Библиографическое описание:

Аксенова Н. В., Бадмаева Д. В. Бурятская национальная одежда как способ укрепления национальной идентичности // Молодой ученый. — 2014. — №21. — С. 731-732.

В виду последних тенденций к глобализации, развитию и «окультуривании» мира, проблема национальной идентичности является одной из самых значимых. Национальная идентичность — показатель уникальности того или иного народа. Это самовыражение своей своеобразности, которую пропагандирует носитель этноса. Представители малых народов, этнических диаспор стараются укрепить значимость своих самобытных культур и устоев различными способами. Одним из способов культурного самовыражения является наличие национального костюма и поддержание его в актуальной форме. В данной статье мы планируем раскрыть важность национальной одежды в становлении национальной идентичности. Различные нововведения, которые проникают в устоявшийся традиционный костюм делают данный элемент культуры ближе к молодежи, как продолжателю традиций, которая должна быть заинтересована в поддержании своих культурных традиций, сохранении и укреплении культурной идентичности.

Этно-стиль в одежде, возвращая к фольклору и истории, привносит сейчас и новизну, и разнообразие в современную моду, которая постоянно совершенствуется. Внесение элементов бурятского костюма в повседневную одежду европейского стиля является актуальной задачей, в основу которой заложена необходимость сохранения духовного и материального богатства бурятского народа.

Целью исследования является рассмотрение самовыразительности (курсив здесь мой — Н.А.) бурятской идентичности на примере совершенствования национального бурятского костюма на современном этапе. Для достижения этой цели необходимо решить несколько задач:

-        познакомиться с современными тенденциями в модном мире с целью совершенствования элементов традиционного бурятского костюма;

-        определить возможности использования национального бурятского костюма в качестве раскрытия национальной идентичности;

Этнические костюмы неоднократно становились предметом обсуждения в мире моды (например, Stella Jean использовала многочисленные принты в коллекции 2012 г. чтобы показать особенность африканского стиля), но они также играют значимую роль в развитии национального самоопределения и национальной самоидентичности.

Элементы бурятского национального костюма, выражающие религиозно-магические этические и эстетические представления, имеющие богатую палитру художественного выражения, обладающие декоративными и ритуальными функциями, могут стать ярким составляющим общепризнанного этно-стиля, а синтез Casual и этно стилей сделают модели привлекательным для молодежи, что, вполне вероятно, будет способствовать заинтересованности молодежи к культуре предков.

Стиль кэжуал делает акцент на удобстве, раскованности и личном самовыражении, поэтому в него легко проникают новые выразительные элементы, особенно если они связаны с комфортом ношения. Повседневный этнический костюм обладает той же ориентацией. Многовековая история любого повседневного национального костюма связана с практичностью его основы, а экзотичные детали позволят одежде с элементами бурятского костюма занять место любимых, удобных, необычных вещей.

Традиционно в Бурятии использовались яркие и прочные материалы: главным образом шелк и парча. Изделие из шелка отличается не только особенностями внешнего вида (блеском, красотой), но и прочностью, стойкостью к внешним воздействиям, эластичностью и упругостью. Изделия из шёлка поддерживают идеальный для человеческого тела микроклимат, самым лучшим образом влияющий на здоровье. Разнообразие нарядов в этническом стиле с использованием элементов, подтверждающих национальную идентичность, укрепят любовь к собственной культуре через одежду, которую они будут использовать в повседневной жизни. Для того чтобы модель приобрела отчетливо бурятский характер достаточно использовать несколько узнаваемых черт национального стиля: национальные орнаменты выполненные вышивкой: алтан-хээ (меандр), улзы (плетенка), свастический хас; форма силуэта в виде трапеции; композиция (сделать акцент на деление мужских и женских костюмов по цвету: цвета мужского костюма были темными, а женского — яркими и насыщенными), глубокий запах левой полы на правую и т. д.

В создании современной одежды на основе бурятского костюма используются традиционные элементы, такие как, крой, фасон, материал, техника шитья и декорирования, орнамент, цвет, украшения. Традиционные принципы кроя и декор соединяются с современными новшествами — струящимися материалами, приталенными силуэтами, глубокими декольте, обнаженными плечами и спиной (что для традиционного костюма считается недопустимым), с высокими декорированными воротниками, туфлями на каблуках, или большими наплечниками будут дополнены модной цветовой палитрой (черная роза в сочетании с темно-бордовым и огненно-красным), укорачиванием длины традиционного платья, рукава в форме колокола, сохранением воротника-стойки, как элемента национальной одежды.

Модели, разработанные Даримой Витальевной, сочетают элементы бурятской национальной традиции и современные тенденции мировой моды, используют современные материалы (почти везде бурятская одежда выполнена из так называемого “монгольского шёлка”), т. к. шёлк способен греть в холод, придавать приятную прохладу в жару, как наполнитель, шёлк безупречно пропускает кислород сквозь изделия, создавая постоянную естественную вентиляцию. Национальный костюм — соединение этнического стиля с модными вкраплениями — это актуализация национальной идентичности.

Сочетание бурятских этнических мотивов с различными другими стилями позволяет создать неповторимые, яркие, индивидуальные модели одежды, украшений, обуви. В виду того, что культура каждого народа постоянно развивается, считается недопустимым пренебрегать культурными ценностями и забывать свои корни, поэтому сохранение памяти к традициям будет укрепляться с помощью ежедневного ношения одежды в стиле соединенного кэжуала и этно-стиля, как доказательства укрепления культурной идентичности.

 

Литература:

 

1.                  Андрейко Ю. С. Композиционные особенности традиционного бурятского костюма //Общество. Среда. Развитие. Вып. 1, 2011. — С. 168–172.

2.                  Бадмаева Р. Д. Бурятский национальный костюм. — Улан-Удэ: Бурят. книж. издательство, 1987. — 144 с.

3.                  Самбуева С. Б. Символика традиционного бурятского женского костюма. — Улан-Удэ: Издательство Бур. Гос. университета, 2004. — 92 с.

4.                  Блог Даримы Бадмаевой: https://www.tumblr.com/blog/darimablog

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle