Библиографическое описание:

Никитина А. Н. О понятии и признаках административного правонарушения // Молодой ученый. — 2014. — №21. — С. 525-527.

Всю свою жизнь человек постоянно принимает участие в различных общественных отношениях, участие в которых может приносить как значительную пользу, так и определенный вред. В связи с этим общество, в процессе своего исторического развития, устанавливает определенные рамки дозволенного социально значимого поведения. Указанные в праве отношения, выходящие за границы дозволенного, оцениваются как правонарушения. Для успешного решения задачи искоренения правонарушений требуется применение наиболее эффективных средств борьбы с ними, что указывает нам на необходимость более детального определения понятия и признаков правонарушений.

До недавнего времени вопрос определения понятия административного правонарушения и его характерных признаков в отечественной юридической литературе являлся мало разработанным. Чаще всего он лишь попутно проявлялся в отдельных работах, затрагивающих понятие преступления. Не редко в данных работах подчеркивалось сходство административного правонарушения с преступлением, и недостаточно определялись его специфические черты и особенности, отличные от преступления. [11]

А ведь надо не забывать, что точное определение понятия административного правонарушения и конкретных его признаков имеет не только теоретическое, но и очень важное практическое значение для сохранения правопорядка и осуществления законности в государстве.

Согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях, а в частности ч.1 ст.2.1 данного Кодекса, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

От иных социальных явлений административное правонарушение отличается рядом признаков. Это такие признаки как:

1)       конкретное деяние физического или юридического лица (действие или бездействие);

2)       противоправность;

3)       виновность;

4)       наказуемость;

5)       общественная опасность.

Так в работах Лапиной М. А., Алехина А. П., Кармолицкого А. А., Стахова А. И., П. И. Кононова и других специалистов в области административного права наиболее выделяются следующие характеристики данных признаков административного правонарушения.

Административное правонарушение содержит конкретное деяние, т. е. противоправное поведение физического или юридического лица.

Это объясняется тем, что правонарушение может составить только акт поведения, внешне выраженный в определенной объективной форме. Значимость этой черты может быть выражена в общепринятом положении «за мысли, намерения или цели не судят». Нельзя считать правонарушением не проявленные через поступки мысли человека, его чувства, не только положительные, но и отрицательные. Мыслительные процессы не регулируются правом. [7]

Двумя возможными вариантами противоправных деяний физических и юридических лиц являются действие и бездействие:

-        Действие (активное поведение) — это активное невыполнение законного требования, обязанности, нарушение установленного запрета (например, вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготовляемых на его основе, спиртных напитков или одурманивающих веществ)

-        Бездействие (пассивное поведение) — это пассивное невыполнение обязанности, возложенной на физическое или юридическое лицо. Совершение правонарушения в форме бездействия предполагает, что субъект правонарушения своевременно не предпринял действий, предписанных нормой административного права, т. е. бездействовал (например, несоблюдение санитарно- эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей).

Также административное правонарушение всегда противоправно, т. е. нарушает нормы действующего административного законодательства (например, нормы II раздела («Особенной части») КоАП РФ или нормы законов субъектов федерации об административных правонарушениях).

Если деяние не является противоправным, то оно не может образовать административного правонарушения и, следовательно, повлечь административную ответственность.

Противоправность деяния представляет собой основной критерий административного правонарушения, его вторичным, производным от указанного, правовым критерием является оценка последствий деяния. Квалификация административного правонарушения осуществляется независимо от вредоносности деяния, однако в случаях, предусмотренных Особенной частью КоАП РФ, квалификация правонарушения возможна только при причинении имущественного ущерба, морального или физического (телесного) вреда.

Административное правонарушение может быть совершено только виновно. Виновность как признак административного правонарушения состоит в том, что данное деяние является результатом свободного волеизъявления правонарушителя, его виновным поведением. [4]] Вина — это психическое отношение правонарушителя к совершенному деянию. Признать лицо виновным — означает установление того, что административное правонарушение совершено либо умышленно, либо по неосторожности. Так, в ст. 2.2 КоАП РФ разъясняются именно эти две формы вины: [1]

-        Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

-        Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть

В случае отсутствия вины юридического или физического лица административная ответственность к нему применяться не может. «Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина» (ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ).

Административная наказуемость как признак административного правонарушения состоит в том, что за совершение противоправного деяния устанавливается возможность применения и реально применяется административное наказание. Каждому виду правонарушения соответствует определенный вид санкции. Административным правонарушением признается в законе не всякое антиобщественное, противоправное деяние, а только то, за которое предусмотрена мера административной ответственности. В качестве таковой в соответствии со ст. 3.1 КоАП РФ выступает административное наказание (система их закреплена в ст. 3.2 Кодекса).

В отличие от преступлений административные правонарушения часто не характеризуют как общественно опасные деяния. Тем не менее, есть основания считать, что административным правонарушениям присуща не вредность или вредоносность, а именно общественная опасность как материальный признак любого правонарушения.

Трудно, просто невозможно отказать в общественной опасности таким административным правонарушениям, которые посягают на безопасность дорожного движения, пожарную безопасность (в результате этих нарушений ежегодно гибнут десятки тысяч людей), правила, связанные с приобретением, хранением и использованием огнестрельного оружия, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и других объектов. К ним, несомненно, необходимо отнести и многие экономические административные правонарушения.

Общественная опасность как признак административного правонарушения состоит в том, что данное деяние (действие или бездействие) является опасным для общества. Оно причиняет вред конституционным и иным интересам личности, общества, государства. [10]

В наше время основные усилия в борьбе с правонарушениями направлены на профилактику и устранение причин, их порождающих. Но, так или иначе, не исключается возможность использования правовых санкций в отношении лиц, совершивших административное правонарушение. Основанием применения наказания и возбуждения дела об административном правонарушении является наличие в содеянном административного проступка. Поэтому осуществление юрисдикции невозможно без глубокого знания понятия самого правонарушения. Необходимые знания помогут правильно квалифицировать административные правонарушения, принимать законные решения по делам, обеспечивать соблюдение законности, охрану прав и интересов граждан, общества и государства.

 

Литература:

 

1.      Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 24.11.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.12.2014)// [Электронный ресурс] «Консультант плюс»

2.      Алехин А. П., Кармолицкий А. А. Административное право России//М.: «Зерцало-М», 2011. — 520 с.

3.      Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. //Административное право:— 3-е изд., пересмотр, и доп. — М.: Норма, 2007. — 816 с.

4.      Дмитриев Ю. А., Полянский И. А., Трофимов Е. В. Административное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов.// — Система ГАРАНТ, 2008 г.

5.      Под ред. А. В. Заряева, В. Д. Малкова. Ювенальное право: Учебник для вузов// — ЗАО Юстицинформ, 2005 г.

6.      Под редакцией Ю. М. Козлова. Комментарии к кодексу РФ об административных правонарушениях.

7.      Лапина М. А. Административное право. Курс лекций. //- 2009,- 149с.

8.      Административное право России: учебник. (отв. ред. Попов Л. Л.). // — 2-е изд., перераб. и доп. — «Проспект», 2010 г.

9.      П. П. Серков Судебная практика по делам об административных правонарушениях//М.: Норма, 2008.- 368 с.

10.  Стахов А. И., Кононов П. И. Административное право России// М.: Издательство Юрайт, 2014–651 стр.

11.  Якуба, О. М. О признаках административного правонарушения //Правоведение. -1964. — № 3. — С. 54–61

12.  Административное право и процесс: Федер. научно-практический журнал// — М.: Издательская группа «Юрист»,2013

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle