных знаний отводятся самосознанию и усилению рефлексивных процессов. Именно она способствует активизации процесса осознания студентом собственных внутренних психических актов и состояний, а также реализуемой деятельности, активизирует процесс саморегуляции. Более того, тренинг стимулирует у обучаемого аналитическую активность, способствуя тем самым его целенаправленному самоизменению. В работах В. М. Бехтерова, А. Г. Ковалева, В. Н. Колбанского утверждается, что группа обладает большей силой психологического воздействия, чем отдельный индивид, поэтому эффективность групповой работы, используемой в тренинге, усиливает возможность развития личности студента как будущего профессионала.

В-пятых, тренинг позволяет реализовать «взаимообогащающий диалог» [7, 247], что отражает двустороннюю направленность взаимодействующих сторон на сотрудничество и реализацию субъект-субъектного подхода, отличного от классического обучения в форме лекционных занятий, где ведущая роль принадлежит педагогу. Результатом чего может стать единое представление смысла обучения будущей профессии. По мнению В. А. Сластенина «такое преобразование педагогического процесса должно позволить преподавателям не только учить и воспитывать, сколько актуализировать, стимулировать стремление студента к общему и профессиональному развитию, создавать условия для самодвижения» [7, 246].

В-шестых, данная форма обучения позволяет развить творческую активность студентов, необходимую для поиска решения сложных профессиональных задач. В процессе тренинговых занятий участникам в группе приходится самостоятельно решать поставленные проблемные ситуации, что способствует развитию гибкости мышления, проявляющейся в способности к разностороннему восприятию окружающей действительности, к импровизации, к появлению нового опыта через творческого переосмысление чужого.

Таким образом, тренинговые занятия являются необходимым формами организации процесса обучения специалистов в современном вузе, так как их применение ориентировано на психологическое влияние на когнитивные, поведенческие, мотивационные и эмоциональные сферы личности студента. На учебном тренинге не только развиваются психологические качества личности студентов как будущих профессионалов и конкретные практические умения, но и формируются методические умения практического решения профессиональных задач, что является одним из требований к современному выпускнику.

 

Литература:

 

1.                  Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) «Бакалавр»), 2009 URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/prm200–1.pdf (дата обращения: 13.12.14).

2.                  Вачков, И. В. Психологический тренинг: методология и методика проведения. — М.: Эксмо, 2010. — 560 с.

3.                  Емельянов, Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. — 166 с.

4. Макшанов, С. И. Психология тренинга: Теория. Методология. Практика: Монография. — СПб.: «Образование», 1997. — 238 с.

5.                  Макшанов, С. И. Принцип психологического тренинга // Журнал практического психолога, 1999. — № 3. — С. 13–38.

6.                  Оксфордский толковый словарь по психологии / Под ред. А.Ребера, 2002. — URL: http://vocabulary.ru/dictionary/487/word/trening (дата обращения: 13.12.2014).

7.                  Сластенин. — М.: Издательский дом Магистр-Пресс, 2000. — 488с.

8.                  Щелина, Т. Т. Содержание и технологии профессиональной подготовки социального педагога // Социальная педагогика в России. — 2012. — № 2. — С. 84–85.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle