Библиографическое описание:

Логинова А. А., Онуфриева В. В. Особенности психического выгорания педагогов общеобразовательных школ // Молодой ученый. — 2014. — №21. — С. 582-584.

В данное время проблема психического выгорания специалистов образования становится все более актуальной. Ее возникновение первоначально, как социальной проблемы, а затем и исследовательской, было обусловлено тем мощным отрицательным эффектом, который она оказывает на профессиональную деятельность и особенности поведения профессионалов. Наиболее отчетливо его последствия ощущаются в профессиях «субъект-субъектного» типа, где основным предметом труда являются человеческие проблемы и трудности (учителя, медицинский персонал, социальные работники, работники правоохранительных органов, психологи и т. д.).

Многочисленные данные показывают, что синдром психического выгорания, наряду с другими разновидностями профессионального стресса, вызывает появление депрессивных настроений, снижения мотивации и отсутствия интереса к работе, низкой оценке своей профессиональной эффективности, что, в конечном итоге, сказывается на работоспособности человека, приводя к ухудшению продуктивности деятельности.

Психическое выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Оно приводит к состоянию физического, эмоционального и умственного истощения; проявляющегося в профессиях социальной сферы. Этот синдром включает в себя три составляющих: эмоциональное истощение, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений [2, с. 15–16].

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. С точки зрения концепции стресса (Г. Селье), психическое выгорание — это дистресс или третья стадия общего адаптационного синдрома — стадия истощении [4, с. 37].

Проблема выгорания разрабатывалась достаточно большим числом авторов: А. Широм считает «выгорание» комбинацией физического, эмоционального и когнитивного истощения или утомления, при этом главным фактором является эмоциональное истощение; П. Брилл считает, что причина выгорания — неосуществимые ожидания. Он выделает три элемента, которые касаются симптоматологии, этиологии и области выгорания; К. Чернисс определил выгорание, как «процесс, в котором профессиональные установки и поведение изменяются негативным образом в ответ на напряжение на работе. В этом процессе он выделяет три стадии: 1-я стадия включает дисбаланс между ресурсами и требованиями (стресс); 2-я стадия — это непосредственное, краткосрочное эмоциональное напряжение, утомление и истощение; 3-я стадия состоит из целого ряда изменений в установках и поведении, таких как механическое (бездушное) обращение с клиентами и т. д. [7, с. 180–184.].

Психическое выгорание является фактором, который в той или иной степени проявляется в профессии учителя и требует подробного рассмотрения.

Проблемой данного исследования является снижение мотивации у педагогов, ухудшение настроения, формальное отношение к учащимся, на фоне недостаточной заработной платы, что приводит к начальным этапам профессиональной деформации личности.

Целью эмпирического исследования являлось определение уровня психического выгорания и выработка рекомендаций по снижению его проявлений у педагогов общеобразовательных школ.

Цель конкретизировалась путем постановки следующих задач исследования: выделить особенности психического выгорания педагогов общеобразовательных школ, рассмотреть динамику компонентов психического выгорания и предложить рекомендации по профилактике психического выгорания педагогов. В качестве гипотезы исследования рассматривалось предположение о том, что синдром психического выгорания развивается в процессе профессиональной деятельности педагога. При этом наиболее значительные изменения в процессе выгорания происходят в снижении профессиональной мотивации учителя. В качестве объекта исследования рассматривался синдром психического выгорания педагогов, а предметом выступали особенности психического выгорания педагогов общеобразовательных школ.

Исследование психического выгорания проводилось с использованием опросника психического «выгорания» для учителей А. А. Рукавишникова [1, с. 49–65]. Эмпирической базой исследования являлись 24 общеобразовательные школы города Владимира, в нем приняли участие 243 педагога.

Исследование компонентов психического выгорания позволило установить степень их выраженности. Психоэмоциональное истощение имеет крайне низкий уровень у 7 % испытуемых, низкий уровень у 30 %, средний уровень у 47 %, высокий уровень у 9,8 %, крайне высокий у 5 %.

-          Личностное отдаление имеет крайне низкий уровень у 10 % испытуемых, низкий уровень 24 %, средний уровень 44 %, высокий уровень у 15,6 %, крайне высокий уровень у 6 %.

-          Профессиональная мотивация имеет крайне низкий уровень у 2 % испытуемых, низкий уровень у 13,5 %, средний уровень у 40 %, высокий уровень у 22,6 %, крайне высокий уровень у 22 %.

-          Индекс психического выгорания имеет крайне низкий уровень у 8 % испытуемых, низкий уровень у 16 %, средний уровень у 48 %, высокий уровень у 19 %,крайне высокий уровень у 8,6 %.

Рис. 1. Уровни психического выгорания у педагогов общеобразовательных школ

 

У большинства педагогов индекс психического выгорания находится на среднем уровне, что свидетельствует о предпосылках или наличии начальных этапов психического выгорания.

Среди компонентов психического выгорания на высоком уровне находится профессиональная мотивация 22,6 %, что говорит о неудовлетворенности работой и отношениями в коллективе, заниженной самооценке, недовольство собой как профессионалом. Появляется чувство низкой профессиональной эффективности. Личностное отдаление так же находится на высоком уровне у 15,6 % педагогов, это приводит к нежеланию контактировать с людьми. Циничному, негативному отношению к коллегам. Снижение включенности в работу и дела других людей. Безразличие к своей карьере. Психоэмоциональное истощение на высоком уровне имеют всего 9,8 % педагогов, что свидетельствует о нежелании идти на работу, скорее окончить рабочий день, избежать дополнительной нагрузке. Низкая эмоциональная толерантность, тревожность, психическое истощение, раздражительность, повышенная чувствительность к оценкам других.

Таким образом, можно сделать вывод, что в большинстве школ города Владимира психическое выгорание педагогов находится на среднем уровне, среди компонентов на высоком уровне находится профессиональная мотивация, это говорит о незаинтересованности в работе педагога. У некоторых педагогов присутствует личностное отдаление, это говорит о социальной дезадаптации профессионала, работающего с людьми, так же проявляется в уменьшении количества контактов с окружающими. Психоэмоциональное истощение почти не проявляется.

Что бы избежать повышения уровня психического выгорания следует проводить тренинги и профилактическую работу в школах, для оптимизации уровня мотивации и продуктивности в профессиональной деятельности.

Для профилактики профессионального выгорания чрезвычайно важно:

1)                 изучать психологические причины, по которым у педагогов самооценка и оценка результатов труда может не соответствовать реальности,

2)                 формировать адекватные критерии профессионализма и профессиональной успешности,

3)                 исследовать и предлагать методы оценки и самооценки, которые педагог мог бы использовать самостоятельно, анализируя свою деятельность.

Все эти три направления работы помогут педагогу быть более реалистичным в оценке своей профессиональной эффективности. Более того, они являются необходимыми компонентами методов работы, направленных на повышение уровня профессиональной компетентности, работа с профессиональным супервизором, работу в группе равных, а также собственный самоанализ.

Важным способом помощи таким педагогам является получение специальные знания, благодаря которым развивается профессиональное понимание объективных причин, влияющих на эффективность их работы.

 

Литература:

 

1.         Орел В. Е., Рукавишников А. А. Феномен «выгорания» как проявление воздействия профессиональной деятельности на личность. / Психология субъекта профессиональной деятельности. Ярославль, 2002. — С.49–65.

2.         Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб и доп. — М.: Педагогика — Пресс, 2001

3.         Зборовская И. В. Саморегуляция психической устойчивости учителя // Прикладная психология. 2001, № 6

4.         Наенко, Н. В. Психология напряженности / Н. В. Наенко — М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2006.

5.         Водопьянова, Н. Е. Психическое выгорание и качество жизни / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова // Психологические проблемы самореализации личности / под ред. Л. А. Коростылевой. СПб: СПбГУ, 2002.

6.         Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М.: Дело, 2004.

7.         Орел В. Е. Синдром психического выгорания как дезадаптивный процесс // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. В 8 Т. СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2003, Т.6. -С.180–184.

Основные термины (генерируются автоматически): психического выгорания, низкий уровень, психического выгорания педагогов, высокий уровень, синдром психического выгорания, компонентов психического выгорания, особенности психического выгорания, уровня психического выгорания, выгорания педагогов общеобразовательных, средний уровень, психического выгорания специалистов, психического выгорания и выработка, профилактике психического выгорания, Исследование психического выгорания, Индекс психического выгорания, Орел В. Е. Синдром психического выгорания, высоком уровне, Психоэмоциональное истощение, педагогов общеобразовательных школ, этиологии и области выгорания.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle