Библиографическое описание:

Фролова Л. Н., Панченко А. Е. Конкурентоспособность налоговой системы государства в условиях глобализации // Молодой ученый. — 2014. — №21. — С. 450-451.

Нарастающий процесс глобализации, ставит перед государством вопрос о совершенствовании правовой базы в сфере налогообложения для дальнейшей интеграции в мировую экономику.

Если ранее процесс глобализации рассматривался в основном в деятельности транснациональных корпораций, то на сегодняшний день этот процесс перерос в единство мирового рынка. Такие изменения повлекли за собой интеграцию национальной налоговой системы.

Глобализация мировой экономики привела к переливу финансовых ресурсов, к росту экономической мощи транснациональных компаний. Такие изменения в мировой экономике требуют совершенствования по формированию налоговой системы государства. В такой ситуации страны вынуждены преобразовывать налоговую систему с целью привлечения инвестиций и повышения конкурентоспособности национальной экономики. Одни из ключевых факторов конкурентоспособности налоговых систем государств — построение эффективных регулятивных правил, контроль за трансфертным ценообразованием [1, с.7]. Чем активнее позиция государства и в сфере налоговой конкуренции, тем долгосрочен экономический рост.

Проблема заключается в соотношении международно-правового регулирования в сфере налогообложения с национальным налоговым правопорядком. Применяя многолетние национальные традиции налогообложения, страны сталкиваются с рядом противоречий. Данные противоречия возникают в связи со сложившейся юридической и налоговой (финансовой) культурой разных стран [2, с. 15]. Процесс глобализации трансформирует сложившиеся традиции. Именно поэтому проблема состоит в гармонизации международного и национального налогового регулирования.

Процесс гармонизации налогового законодательства должен привести к установлению сходных правил налогообложения на территориях всех государств, входящих в то или иное международное сообщество. Согласованные действия государств по осуществлению налоговой политики и реформированию национального налогового законодательства составляют существо гармонизации налогообложения. Ее основная цель — устранение различий в налоговом законодательстве государств, препятствующих экономической интеграции [3, с. 135].

Необходимо отметить, что на протяжении прошлых лет в налоговое законодательство России были внесены изменения о номинальной налоговой нагрузке, что позволило нашей стране сровняться с уровнем общеевропейских стран. Несмотря на существенные изменения, остаются проблемы, затрагивающие процедуру налогового контроля и правоприменительной практики. В связи со своими издержками, налогоплательщик минимизирует налоговую нагрузку путем уклонения от уплаты налогов.

Россия остается непривлекательной страной для иностранных инвестиций, располагая сложной конструкцией налогового законодательства, большим количеством изменений и дополнений, множеством инструкций и подзаконных актов. Следует отметить, что несовершенство налогового законодательства тормозит повышение конкурентоспособности, так как нет притока отечественных и иностранных инвестиций в экономику. Для стимулирования инвестиционной активности следует оптимизировать ставки налогов, снизить административные барьеры, т. е. выработать концепцию стимулирующего налогообложения [4, с. 34].

Следующей проблемой замедления повышения конкурентоспособности, т. е. в привлечении инвестиций, является определение круга плательщиков, которые делятся на две группы. Первую группу плательщиков составляют резиденты — физические и юридические лица, которые являются прямыми адресатами налогового права, вторую группу составляют нерезиденты — физические и юридические лица, обладающие правами и обязанностями налогоплательщиков в результате согласованного применения Налогового кодекса РФ и договоров об устранении двойного налогообложения, заключенных РФ с соответствующим государством. Для резидентов существует традиционное налогообложение, т. е. для них применяются все правовые налоговые понятия и категории. Для нерезидентов применяется международное налоговое право, где применяются трансграничные налоговые правила.

В настоящее время, в отсутствии сходства между законодательствами двух и более стран, основной проблемой остается устранение двойного налогообложения. Поэтому перед налоговыми органами, как Российской Федерации, так и других стран, стоит задача по устранению двойного налогообложения. Особенно остро воспринимается наличие такого противоречия российскими организациями, которые вынуждены уплачивать налоги в РФ и за рубежом.

Исследуя законодательство и зарубежную практику по разрешению налоговых споров, следует отметить, что причинами расхождения являются различия в дефинициях. Другими словами, некоторые понятия, употребляемые в соглашениях, по-разному толкуются в национальном законодательстве договаривающихся государств или вовсе отсутствуют. Для решения данного вопроса следует при ратификации международных соглашений адаптировать внутреннее законодательство государства, разрабатывать более совершенные механизмы реализации новых норм, вводимых международными соглашениями. При этом национальное законодательство нуждаются в обогащении путем заимствования у иностранных государств всего того, что приемлемо для российских реалий и современной правовой системы.

Поскольку Россия вступила в ВТО, и соответственно на неё распространилось действие Модельной налоговой конвенции ОСЭР, расширилась сфера применения международного налогового права и увеличивается количество соглашений об устранении двойного налогообложения. В связи со вступлением России в ВТО должна выстроиться четкая стратегия применения положений национальных и международных договоров, административные барьеры должны замениться искусственными препятствиями в применении международных договоров.

Следует отметить, что со вступлением России в ВТО, соотношения национального налогового права с международными налогово-правовыми категориями позитивно трансформируются, в частности целенаправленность совместной деятельности субъектов нормотворческой деятельности различных государств достигнет единообразия юридических конструкций налогово-правовых норм.

Таким образом, вступление России в ВТО должно способствовать повышению конкурентоспособности налоговой системы за счет гармонизации законодательств стран.

Помимо этого, следует ввести новую главу Налогового кодекса РФ о налогообложении капитала и операций с ним. Целесообразность введения главы заключается в достижении следующих результатов:

-        снятие барьеров для входа на рынок капиталов;

-        предоставление льгот для ввоза в Россию современного технологического оборудования для модернизации предприятий;

-        снижение налогового бремени;

-        создание равных конкурентных условий хозяйственной деятельности всем инвесторам независимо от формы собственности;

-        совершенствования амортизационной политики.

Путем снижения налоговых барьеров для входа на рынок капиталов, появятся новые фирмы, которые выполняют «функцию уравновешивания», т. е. среднеотраслевые значения прибыли и цен возвращаются к их долгосрочному конкурентному уровню. Снижение барьеров входа одна из задач поддержания конкурентоспособности.

Следует отметить, что предоставление налоговых преференций по НДС требует усовершенствования. Следует освободить от НДС любые операции, предметом которых являются ценные бумаги и производные от них, в том числе операции, связанные с их учетом и хранением. Данное изменение повлечет привлечение инвестиционной деятельности и соответственно повысит конкурентоспособность налоговой системы государства.

Таким образом, Россия должна повышать свою конкурентоспособность в сфере налогообложения, тем самым увеличивая экономический рост страны и привлечения инвестиций в национальную экономику. Конкурентоспособность страны необходима для выживания предприятий в условиях глобальной конкуренции, т. е. в условиях глобализации мировой экономики. Помимо этого, для конкуренции с иностранными предприятиями на равных в России должна действовать гораздо более стимулирующая производство и инвестиции налоговая система, чем в зарубежных странах.

В заключении следует отметить, что государство должно усовершенствовать налоговое законодательство. С практической точки зрения, перечисленные выше рекомендации должны найти своё выражение в национальном законодательстве о налогах и сборах. Необходимо так же урегулировать вопрос о строгой секретности и отсутствии эффективного обмена информацией с налоговыми органами других стран. Снижение конкурентоспособности налоговой системы страны, даёт преимущество в получении доходов налогоплательщикам, уклоняющимся от уплаты налогов в сравнении с налогоплательщиками, ведущими легальный бизнес. Однако конкурентоспособность налоговой системы отражает конкурентоспособность экономики страны в целом. Так как первая обеспечивает фискальные функции страны и должны привлекать иностранный и национальный капитал.

 

Литература:

 

1.      Семенихин, В. В. Антимонопольное право: развитие конкуренции в Российской Федерации [Текст] / Семенихин В. В. // Бухгалтер и закон. — 2011. — № 4. — С.7

2.      Кизимов, А. С. Контроль за трансфертным ценообразованием — фактор конкурентоспособности налоговой системы государства [Текст] / Кизимов А. С. // Международный бухгалтерский учет. — 2012. — № 5. — С.15

3.      Кучеров, И. И. Международное налоговое право [Текст]: курс лекций по международному налоговому праву / Под ред. И. И. Кучеров. — М.: ЮрИнФор, 2007. — 135 с.

4.      Башкирова, Н. Н. Совершенствование налогового законодательства в целях развития инновационных активных организаций [Текст] / Башкирова Н. Н. // ФБК. — 2008. — № 1. — С.35

5.      Философова, Т. Г. Управление конкурентоспособностью на современных мировых рынках [Текст]: Под ред. Т. Г. Философова. — М.: Научная книга, 2006. — 135 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle