Библиографическое описание:

Бойчук И. И. Анализ уровня жизни населения на примере Самарской области // Молодой ученый. — 2014. — №21. — С. 277-279.

Статья посвящена оценке уровня жизни населения в Самарской области. Рассматривается объем и изменение валового регионального продукта, проводится анализ уровня среднедушевого денежного дохода, величины прожиточного минимума по социально-демографическим группам населения.

Ключевые слова: уровень жизни, денежный доход, прожиточный минимум, городское население, сельское население, неравенство, бедность.

 

Проблема измерения уровня жизни населения в условиях переходной экономики приобретает особую актуальность. Многие специалисты дают самые различные оценки изменения уровня жизни. Это объективно обусловлено сложностью определения самой категории «уровень жизни».

Вместе с тем необходимость адекватной оценки уровня жизни населения в современных условиях не вызывает сомнения, поскольку без нее невозможны разработка и проведение эффективной социальной и экономической политики.

Уровень жизни населения в первую очередь определяется его доходами, которые служат основным источником удовлетворения жизненных потребностей населения. Нестабильность экономики, происходящие структурные сдвиги в сферах производства и занятости, инфляция не могут не отражаться на уровне доходов и расходов и их распределении в обществе. [3]

К числу основных направлений повышения уровня жизни следует отнести необходимость ускорения темпов экономического роста, так как развитие производства, обеспечивающее экономический рост, определяет совокупность, уровень развития человеческих потребностей и степень их удовлетворения через количество и качество производимой продукции, объем получаемых доходов. Не менее существенна значимость обратной связи: экономический рост возможен только при условии достижения необходимого уровня жизни населения. [4]

В 2013 году в Самарской области продолжился экономический рост. По большинству макроэкономических показателей отмечена положительная динамика, превышающая среднероссийский уровень. Отмечено увеличение объемов промышленного производства, сельского хозяйства, строительных работ, рост инвестиционной активности организаций, повышение заработной платы и потребительского спроса. По оценке, объем валового регионального продукта за 2013 год составил 1054,4 млрд. рублей и по сравнению с 2012 годом увеличился на 3,2 % в сопоставимых ценах (таблица 1).

Таблица 1

Объем и изменение валового регионального продукта в Самарской области в 2009–2013 гг

 

2009

2010

2011

2012

2013

Валовый региональный продукт в основных ценах (добавленная стоимость в основных ценах), млрд руб.

584,0

695,7

834,1

941,6

1054,4

Индекс физического объема ВРП (валовой добавленной стоимости в основных ценах), в % к предыдущему году

80,4

108,5

105,9

103,0

103,2

Валовый региональный продукт на душу населения, тыс. рублей

181,3

216,2

259,0

293,0

315,9

 

Уровень жизни населения зависит не только от объемов валового регионального продукта, но и в значительной мере от его структуры по видам первичных доходов и их использованию.

В структуре денежных доходов населения в последние годы существенных изменений не наблюдалось. Вне зависимости от характера экономических отношений главной составляющей и основой материальной обеспеченности населения является заработная плата и доходы от предпринимательской деятельности. По данным баланса денежных доходов и расходов населения в 2013 году на долю оплаты труда приходилось 32 % (в 2009 году — 31,6 %). Доходы от предпринимательской деятельности из года в год снижались и в 2013 году составили 6,6 %, (в 2009 году — 8,2 %).

Самарская область сохраняет ведущие позиции среди регионов России в сфере инновационного развития. По оперативным данным в 2013 году в регионе произведено инновационной продукции промышленности на сумму 222,1 млрд. рублей. Самарская область вошла в число 11 регионов — «сильных 10 инноваторов» в Рейтинге инновационных регионов России, занимает шестое место по показателям, характеризующим социально-экономические условия инновационной деятельности.

Динамично развиваются внешнеэкономические связи. В 2013 году внешнеторговый оборот региона увеличился по сравнению с 2012 годом на 35,4 %, в том числе экспорт — на 35,8 %, импорт — на 34,3 %. Торговыми партнерами области являются более 120 стран. Значительная доля в товарообороте принадлежит странам дальнего зарубежья — 82,8 %.

Достаточно стабильная ситуация в транспортном комплексе региона. Объем услуг предприятий транспорта в 2013 году, по оценке, увеличился в сопоставимых ценах на 4,8 %. Ведется работа по совершенствованию автодорожной сети региона.

Позитивная динамика наблюдается и в строительном секторе. Объем строительных работ составил 129,2 млрд. рублей, что на 9 % больше уровня 2012 года. За год на территории Самарской области введено 1739,3 тыс. кв. метров жилья — 117,2 % к 2012 году. [5]

По итогам 2013 года индекс потребительских цен на товары и услуги (декабрь к декабрю) в области сложился на уровне 105,6 % (самый низкий уровень инфляции среди регионов Приволжского федерального округа), в том числе на продовольственные товары — 106,6 %, непродовольственные товары — 103,1 %, платные услуги — 107,3 %. Продолжилась тенденция роста оплаты труда. По итогам 2013 года размер номинальной начисленной заработной платы составил 23433 рубля, что на 12,7 % выше уровня 2012 года или на 6,2 % в реальном выражении. Среднедушевые денежные доходы населения в 2013 году составили 26,4 тыс. рублей. Реальные доходы населения сохранились практически на уровне предыдущего года (100,5 %).

Величина прожиточного минимума рассчитывается ежеквартально органами исполнительной власти в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (от 24.10.1997 г. № 134 — ФЗ) и Законом Самарской области «О потребительской корзине в Самарской области» от 27.12.2005г. № 230 ГД. Величина прожиточного минимума населения Самарской области за 2013 год составила 7282 рубля на душу населения и увеличилась по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 9 %, с 2009 годом в 1,3 раза (рисунок 1). [1]

Рис. 1. Структура величины прожиточного минимума в 2013 году (на члена семьи в месяц, рублей)

 

Среди субъектов Приволжского федерального округа по уровню величины прожиточного минимума в среднем на душу населения Самарская область занимает 1 ранговое место.

Это говорит о высокой стоимости проживания в Самарской области по сравнению с остальными регионами Приволжского федерального округа. Во всех остальных субъектах Российской Федерации, входящих в Приволжский федеральный округ, величина прожиточного минимума ниже. Так в Республике Татарстан величина прожиточного минимума за 2013 год составила 6115 рублей, в Республике Марий Эл — 6045 рублей, в Пензенской области –5991 рубль. [5]

Численность населения, имеющего среднедушевые денежные доходы ниже прожиточного минимума (относительная бедность), за 5 лет сократилась на 3,5 % с 16,1 % (или 517 тыс. человек) в 2009 году, до 12,6 % (или 404 тыс. человек) в 2013 году. Несмотря на то, что среднедушевой доход бедного населения устойчиво растет из года в год (в 2013 году по сравнению с 2009 годом он увеличился в 1,4 раза), от величины прожиточного минимума он составил 70 % и был в 5 раз меньше среднедушевого дохода по области. Кроме того, среди бедных домохозяйств 2 % находились в положении крайней бедности, то есть имели доходы в два и более раз ниже прожиточного минимума.

При этом сохраняется региональная дифференциация бедности с более выраженной картиной сельской бедности. До сих пор сельская бедность остается на достаточно высоком уровне и превышает городскую в 2 раза (рисунок 2).

Рис. 2. Доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума (в процентах)

 

Среди регионов Приволжского федерального округа по показателю уровня бедности Самарская область делит 7 место с Пензенской областью.

Снижению уровня бедности способствовало постоянно увеличивавшееся соотношение среднедушевых денежных доходов и величины прожиточного минимума. Количество наборов прожиточного минимума, которое можно приобрести на среднедушевой денежный доход увеличилось с 3,30 — в 2009 году до 3,62 — в 2013 году.

Однако Правительство Самарской области должно интересовать не столько подход, выражающийся в позитивной динамике макроэкономических индикаторов в целом, сколько механизм перераспределения и создания таких социальных стандартов, которые способствовали бы снижению уровня социальной поляризации и становлению социальной стабильности, уверенности в завтрашнем дне.

На современном этапе принимаются различные меры по повышению уровня и качества жизни населения, что уже дает определенные результаты в виде повышения благосостояния населения и снижения уровня бедности.

Намеченные позитивные сдвиги вселяют некоторый оптимизм в отношении повышения уровня жизни основной массы населения. Однако уровень жизни зависит от множества непрогнозируемых факторов, которые далеки от оптимального значения. Поэтому стратегические интересы развития региона требуют особого внимания к разработке конкретных программ социальной, адресной поддержки и экономического развития с учетом выявленных региональных особенностей и рационального использования имеющегося ресурсного потенциала.

 

Литература:

 

1.      Федеральный закон от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.consultant.ru.

2.      Закон Самарской области от 27 декабря 2005 года N 230-ГД «О потребительской корзине в Самарской области» [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.consultant.ru.

3.      Гаврилов А. И. Региональная экономика и управление: Учебник / А. И. Гаврилов. — М.: Инфра-М, 2008.

4.      Кривошей, В. А. Эволюция концепции качества жизни / В. А. Кривошей // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. — 2013. — № 1. — С. 37.

5.      Официальный портал федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle