Библиографическое описание:

Якубов Ш. М., Якубов А. М. Использование народных игр как духовного наследия в процессе непрерывного образования // Молодой ученый. — 2014. — №21. — С. 721-723.

Народные игры являются неотъемлемой частью национального духовного наследия. В данной статье кратко описана история возникновения узбекских народных игр, раскрыто их значение для духовно-нравственного воспитания учащихся в системе непрерывного образования, названы Республиканские спортивные праздники и соревнования, которые стали традиционными и проводятся в различных регионах Республики Узбекистан. Подчеркнута роль руководства Республики в пропаганде здорового образа жизни и духовно-нравственном воспитании молодого поколения.

Ключевые слова: народные игры, национальные ценности, физическое развитие, гармоничное поколение, возрождение духовных ценностей, национальное самосознание, фестиваль народных игр.

 

После достижения независимости в Узбекистане восстанавливается историческая правда о прошлом узбекского народа, возрождается национальное самосознание, осуществляются масштабные работы по возвращению народу духовных ценностей. Критическая и объективная оценка исторического прошлого нашей Родины, определение основ национальной государственности, обращение к своим духовным корням, построение демократического, гражданского общества — эти цели и задачи положены в основу подготовки к жизни молодого поколения.

Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов подчеркивает: «Возрождение духовных ценностей, рост национального самосознания, возвращение к духовным источникам нации, к своим корням — в этом состоит естественный непрерывный процесс развития» [1].

Народные игры, пришедшие из далекого прошлого, являются неотъемлемой частью национально культурного наследия и имеют свою историю. Поэтому анализ и исследование роли и значения народных игр в процессе исторического развития общества, их использование в воспитании современной молодежи являются актуальными проблемами педагогика. В народных играх нашли свое отражение в образной форме события повседневной жизни народа, наблюдения и впечатления простых людей, их жизненный опыт и чувства, часто выраженные в музыкальной или танцевальной форме. Народные игры передавались из поколения к поколению. В них народ воплощал свои мечты, надежды и устремления. Можно сказать, что народные игры это продукт многовекового исторического развития нации, вобравший в себя народные традиции, обычаи, образ жизни. Они занимают определенное место в жизни общества. Некоторые из игр дошли до нас без изменения, другие же претерпели изменения и обновление, исходя из духовных и материальных потребностей современного общества. Но самое главное — народные игры сохранены и продолжают жить. Появившись как способ выражения радостного, веселого настроения, оптимизма, соревновательного духа, народные игры являются обязательным компонентом, сопровождающим народные праздники, свадебные торжества, массовые гулянья и другие.

На нашей планете мы не встретим ни одного народа, у которого бы не сформировались свои игры. С момента появления на свет младенец начинает познавать окружающий мир. На всех этапах развития и взросления ребенка грудной возраст, раннее детство, подростковый, юношеский возраст человека сопровождают игрушки и игры, благодаря которым он выполняет разные виды деятельности, способствующие нравственному, социально-эстетическому, физическому развитию. Народные же игры, как неотделимая часть национальной духовности, прочно вошли в духовную и бытовую жизнь всего населения. В системе непрерывного образования их можно использовать на всех этапах и не только в процессе физического воспитания, но и на уроках истории, литературы, во внеклассной работе.

В основном принято рассматривать народные игры как средство организации досуга подрастающего поколения (да и взрослых). Однако их физический и духовный потенциал и функции гораздо шире. Речь идет о воспитании личностных качеств и чувств, любови к природе и человеку, уважения к традициям предков. Народные игры это продукт народного творчества, в котором заложена основа здорового и гармоничного человека и, кроме того, проявляются этнографические элементы.

Исторически сложившиеся народные игры, в которых воплощены национальное самосознание и традиции, полностью опровергают приведенную выше точку зрения, так как они свидетельствуют о физическом и интеллектуальном духе народа, его стремлении проявлять смелость, находчивость, силу и ловкость в сражении с противником.

Президент Узбекистана И. А. Каримов отмечал, что стоящая перед страной «Сложная и почетная задача построения независимого великого государства в тысячу раз повышает значение духовных ценностей. Достижение великой цели, построение нового общества и обеспечение достойной жизни людей, прежде всего, связаны с воспитанием гармонично развитого молодого поколения. Поэтому наши дети, думая о своем будущем, должны глубоко осознать необходимость трудиться, что называется «крепко подпоясавшись», и чувствовать ответственность за свой труд» [2].

В этом контексте возрожденные в годы независимости народные игры приобретают особое, государственное значение в воспитании всесторонне развитого поколения, формировании мировоззрения, физического и психического здоровья молодежи.

Распространение и популяризация народных игр среди населения дали возможность приблизить их к спортивным соревнованиям разных видов и практиковать их проведение на массовых праздниках и мероприятиях. Например, начиная с 1991 года, в Джизаке и Фаришском районе этой области традиционно проводятся народные игры, посвященные дню независимости. Цель этого мероприятия — возродить и распространить народные игры, показать их народу. Можно назвать десятки игр, представляемых на праздниках. В их числе: «мяч и камней», «стой прямо», «тута замри», «конная повозка», «поднятие тяжестей», «матушка-кормилица», «игра в орехи», «верховая борьба», «пеший и осёл», «три шага», «золотые ворота», «словесная перепалка», «наездник джигит», «догонялки», «прятки» и другие.

В 1992 и 1993 годах во всех регионах Джизакской области были проведены праздники народных игр. А в 1994 году в Фаришском районе провели I-ю Республиканскую олимпиаду «Народные игры», в которой участвовали представители всех областей нашей страны и Республики Каракалпакстан. II-ю Олимпиада народных игр была проведена там же в 1996 году. К тысячелетию создания героического эпоса «Алпомиш» в городе Термезе были проведены соревнования по стрельбе из лука, разным видам борьбы, которые пришли из старины. В 1999 году в Джизаке организовали фестиваль игр девушек «Тумарис» [3].

В 2000 году в Ферганском государственном университете состоялась конференция на тему «Народные игры «Алпомиш» и проблемы развития национальных видов спорт», на которой подвели итоги развития спорта в Республике за десятилетний период [4].

В Узбекистане создана «Национальная энциклопедия палаванов» (полвон — силач, богатырь, атлет). На V-Всемирном фестивале народных игр в Литве в 2012 году узбекские народных игры вызвали огромный интерес участников. География участников народных игр постоянно расширяется. Так узбекский национальный кураш (вид борьбы) вышел на мировую арену и приобрел международный авторитет. Было проведено первенство мира по курашу, во многих странах созданы и создаются федерации кураша. Стоит вопрос о введении этого вида спорта в олимпийские игры.

На основе теоретических исследований и опыта, анализа состояния вопроса мы пришли к следующим выводам:

-        народные игры, распространенные с древних времен в Ферганской долине, переходили из эпохи в эпоху, от поколения к поколения, совершенствуясь и обновляясь, сохранили своё значение;

-        являясь продуктом этно-социальных и этно-исторических процессов развития, народные игры способствовали объединению населения, обеспечению мира и согласия среди народа;

-        этнографический анализ традиционных народных игр в рамках регионов показывает, что: во-первых, народные игры имеют общие и локальные свойства, во-вторых, наличие строгих правил и критериев организации и проведения игр; в-третьих, народные игры направлены на формирование у участников наблюдательности, находчивости, ловкости, мастерства, таких качеств, как честность, уважение к сопернику, дружелюбие, толерантность и других гуманных качеств;

-        особенно возросло значение народных игр в годы независимости, повысился интерес к их истории, совершенствованию и адаптации к современным условиям.

Таким образом, традиционные народные игры служат важнейшей цели воспитания здорового и гармонично развитого молодого поколения, формирования личностных качеств, подготовки молодежи к жизни, труду, защите Родины.

Изучение, пропаганда и внедрение народных игр как части национально — культурного наследия является сегодня одной из актуальных воспитательных задач.

 

Литература:

 

1.      Каримов И. А. Узбекистан XXI аср бусагасида: хафсизликка тахдид, баркарорлик шартлари ва тараккиёт кафолотлари.//Т.: Узбекистон, 1999.

2.      Каримов И. А., Истиклол ва маънавият, Тошкент: Ўзбекистон, 1994.

3.      Корабоев У. Ўзбек халқ ўйинлари. Т.: Санъат. 2001.

4.      Алпомиш халқ ўйинлари ва миллий спорт турларини ривожлантириш муаммолари. Фарғона. 2000.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle