Библиографическое описание:

Асеева Е. Н., Стасенко М. С. Проблемное изложение раздела «Поверхности» дисциплины «Начертательная геометрия» с учетом межпредметных связей // Молодой ученый. — 2014. — №21. — С. 603-605.

В деятельности преподавателей высшей школы объединяются научная и учебная работа. В связи с этим формулируются принципы обучения, отражающие особенности учебного процесса в высшей школе, такие, как обеспечение единства в научной и учебной деятельности студентов; профессиональная направленность и профессиональная мобильность; проблемность и эмоциональность всего процесса обучения. Задача преподавателя так организовать процесс обучения в период ознакомления и изучения предмета, чтобы студенты не только усвоили отдельно взятые темы и весь аспект в целом, но и осмыслили и скорректировали свою позицию в отчётности, при обсуждении, осознали связь изучаемого предмета с другими дисциплинами учебного плана, так называемые межпредметные связи. Существует несколько основных направлений, по которым рекомендуется вести и совершенствовать работу в установлении межпредметных связей:

-        это базирование на знаниях, полученных по общеобразовательным дисциплинам, например, использовать философские знания с целью анализа тех проблем, которые изучаются по предметам профессионально-технического цикла, т. е. по профилям их будущих специальностей, и тех мировоззренческих, с которыми они встречаются в повседневной жизни;

-        использование математического аппарата для решения производственных и технологических задач для проведения расчётов, составления технологических карт, построения графиков и т. д.;

-        разъяснение физической сущности различных технологических процессов;

-        использование знаний, полученных студентами по общественным дисциплинам при рассмотрении вопросов технологического процесса, экономической эффективности технологии и организации технологического процесса.

В настоящее время осуществление межпредметных связей — один из основных вопросов современной системы обучения, который должен планомерно внедряться в учебный процесс с активным участием руководителей ВУЗа и тех лиц, которые составляют учебные планы, потому что это дополнительное время преподавателя, которое должно оплачиваться.

С другой стороны, совершенствование обучения, повышение эффективности и качества учебного процесса — одна из главных задач преподавателя. Он должен обеспечить максимальное использование учебного времени, научность и последовательность изложения материала с тем, чтобы студенты осмысленно его воспринимали, умели анализировать и делать выводы из фактов, доводов и наблюдений. При этом преподаватель должен уметь быстро и объективно определять степень и способность усвоения студентами нового материала.

Помимо организационных, логических и технических методических приемов, в составе каждого метода обучения следует в качестве самостоятельного элемента структуры выделять, приемы визуализации информации, приемы организации самостоятельной учебной активности обучающихся, приемы стимуляции и мотивации учения, приемы формирования учебных умений, навыков и способов действий, приемы организации обратной связи.

Методы обучения определяются также характером изучаемой дисциплины, содержанием примерной учебной программы и задачами, которые предъявляются к каждому этапу обучения, кроме этого в большей степени определяются наличием оборудования, окружающими условиями, предприятий для прохождения производственной практики, индивидуальными особенностями преподавателя и студентов. Исходя из этого, право каждого преподавателя — в свободном выборе методов обучения, однако этот выбор должен быть самым оптимальным с учётом нынешней ситуации в образовании и производственных предприятий, где студенты могут закреплять на практике свои знания и обогащать багаж знаний производственными ситуациями. Причём ко всем методам обучения предъявляются два обязательных требования:

-        методы должны способствовать активизации самостоятельной познавательной деятельности студентов на практических занятиях;

-        методы должны обеспечивать глубокое понимание и усвоение студентами изучаемой темы занятия.

Дисциплина «Начертательная геометрия» читается студентам в первом семестре на первом курсе. Первый курс решает задачи приобщения недавнего абитуриента к студенческим формам коллективной жизни. Поведение студентов отличается высокой степенью конформизма; у первокурсников отсутствует дифференцированный подход к своим ролям. Это период самой напряженной учебной деятельности студентов. В жизнь первокурсника интенсивно включены все формы обучения и воспитания. Студенты получают общую подготовку, формируются их широкие культурные запросы и потребности. Происходит процесс адаптации к университетской среде.

Преподаватель должен помочь студентам выработать умение творчески мыслить, развить подвижность и остроту ума. Например, на этапе введения слушателей в новый раздел, тему, дисциплину наряду с общепринятой обзорной лекцией можно использовать лекцию-визуализацию. Подготовка данной лекции преподавателем состоит в том, чтобы изменить, переконструировать учебную информацию по теме лекционного занятия в визуальную форму для представления студентам через технические средства обучения или вручную (схемы, рисунки, чертежи и т. п.). Чтение лекции сводится к связному, развернутому комментированию преподавателем подготовленных наглядных материалов, полностью раскрывающему тему данной лекции.

Например, при чтении лекции на тему «Поверхности» в курсе «Начертательная геометрия» лектору необходимо донести до студентов мысль, что весь окружающий нас материальный мир имеет геометрические формы, ограниченные различными поверхностями. Необходимо видеть эти поверхности, чтобы изображать их на чертежах. Как можно заставить студентов сделать первый шаг в этом направлении? Рассказывая студентам автотранспортного факультета о поверхностях сферы и тора, показываются слайды с эпюрами этих поверхностей. Затем на следующих слайдах приводятся примеры использования свойств этих поверхностей в предметной области специальности — автомобилестроении. Сначала демонстрируется 3D–модель узла, для лучшего понимания конструкции, так как студенты пока не имеют технической подготовки. Затем — слайд с фотографией реального механизма. Например, поверхность сферы используется в шарнире равных угловых скоростей, который обеспечивает передачу крутящего момента при углах поворота до 70 градусов относительно оси (рис. 1 и 2).

Рис.1.

 

ШРУС

Рис. 2.

 

Поверхность тора используется в торовом вариаторе (рис. 2). На рис.3 приведен двойной тороидальный вариатор Extroid CVT, который ставился на мощные топовые модели Nissan.

Рис. 3.

 

Рис. 4.

 

Затем предлагается студентам подготовить учебно-исследовательскую работу на тему «Поверхность» в виде презентации. Задания индивидуальные — разрешается выбрать себе поверхность для исследования самостоятельно (коноид, цилиндроид, геликоид, параболоид и т. д.). Работа выполняется по определенному преподавателем плану: способы задания поверхности — аналитическое, на чертеже — определителем, каркасом и т. д.; сечения поверхности, развертка. И обязательным является раздел, в котором студенты должны найти в своей будущей профессиональной предметной области применение этой поверхности.

Как показал опыт, определенная часть студентов с интересом и энтузиазмом решают именно эту часть работы. Для первокурсников такое задание является исследовательской работой, так как им на этом этапе по направлению прочитан только курс «Введение в специальность».

Подводя итоги, можно кратко сформулировать основные задачи методики обучения различных по специфике предметов, которые вытекают из их сущности и их связей с другими смежными предметами: определить место учебного предмета (учебной дисциплины) в общей системе подготовки студента; отбор познавательного учебного материала в соответствии с примерной программой и специализацией на основе дидактических принципов современной педагогики; осуществление взаимосвязи данного предмета с другими смежными предметами, а также с практикой передовых предприятий, научных достижений в данной области и научной литературой; обоснование материально-технического обеспечения учебного процесса и разработка предъявляемых к нему требований; построение самостоятельной работы студентов и её обоснование.

 

Литература:

 

1.      Авдеюк, О. А. Совершенствование форм и методов преподавания дисциплин студентам первого курса при переходе к новым стандартам образования / Авдеюк О. А., Асеева Е. Н., Крохалев А. В. // Молодой учёный. — 2012. — № 5, ч. 3. — C. 387–389

2.      Асеева, Е. Н. Задание и конструирование поверхностей спецмашин на комплексном чертеже: учеб. пособ.(гриф). Доп. УМО вузов по университетскому политехн. образованию по направл. подготовки 170100 «Оружие и системы вооружения» / Асеева Е. Н., Ханов Г. В.; под ред. Г. В. Ханова; ВолгГТУ. — Волгоград, 2009. — 55 с.

3.      Совершенствование форм и методов обучения графическим дисциплинам при переходе к государственным стандартам 3-го поколения / Асеева Е. Н., Авдеюк О. А. // Преподавание графических дисциплин в современных условиях: сб. науч. тр. 43-й межвуз. науч.-метод. конф. (24 июня 2013 г.) / Национальный исследовательский Томский политехн. ун-т. — Томск, 2013. — C. 8–13.

4.      Коростелёв А. И., Коростелёва О. Н. Процесс обучение, содержание учебного материала и методы обучения в сельскохозяйственном ВУЗе // Успехи современного естествознания. — 2007. — № 3. — С. 50–53

5.      http://www.avtonov.svoi.info/cvt.php

6.      http://unit-car.com/ustroystvo/35-shrus.html

7.      http://www.motorpage.ru/bigimage/Photos/800/7_Extroid_CV_jpg.html

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle