Библиографическое описание:

Воронова Н. И. Философско-культурологическое осмысление темы отчуждения в изобразительном искусстве европейского экспрессионизма // Молодой ученый. — 2014. — №21. — С. 736-738.

В статье раскрываются основные образы отчуждения и особенности их художественного воплощения в изобразительном искусстве европейского экспрессионизма начала ХХ века. Автор осуществляет интерпретацию произведений экспрессионизма сквозь призму мировоззрения, доминирующих идей, характера умонастроения общества рассматриваемого периода. Выявляются историко-социальные, философские и эстетические предпосылки феномена отчуждения как ведущей темы в искусстве экспрессионизма. Анализируются художественные средства и приемы, посредством которых художниками опредмечиваются образы отчуждения.

Ключевые слова:Экспрессионизм, феномен отчуждения, европейское искусство, художественные средства, стиль, культура XX века, образы войны, эстетическое, образы катастрофического.

 

Предметом анализа в данной статье являются образы отчуждения и эстетика катастрофического в изобразительном искусстве европейского экспрессионизма, первостепенно немецкого, поскольку именно в Германии зародилось данное художественное направление. В рамках данного исследования категория «отчуждение» рассматривается как философско-культурологическое понятие.

В контексте рассматриваемого историко-культурного периода, понятие «отчуждение» имеет следующий онтологический статус: это духовная оторванность человека от общества, от других субъектов социального взаимодействия; это двухмерность самой личности — ее социальной маски и внутренней сущности; это отрыв человека от природы и даже от собственного труда и его результатов; это экзистенциальное одиночество заброшенного в мир с чувством беспомощности и ненужности существа. Отчужденные отношения — это безразличные, эгоистичные, антигуманные отношения.

Суровая повседневность ХХ столетия, событий мировых войн, демонстрировали онтологию катастрофического тотального отчуждения. Мир предстает в экспрессионизме как зыбкий, ненадежный, непредсказуемый и неустойчивый.

В ходе исследования применялся комплекс научных методов, в том числе таких как: культурно-исторический, предполагающий рассмотрение произведений в историко-культурном контексте; образно-стилистический метод, для анализа художественного языка конкретного произведения искусства; метод исследования художественной формы, для выявления системы художественных свойств произведений в аспекте образов отчуждения; герменевтический, для реконструкции мировоззренческих идей, смыслов и значений, заключенных в художественном образе; семиотический анализ произведений и др.

Двадцатое столетие можно представить как век парадоксов. Культура XX века — культура кризиса, с переломным характером. Этот век ознаменован мировыми войнами, социально-политическими и научно-техническими революциями. Новое и старое уже не идут по порядку, сменяя друг друга, а пересекаются, что приводит общество к появлению новаторских идей, отказу от прошлого художественного опыта. Изменения культурных особенностей XX века можно проследить в идейно-художественных и стилевых процессах.

С началом XX века, в период с 1905 по 1920-е гг., в европейском искусстве начинает зарождаться новое направление — экспрессионизм (от лат. expressio — выражение), который становится своеобразным протестом против современной буржуазной цивилизации. Особый социальный пафос отличает произведения экспрессионизма. Выступая с протестом против войны, против подавленности личности социальными нормами и установками, творцы обращаются к теме революционного героизма, совмещая в своих произведениях протест с ужасом бытия. Художники часто выражали в своих работах меланхолию, истеричность, психопатию, крики протеста против царившего хаоса. Одна из важных особенностей художника — это как можно выразительнее запечатлеть свои переживания, свой эмоциональный, чувственный, духовный опыт при помощи художественных средств. [2]

Особенностью изучения темы и образов отчуждения в европейском искусстве в рамках данного исследования стало рассмотрение художественных произведений через их соотношение с социокультурными процессами того времени, что способствует формированию более целостного представления о значимости данной темы в изобразительном искусстве первой половины ХХ века.

Суть экспрессионизма — в отображении внутреннего мира человека в момент экзистенциальной ситуации, на пределе физических и духовных сил, в состоянии крайнего напряжения или, напротив, полного опустошения или отчаяния. Художники не столько стремятся изобразить действительность, сколько передать чувственно-эмоциональные состояния и переживания, порождаемые этой реальностью, преломляющиеся в человеческом сознании и становящиеся внутренней сущностью субъекта. [3,c.304]

Художники экспрессионисты используют такие приемы как: искажение, преувеличение, смещение, использование контрастных, плотных и напряженных красок, отказ от светотени и пространственной перспективы. В работах преднамеренно отсутствует изящество, доминируют агрессивные образы, вызывающие беспокойство и дискомфорт, а порой и беспредельный ужас. Цвет экспрессионисты наделяют собственным смыслом и символическим значением, поскольку он способен вызывать конкретные эмоции.

«Отчуждение» в произведениях европейского экспрессионизма проявляется в отражении нескольких типов явлений: трагических исторических событий (войн, революций), радикальных социально-политических изменений своего времени, оказывающих разрушающее воздействие — как на отдельную личность, так и на общество в целом. [1]

Отчуждение в экспрессионизме опредмечивается в образах страха, боли, войны, насилия, гибели, смерти духовной и физической. Распространение в экспрессионизме получают также темы безумия, тоски и безысходности. Особую значимость получают художественные образы безобразного. Внутриличностный конфликт может проявляться в образах мрачных и печальных пейзажей, молчаливых и одиноких фигур.

Помимо двух мировых войн, катастрофичность сознания людей описываемого периода усугублялась процессами урбанизации. Образ бездушного города, урбанизированной среды стал одним из символов тотального одиночества, разобщенности и отчуждения XX в. Состояние человека, лишенного самоценности существования в урбанизированном пространстве, очень точно, например, передает в цикле своих работ («Апокалиптических пейзажей» 1913–1916) Л. Майднер. Отчуждение в искусстве экспрессионизма приобретает статус антропологической катастрофы.

Эта катастрофа мощно отражена в апокалиптических произведениях, например, Г.Гросса («Мегаполис» 1917, «Город» 1916–1917, «Торговец жемчугом» 1919, «Посвящение Оскару Панница» 1917–1919). Художник создает образы морального апокалипсиса, проявляющегося в превращении человека в непонятное существо, полуживотное, утратившее основополагающие моральные устои. Это катастрофа утраты человеческого в человеке, это общество пороков и бед.

К изображению инфернальной изнанке города также обращаются в своем творчестве Э. Л. Кирхнер, Э. Нольде, О.Дикс («Большой город» 1928), М. Бекман (графический цикл «Ад» 1919) и др. В городских пейзажах, уличных сценах, для передачи ощущения неприязни и тревоги, художники используют такие средства как: ломаные линии, резкие диагонали, разрывающие пространство картины; увеличение, крупное приближение переднего плана; контрастные тона; лица, подобные маскам, утратившие личностную индивидуальность.

Образы войны в работах экспрессионистов наиболее мощно выражают ощущение катастрофичности. В произведениях изобразительного искусства европейского экспрессионизма можно выделить два типа таких образов: это процессуальное отображение самой войны, ее событий, будней, ужасов, т. е. непосредственное ее переживание, и другие работы — рефлексия над отголосками войны — это изображение инвалидов войны, калек, бездомных, одиноких, потерявших смысл жизни и т. п.

К первому типу можно отнести, например, ряд работ М. Пехштейна («Сражение на Сомме» цикл из восьми офортов, 1918), М. Бекмана («Граната» 1914), О. Дикса («Война» 1924), созданных непосредственно на фронте. Художники вызывают у зрителя ощущение сопричастности событиям, разворачивающимся в пространстве своих произведений.

К другому типу можно отнести, например, работы Э. Кирхнера («Автопортрет в военной форме» 1915), а также О. Дикса («Инвалиды войны» 1920, «Игроки в скат» 1920, «Продавец спичек» 1921), созданные в послевоенный период. Эти и подобные им работы демонстрируют идею, что война не закончена, мир — только иллюзия. В произведениях этого типа война предстает уже в большей степени не как общественная трагедия, а как личностное переживание, отчуждение.

Тема отчуждения раскрывается в произведениях экспрессионистов на разных уровнях: в названиях и в содержании работ, на композиционном и колористическом уровне; также обогащается новыми мотивами — мотивами «маски» и «крика». Крик в искусстве экспрессионизма выражает ужас, отчаяние, сильное эмоциональное потрясение, ощущение безысходности и катастрофичности бытия, бессилие человека. Образы отчаяния, «вопящего», либо, напротив, «молчаливого» крика, часто встречаются в творчестве Э. Мунка («Крик» 1893, «Страх» 1896, «У смертного ложа» 1895; «Девочка у постели умершей матери» 1897–1899). Мотив крика присутствует в произведениях, например, М. Бекмана: в автопортрете (1901) он изображает себя кричащим, в работе «Большая сцена смерти» (1906), «Ночь» (1918–1919). [5,c.220–222]

Художники экспрессионисты используют прием маски-лица, что вызывает ощущение неопределенности идентичности, размытости грани между живым и мертвым, истинным и ложным, подлинным и мнимым, человеческим и животным, как в работах: О.Мюллера («Машка с маской» ок.1919), К. Шмидт-Ротлуфа («Голова женщины и маска» 1912), А. Шёнберга («Красный взгляд» 1910). Маска также может символизировать «бегство от свободы», желание спрятаться от ответственности или действительности как таковой. [4]

Таким образом, тема отчуждения является одной из ведущих в изобразительном искусстве европейского экспрессионизма. Вместе с тем можно заключить, что экспрессионизм не ограничивается сферой художественного и рамками эстетического, он проявляет себя как новое идейное течение, призывает к переоценке ценностей. Экспрессионисты предупреждают современников об апокалиптической катастрофе, надвигающейся на природу и человечество. Художники деформируют действительность, обращаются к мистике, иррациональному, фантасмагорическому, гротескному, к обостренной эмоциональности.

Феномен отчуждения и его отображение в искусстве остается актуальным и в наше время. Теряется преемственность и связь поколений, что выражается в разобщенности людей и культуры, которая вырождается в псевдокультуру, провоцирует отчуждение личности от общества, а общества от природы. Человек в пространстве современного мегаполиса также зачастую переживает психологическое отчуждение, одиночество, безразличие и потерянность, на фоне фетишизации товарно-денежных отношений, культа вещизма и популяризма, взамен самоценности личности и подлинной субъективности, форма всецело начинает доминировать над содержанием. Таким образом, феномен отчуждения все больше приобретает философскую интерпретацию, рассматривается как онтологическая и гносеологическая проблема.

 

Литература:

 

1.                  Кальной И. И. Отчуждение: истоки и современность. Симферополь, 1990.

2.                  Кен Л. Н. Леонид Андреев и немецкий экспрессионизм./ Л. Н. Кен // Андреевский сборник. Исследования и материалы. Курск, 1975.

3.                  Останина Е. А. Мастера авангарда. М.: Вече, 2003. — 304 с.

4.                  Павлова Н. С. Экспрессионизм / Н. С. Павлова //История немецкой литературы: в 5 т. М.: Наука, 1968. Т. 4.

5.                  Швец Т. П. Катастрофа как тема и образ в современном искусстве (на материале 3 Московской Биеннале Современного Искусства) // Современное искусство в контексте глобализации: наука, образование, художественный рынок: материалы III Всероссийской научно-практической конференции, 29 января 2010 года. — СПб.: Изд-во СПбГУП, 2010. — С. 220–222.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle