Библиографическое описание:

Гарбузова И. В. Личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию учащихся на уроках иностранного языка // Молодой ученый. — 2014. — №21. — С. 622-624.

В основе так называемого person-centered approach (личностно-ориентированного подхода) лежит психология и педагогика гуманизма. Ученик, а не преподаватель находится в центре процесса познания. И. А. Зимняя, известный психолог и педагог, даже уточняет эту формулировку, говоря о том, что этот процесс должен быть обоюдным, что предполагает свободу выбора обучающимся пути, учебника, методов, а иногда даже партнера обучения-педагога. [1, с. 88]

Такой опыт имел место в некоторых школах Великобритании и США, однако его результаты были не всегда положительны. Зачастую ученики выбирают человека, который меньше от них требует, а не профессионала с высокой квалификацией. Да и ломать существующие принципы и стандарты обучения совсем не приемлемо, особенно для нашей школы. Выход из сложившейся ситуации в том, чтобы на уроках акцентировать внимание на деятельности ученика, при этом не нарушая образовательных стандартов, базового учебного плана программы, и конечно же концентрировать внимание на отношениях учителя и учащихся.

Проблема осложняется с введением единого государственного экзамена. Учителям приходится делать акцент на подготовку учащихся к тестам. Владение иностранным языком предполагает прежде всего умение говорить, выражать свою мысль на этом языке. Естественно, что ученик, в процессе решения этой коммуникативной задачи, может совершать ошибки, лексические или грамматические, не так важно, его главная цель-быть понятым. Но из-за введения ЕГЭ учителя на уроках вынуждены оттачивать умение выбирать один правильный вариант из предложенных, в следствие чего учащиеся теряют навык коммуникации, умения выражать свои мысли. «Тестирование сегодня перевернуло процесс обучения с ног на голову. Вместо того, чтобы использовать тесты для поощрения и оценки обучения, мы с помощью тестов тестируем нашу способность учить тестам. Не учение определяет тестирование, а тестирование диктует свои законы обучению. Вместо того, чтобы выступать средством развития человека, тесты превратились в мерило человеческой ценности». [2, с.142] К сожалению эти слова принадлежат не современным российским ученым, а К. Роджерсу, лидеру гуманистической психологии, и относятся к американской системе образования прошлого века. Мы же перенимаем это опыт, зная, что он заведомо вреден.

В нашей педагогике накоплен эффективнейший опыт обучения и развития ребенка. В новых социально-экономических реалиях, когда знания, квалификация, умение работать с информацией наконец-то начинают становиться основной ценностью, основная задача обучения должна обеспечивать самореализацию человека в новом информационном обществе. Смысл жизни каждого человека,-подчеркивал академик Б. С. Гершунский-состоит в наиболее полной жизненной самореализации личности. [3, с.128]

По мнению же Ш. А. Амонашвили, целью личностно-ориентированного образования является развитие человека в человеке, а также механизмов его самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и др. для становления самобытного личностного образа. [4, с. 134]

То есть речь идет не о формировании личности, а о раскрытии потенциала личности.

Итак, личностно ориентированное обучение предоставляет ученику возможность личностного роста, развития, раскрытия его потенциальных возможностей и способностей, его индивидуальности. Здесь появляется еще одно затруднение, требующее уточнения. В отечественной психологии, в современных психологических энциклопедиях и словарях понятия «личность» и «человек» не идентичны. Так, например, В. С. Леднев делает вывод о том, что в области человекознания понятие «личность» более узкое, чем понятие «человек». «Человек не рождается личностью, а становится ею. Личность не только продукт, но и субъект общественных отношений, личность-это человек, как носитель сознания, как существо, способное к трудовой и познавательной деятельности». [5, с. 22] Эти мысли отражают многих психологов и педагогов в нашей стране и за рубежом. А. Н. Леонтьев подчеркивает: «Но личность представляет целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся». [6, с. 175]

Нам, педагогам, очень важно понимать, что дети все разные. Каждый имеет собственный опыт роста и развития, в том числе и интеллектуального, культурного, нравственного. Каждый человек уникален, и соответственно, каждый требует к себе особого отношения, подхода. Как же применять этот принцип на уроках иностранного языка? Нам необходимо знать не только способности и возможности каждого ребенка, но и его психические особенности. При этом отнесение человека к тому или иному типу не отменяет всего многообразия человеческих характеров, не мешает людям развиваться, проявлять свойственную им уникальность. Многие люди одного и того же типа, имея большое сходство во внешности, манерах, особенностях речи и поведения, не будут похожи друг на друга во всем. К. Юнг, например, выделял 8 наиболее существенных типов личности. Для того, чтобы распознавать их нет никаких особых секретов, ведь любой учитель хорошо знает своих учеников. Давайте попробуем кратко охарактеризовать основные из них, ссылаясь на публикацию Т. Прокофьевой в Интернете. [7] К. Г. Юнг считал, что любой человек ориентирован изначально либо на восприятие внешних сторон жизни, либо на внутренних. Такие виды осознания мира и себя в нем, он идентифицировал, как установки человеческой психики и определял их, как интроверсию и экстраверсию. «Экстраверсия, по Юнгу,-есть переложение интереса вовне, от субъекта, к объекту. «Интроверсией Юнг называл обращение интереса внутрь, когда «мотивирующая сила принадлежит, прежде всего, субъекту, тогда, как объекту принадлежит вторичное значение». [8, с.76]

Все учителя знают в своих классах детей, которых очень трудно «раскачать». Кажется, что они внимательно слушают, но вызвать их на разговор составляет большую проблему. Однако, если их спросить, они могут достаточно правильно ответить, если же нет, то так и будут сидеть молча. Это интроверты.

На уроках иностранного языка им можно предложить сделать письменный перевод, выполнить индивидуальное письменное задание на карточке, кратко изложить текст в письменной форме (summary) и т. д. Но среди наших учеников есть и другие. Они постоянно тянут руки, выкрикивают с места и обижаются, когда спрашивают кого-то другого. Таким детям необходимо создавать условия для активной деятельности, стимулировать для активного участия в дискуссиях, в совместной исследовательской, творческой деятельности. Специфика иностранного языка, как предмета преподавания состоит в том, что каждый ребенок на уроке должен проявлять ту или иную речевую деятельность. Поэтому целесообразно делить детей на группы для обсуждения текстов, закрепления лексики или тех или иных грамматических навыков. В этих группах должны сбалансировано находиться, как интроверты, так и экстраверты. При этом учителю необходимо четко распределить роли учащихся в соответствии с их психическими типами. Экстраверты будут лидерами в совместной деятельности, им можно поручить отбор фактов, выстраивание их в определенной логике. Интровертам же можно предложить письменное отражение деятельности группы, анализ работы и ее выводы.

Такие виды работы очень важны для самореализации личности. Когда дети, принадлежащие к разным типам личности, включаются в совместную деятельность, каждый из них будет в состоянии внести вклад в общее дело, при условии, что он сможет раскрыть свои сильные стороны. «В созданной таким образом-указывали К. Роджерс и его соавтор,- свободной атмосфере один ум высекает искры из другого, свежее озарение одного человека побуждает множество творческих реакций у других, и динамика группового процесса стимулирует процесс обучения в целом. [9, с. 168]

Хочется высказать еще одну важную мысль. Она касается практической реализации личностно-ориентированного подхода в образовании. Теория и практика образования находятся сегодня на изломе между пониманием образования как передачи опыта и образовательной доктриной «выращивания личности». [10, с. 136] Речь идет идет о том, что личностно-ориентированный подход предусматривает принимание во внимание личностной роли ученика в познавательной деятельности, т. е. мотивацию. А личностный смысл формируется в процессе конкретной деятельности, для чего эта самая деятельность должна быть соответствующим образом организована.

Проектный метод на уроках иностранного языка используется уже достаточно широко. На основании этого метода можно достаточно уверенно говорить о том, что, когда проблема или проблемная ситуация затрагивает интересы ученика, не важно творческим или интеллектуальным характером, тогда и появляется этот самый личностный смысл. Тогда у ученика появляется устойчивая мотивация разобраться в той или иной проблеме, причем она предполагает, как правило, знание не только иностранного языка, но и многих других предметов. И это касается не только одаренных, продвинутых учеников, но и слабо успевающих, так как трудно остаться вдали от обсуждения социально-значимых проблем. Кроме того, опыт использования проектных технологий на уроках иностранного языка показывает, что если проблемная ситуация предполагает серьезную совместную работу всех членов группы учеников, влияние друг на друга очень велико и «вызов» (challenge) для каждого ученика, например смогу-не смогу, становится очень большим мотивирующим фактором.

Метод проектов используется на уроках иностранного языка уже со 2 класса. Малыши, еще не научившись читать, составляют рассказ о своей семье, используя картинки, фотографии, личные вещи. В среднем звене можно поручить детям изготовить собственноручно книгу, включив в нее стихи, песни, загадки, кроссворды по пройденной теме. Книгу можно красочно оформить, снабдить иллюстрациями, используя творческие данные учащихся. Эту работу можно предложить, как в индивидуальной, так и в групповой форме, учитывая при этом психические и другие особенности учащихся.

Мы видим, что проектный метод может реализовываться на уроках иностранного языка в создании плакатов, постеров, журналов, презентаций и т. д. Главное при этом учитывать возрастные особенности и интересы учащихся, а также их индивидуальные данные. Как уже отмечалось, слабым учащимся также должна отводиться определенная роль, причем необходимо подчеркивать ее важность и значимость.

Другими словами, личностно-ориентированный подход в образовании и воспитании предусматривает создание условий (включая деятельность учителя) для самореализации учащихся).

 

Литература:

 

  1. И. А. Зимняя. Педагогическая психология — М.,2002-с.88
  2. Rogers K., Freiberg G. Freedom To Learn, 3-rd edition. — Toronto, 1994-p.142.
  3. Б. С. Гершунский. Философия образования для XXI века. — М., 2002 — с.128
  4. Ш. А. Амонашвили. Размышления о гуманной педагогике. М., 1995 -с.134
  5. В. С. Леднев. Содержание общего среднего образования. Проблемы структуры. — М., 1980-с.22
  6. А. Н. Леонтьев. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975 — с.175, 176.
  7. Т. Прокофьева. — http: //www.socionics.ru/ung/htm
  8. К. Г. Юнг. Психологические типы.- Спб.: «Ювента»-М.: «Прогресс-Универс», 1995 — с.76
  9. Rogers K., Freiberg G. Freedom To Learn, 3-rd edition. — Toronto, 1994-p.168
  10. А. В. Хуторской. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования / Ученик в обновляющейся школе — Сб. статей / Под ред. Ю. И. Дика. А. В. Хуторского — М.,2002 — с.136

1.                  

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle