Библиографическое описание:

Логинова А. А., Онуфриева В. В. Особенности психического выгорания педагогов общеобразовательных школ // Молодой ученый. — 2014. — №21. — С. 582-584.

В данное время проблема психического выгорания специалистов образования становится все более актуальной. Ее возникновение первоначально, как социальной проблемы, а затем и исследовательской, было обусловлено тем мощным отрицательным эффектом, который она оказывает на профессиональную деятельность и особенности поведения профессионалов. Наиболее отчетливо его последствия ощущаются в профессиях «субъект-субъектного» типа, где основным предметом труда являются человеческие проблемы и трудности (учителя, медицинский персонал, социальные работники, работники правоохранительных органов, психологи и т. д.).

Многочисленные данные показывают, что синдром психического выгорания, наряду с другими разновидностями профессионального стресса, вызывает появление депрессивных настроений, снижения мотивации и отсутствия интереса к работе, низкой оценке своей профессиональной эффективности, что, в конечном итоге, сказывается на работоспособности человека, приводя к ухудшению продуктивности деятельности.

Психическое выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Оно приводит к состоянию физического, эмоционального и умственного истощения; проявляющегося в профессиях социальной сферы. Этот синдром включает в себя три составляющих: эмоциональное истощение, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений [2, с. 15–16].

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. С точки зрения концепции стресса (Г. Селье), психическое выгорание — это дистресс или третья стадия общего адаптационного синдрома — стадия истощении [4, с. 37].

Проблема выгорания разрабатывалась достаточно большим числом авторов: А. Широм считает «выгорание» комбинацией физического, эмоционального и когнитивного истощения или утомления, при этом главным фактором является эмоциональное истощение; П. Брилл считает, что причина выгорания — неосуществимые ожидания. Он выделает три элемента, которые касаются симптоматологии, этиологии и области выгорания; К. Чернисс определил выгорание, как «процесс, в котором профессиональные установки и поведение изменяются негативным образом в ответ на напряжение на работе. В этом процессе он выделяет три стадии: 1-я стадия включает дисбаланс между ресурсами и требованиями (стресс); 2-я стадия — это непосредственное, краткосрочное эмоциональное напряжение, утомление и истощение; 3-я стадия состоит из целого ряда изменений в установках и поведении, таких как механическое (бездушное) обращение с клиентами и т. д. [7, с. 180–184.].

Психическое выгорание является фактором, который в той или иной степени проявляется в профессии учителя и требует подробного рассмотрения.

Проблемой данного исследования является снижение мотивации у педагогов, ухудшение настроения, формальное отношение к учащимся, на фоне недостаточной заработной платы, что приводит к начальным этапам профессиональной деформации личности.

Целью эмпирического исследования являлось определение уровня психического выгорания и выработка рекомендаций по снижению его проявлений у педагогов общеобразовательных школ.

Цель конкретизировалась путем постановки следующих задач исследования: выделить особенности психического выгорания педагогов общеобразовательных школ, рассмотреть динамику компонентов психического выгорания и предложить рекомендации по профилактике психического выгорания педагогов. В качестве гипотезы исследования рассматривалось предположение о том, что синдром психического выгорания развивается в процессе профессиональной деятельности педагога. При этом наиболее значительные изменения в процессе выгорания происходят в снижении профессиональной мотивации учителя. В качестве объекта исследования рассматривался синдром психического выгорания педагогов, а предметом выступали особенности психического выгорания педагогов общеобразовательных школ.

Исследование психического выгорания проводилось с использованием опросника психического «выгорания» для учителей А. А. Рукавишникова [1, с. 49–65]. Эмпирической базой исследования являлись 24 общеобразовательные школы города Владимира, в нем приняли участие 243 педагога.

Исследование компонентов психического выгорания позволило установить степень их выраженности. Психоэмоциональное истощение имеет крайне низкий уровень у 7 % испытуемых, низкий уровень у 30 %, средний уровень у 47 %, высокий уровень у 9,8 %, крайне высокий у 5 %.

-          Личностное отдаление имеет крайне низкий уровень у 10 % испытуемых, низкий уровень 24 %, средний уровень 44 %, высокий уровень у 15,6 %, крайне высокий уровень у 6 %.

-          Профессиональная мотивация имеет крайне низкий уровень у 2 % испытуемых, низкий уровень у 13,5 %, средний уровень у 40 %, высокий уровень у 22,6 %, крайне высокий уровень у 22 %.

-          Индекс психического выгорания имеет крайне низкий уровень у 8 % испытуемых, низкий уровень у 16 %, средний уровень у 48 %, высокий уровень у 19 %,крайне высокий уровень у 8,6 %.

Рис. 1. Уровни психического выгорания у педагогов общеобразовательных школ

 

У большинства педагогов индекс психического выгорания находится на среднем уровне, что свидетельствует о предпосылках или наличии начальных этапов психического выгорания.

Среди компонентов психического выгорания на высоком уровне находится профессиональная мотивация 22,6 %, что говорит о неудовлетворенности работой и отношениями в коллективе, заниженной самооценке, недовольство собой как профессионалом. Появляется чувство низкой профессиональной эффективности. Личностное отдаление так же находится на высоком уровне у 15,6 % педагогов, это приводит к нежеланию контактировать с людьми. Циничному, негативному отношению к коллегам. Снижение включенности в работу и дела других людей. Безразличие к своей карьере. Психоэмоциональное истощение на высоком уровне имеют всего 9,8 % педагогов, что свидетельствует о нежелании идти на работу, скорее окончить рабочий день, избежать дополнительной нагрузке. Низкая эмоциональная толерантность, тревожность, психическое истощение, раздражительность, повышенная чувствительность к оценкам других.

Таким образом, можно сделать вывод, что в большинстве школ города Владимира психическое выгорание педагогов находится на среднем уровне, среди компонентов на высоком уровне находится профессиональная мотивация, это говорит о незаинтересованности в работе педагога. У некоторых педагогов присутствует личностное отдаление, это говорит о социальной дезадаптации профессионала, работающего с людьми, так же проявляется в уменьшении количества контактов с окружающими. Психоэмоциональное истощение почти не проявляется.

Что бы избежать повышения уровня психического выгорания следует проводить тренинги и профилактическую работу в школах, для оптимизации уровня мотивации и продуктивности в профессиональной деятельности.

Для профилактики профессионального выгорания чрезвычайно важно:

1)                 изучать психологические причины, по которым у педагогов самооценка и оценка результатов труда может не соответствовать реальности,

2)                 формировать адекватные критерии профессионализма и профессиональной успешности,

3)                 исследовать и предлагать методы оценки и самооценки, которые педагог мог бы использовать самостоятельно, анализируя свою деятельность.

Все эти три направления работы помогут педагогу быть более реалистичным в оценке своей профессиональной эффективности. Более того, они являются необходимыми компонентами методов работы, направленных на повышение уровня профессиональной компетентности, работа с профессиональным супервизором, работу в группе равных, а также собственный самоанализ.

Важным способом помощи таким педагогам является получение специальные знания, благодаря которым развивается профессиональное понимание объективных причин, влияющих на эффективность их работы.

 

Литература:

 

1.         Орел В. Е., Рукавишников А. А. Феномен «выгорания» как проявление воздействия профессиональной деятельности на личность. / Психология субъекта профессиональной деятельности. Ярославль, 2002. — С.49–65.

2.         Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб и доп. — М.: Педагогика — Пресс, 2001

3.         Зборовская И. В. Саморегуляция психической устойчивости учителя // Прикладная психология. 2001, № 6

4.         Наенко, Н. В. Психология напряженности / Н. В. Наенко — М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2006.

5.         Водопьянова, Н. Е. Психическое выгорание и качество жизни / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова // Психологические проблемы самореализации личности / под ред. Л. А. Коростылевой. СПб: СПбГУ, 2002.

6.         Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М.: Дело, 2004.

7.         Орел В. Е. Синдром психического выгорания как дезадаптивный процесс // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. В 8 Т. СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2003, Т.6. -С.180–184.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle