Библиографическое описание:

Джавадов А. А., Комаров Ю. Я., Комаров Д. Ю., Кривоспиченко С. А. К вопросу о совершенствовании пассажирских сообщений в г. Волгограде // Молодой ученый. — 2014. — №21. — С. 143-145.

В статье рассмотрено развитие городского общественного транспорта, и сделан вывод о необходимости совершенствования системы городских автобусных перевозок. Вынесен на обсуждение вопрос о перспективах развития в городе скоростных автобусных перевозок.

Ключевые слова: общественный пассажирский транспорт, скоростные автобусные перевозки.

 

Во времена СССР в Волгограде существовал довольно развитый автобусный парк, состоявший большей частью из автобусов «ЛиАЗ» и «Икарус» (на наиболее загруженных маршрутах). Распад советского планового хозяйства серьёзно сказался на работе волгоградского автобуса. И если на линиях городского электротранспорта в начале 90-х годов не был закрыт практически ни один маршрут, то автобусная сеть была существенно сокращена [1]. С середины 90-х годов к общественному пассажирскому транспорту подключились частные коммерческие автобусы малой вместимости (ГАЗель), что в целом способствовало улучшению транспортного обслуживания населения. В результате открылось множество дополнительных маршрутов, которые охватили практически весь город, и маршрутные такси отобрали достаточно большое количество пассажиров у традиционного муниципального городского транспорта: автобуса, трамвая, троллейбуса, электропоезда.

На сегодняшний день структура подвижного состава городского транспорта общего пользования на 70 % представлена автобусами малой вместимости (ГАЗель), 22 % — электротранспорт и только 8 % — автобусами средней и большой вместимости [2, с. 64]. Обилие автобусов малой вместимости привело к чрезмерной перегруженности городских трасс. При этом большинство автобусов малой вместимости (ГАЗель) находятся в аварийном состоянии, нуждаются в замене деталей, портят внешний вид города, не справляются с пассажиропотоком, да и некомфортабельны для самих пассажиров.

Бесспорно личный автомобиль комфортнее общественного транспорта и маршрутных такси вместе взятых. Но если все вдруг станут пользоваться в своих ежедневных поездках личным автомобилем, — весь город просто встанет в одном большом заторе, так как на дороге легковой автомобиль занимает места в 2 раза меньше автобуса или троллейбуса, но перевозит в десятки раз меньшее количество пассажиров (рисунок 1). Вероятно, выходом из данной ситуации может стать строительство новых магистралей. Но, во-первых, это слишком дорого, а во-вторых, просто не имеет смысла — новые дороги через некоторое время также встанут в бесконечных заторах. Это доказано опытом Европейских стран, где после десятилетия застоя общественный транспорт вновь возвращается на улицы городов [3].

Рис. 1. Сравнение площадей, необходимых для перевозки одного и того же количества пассажиров частными автомобилями (слева) и общественным транспортом

 

Уже сейчас пора становиться на путь развитого общественного транспорта, чтобы через 15–20 лет не пришлось начинать с нуля.

Итак, проблема перемещения пассажиров внутри городской среды является одной из важнейших проблем Волгограда, требующей пристального внимания [3].

В соответствии с ситуацией, сложившейся в сфере пассажирских перевозок Волгограда, можно предложить следующий выход из данной ситуации, а именно использование концепции скоростных автобусных перевозок (САП).

САП признаны наиболее рентабельным механизмом, дающим городам возможность быстро создать систему общественного транспорта, которая может перерасти в сеть и предоставлять пассажирам быстрое и высококачественное обслуживание. Даже на начальной стадии своего применения концепция САП предлагает потенциал, который может кардинально изменить городской транспорт.

Скоростные автобусные перевозки — это высококачественная, опирающаяся на автобусы, транспортная система, которая удовлетворяет потребности быстрой, удобной и рентабельной городской мобильности, путем создания инфраструктуры выделенных полос, обеспечения быстрых и частых рейсов, а также использования отменных качеств в маркетинге и обслуживании клиентов. Фактически, САП такая же удобная и эффективная система, как система рельсового транспорта, но требующая при этом намного меньше финансов, в этом можно убедиться, сравнив эффективность строительства САП со строительством скоростного трамвая в г. Волгограде (таблица). Система САП обычно будет стоить от 4 до 20 раз дешевле, чем трамвайная или легко-рельсовая транспортная система и от 10 до 100 раз дешевле, чем метро.

Таблица 1

Сравнительнаяэффективность строительства САП со строительством скоростного трамвая в г. Волгограде

Города

Продолжительность строительства, лет

Длина, км

Количество пассажиров в день, чел.

Стоимость 1 км, млн. $

Средняя скорость, км/ч

Волгоград (Россия)*

35

17

135 000

46,5

26

Богота (Колумбия)

3

84

1 450 000

5,3–13,3

27

Сан-Пауло (Бразилия)

12

142

2 000 000

2,0–15,0

22

Куритиба (Бразилия)

8

64

562 000

1,1–6,0

24

 

* — строительство скоростного трамвая.

На сегодняшний день «полная система САП», имеющая почти все составные части высокого качества услуг уже создана в таких городах как Богота (Колумбия) (рисунок 2), и Куритиба (Бразилия). Также похожие системы в развивающихся странах существуют в таких городах, как Гуаякиль (Эквадор), Джакарта (Индонезия) и Перейра (Колумбия). Среди городов развитых стран высококачественные системы были созданы в Брисбэйне (Австралия), Оттаве (Канада) и Руане (Франция). САП уже существуют приблизительно в 40-ка городах на шести континентах, и еще больше городов или планируют внедрить или уже внедряют эту систему. Главные составляющие элементы концепции САП — это высококачественна инфраструктура, высокая работоспособность, эффективная и прозрачная бизнес — структура, современные технологии, превосходство в маркетинге и услугах для пассажиров [4, с. 1].

Рис. 2. Система ТрансМиленио в Боготе

 

Учитывая, что система САП это относительно не дорогая, быстрореализуемая транспортная система, и существует возможность ее поэтапного внедрения, предлагается реализовать концепцию данной системы со строительства первого коридора САП в Волгограде, который свяжет Аэропорт с речным вокзалом. Строительство первого коридор САП в Волгограде планируется разбить на три участка (Аэропорт — Самарский разъезд, Самарский разъезд — Площадь Ленина, Площадь Ленина — Речной вокзал) и начать строительство планируется с участка который свяжет Самарский разъезд с площадью Ленина. Этому и будет посвящена наша дальнейшая работа.

 

Литература:

 

1.                  Волгоградский автобус [Электронный ресурс] // Википедия — свободная энциклопедия — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org /wiki/ %D0 %92 %D0 %BE %D0 %BB %D0 %B3 %D0 %BE %D0 %B3 %D1 %80 %D0 %B0 %D0 %B4 %D1 %81 %D0 %BA %D0 %B8 %D0 %B9_ %D0 %B0 %D0 %B2 %D1 %82 %D0 %BE %D0 %B1 %D1 %83 %D1 %81 (дата обращ. 10. 10. 2014)

2.                  Основные подходы к повышению скорости сообщения на общественном автомобильном транспорте в г. Волгограде / Ю. Я. Комаров, С. В. Колесников, С. В. Ганзин, Д. Ю. Комаров // Известия ВолгГТУ: межвуз. сб. науч. ст. № 10 / ВолгГТУ. — Волгоград, 2013. — (Серия «Наземные транспортные системы»; вып. 6). — C. 64–66

3.                  Лирическое отступление или что-то вроде того... [Электронный ресурс] // Волгоградцы ZA общественный транспорт — Режим доступа: http://tr-vlg.ru/sit.html (дата обращ. 10. 10. 2014)

4.                  Скоростные автобусные перевозки: рук-во по планированию. В 6 ч. Ч.1. Подготовка проекта / А. Кастро [и др.]. — Изд-е 3-е. — Нью-Йорк: Ин-т транспортной политики и развития, 2007. — 1002с.: табл., рис.

Основные термины (генерируются автоматически): малой вместимости, общественного транспорта, автобусов малой вместимости, САП в Волгограде, скоростных автобусных перевозок, транспортная система, коридора САП в Волгограде, коридор САП в Волгограде, система САП, применения концепция САП, эффективность строительства САП, Система САП, автобусами малой вместимости, автобусы малой вместимости, городского транспорта, количество пассажиров, Скоростные автобусные, пассажирских перевозок, автобусные перевозки, городского общественного транспорта.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle