Приоритетные направления реализации государственной молодежной политики в Северо-Кавказской федеральном округе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №21 (80) декабрь-2 2014 г.

Дата публикации: 16.12.2014

Статья просмотрена: 1451 раз

Библиографическое описание:

Бойченко, А. В. Приоритетные направления реализации государственной молодежной политики в Северо-Кавказской федеральном округе / А. В. Бойченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 21 (80). — С. 495-498. — URL: https://moluch.ru/archive/80/14369/ (дата обращения: 17.04.2024).

В Послании Президента России В. В. Путина Федеральному Собранию в 2012 г. говорится: «Мы должны действовать не путем запретов и ограничений, а укреплять прочную духовно-нравственную основу общества. Именно поэтому определяющее значение приобретают вопросы общего образования, культуры и молодежной политики. Эти сферы — это не набор услуг, а прежде всего пространство для формирования нравственного, гармоничного человека, ответственного гражданина России». [3] Таким образом, молодежной политике придается огромное стратегическое значение на самом высоком государственном уровне.

Существует множество определений молодежной политики, сформулированных учеными и практиками многих стран мира с различными политическими системами, государственным устройством. В этих определениях немало как сходных, так и разноплановых суждений. В приближенном виде можно говорить о теории молодежной политики, которая базируется и отражает разнообразие указанных подходов к определению ее сущности и направленности. Для современной России, ее общественно-политической системы, можно признать приемлемым определение, которое содержится в Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 18 декабря 2006 г. № 1760-р: «Государственная молодежная политика — система государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах Российской Федерации и следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности. Основным средством развития потенциала молодежи является ее вовлечение в социально-экономическую, общественно-политическую и социокультурную жизнь российского общества». [1]

Следует отметить, что государственная молодежная политика — самостоятельное направление деятельности органов государственной власти, в том числе в субъектах Российской Федерации, предусматривающее формирование необходимых социальных условий инновационного развития регионов, реализуемое на основе активного взаимодействия с институтами гражданского общества, общественными объединениями и молодежными организациями. [5]

В период существования СССР в мировой практике были две модели молодежной политики — социалистической и капиталистической общественных систем. Понятно, что их оформление и реализация были различными, вместе с тем в них было и то, что приемлемо в принципе для молодежной политики независимо от времени и политического устройства.

В России, сменившей общественно-политическую систему, в наибольшей степени необходимо было перестраивать формы, методы, практику молодежной политики под рыночные отношения, развитие экономической самостоятельности, снижая (может быть, лучше сказать — «смягчая») роль государства как в организации этой деятельности, так и в плане бюджетного финансирования, причем государственное присутствие должно быть принципиально (или пропорционально) одинаковым во всей системе молодежной политики. [7, c.82]

После реализации федеральных целевых программ (ФЦП) «Молодежь России 1998–2000 гг»., «Молодежь России (2001–2005 гг.)» цикл применения целевого программирования в государственной молодежной политике был прерван: были подготовлены концепции ФЦП «Молодежь России» на 2006–2010 гг., а затем и на 2011–2016 гг., но они так и небыли приняты.

Первые две программы ФЦП «Молодежь России» имели статус президентских, третья такого статуса не получила. Федеральные целевые программы задали определенные рамки, методологический каркас и механизм финансирования реализации государственной молодежной политики. Региональные программы в основном повторяли приоритеты, структуру и мероприятия федеральных программ, чем были обеспечены определенная унификация и единообразие подходов к реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации.

Важно отметить, что в настоящее время вопросы молодежной политики приобретают большую актуальность и в связи с демографическими прогнозами. Если в предыдущем десятилетии наблюдался рост численности молодежи, то до 2025 года в силу демографических причин прогнозируется снижение ее численности. Важно отметить, что данное снижение по отношению к 2012 году будет значительным, более чем на четверть. Самое сильное понижение численности молодежной группы будет наблюдаться в наиболее продуктивных с социально — экономической точки зрения возрастах, а именно 23–28 лет. Снижение составит от 35 до 50 %.

Представленный демографический прогноз (рис. 1), демонстрирует снижение численности молодежи до 2025 года.

Рис. 1. Динамика численность молодежи в возрасте 14–30 лет в Российской Федерации в 2012–2025гг., млн человек [6]

 

График показывает, что численность молодежи сократится с 35,2 млн. человек в 2012 году до 25,6 млн. человек в 2025 году), то есть на 27,3 %. При этом минимальную численность молодежь достигнет к 2024 году и будет составлять 25,3 млн. человек.

Данное обстоятельство является мощнейшим вызовом для всей молодежной политики (включая образование молодежи, сохранение ее здоровья, развитие в стране физкультуры и молодежного спорта, культурной деятельности, социальной и экономической политики) в связи с тем, что данные процессы могут вызвать значительное снижение потенциальной величины человеческого капитала в целом. Без переформатирования всей модели молодежной политики в РФ, которая сложилась в условиях роста численности молодежи — в 2000-х гг., когда ее доля составляла более четверти населения государства, а в 2020-х гг. по прогнозу снизится до 18 %, решить проблемы ни самой молодежи, ни российского общества в целом не получится.

Сокращение численности молодежи вследствие демографических процессов затронет все без исключения субъекты Российской Федерации, но будет неравномерным.

Что касается Республик Северного Кавказа, которые в данный момент являются лидерами по удельному весу молодежи в населении РФ — Дагестан, Ингушетия и Чеченская Республика (в 2012 г. доля молодежной группы более 30 %), то они свое лидерство сохранят. Однако внутри этой группы лидер сменится: вместо Ингушетии (33 %в 2012 г., и 23,3 % к 2025 г.) лидером станет Чеченская Республика (31,0 % в 2012 г., и 26,7 % к 2025 г.). Важным является тот факт, что, несмотря на сокращение молодого населения на Северном Кавказе, для данного региона сохранится проблема получения молодежью качественного профессионального образования и дальнейшего трудоустройства. [8]

В 2011 г. в пяти субъектах РФ, входящих в Северо-Кавказский федеральный округ (Карачаево-Черкесская Республика, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Ингушетия, Республика Северная Осетия — Алания, Чеченская Республика, Ставропольский край), группой ученых проводилось исследование по теме «Особенности формирования жизненных стратегий населения Северо-Кавказского федерального округа». Исследование включало в себя использование таких методов, как анкетирование, интервьюирование респондентов и экспертов.

Были отмечены три главных вывода исследования. [4,c.251]

1.      Формирование жизненных стратегий молодого населения субъектов СКФО и оценка собственных жизненных результатов взрослого и пожилого населения находятся в весьма своеобразной зависимости: с одной стороны, стратегическое видение жизни обратно пропорционально социально — экономической и политической ситуации — чем она сложнее и противоречивее, тем больше потребностей решить проблему и приобрести (или сохранить) значимый социальный статус. С другой — прослеживается вообще нежелание строить стратегические планы и ставить долгосрочные задачи. Значимым маркером существования реальной социальной проблемы и более того кризисных явлений является «обида» граждан на государство, недоверие власти. В то же время эти же позиции способствуют повышению уровня самостоятельности населения и формированию гражданского сознания не благодаря государственным политикам, а вопреки им.

2.      Большинство респондентов адекватно оценивают свои возможности и ресурсы государства (в первую очередь условия, им созданные или не созданные) для постановки и реализации жизненных планов. При этом более всего население надеется на собственные силы и (или) помощь родных и близких, нежели на активную поддержку органов власти, управления и тем более органов местного самоуправления.

3.      Несмотря на высокую значимость этничности и религии в современной жизни и формировании будущих стратегий (особенно это касается населения Республики Северная Осетия — Алания, Чеченской Республики, русского населения Ставропольского края, Карачаево-Черкесской Республики), в целом можно судить, что в обществе присутствуют условия для взаимопонимания по поводу желания интеграции в общероссийскую общность и культуру.

В силу специфики региона, уже сейчас у подростков и молодежи Северного Кавказа возникает потребность в поиске ценностей, истин, смыслов, а также получении доступных ответов на сложные вопросы общественного бытия. На этом фоне наиболее существенную роль начинают играть различные общественные организации, действующие далеко не в мирных целях. Особую угрозу в этом отношении представляют радикальные религиозные организации. Основной акцент в пропагандистской работе ими делается на молодежную аудиторию, как наиболее подверженную идеологическому и психологическому воздействию, а также способную воспринимать религиозные новшества. Используя протестные настроения в обществе, вызванные нерешенностью социально-экономических проблем и разрушением норм традиционной общественной морали, проповедники радикальных религиозных течений навязывают молодому поколению идею о возможности выхода из сложившейся ситуации исключительно в условиях шариатского государства, либо без государства вообще, в рамках религиозной общины.

Таким образом, именно молодежь в сложившейся социально-экономической обстановке является наиболее незащищенной и подверженной различным радикальным и экстремистским идеям.

Анализ социологических данных показывает, что более 30 % общей численности населения Северо-Кавказского федерального округа составляет молодежь (приблизительно 2,8 млн. человек). В связи с этим, в округе в целом, и в каждом субъекте Российской Федерации, входящем в его состав, должна проводится грамотная и эффективная молодежная политика с учетом особенностей и потребностей молодежи, проживающей в субъектах СКФО, в рамках разработанной Концепции молодежной политики, которая была утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2012 г. № 506-р. [2]

Концепция предписывает активизировать работу по духовно-нравственному и гражданственному воспитанию молодых людей, проработать перечень мер по вовлечению целевой аудитории в социальную практику (включая все виды трудовой занятости и волонтерства), выстроить систему поддержки талантливой молодежи и ребят, оказавшихся в непростой жизненной ситуации.

Целью государственной молодежной политики в субъектах Российской Федерации СКФО является создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие и реализация потенциала молодежи, в том числе и в интересах развития регионов.

Система становления и реализации государственной молодежной политики в СКФО представляет собой специальное законодательство о государственной молодежной политике, государственное регулирование молодежной политики, плановое и финансовое обеспечение государственной молодежной политики.

Молодежная политика на Северном Кавказе должна быть приведена в соответствие с общероссийской практикой. Так, согласно принятой Концепции, она базируется на нескольких ключевых принципах:

-        расширение участия молодежи и структур гражданского общества в реализации государственной молодежной политики;

-        адресность и индивидуальный подход в разработке и реализации соответствующих мер;

-        приоритет интересов молодежи и учет ее мнения при разработке региональных комплексных и отраслевых программ социально-экономического развития;

-        межведомственное взаимодействие при реализации молодежной политики;

-        информационная открытость и обеспечение независимости оценки результатов работы с молодежью.

Следует отметить, что молодежь Северо-Кавказского федерального округа в значительной части обладает повышенным уровнем амбициозности, мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, которая выгодно отличает ее от других групп населения. Она является конкурентоспособной частью общества и в качестве интеллектуального источника, и в качестве управленческого кадрового потенциала, и в качестве наиболее приспосабливаемой к новым условиям группы населения. В то же время перед обществом стоит вопрос о рациональном использовании и необходимом ориентировании и управлении данным ресурсом.

Следовательно, необходима системная работа по выявлению, продвижению, поддержке активности и достижений молодежи в социально — экономической, общественно — политической, творческой и спортивной сферах. Это даст возможность молодым людям проявить себя, реализовать свой потенциал и получить заслуженное признание в обществе.

Учитывая масштаб задач, стоящих перед СКФО, и объективную ограниченность ресурсов развития, приоритетными должны стать такие направления, работа по которым обеспечит создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, а также возможности для самостоятельного и эффективного решения молодыми людьми возникающих проблем.

На мой взгляд, в соответствии с тенденциями социально-экономического и общественно-политического развития СКФО и РФ на среднесрочную перспективу, учитывая рассмотренную выше специфику молодежи СКФО, молодежная политика в СКФО должна быть реализована по следующим приоритетным направлениям:

-        духовно-нравственное развитие и гражданское образование молодежи;

-        вовлечение молодежи в социальную практику;

-        поддержка инициативной и талантливой молодежи;

-        поддержка молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации

-        стимулирование доступа к получению качественного профессионального образования и последующему трудоустройству.

Такая система приоритетных направлений молодежной политики обеспечит улучшение положения молодых людей, приведет к увеличению вклада молодежи в конкурентоспособность округа и страны и, вместе с тем, компенсирует и минимизирует последствия ошибок, объективно свойственных молодым людям.

 

Литература:

 

1.    Распоряжение Правительства РФ от 18 декабря 2006 г. № 1760-р «О стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации»//http://base.consultant.ru

2.    Распоряжение Правительства РФ от 17 апреля 2012 г. № 506-р «Об утверждении Концепции государственной молодежной политики в субъектах Российской Федерации, входящих в Северо-Кавказский федеральный округ, до 2025 года»//http://www.consultant.ru

3.    Послание Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию от 12 декабря 2012 г.// http://base.garant.ru/70278636/

4.    Агеева Е. А., Тимченко В А. Роль ценностных ориентаций молодежи Северо-Кавказского федерального округа в формировании российской идентичности.// Научные труды СЗИУ РАНХиГС.- Том 4. Выпуск 5.- (12).

5.    Аналитическое исследование «Совершенствование государственной молодежной политики на Северном Кавказе: краткосрочные и долгосрочные программы. Развитие научно-образовательного потенциала Северо-Кавказского федерального округа». — М.: Бастион, 2012

6.    Демографический прогноз Росстата до 2030 г.

7.    Криворученко В. К. Молодежная политика: взгляд ученого и практика// Государство и гражданское общество: политика, экономика, право. — № 2. — 2013.

8.    Молодежь России 2000–2025:развитие человеческого капитала. — М.: РАНХиГС, 2013 г.

Основные термины (генерируются автоматически): молодежная политика, государственная молодежная политика, Российская Федерация, Северный Кавказ, Чеченская Республика, Ингушетия, Северо-Кавказский федеральный округ, создание условий, успешная социализация, эффективная самореализация молодежи.


Похожие статьи

Приоритеты развития молодежной политики Чеченской...

В современных условиях эффективная молодежная политика становится одним из ведущих факторов перемен в развитии общества, способствующих повышению эффективности в различных сферах деятельности, обеспечивающих экономический рост...

Приоритеты развития молодежной политики Чеченской...

В современных условиях эффективная молодежная политика становится одним из ведущих факторов перемен в развитии общества, способствующих повышению эффективности в различных сферах деятельности, обеспечивающих экономический рост...

Молодежная политика: исторические аспекты и современное...

«Государственная молодёжная политика — система государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодёжи...

Молодежная политика: исторические аспекты и современное...

«Государственная молодёжная политика — система государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодёжи...

Региональный опыт реализации государственной молодёжной...

Приоритетные направления реализации государственной молодежной политики в Северо-Кавказской федеральном округе. Роль молодежных объединений и организаций в реализации молодежной политики на муниципальном уровне: на материалах...

Региональный опыт реализации государственной молодёжной...

Приоритетные направления реализации государственной молодежной политики в Северо-Кавказской федеральном округе. Роль молодежных объединений и организаций в реализации молодежной политики на муниципальном уровне: на материалах...

Приоритеты государственной молодежной политики

Термин «государственная молодежная политика» рассматривается как деятельность, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений...

Приоритеты государственной молодежной политики

Термин «государственная молодежная политика» рассматривается как деятельность, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений...

Роль молодежных объединений и организаций в реализации...

Государственная молодежная политика представляет собой систему государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи...

Роль молодежных объединений и организаций в реализации...

Государственная молодежная политика представляет собой систему государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи...

Становление института государственной молодежной политики...

государственная молодежная политика, Российская федерация, современная российская молодежь, патриотическое воспитание, молодежная политика.

Становление института государственной молодежной политики...

государственная молодежная политика, Российская федерация, современная российская молодежь, патриотическое воспитание, молодежная политика.

Молодежная политика государства как условие для успешной...

Основные термины (генерируются автоматически): молодежная политика, общественное мнение, эффективная молодежная политика, общество, государственная молодежная

Молодежные общественные объединения в системе самореализации студенческой молодежи.

Молодежная политика государства как условие для успешной...

Основные термины (генерируются автоматически): молодежная политика, общественное мнение, эффективная молодежная политика, общество, государственная молодежная

Молодежные общественные объединения в системе самореализации студенческой молодежи.

Похожие статьи

Приоритеты развития молодежной политики Чеченской...

В современных условиях эффективная молодежная политика становится одним из ведущих факторов перемен в развитии общества, способствующих повышению эффективности в различных сферах деятельности, обеспечивающих экономический рост...

Приоритеты развития молодежной политики Чеченской...

В современных условиях эффективная молодежная политика становится одним из ведущих факторов перемен в развитии общества, способствующих повышению эффективности в различных сферах деятельности, обеспечивающих экономический рост...

Молодежная политика: исторические аспекты и современное...

«Государственная молодёжная политика — система государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодёжи...

Молодежная политика: исторические аспекты и современное...

«Государственная молодёжная политика — система государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодёжи...

Региональный опыт реализации государственной молодёжной...

Приоритетные направления реализации государственной молодежной политики в Северо-Кавказской федеральном округе. Роль молодежных объединений и организаций в реализации молодежной политики на муниципальном уровне: на материалах...

Региональный опыт реализации государственной молодёжной...

Приоритетные направления реализации государственной молодежной политики в Северо-Кавказской федеральном округе. Роль молодежных объединений и организаций в реализации молодежной политики на муниципальном уровне: на материалах...

Приоритеты государственной молодежной политики

Термин «государственная молодежная политика» рассматривается как деятельность, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений...

Приоритеты государственной молодежной политики

Термин «государственная молодежная политика» рассматривается как деятельность, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений...

Роль молодежных объединений и организаций в реализации...

Государственная молодежная политика представляет собой систему государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи...

Роль молодежных объединений и организаций в реализации...

Государственная молодежная политика представляет собой систему государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи...

Становление института государственной молодежной политики...

государственная молодежная политика, Российская федерация, современная российская молодежь, патриотическое воспитание, молодежная политика.

Становление института государственной молодежной политики...

государственная молодежная политика, Российская федерация, современная российская молодежь, патриотическое воспитание, молодежная политика.

Молодежная политика государства как условие для успешной...

Основные термины (генерируются автоматически): молодежная политика, общественное мнение, эффективная молодежная политика, общество, государственная молодежная

Молодежные общественные объединения в системе самореализации студенческой молодежи.

Молодежная политика государства как условие для успешной...

Основные термины (генерируются автоматически): молодежная политика, общественное мнение, эффективная молодежная политика, общество, государственная молодежная

Молодежные общественные объединения в системе самореализации студенческой молодежи.

Задать вопрос