Использование народных игр как духовного наследия в процессе непрерывного образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 марта, печатный экземпляр отправим 3 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (80) декабрь-2 2014 г.

Дата публикации: 20.12.2014

Статья просмотрена: 978 раз

Библиографическое описание:

Якубов, Ш. М. Использование народных игр как духовного наследия в процессе непрерывного образования / Ш. М. Якубов, А. М. Якубов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 21 (80). — С. 721-723. — URL: https://moluch.ru/archive/80/14455/ (дата обращения: 19.03.2024).

Народные игры являются неотъемлемой частью национального духовного наследия. В данной статье кратко описана история возникновения узбекских народных игр, раскрыто их значение для духовно-нравственного воспитания учащихся в системе непрерывного образования, названы Республиканские спортивные праздники и соревнования, которые стали традиционными и проводятся в различных регионах Республики Узбекистан. Подчеркнута роль руководства Республики в пропаганде здорового образа жизни и духовно-нравственном воспитании молодого поколения.

Ключевые слова: народные игры, национальные ценности, физическое развитие, гармоничное поколение, возрождение духовных ценностей, национальное самосознание, фестиваль народных игр.

 

После достижения независимости в Узбекистане восстанавливается историческая правда о прошлом узбекского народа, возрождается национальное самосознание, осуществляются масштабные работы по возвращению народу духовных ценностей. Критическая и объективная оценка исторического прошлого нашей Родины, определение основ национальной государственности, обращение к своим духовным корням, построение демократического, гражданского общества — эти цели и задачи положены в основу подготовки к жизни молодого поколения.

Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов подчеркивает: «Возрождение духовных ценностей, рост национального самосознания, возвращение к духовным источникам нации, к своим корням — в этом состоит естественный непрерывный процесс развития» [1].

Народные игры, пришедшие из далекого прошлого, являются неотъемлемой частью национально культурного наследия и имеют свою историю. Поэтому анализ и исследование роли и значения народных игр в процессе исторического развития общества, их использование в воспитании современной молодежи являются актуальными проблемами педагогика. В народных играх нашли свое отражение в образной форме события повседневной жизни народа, наблюдения и впечатления простых людей, их жизненный опыт и чувства, часто выраженные в музыкальной или танцевальной форме. Народные игры передавались из поколения к поколению. В них народ воплощал свои мечты, надежды и устремления. Можно сказать, что народные игры это продукт многовекового исторического развития нации, вобравший в себя народные традиции, обычаи, образ жизни. Они занимают определенное место в жизни общества. Некоторые из игр дошли до нас без изменения, другие же претерпели изменения и обновление, исходя из духовных и материальных потребностей современного общества. Но самое главное — народные игры сохранены и продолжают жить. Появившись как способ выражения радостного, веселого настроения, оптимизма, соревновательного духа, народные игры являются обязательным компонентом, сопровождающим народные праздники, свадебные торжества, массовые гулянья и другие.

На нашей планете мы не встретим ни одного народа, у которого бы не сформировались свои игры. С момента появления на свет младенец начинает познавать окружающий мир. На всех этапах развития и взросления ребенка грудной возраст, раннее детство, подростковый, юношеский возраст человека сопровождают игрушки и игры, благодаря которым он выполняет разные виды деятельности, способствующие нравственному, социально-эстетическому, физическому развитию. Народные же игры, как неотделимая часть национальной духовности, прочно вошли в духовную и бытовую жизнь всего населения. В системе непрерывного образования их можно использовать на всех этапах и не только в процессе физического воспитания, но и на уроках истории, литературы, во внеклассной работе.

В основном принято рассматривать народные игры как средство организации досуга подрастающего поколения (да и взрослых). Однако их физический и духовный потенциал и функции гораздо шире. Речь идет о воспитании личностных качеств и чувств, любови к природе и человеку, уважения к традициям предков. Народные игры это продукт народного творчества, в котором заложена основа здорового и гармоничного человека и, кроме того, проявляются этнографические элементы.

Исторически сложившиеся народные игры, в которых воплощены национальное самосознание и традиции, полностью опровергают приведенную выше точку зрения, так как они свидетельствуют о физическом и интеллектуальном духе народа, его стремлении проявлять смелость, находчивость, силу и ловкость в сражении с противником.

Президент Узбекистана И. А. Каримов отмечал, что стоящая перед страной «Сложная и почетная задача построения независимого великого государства в тысячу раз повышает значение духовных ценностей. Достижение великой цели, построение нового общества и обеспечение достойной жизни людей, прежде всего, связаны с воспитанием гармонично развитого молодого поколения. Поэтому наши дети, думая о своем будущем, должны глубоко осознать необходимость трудиться, что называется «крепко подпоясавшись», и чувствовать ответственность за свой труд» [2].

В этом контексте возрожденные в годы независимости народные игры приобретают особое, государственное значение в воспитании всесторонне развитого поколения, формировании мировоззрения, физического и психического здоровья молодежи.

Распространение и популяризация народных игр среди населения дали возможность приблизить их к спортивным соревнованиям разных видов и практиковать их проведение на массовых праздниках и мероприятиях. Например, начиная с 1991 года, в Джизаке и Фаришском районе этой области традиционно проводятся народные игры, посвященные дню независимости. Цель этого мероприятия — возродить и распространить народные игры, показать их народу. Можно назвать десятки игр, представляемых на праздниках. В их числе: «мяч и камней», «стой прямо», «тута замри», «конная повозка», «поднятие тяжестей», «матушка-кормилица», «игра в орехи», «верховая борьба», «пеший и осёл», «три шага», «золотые ворота», «словесная перепалка», «наездник джигит», «догонялки», «прятки» и другие.

В 1992 и 1993 годах во всех регионах Джизакской области были проведены праздники народных игр. А в 1994 году в Фаришском районе провели I-ю Республиканскую олимпиаду «Народные игры», в которой участвовали представители всех областей нашей страны и Республики Каракалпакстан. II-ю Олимпиада народных игр была проведена там же в 1996 году. К тысячелетию создания героического эпоса «Алпомиш» в городе Термезе были проведены соревнования по стрельбе из лука, разным видам борьбы, которые пришли из старины. В 1999 году в Джизаке организовали фестиваль игр девушек «Тумарис» [3].

В 2000 году в Ферганском государственном университете состоялась конференция на тему «Народные игры «Алпомиш» и проблемы развития национальных видов спорт», на которой подвели итоги развития спорта в Республике за десятилетний период [4].

В Узбекистане создана «Национальная энциклопедия палаванов» (полвон — силач, богатырь, атлет). На V-Всемирном фестивале народных игр в Литве в 2012 году узбекские народных игры вызвали огромный интерес участников. География участников народных игр постоянно расширяется. Так узбекский национальный кураш (вид борьбы) вышел на мировую арену и приобрел международный авторитет. Было проведено первенство мира по курашу, во многих странах созданы и создаются федерации кураша. Стоит вопрос о введении этого вида спорта в олимпийские игры.

На основе теоретических исследований и опыта, анализа состояния вопроса мы пришли к следующим выводам:

-        народные игры, распространенные с древних времен в Ферганской долине, переходили из эпохи в эпоху, от поколения к поколения, совершенствуясь и обновляясь, сохранили своё значение;

-        являясь продуктом этно-социальных и этно-исторических процессов развития, народные игры способствовали объединению населения, обеспечению мира и согласия среди народа;

-        этнографический анализ традиционных народных игр в рамках регионов показывает, что: во-первых, народные игры имеют общие и локальные свойства, во-вторых, наличие строгих правил и критериев организации и проведения игр; в-третьих, народные игры направлены на формирование у участников наблюдательности, находчивости, ловкости, мастерства, таких качеств, как честность, уважение к сопернику, дружелюбие, толерантность и других гуманных качеств;

-        особенно возросло значение народных игр в годы независимости, повысился интерес к их истории, совершенствованию и адаптации к современным условиям.

Таким образом, традиционные народные игры служат важнейшей цели воспитания здорового и гармонично развитого молодого поколения, формирования личностных качеств, подготовки молодежи к жизни, труду, защите Родины.

Изучение, пропаганда и внедрение народных игр как части национально — культурного наследия является сегодня одной из актуальных воспитательных задач.

 

Литература:

 

1.      Каримов И. А. Узбекистан XXI аср бусагасида: хафсизликка тахдид, баркарорлик шартлари ва тараккиёт кафолотлари.//Т.: Узбекистон, 1999.

2.      Каримов И. А., Истиклол ва маънавият, Тошкент: Ўзбекистон, 1994.

3.      Корабоев У. Ўзбек халқ ўйинлари. Т.: Санъат. 2001.

4.      Алпомиш халқ ўйинлари ва миллий спорт турларини ривожлантириш муаммолари. Фарғона. 2000.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, национальное самосознание, Узбекистан, Возрождение духовных ценностей, Джизак, культурное наследие, молодое поколение, непрерывное образование, развитое молодое поколение, физическое развитие.


Ключевые слова

физическое развитие, национальные ценности, народные игры, гармоничное поколение, возрождение духовных ценностей, национальное самосознание, фестиваль народных игр

Похожие статьи

Духовное и интеллектуальное воспитание молодого поколения...

Ключевые слова:молодежная политика, интеллектуальное и духовное воспитание, гармонично развитое поколение, «массовая культура», национальные ценности. Молодежная политика в Узбекистане является одним из приоритетных направлений государственной политики.

Возрождение национально-духовных и общечеловеческих...

Ключевые слова:Узбекистан, национально-духовные ценности, общечеловеческие ценности, гражданское общество, демократизация и обновление общества. История — основа духовности народа. Духовность — это не только наследие, передающееся от поколения к поколению.

Духовно-нравственное воспитание в процессе непрерывного...

подрастающее поколение, развитая личность, духовность, ценность, высокая духовность, демократическое общество, молодое поколение, узбекский народ, Узбекистан, Беруни.

К вопросу о создании модели выпускника начальной школы как...

- Освоение материальных и духовных ценностей общечеловеческой и. - национальной культуры: научных, художественных, технических

1. Бегимкулов Ш. Некоторые аспекты системы непрерывного образования Республики Узбекистан. — Т.: изд-во ТашГПУ, 2005.

Национальные ценности – это основа системы непрерывного...

ценность, молодое поколение, молодой человек, непрерывное образование, Казахстан, дело воспитания, традиция, школа.

На пути духовно-нравственного воспитания подрастающего...

– принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций

Проблематика духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения на основе сохранения исторического наследия.

Гармоничная личность — один из приоритетов национальной...

Рубрика: Культурология. Опубликовано в Молодой учёный №3 (137) январь 2017 г.

На основе овладения духовными ценностями человек стремится к духовно- нравственному

Молодежь и идеи национальной независимости. Высокая духовная культура молодёжи Узбекистана.

О необходимости нравственного воспитания молодежи

Богатое культурное духовное наследие нашего прошлого практически остается невостребованным. Молодое поколение на сегодняшний день к глубокому сожалению имеет практически очень слабое представление о нравственной культуре русского народа...

Роль института семьи в социально-культурном развитии...

Молодое поколение сегодня считается объектом оказания влияния со стороны социальной структуры общества. Проектирование и управление этой структурой осуществляется с помощью системы «социально-информационных модулей»...

Духовное и интеллектуальное воспитание молодого поколения...

Ключевые слова:молодежная политика, интеллектуальное и духовное воспитание, гармонично развитое поколение, «массовая культура», национальные ценности. Молодежная политика в Узбекистане является одним из приоритетных направлений государственной политики.

Возрождение национально-духовных и общечеловеческих...

Ключевые слова:Узбекистан, национально-духовные ценности, общечеловеческие ценности, гражданское общество, демократизация и обновление общества. История — основа духовности народа. Духовность — это не только наследие, передающееся от поколения к поколению.

Духовно-нравственное воспитание в процессе непрерывного...

подрастающее поколение, развитая личность, духовность, ценность, высокая духовность, демократическое общество, молодое поколение, узбекский народ, Узбекистан, Беруни.

К вопросу о создании модели выпускника начальной школы как...

- Освоение материальных и духовных ценностей общечеловеческой и. - национальной культуры: научных, художественных, технических

1. Бегимкулов Ш. Некоторые аспекты системы непрерывного образования Республики Узбекистан. — Т.: изд-во ТашГПУ, 2005.

Национальные ценности – это основа системы непрерывного...

ценность, молодое поколение, молодой человек, непрерывное образование, Казахстан, дело воспитания, традиция, школа.

На пути духовно-нравственного воспитания подрастающего...

– принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций

Проблематика духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения на основе сохранения исторического наследия.

Гармоничная личность — один из приоритетов национальной...

Рубрика: Культурология. Опубликовано в Молодой учёный №3 (137) январь 2017 г.

На основе овладения духовными ценностями человек стремится к духовно- нравственному

Молодежь и идеи национальной независимости. Высокая духовная культура молодёжи Узбекистана.

О необходимости нравственного воспитания молодежи

Богатое культурное духовное наследие нашего прошлого практически остается невостребованным. Молодое поколение на сегодняшний день к глубокому сожалению имеет практически очень слабое представление о нравственной культуре русского народа...

Роль института семьи в социально-культурном развитии...

Молодое поколение сегодня считается объектом оказания влияния со стороны социальной структуры общества. Проектирование и управление этой структурой осуществляется с помощью системы «социально-информационных модулей»...

Похожие статьи

Духовное и интеллектуальное воспитание молодого поколения...

Ключевые слова:молодежная политика, интеллектуальное и духовное воспитание, гармонично развитое поколение, «массовая культура», национальные ценности. Молодежная политика в Узбекистане является одним из приоритетных направлений государственной политики.

Возрождение национально-духовных и общечеловеческих...

Ключевые слова:Узбекистан, национально-духовные ценности, общечеловеческие ценности, гражданское общество, демократизация и обновление общества. История — основа духовности народа. Духовность — это не только наследие, передающееся от поколения к поколению.

Духовно-нравственное воспитание в процессе непрерывного...

подрастающее поколение, развитая личность, духовность, ценность, высокая духовность, демократическое общество, молодое поколение, узбекский народ, Узбекистан, Беруни.

К вопросу о создании модели выпускника начальной школы как...

- Освоение материальных и духовных ценностей общечеловеческой и. - национальной культуры: научных, художественных, технических

1. Бегимкулов Ш. Некоторые аспекты системы непрерывного образования Республики Узбекистан. — Т.: изд-во ТашГПУ, 2005.

Национальные ценности – это основа системы непрерывного...

ценность, молодое поколение, молодой человек, непрерывное образование, Казахстан, дело воспитания, традиция, школа.

На пути духовно-нравственного воспитания подрастающего...

– принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций

Проблематика духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения на основе сохранения исторического наследия.

Гармоничная личность — один из приоритетов национальной...

Рубрика: Культурология. Опубликовано в Молодой учёный №3 (137) январь 2017 г.

На основе овладения духовными ценностями человек стремится к духовно- нравственному

Молодежь и идеи национальной независимости. Высокая духовная культура молодёжи Узбекистана.

О необходимости нравственного воспитания молодежи

Богатое культурное духовное наследие нашего прошлого практически остается невостребованным. Молодое поколение на сегодняшний день к глубокому сожалению имеет практически очень слабое представление о нравственной культуре русского народа...

Роль института семьи в социально-культурном развитии...

Молодое поколение сегодня считается объектом оказания влияния со стороны социальной структуры общества. Проектирование и управление этой структурой осуществляется с помощью системы «социально-информационных модулей»...

Духовное и интеллектуальное воспитание молодого поколения...

Ключевые слова:молодежная политика, интеллектуальное и духовное воспитание, гармонично развитое поколение, «массовая культура», национальные ценности. Молодежная политика в Узбекистане является одним из приоритетных направлений государственной политики.

Возрождение национально-духовных и общечеловеческих...

Ключевые слова:Узбекистан, национально-духовные ценности, общечеловеческие ценности, гражданское общество, демократизация и обновление общества. История — основа духовности народа. Духовность — это не только наследие, передающееся от поколения к поколению.

Духовно-нравственное воспитание в процессе непрерывного...

подрастающее поколение, развитая личность, духовность, ценность, высокая духовность, демократическое общество, молодое поколение, узбекский народ, Узбекистан, Беруни.

К вопросу о создании модели выпускника начальной школы как...

- Освоение материальных и духовных ценностей общечеловеческой и. - национальной культуры: научных, художественных, технических

1. Бегимкулов Ш. Некоторые аспекты системы непрерывного образования Республики Узбекистан. — Т.: изд-во ТашГПУ, 2005.

Национальные ценности – это основа системы непрерывного...

ценность, молодое поколение, молодой человек, непрерывное образование, Казахстан, дело воспитания, традиция, школа.

На пути духовно-нравственного воспитания подрастающего...

– принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций

Проблематика духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения на основе сохранения исторического наследия.

Гармоничная личность — один из приоритетов национальной...

Рубрика: Культурология. Опубликовано в Молодой учёный №3 (137) январь 2017 г.

На основе овладения духовными ценностями человек стремится к духовно- нравственному

Молодежь и идеи национальной независимости. Высокая духовная культура молодёжи Узбекистана.

О необходимости нравственного воспитания молодежи

Богатое культурное духовное наследие нашего прошлого практически остается невостребованным. Молодое поколение на сегодняшний день к глубокому сожалению имеет практически очень слабое представление о нравственной культуре русского народа...

Роль института семьи в социально-культурном развитии...

Молодое поколение сегодня считается объектом оказания влияния со стороны социальной структуры общества. Проектирование и управление этой структурой осуществляется с помощью системы «социально-информационных модулей»...

Задать вопрос