Библиографическое описание:

Прохорова И. А. Коррупция и теневая экономика в деятельности ФНС. Послание Президента // Молодой ученый. — 2014. — №21. — С. 409-412.

Наличие прямой связи между размахом коррупции и масштабами теневой экономики уже множество раз подтверждалось как историческими примерами, так и современными. Поэтому сегодня можно принять уже за факт, что теневая экономика порождает коррупцию, а коррупция, в свою очередь, создает основу для расцвета теневой экономики. При этом коррупция и теневая экономика настолько сильно переплетены и взаимосвязаны, что невозможно определить, что является причиной, а что следствием. Тем не менее, в разрезе темы работы наиболее логичным будет являться уделение большего внимания явлению коррупции и рассмотрение теневой экономики как следствия.

Итак, наиболее четкое и полное определение коррупции дается в части 1 ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ: «Коррупция — это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды». Коррупция однозначно является сложным социальным, культурным и экономическим явлением, в той или иной степени присущим всем странам мира. Однако для России коррупция представляет собой проблему особого масштаба. В 2014 году по результатам ежегодного исследования, проводимого Transparency International, Россия получила 27 б. и заняла 136 место в мире по уровню коррумпированности, поделив его с Нигерией, Ливаном, Кыргызстаном, Ираном и Камеруном [2]. Таким образом, уже на протяжении ряда лет Россия стабильно остаётся в последней трети Индекса восприятия коррупции. С чем же связано такое положение дел? Почему уровень коррупции в России настолько высок?

На мой взгляд, чтобы ответить на этот вопрос, следует рассмотреть историю зарождения коррупции в России.

Прошлое:

Проблема коррупции в России имеет многовековую историю. Однако периодом наибольшего её расцвета является конец XX века, которому следует уделить особое внимание.

Начиная с периода правления И. В. Сталина, начал зарождаться своеобразный класс государственных чиновников, жаждущих оставить что-то себе и своим детям после себя. Официальные доходы таких чиновников оставались скромными, но при этом без их разрешения заниматься бизнесом было практически невозможно. Поэтому теневая экономика тогда, безусловно, имела место быть, однако она значительно сдерживалась жестокими наказаниями в случае разоблачения, страхом быть уличенным.

Периодом наибольшего расцвета коррупции оказалось проведение приватизации. Падение существовавшего режима привело к исчезновению тех факторов, которые ограничивали в СССР получение ренты руководителями государственных предприятий и другими чиновниками. Более того, приватизация была проведена таким образом, чтобы не дать простому населению поучаствовать в ней, в то время, как организаторам предоставлялись уникальные возможности для злоупотреблений. Таким образом, капиталом завладели и с помощью которого потом пришли к власти не совсем честные люди, изначально стремившиеся к непомерному увеличению собственного богатства.

Настоящее:

На мой взгляд, передел и жестокая борьба за власть и богатства, имевшая место быть в прошлом, продолжается и сегодня. По сути, Россия еще не достигла капитализма; находится на предшествующей капитализму ступени — в эпохе первоначального накопления капитала. Ведь именно этой эпохе свойственны высокий уровень коррупции, криминальные методы формирования капитала, до сих пор характерные для России. Этим и можно объяснить такой высокий уровень коррупции в нашей стране. Россия еще не стала в полной мере капиталистической страной, поэтому и занимает такие низкие позиции относительно других развитых стран с капиталистическим устройством во всевозможных коррупционных рейтингах. Более того, огромные размеры страны неизбежно влекут за собой трудности в управлении и контроле за деятельностью чиновников.

Теперь следует перейти к тому, что касается непосредственно текущего положения дел в налоговой сфере в отношении коррупции, в частности в деятельности Федеральной налоговой службы (далее ФНС).

Официальная российская статистика свидетельствует, что средний размер взятки, получаемой налоговым инспектором, составляет приблизительно 20 тысяч рублей. Однако практика показывает, что цифра слишком оптимистична, и в действительности речь идет о более крупных суммах.

Итак, каким же образом налоговики осуществляют противозаконные махинации?

1)                      Бывший руководитель антикоррупционного отдела ФНС России Сергей Василенко говорит о том, что самым «коррупционным налогом» у нас на сегодняшний день является НДС, с незаконным возмещением которого проводятся самые масштабные аферы. Обычно это происходит так: фирмы предоставляют в налоговые органы данные об участии в сделках, по которым просят возместить НДС, причем обычно в значительных размерах (в десятках и сотнях млн. рублей). Проверкой действительности совершенных операций, разумеется, занимаются представители налоговых служб; НДС возмещается. Однако потом, при проведении дальнейшего расследования (очень редко) оказывается, что фирмы были типичными однодневками, никаких заявленных сделок с товарами не имело место быть. Очевидно, что за сокрытие такой информации и подтверждение законности требования возмещения средств из бюджета, налоговики, проводившие проверку, получили какой-то денежный «бонус». Без участия представителей федеральной налоговой службы подобные аферы, наносящие государству ущерб в миллиарды рублей, были бы невозможны.

Говоря о правонарушениях, связанных с возмещением НДС, нельзя не вспомнить о деле С. Л. Магнитского, которому, как многие считают, удалось раскрыть крупное налоговое преступление (аудитор, бухгалтер, юрист фонда Hermitage Capital). Погиб в СИЗО в 2009 году. Само дело является спорным по многим параметрам, но согласно информации из открытых источников, Магнитский раскрыл аферу по незаконному возврату из бюджета НДС на 5,5 млрд. рублей. Возмещение налога произошло в 28-ой инспекции федеральной налоговой службы г. Москвы. Более того, данный случай оказалась не последним для 28й налоговой. Примерно через год в той же инспекции снова был возмещен НДС из бюджета на очередную крупную сумму — 7 млрд. руб. [4].

Соответственно, можно предположить, какие потери несет бюджет страны, если одна рядовая инспекция незаконно возмещает НДС на 5–10 млрд. руб. в год. Таких инспекций в Москве насчитывается 50 штук, а субъектов Федерации на данный момент 85, и в каждом субъекте примерно по 30–50 налоговых.

2)                      Еще одной распространенной коррупционной схемой, используемой в налоговых органах является следующая: налоговики находят какие-либо «недостатки» в налоговой отчетности предприятия (найти легко; есть у всех) и в качестве решения проблемы предлагают компании обратиться за консультационными услугами в конкретную организацию, которая потом «поделится» с налоговиками. В отличие от первой схемы, данная схема является более «законной» и выявить её практически невозможно.

3)                      Так же распространено обычное вымогательство и взяточничество в обмен на невыявление каких-либо нарушений. Таких случаев очень много, однако, выявить их можно только в том случае, если компания, столкнувшаяся с такой проблемой, сама заявит о правонарушении.

В прошлом году в Казани был арестован заместитель начальника отдела выездных проверок одной из районных инспекций федеральной налоговой службы [5]. Инспектор, являвшийся руководителем группы проверяющих, занимался проверкой соблюдения налогового законодательства одного ЗАО. В результате чего сообщил руководителю ЗАО о том, что проверяющими был выявлен ряд нарушений, вследствие чего обществу грозят крупные штрафы, а самому директору — уголовная ответственность. Затем в частной беседе инспектор намекнул руководителю предприятия, что за денежное вознаграждение он готов закрыть глаза на недочеты. При получении взятки в размере 400 тысяч рублей инспектор был задержан с поличным. Таких примеров много, и с более крупными суммами.

Рекордная сумма взятки, полученной представителем Федеральной налоговой службы РФ, составила более 1 млн. долл.

Помимо налоговой службы, санэпидемстанции — также не самые желанные гости для руководителей компаний, особенно для предприятий розничной торговли и общепита. Как правило, даже в самой благополучной фирме всегда есть к чему придраться. Так же не любят иметь дело российские компании и с пожарными инспекциями, которые имеют право проверить любую организацию. По сути, пожарная инспекция может придраться буквально к чему угодно (даже к стороне, в которую открывается дверь). Пожарная инспекция и санэпидемстанция, как и налоговые службы, относятся к контролирующим органам, которые, в свою очередь, так же коррумпированы.

О необходимости новых подходов к работе надзорных органов как раз говорил в своем послании Федеральному Собранию В. В. Путин. Он отметил, что по-прежнему доминирует обвинительный уклон. Вместо того чтобы пресекать отдельные нарушения, закрывается дорога, создаются проблемы для тысяч законопослушных граждан.

Его непосредственным предложением по решению данного проблемного для России вопроса является максимальное снятие ограничений с бизнеса, которое избавит его от навязчивого надзора и контроля. В частности, В. В. Путин предлагает:

-        сделать все проверки публичными (с 2015 года будет запущен специальный реестр с информацией о том, какой орган и с какой целью инициировал проверку, а так же какие результаты были получены по ее итогам). С точки зрения Президента это позволит отсечь заказные визиты контролёров.

-        отказаться от самого принципа тотального, бесконечного контроля, а именно отслеживать ситуацию только там, где действительно есть признаки или же риски нарушений. Так же Президент отмечает, что проверяющих органов на данный момент настолько много, что если каждый из них придёт, то можно закрыть любую фирму. Поэтому В. В. Путин предлагает перейти к системе ограничений проверок.

-        предусмотреть для малого бизнеса надзорные каникулы. Если предприятие приобрело надёжную репутацию, не имело существенных нареканий в течение последних 3 лет, то следующие 3 года плановых проверок в рамках государственного и муниципального контроля можно вообще не проводить.

Очевидно, что Президент РФ признает большие масштабы коррупции в нашей стране и уделяют этому вопросу особое внимание. Можно сказать, что основной целью всех перечисленных им мер является не тотальное уничтожение коррупции, но постепенное ее сокращение. По сути, жесткую позицию относительно недопущения коррупция В. В. Путин высказал только по отношению к сфере гособоронзаказа. По всем остальным видам деятельности его высказывания и предлагаемые мероприятия имели менее четкий и более мягкий характер. Однако его позиция вполне объяснима и логична. Поскольку на него оказывает воздействие большое число групп влияния, он не может действовать полностью в интересах лишь только населения, должен учитывать еще и интересы, так называемой, элиты.

Безусловно, многие считают, что предложенные им меры носят и спорный характер. В частности, надзорные каникулы для малого бизнеса могут привести к негативным последствиям. Отсутствие контроля может спровоцировать фирмы на совершение правонарушений и, как следствие, увеличение теневого сектора экономики.

Будущее:

Проблема коррупции в России является одной из самых серьезных и трудноустранимых. У населения уже выработалась такая привычка, как высокая терпимость к коррупции, сформировалось некое снисходительное отношение к ней. Коррупция приобрела системный характер и стала массовым социальным «недугом» нашей страны, затронув все сферы жизни общества: политическую, экономическую, судебную и правоохранительную, образовательную, сферу социальной защиты, медицинскую, инвестиционную сферы, сферу международной торговли и даже сферу самой борьбы с коррупцией. Нарушение законов давно стало повсеместной практикой, и, к сожалению, прежде всего, со стороны представителей властей и крупного бизнеса.

Налоговая сфера — особенно «ранимая» область государственной деятельности. Попытки чрезмерного давления, «закручивания гаек» и другие методы служебного, административного и уголовного воздействия, как правило, не приводят к значительным результатам. Тем не менее, наводить порядок в таких крупных и значимых контролирующих органа, как ФНС, где регулярно выявляются факты коррупции, безусловно, нужно. Однако делать это следует все же осторожно, чтобы ненароком не усугубить и так непростое положение дел.

Соблазны, особенно материальные, являются ментальностью любого человека, совсем не только россиянина. Вопрос заключается в воспитании, образовании, в том, что мы привыкли видеть каждый день и считаем нормой. Наиболее вероятно, что, какие меры бы сейчас не предпринимались, искоренить коррупцию в ближайшее время не получится. Должны пройти многие годы, должно измениться сознание людей, прежде чем кардинально изменится ситуация.

 

Литература:

 

1.       Федеральный закон от 25.12.2008 «О противодействии коррупции» № 273-ФЗ. Часть 1, статья 1.

2.       Центр Антикоррупционных исследований и инициатив // URL: http://www.transparency.org.ru

3.       Официальное интернет-представительство Президента России в сети Интернет // URL: http://www.kremlin.ru/news/47173 (дата обращения: 11.12.2014)

4.       «Всё о коррупции в России» // URL: http://korrossia.ru/

5.       Министерство внутренних дел по республике Татарстан // URL: http://mvd.tatarstan.ru/rus/info.php?id=571086 (дата обращения: 11.12.2014)

 

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle