Библиографическое описание:

Ломакина Г. Р., Асламова В. В. Комплексный подход к использованию игр при обучении говорению // Молодой ученый. — 2014. — №21. — С. 649-651.

В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, регламентирующих результаты, содержание и организацию основного общего образования, основным результатом обучения предмету «Иностранный язык» в школе является формирование иноязычной коммуникативной компетенции. Традиционно сложилось, что в школе большое внимание уделяется формированию перцептивных видов речевой деятельности, а говорение зачастую выражается в ответе обучаемых на вопросы учителя. Однако, наиболее распространенной формой бытового общения является говорение, поэтому в последнее время вопросом оптимизации обучения говорению уделяется все большее внимание как учителями-практиками, так и методистами и учеными.

С нашей точки зрения успешность обучения говорению обеспечивается, прежде всего, комплексным подходом, постепенной отработкой лингвистического материала и «выводом» изучаемого материала в речь. Комплекс упражнений для обучения говорению включает в себя предречевую ориентировку учащихся, речевую интенцию, ролевую социализацию.

Предречевая ориентировка учащихся обеспечивает существенные для формирования конкретного речевого действия мотив, замысел высказывания, необходимые для его реализации стратегии и тактики. В наиболее общей форме такая совокупность определяется через:

-        такую формулировку задания упражнений, которая либо формировала высокий уровень мотивации, либо определенным образом затрагивала бы интересы обучаемого, «заставляя» таким образом вступать в коммуникацию;

-        достаточно точное и детальное описание ситуации и персонажей, а также их взаимоотношений внутри коммуникативной ситуации так, чтобы обучаемые могли смоделировать их возможное речевое поведение.

Под речевой интенцией мы понимаем задачи, которые должны быть решены в ходе развития коммуникативной ситуации, то есть то, что ребенок хочет сказать и, самое главное, зачем он хочет это сказать. Чтобы речевая интенция была осмыслена и принята обучаемым, необходимо, чтобы она поставленная задача коррелировалась с жизненным опытом обучаемого, была ему близка и вызывала желание вступить в контакт с собеседником.

Под ролевой социализацией мы понимаем «вживание» обучаемого в роль, которую он должен играть в предстоящей учебно-коммуникативной ситуации. Для того, чтобы в процессе коммуникации произошло присвоение обучаемым предложенной ему социальной роли необходимо, чтобы, а) как было сказано выше, данная роль была в достаточной мере детализирована, б) опиралась на социальный опыт обучаемого, в) вызвала у него интерес или желание попробовать себя в данной роли.

Предлагая ту или иную учебно-коммуникативную ситуацию учитель долен учитывать следующие факторы:

а)     лингвистическую готовность обучаемых к реализации поставленной коммуникативной задачи;

б)     достаточность социального опыта и базовых знаний обучаемых для ее реализации;

в)     индивидуальные особенности и интересы группы в целом и конкретных обучаемых в частности.

С учетом этих критериев рассмотрим структурные составляющие комплекса упражнений для обучения говорению.

1.      Предречевые упражнения включают в себя овладение:

-        — необходимым лексическим объёмом речевого материала;

-        — достаточной глубиной грамматического построения речи.

2.      Структура комплекса упражнений для обучения говорению включает в себя упражнение на предречевую ориентировку учащихся, развитие речевой интенции; уточнение и расширение ролевой социализации.

3.      Содержание предречевой ориентировки включает в себя детализацию условий, ситуации, целей общения, а также описание персонажей. Чем ярче информация, предлагаемая на данном этапе, тем выше вероятность успешного развития условно-речевой ситуации.

4.      Содержание речевой интенции заключается в формировании у обучаемого способности выражать замысел высказывания средствами изучаемого языка.

5.      Содержание ролевой социализации состоит обеспечении возможности обучаемого отождествлять себя с предлагаемым персонажем и желания действовать от его лица..

Таким образом, речевые упражнения должны включать в себя формирование у обучаемых следующих способностей:

-        самостоятельно сформировать изложение вопроса, просьбы, обращения, комментария и т. д.;

-        к речевому взаимодействию, способности вести диалоги, монологи, дискуссии, споры и пр.

С нашей точки зрения хорошим подспорьем при обучении говорению являются игры, так как игра является естественной средой познания человеком окружающего мира и активизации возможностей, скрытых в каждом ребенке. Каждый — и ребенок и взрослый — знает, что в игре «все понарошку», поэтому можно не бояться сделать ошибку, дать неправильный ответ, выглядеть смешным и т. п. Мы предлагаем несколько игр, которые могут быть использованы при работе с детьми 9–11 лет. В ходе работы мы неоднократно использовали их, поэтому после описания игры приводим краткий анализ реакции детей и полученных результатов.

Игра 1. Фруктовый салат.

Цели и задачи: создать комфортную и непринужденную ситуацию для процесса коммуникации, проверить лексику по ранее пройденному материалу (тема «еда»), развить логику и внимательность детей, а так же выработать командный дух.

Содержание игры: каждому дается карточка с тем или иным ингредиентом (названием продукта), учитель произносит название блюда (в нашем случае «борщ» и «фруктовый салат», цель игроков собраться вместе как можно быстрее в одну команду, всего их будет две, победит та, ведущий которой первым соберет и назовет все ингредиенты своего блюда.

Анализ: в процессе этой игры дети общались частично на русском, частично на французском языке, работали слаженно и организованно, слушали капитанов и за 2–3 минуты «2 блюда» были собраны, таким образом, ребята проявили интерес и внимательность, а так же показали слаженную работу, затем каждый из учеников повторил все названия продуктов, входящих в состав блюда его команды. Игру хорошо использовать и для сплочения неоднородного коллектива группы.

Игра 2. Какого рода слово?

Цели и задачи: проверить и проконтролировать насколько правильно дети усвоили принадлежность ранее изученных существительных к тому или иному роду (выбрана лексика по теме кухня, еда, дом, сад, огород), проверить автоматизм и уровень умения применять полученные знания на практике.

Содержание игры: учитель стоит у доски и называет слова мужского и женского рода в хаотичном порядке, цель учеников, хлопать в ладоши, когда они слышат существительное женского рода, либо топать ногами, если преподаватель назвал существительное мужского рода. Затем каждая из команд придумывает прилагательные, характеризующие тот или иной предмет, который был назван учителем ранее, прилагательные должны быть употреблены в правильной форме. Выигрывает команда, которая быстрее и правильнее выполнила задание.

Анализ: в процессе проведенной игры мы поняли, что дети усвоили лексику очень хорошо, но возникали трудности с употреблением правильной формы прилагательного, так как род они интуитивно определяют по исходному слову в русском языке. Игру хорошо использовать в конце урока, чтобы во-первых, немного снять усталость детей, дать им возможность немного расслабиться, а, во-вторых, показать им как много они уже знают и умеют.

Игра 3. Как мне найти Париж?

Цели и задачи: проверить уровень усвоенной лексики, умение четко и ясно объяснять дорогу, как пройти до того или иного места собеседнику. Проверка грамматических конструкций, изученных ранее.

Содержание игры: ученики разбиваются на пары, один из них будет гид, другой путешественник, цель гида объяснить, как пройти путешественнику к той или иной достопримечательности, использую ранее изученные грамматические конструкции и лексику, каждая из пар проявляет творчество и придумывает ситуацию сама, после того как дети составят диалог, они должны разыграть сценку перед классом! Выигрывает пара, составившая самый интересный диалог.

Анализ: ученики довольно быстро справились с поставленной задачей, были выбраны интересные и необычные сюжеты (один из путешественников споткнулся и был вынужден искать аптеку, другой забыл фотоаппарат в Кремле и спрашивал, как до него добраться и т. п.), были употреблены грамматические конструкции и необходимая лексика, класс проявил уважение к каждой из пар, слушали молча и внимательно. Игра хороша на заключительном этапе работы с лексикой, позволяет каждому ученику показать свои знания, вырабатывает в группе умение слушать других и давать им положительную оценку.

В целом, практика работы с детьми показала нам, что наиболее важным, в процессе обучения говорению является мотивация, развить ее помогают коммуникативные игры, они снимают напряжение в коллективе, помогают настроить на непринужденный рабочий лад, подготавливают учащихся к освоению или закреплению нового интересного материала. Игры помогают решить следующий спектр проблем, с которыми сталкивается каждый учитель иностранного языка:

-        ученики стесняются говорить на иностранных языках, боятся сделать ошибки, подвергнуться критике;

-        учащиеся не понимают речевую задачу;

-        у учащихся не хватает языковых и речевых средств для решения поставленной задачи;

-        учащиеся не вовлекаются в коллективное обсуждение предмета урока по тем или иным причинам;

-        учащиеся не выдерживают в необходимом количестве продолжительность общения на иностранном языке.

Именно игры являются хорошим помощником, позволяющим отработать материал в нескучной форме, нивелировать страх ошибкобоязни (когда говорю не я, а кто-то, просто моим голосом, уже не так страшно), выработать умение работать в коллективе, столь важное в современном обществе, мотивируют к созданию развернутых высказываний, диалогических и монологических единств.

 

Литература:

 

1.                  Вайсбурд М. Л. Типология учебно-речевых ситуаций //Психолого-педагогические проблемы интенсивного обучения иностранным языкам. М.: МГУ, 1981, с.286.

2.                  Пассов Е. И. Урок иностранного языка в средней школе. М.: Просвещение, 1988,с. 324.

3.                  Ломакина Г. Р. Создание среды общения — как ключевая задача учителя иностранного языка//В мире научных открытий, № 3, 2014. — c. 283–295.

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle