Библиографическое описание:

Джавадов А. А., Комаров Ю. Я., Комаров Д. Ю., Кривоспиченко С. А. К вопросу о совершенствовании пассажирских сообщений в г. Волгограде // Молодой ученый. — 2014. — №21. — С. 143-145.

В статье рассмотрено развитие городского общественного транспорта, и сделан вывод о необходимости совершенствования системы городских автобусных перевозок. Вынесен на обсуждение вопрос о перспективах развития в городе скоростных автобусных перевозок.

Ключевые слова: общественный пассажирский транспорт, скоростные автобусные перевозки.

 

Во времена СССР в Волгограде существовал довольно развитый автобусный парк, состоявший большей частью из автобусов «ЛиАЗ» и «Икарус» (на наиболее загруженных маршрутах). Распад советского планового хозяйства серьёзно сказался на работе волгоградского автобуса. И если на линиях городского электротранспорта в начале 90-х годов не был закрыт практически ни один маршрут, то автобусная сеть была существенно сокращена [1]. С середины 90-х годов к общественному пассажирскому транспорту подключились частные коммерческие автобусы малой вместимости (ГАЗель), что в целом способствовало улучшению транспортного обслуживания населения. В результате открылось множество дополнительных маршрутов, которые охватили практически весь город, и маршрутные такси отобрали достаточно большое количество пассажиров у традиционного муниципального городского транспорта: автобуса, трамвая, троллейбуса, электропоезда.

На сегодняшний день структура подвижного состава городского транспорта общего пользования на 70 % представлена автобусами малой вместимости (ГАЗель), 22 % — электротранспорт и только 8 % — автобусами средней и большой вместимости [2, с. 64]. Обилие автобусов малой вместимости привело к чрезмерной перегруженности городских трасс. При этом большинство автобусов малой вместимости (ГАЗель) находятся в аварийном состоянии, нуждаются в замене деталей, портят внешний вид города, не справляются с пассажиропотоком, да и некомфортабельны для самих пассажиров.

Бесспорно личный автомобиль комфортнее общественного транспорта и маршрутных такси вместе взятых. Но если все вдруг станут пользоваться в своих ежедневных поездках личным автомобилем, — весь город просто встанет в одном большом заторе, так как на дороге легковой автомобиль занимает места в 2 раза меньше автобуса или троллейбуса, но перевозит в десятки раз меньшее количество пассажиров (рисунок 1). Вероятно, выходом из данной ситуации может стать строительство новых магистралей. Но, во-первых, это слишком дорого, а во-вторых, просто не имеет смысла — новые дороги через некоторое время также встанут в бесконечных заторах. Это доказано опытом Европейских стран, где после десятилетия застоя общественный транспорт вновь возвращается на улицы городов [3].

Рис. 1. Сравнение площадей, необходимых для перевозки одного и того же количества пассажиров частными автомобилями (слева) и общественным транспортом

 

Уже сейчас пора становиться на путь развитого общественного транспорта, чтобы через 15–20 лет не пришлось начинать с нуля.

Итак, проблема перемещения пассажиров внутри городской среды является одной из важнейших проблем Волгограда, требующей пристального внимания [3].

В соответствии с ситуацией, сложившейся в сфере пассажирских перевозок Волгограда, можно предложить следующий выход из данной ситуации, а именно использование концепции скоростных автобусных перевозок (САП).

САП признаны наиболее рентабельным механизмом, дающим городам возможность быстро создать систему общественного транспорта, которая может перерасти в сеть и предоставлять пассажирам быстрое и высококачественное обслуживание. Даже на начальной стадии своего применения концепция САП предлагает потенциал, который может кардинально изменить городской транспорт.

Скоростные автобусные перевозки — это высококачественная, опирающаяся на автобусы, транспортная система, которая удовлетворяет потребности быстрой, удобной и рентабельной городской мобильности, путем создания инфраструктуры выделенных полос, обеспечения быстрых и частых рейсов, а также использования отменных качеств в маркетинге и обслуживании клиентов. Фактически, САП такая же удобная и эффективная система, как система рельсового транспорта, но требующая при этом намного меньше финансов, в этом можно убедиться, сравнив эффективность строительства САП со строительством скоростного трамвая в г. Волгограде (таблица). Система САП обычно будет стоить от 4 до 20 раз дешевле, чем трамвайная или легко-рельсовая транспортная система и от 10 до 100 раз дешевле, чем метро.

Таблица 1

Сравнительнаяэффективность строительства САП со строительством скоростного трамвая в г. Волгограде

Города

Продолжительность строительства, лет

Длина, км

Количество пассажиров в день, чел.

Стоимость 1 км, млн. $

Средняя скорость, км/ч

Волгоград (Россия)*

35

17

135 000

46,5

26

Богота (Колумбия)

3

84

1 450 000

5,3–13,3

27

Сан-Пауло (Бразилия)

12

142

2 000 000

2,0–15,0

22

Куритиба (Бразилия)

8

64

562 000

1,1–6,0

24

 

* — строительство скоростного трамвая.

На сегодняшний день «полная система САП», имеющая почти все составные части высокого качества услуг уже создана в таких городах как Богота (Колумбия) (рисунок 2), и Куритиба (Бразилия). Также похожие системы в развивающихся странах существуют в таких городах, как Гуаякиль (Эквадор), Джакарта (Индонезия) и Перейра (Колумбия). Среди городов развитых стран высококачественные системы были созданы в Брисбэйне (Австралия), Оттаве (Канада) и Руане (Франция). САП уже существуют приблизительно в 40-ка городах на шести континентах, и еще больше городов или планируют внедрить или уже внедряют эту систему. Главные составляющие элементы концепции САП — это высококачественна инфраструктура, высокая работоспособность, эффективная и прозрачная бизнес — структура, современные технологии, превосходство в маркетинге и услугах для пассажиров [4, с. 1].

Рис. 2. Система ТрансМиленио в Боготе

 

Учитывая, что система САП это относительно не дорогая, быстрореализуемая транспортная система, и существует возможность ее поэтапного внедрения, предлагается реализовать концепцию данной системы со строительства первого коридора САП в Волгограде, который свяжет Аэропорт с речным вокзалом. Строительство первого коридор САП в Волгограде планируется разбить на три участка (Аэропорт — Самарский разъезд, Самарский разъезд — Площадь Ленина, Площадь Ленина — Речной вокзал) и начать строительство планируется с участка который свяжет Самарский разъезд с площадью Ленина. Этому и будет посвящена наша дальнейшая работа.

 

Литература:

 

1.                  Волгоградский автобус [Электронный ресурс] // Википедия — свободная энциклопедия — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org /wiki/ %D0 %92 %D0 %BE %D0 %BB %D0 %B3 %D0 %BE %D0 %B3 %D1 %80 %D0 %B0 %D0 %B4 %D1 %81 %D0 %BA %D0 %B8 %D0 %B9_ %D0 %B0 %D0 %B2 %D1 %82 %D0 %BE %D0 %B1 %D1 %83 %D1 %81 (дата обращ. 10. 10. 2014)

2.                  Основные подходы к повышению скорости сообщения на общественном автомобильном транспорте в г. Волгограде / Ю. Я. Комаров, С. В. Колесников, С. В. Ганзин, Д. Ю. Комаров // Известия ВолгГТУ: межвуз. сб. науч. ст. № 10 / ВолгГТУ. — Волгоград, 2013. — (Серия «Наземные транспортные системы»; вып. 6). — C. 64–66

3.                  Лирическое отступление или что-то вроде того... [Электронный ресурс] // Волгоградцы ZA общественный транспорт — Режим доступа: http://tr-vlg.ru/sit.html (дата обращ. 10. 10. 2014)

4.                  Скоростные автобусные перевозки: рук-во по планированию. В 6 ч. Ч.1. Подготовка проекта / А. Кастро [и др.]. — Изд-е 3-е. — Нью-Йорк: Ин-т транспортной политики и развития, 2007. — 1002с.: табл., рис.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle