Библиографическое описание:

Крутских В. А., Попович Е. М. Концепция микроэкономического анализа производственного роста в условиях рынка // Молодой ученый. — 2014. — №21.2. — С. 79-81.

Существуют множество концепций производственного роста. Такими например являются понимание роста с позиций использования ресурсов (ресурсная концепция), развитие ключевых компетенций, использование благоприятных возможностей, предоставляемых внешней средой организации и т.д. Множество из этих концепций отражает ту или иную сторону экономической реальности. Однако основные механизмы роста фирмы, на наш взгляд, наиболее полно раскрывает микроэкономический подход к пониманию закономерностей и условий производственного роста.

 Исходным пунктом анализа производственного роста является мониторинг предприятия в микроэкономической теории как производственной функции.

Рассмотрим понятие «микроэкономика» и раскроем сущность данной науки. Микроэкономика изучает деятельность отдельных фирм, домашних хозяйств, государства, взаимодействующих на рынках потребительских товаров и производственных ресурсов. Микроэкономика предполагает, что оптимальное равновесие всей экономической системы (общее экономическое равновесие) складывается из равновесия отдельных потребителей (домашних хозяйств), производителей (фирм), рынков потребительских товаров и ресурсов. Микроэкономика раскрывает механизмы эффективного распределения доходов и размещения ограниченных ресурсов. Также она является основой для выработки микроэкономической политики.

Экономический анализ непосредственно связан с рядом экономических и неэкономических дисциплин. Более узкие взаимосвязи существуют экономического анализа с бухгалтерским учетом и статистикой. Бухгалтерский и статистический виды учета – являются основной информационной базой для анализа. Микроанализ – проблема бухгалтеров-аналитиков, а макроанализ – экономистов статистиков. Микроэкономический анализ изучает изолированные экономические единицы: домашние хозяйства, фирмы, отрасли, а кроме того отдельные рынки, конкретные цены и определенные товары и услуги. [1, c. 14]

Рассмотрим основные факторы, которые влияют на производственный рост. Их можно разделить на две группы:

1. Факторы, влияющие на физический объем производства, или факторы предложения. Эти факторы обеспечивают предложение товаров и услуг. К факторам предложения относятся: наличие основного капитала, физического капитала либо капитализированных благ, состоящего из строений, оборудования, машин и т.п.; количество и качество трудоспособного населения, которое в экономике называют трудовыми ресурсами; количество и качество природных ресурсов, без каковых неосуществимо любое производство. При прочих одинаковых условиях страна, располагающая наилучшими по качеству природными ресурсами (земля, полезные ископаемые, запасы нефти, газа и т.п.) и в огромном числе, возможно, имеет лучшие возможности с целью экономического роста, чем иная; степень технологии, который применяется с целью изготовления продукта. Данное в свою очередь находится в зависимости с капиталом не только прикладных и технических исследований, но и от достижений фундаментальных наук; идеи, которые в них разрабатываются, зачастую становятся основным мотором технологического прогресса. Достаточно напомнить, что именно исследования в области атомной энергии, космонавтики, автоматики и телемеханики определили лицо технической цивилизации нашего столетия.

2. Факторы спроса и распределения. Способность к подъему экономики никак не ограничивается факторами предложения, таким образом, равно как с целью реализации возможного объема производства очень важно, чтобы в ней имелся совокупный спрос с целью обеспеченья расширяющегося объема продукции и разумного его применения. Помимо этого, возрастающий объем необходимых ресурсов надлежит разделить подобным образом, чтобы приобрести максимальное число готовой продукции. В реальном процессе производственного роста всегда данные условия взаимодействуют и воздействуют друг на друга, и вследствие этого их выделяют отдельно, чтобы правильнее разобраться в проблеме. Прогресс достигается за счет количественного и качественного роста всех ресурсов и усовершенствования технологии изготовления, т.е. факторов производства. [2, c.28-33]

Деятельность любого предприятия распределяется, как правило, по определенным бизнес-процессам. Описание и регламентация бизнес-процессов является одним из современных инструментов производственного роста и повышения эффективности систем управления предприятием.

Компания должна выбирать свои подходы к производству, логистике, обслуживанию, маркетингу, управлению персоналом и другим функциям в соответствии с выбранным способом создания стоимости. И если компания стремится осознать свои стратегические возможности, то она должна тщательно анализировать выполняемые ею действия по разработке, производству, выведению на рынок, доставке и поддержке конкретного продукта (услуги).

Цепочка деятельности, приводящая к созданию ценности, начинается с обеспечения сырьем и продолжается в производстве частей и компонентов, сборке и выпуске продукции, оптовой и розничной продаже продукта или услуги конечным потребителям. Очень важное значение имеет анализ затрат по конкретным процессам создания стоимости. Так выявляют, какая именно доля себестоимости готовой продукции идет на удовлетворение запросов потребителей.

В качестве дальнейших направлений анализа бизнес-процессов можно предложить две стратегии достижения конкурентных преимуществ [3, с.19]:

снижение издержек по всей цепочке создания ценности;

максимальная дифференциация и увеличение затрат на отдельные элементы цепочки.

Если при анализе цепочки создания стоимости выяснилось, что на предприятии сравнительно высокая стоимость сырья, то можно предложить следующие варианты: обсудить с поставщиками выгодные для предприятия цены; помочь поставщикам снизить издержки путем установки нового оборудования, предоставления целевых кредитов или внедрения новых технологий управления; организовать более тесную связь между цепочкой поставщиков и цепочкой предприятия за счет подключения их к его внутренней информационной системе; попробовать использовать более дешевые товары-заменители.

В случае высокой стоимости сбыта можно предложить следующие мероприятия: организовать более тесную связь между стоимостной цепочкой предприятия и цепочкой продавцов, например с помощью организации заказов через Интернет; организовать собственную сбытовую сеть; выбрать более дешевые альтернативные каналы сбыта.

 Анализ бизнес-процессов позволит определить и другие варианты снижения затрат.

Современные рыночные условия в РФ установили новые направленности и тенденции экономического анализа: информационные технологии в анализе и управлении финансами; экономический анализ в концепции контроллинга; экономический анализ в бизнес-планировании и бюджетировании; экономический анализ-аудит.

Концепция микроэкономического анализа производственного роста заключается в сохранении финансовой устойчивости. Для сохранения финансовой устойчивости необходим поиск «золотой середины», т.е. необходим выбор такой модели собственных средств предприятия, которая обеспечит возможность развития предприятия, а также позволит избежать банкротства. Для каждого конкретного предприятия величина таких темпов роста (объемов производства, собственных средств предприятия, товарооборота и т.д.) индивидуальна.

На устойчивость темпов роста предприятия, прежде всего, влияют стадии жизненного цикла предприятия:

• этап I (становление или освоение) – темпы роста неустойчивые, т.к. растут инвестиционные и текущие финансовые потребности;

• этап II (развитие или рост) – темпы роста должны неуклонно расти, если этого нет, то предприятие может стать банкротом уже в начале своей жизни;

• этап III (зрелость) – темпы роста должны приблизительно равны средним темпам роста валового национального продукта, если этого нет, то наступает следующий этап;

• этап старения.

В условиях финансового кризиса особо важное значение имеют вопросы формирования и рационального использования ресурсов, что оказывает влияние на эффективность функционирования организаций, следовательно, и на производственный рост в микроэкономических масштабах. Устойчиво-эффективное развитие предприятий приобретает особую значимость, поскольку позволяет существенно повысить качественный и количественный уровни использования ресурсов и эффективность функционирования производства [4, с. 357].

В настоящее время мы имеем дело с экономикой предприятий, подверженной колебаниям спада и подъема, однако устремляющейся к достижению долговременных тенденций финансовой устойчивости, что требует наилучшего применения имеющихся производственных возможностей.

 

Литература:

1.        Воронин, И.П. Воспроизводство: от команды к рынку: микроанализ [Текст] / И.П. Воронин. - М.: Рус. Энцикл.: Экономика, 1993. – 256с.

2.        Грузинов, В.П. Экономика предприятия и предпринимательство [Текст] / В.П. Грузинов. - М.: Софит, 1994. – 209с.

3.        Насакина Л.А. Анализ бизнес- процессов как способ оценки целевых задач предприятия [Текст] / Л.А. Насакина // В мире научных открытий. 2010.- № 4 -16. - С. 18-20.

4.        Насакина Л.А. Развитие учетно-аналитического обеспечения управления устойчивым развитием хозяйствующих субъектов на основе международного опыта / Л.А. Насакина // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. - 2011. -Т. 1.- № 2.- С. 357-359.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle