Исследование склонности к девиантному поведению подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №21 (80) декабрь-2 2014 г.

Дата публикации: 12.12.2014

Статья просмотрена: 5563 раза

Библиографическое описание:

Щербинина, Е. А. Исследование склонности к девиантному поведению подростков / Е. А. Щербинина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 21 (80). — С. 595-597. — URL: https://moluch.ru/archive/80/14299/ (дата обращения: 24.04.2024).

Изменения, происходящие сегодня в обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема девиантного поведения подростков. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост подростковой преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению отклонений в поведении ребенка. Причиной этого является изменение ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятные семейно-бытовые отношения, отсутствие контроля над поведением, чрезмерная занятость родителей, слабая материальная база семьи, эпидемия разводов.

Девиантные проявления не являются уникальными и новыми, однако их исследование становится особенно актуальным в настоящее время, в переломный период развития нашего общества. В современном обществе взаимодействие личности, семьи и социума осуществляется в условиях качественного преобразования общественных отношений, которые вызывают не только позитивные, но и негативные изменения в различных сферах социальной жизни. Различные трудности, возникающие в процессе адаптации представителей тех или иных социальных групп к рыночной экономике, порождают деформацию межличностных связей, разобщение поколений, утрату традиций.

В последние годы в Республике Казахстан возросла численность подростков, для которых цель жизни сводится к достижению материального благополучия любой ценой. Труд и учеба утратили общественную ценность и значимость, стали носить прагматический характер — больше получать благ, привилегий и меньше работать и учиться. Такая позиция подростков приобретает все более открытые и воинствующие формы, порождая новую волну потребительства, часто провоцирующую поведенческие девиации. Положение с поведенческими девиациями усугубляется еще больше экономической ситуацией в стране. В последние годы в Казахстане значительно возрос уровень подростковой преступности в сфере социально-экономических отношений, где объектом преступления является право собственности, имеющее исключительное значение в жизнедеятельности граждан, общества, государства. Для многих подростков характерна ориентация на личное материальное благополучие, на действие по его обеспечению, на жизнь по принципу «как хочется», на самоутверждение любой ценой и любыми средствами. В этих случаях ими руководит не корысть и стремление удовлетворить свои потребности преступным путем, а привлекает сам процесс совершения преступления, участия ради компании, чтобы не прослыть трусом и т. п.

Методологические основы изучения девиантного поведения представлены и в отечественных теориях: девиантологии В. С. Афанасьева, Я. И. Гилинского, Б. М. Левина; современной социологии права В. П. Казимирчука, В. Н. Кудрявцева, Ю. В. Кудрявцева, а также в трудах В. Ф. Левичевой, В. Т. Лисовского, И. А. Невского, А. С. Харчева. [1]

Как нарушение процесса социализации девиантное поведение рассматривается такими известными российскими учеными, как Б. Н. Алмазов, С. А. Беличева, Б.П. [2]. Битинас, И. С. Кон, Г. Ф. Кумарина, А. В. Мудрик, И. А. Невский [3].

Психологический аспект проблемы исследования состоит в недостаточной изученности как причин подростковой делинквентности, так и особенностей ее проявления: недостаточно работ, где бы исследуемый феномен раскрывался во всей его целостности, как правило, изучаются его отдельные аспекты (сущностные признаки, пути, средства коррекции и профилактики) [4,5].

Признавая значение вышеизложенных работ, стоит отметить, что, несмотря на множество подходов к исследованию девиантного поведения, проблема подростковых девиаций в условиях рыночной экономики требует дальнейшего изучения [6,7].

Основным моментом выявления причин девиантного поведения являются взаимоотношения подростков в семье, что служит основным критерием развития личности подростка. Поэтому диагностику девиантного поведения мы решили начать с методики анкетирования.

Анкета на определение взаимоотношений в семье является основным этапом нашего исследования.

Рис. 1. Анкета на определение взаимоотношений в семье

 

Анализируя данные, представленные на рисунке 1, мы видим, что по первому вопросу (причины обид на родителей) количество человек по критериям «мало внимания» и «отсутствие любви» составляет 17 человек, что в сумме является — 76,5 %, по второму критерию «материальные причины» — 5 человек (23,5 %).

По второму вопросу (обиды на других объектов в семье) также преобладают обиды подростков на мать и отца, количество ответов обиженных на братьев и сестер — редки (3 человека). Таким образом, количество ответивших обиженных на родителей составляет 19 человек — 85,5 %. Причины недовольства собой преобладают ответы у подростков по критериям «злой», «раздражительный», что составляет 18 человек — 81 %, по критерию «необщительный» — 4 человека (19 %).

По вопросу «Что осуждают родители в ребенке и других людях» ответы повышены по критериям «злость», «раздражительность» и составляют 15 человек (67,5 %), по критерию «необщительность» — 7 человек (32,5 %).

На вопрос «Перечень качеств, которыми должен обладать ребенок, по мнению родителей» преобладают ответы по критериям «доброта», «отзывчивость», что составляет 17 человек — 76,5 %, по критерию «послушание» — 5 человек, что составляет 23,5 %.

Опросник Басса-Дарки мы использовали для диагностики агрессивных и враждебных реакций у испытуемых. Из анализа, полученных результатов исследования, мы видим, что наибольшее количество подростков относятся к шкале «Физическая агрессия» и «Косвенная агрессия» 6 человек (27 %), доля детей по шкале «Негативизм» и «Вербальная агрессия» составляет 5 человек (22,5 %), количество опрошенных по шкале «Раздражительность», «Обида», «Чувство вины» составляет по 3 человека на каждую шкалу (13,5 %). По шкале «Подозрительность» — 2 человека, что составляет 9 %. Таким образом, индекс враждебности составляет 21,8 %, индекс агрессивности — 40,8 %

Составим диаграмму на основе полученных данных индексов агрессивности и враждебности (рисунок 2).

Рис. 2. Распределение результатов шкал по тесту Басса-Дарки

 

Таким образом, мы видим, что у большинства подростков присутствуют показатели по шкалам «Физическая агрессия», «Раздражительность», «Вербальная агрессия», что составляет индекс агрессивности равный 40,8 %. «Обида», «Подозрительность» являются индексом враждебности и составляет меньшую долю в распределении результатов. «Негативизм», «Чувство вины» и «Косвенная агрессия» отнесены в схеме распределения результатов к другим шкалам и составляют 37,4 %. Это говорит о том, что в данной группе учащихся часто могут происходить конфликтные, враждебные ситуации. Это стоит учесть при составлении психопрофилактической программы для предотвращения подобных ситуаций и уменьшения уровня враждебности в данной группе испытуемых.

После проведения тренинга нами была проведена повторная диагностика с испытуемыми подростками. Рассмотрим результаты исследования по методике Басса-Дарки.

Из данного анализа мы видим, что наибольшее количество подростков относятся к шкале «Подозрительность» — 7 человек (31,5 %), «Обида» — 4 человека (18 %), «Чувство вины» — 3 человека (13,5 %). Доля детей по шкале «Негативизм» составляет 4,5 % и «Вербальная агрессия» составляет 1 человека (4,5 %), количество опрошенных по шкале «Раздражительность» составляет 2 человека (9 %). Уменьшился показатель по шкалам «Физическая агрессия» и «Косвенная агрессия» — по 2 человека на каждую шкалу, что составляет 9 %. таким образом индекс враждебности составляет 50 %, а индекс агрессивности — 27 %.

Рис. 3. Результаты повторно проведенной диагностики по методике Басса-Дарки

 

По данным результатам мы видим, что произошло улучшение (сравним результаты диаграмм (рис. 2 и рис. 6).

Сократилось количество подростков по шкалам «Физическая агрессия» и «Косвенная агрессия» с 27 % до 9 % (18,2 %). По шкале «Раздражительность» показатели снизились с13,5 % до 9 %. Увеличились показатели по шкале «Раздражительность» с 16,7 до 6,7 % на 10 %. Увеличились показатели по шкале «Обида» на 18 %, также увеличились показатели по шкале «Подозрительность» на 22,5 %. Сократились показатели по шкале «Вербальная агрессия» на 21,5 %. Осталась на прежнем уровне шкала «Чувство вины» на 5 %. Индекс агрессивности уменьшился на 13,8 %, а индекс враждебности увеличился на 28,2 %.

Таким образом, с помощью выбранных нами методик, которые отличаются наибольшей валидностью и надежностью, мы исследовали отклонения в поведении подростков. Мы увидели, что они позволяют подробно описать личностную структуру обследуемых, выявить скрытые личностные проблемы, определить наличие деструктивных тенденций во взаимоотношениях, чтобы сформировать способность к устранению и разрушению препятствий к индивидуальному развитию, увидеть те черты характера, которые обладают тенденцией к переходу в патологическое состояние.

Проведение психологического тренинга дает положительные результаты и позволяет сформировать адаптивные копинг-стратегии. Это способствовало тому, что дети стали более спокойно относиться к окружающей их действительности. Стали менее тревожны по отношению к будущему, более спокойны к своим прежним проступкам, повысилась самооценка и уверенность в себе, появилась удовлетворенность своими, пусть даже и небольшими достижениями. В конфликтных ситуациях перестали обвинять других.

В данном тренинге ребята, выполняя задания, достигли лучшего взаимопонимания при общении, что обеспечивает идеи сотрудничества при коллективной работе. Получили заряд высокого эмоционального подъема, стали более подготовлены к активной деятельности в различных жизненных ситуациях, стали чаще обращать внимание на свое поведение, научились сопереживать другим.

 

Литература:

 

1.         Гилинский Я. И. Социология девиантного поведения как социологическая теория. //Социс. — 1991. — № 4. — С. 72–78.

2.         Беличева С. А. Основы превентивной психологии. — М., 1993

3.         Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избранные труды. //Под ред. Д. И. Фельдштейна. — М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001

4.         Змановская Е. В. Девиантология. — М.,2004

5.         Клейберг Ю. А. Социальные нормы и отклонения. — М., 1997

6.         Семикашева И. А. Социально-психологическая идентичность подростков-участников территориальных группировок //Социальная норма, девиантное поведение, конфликт. Под общ. ред. Ю. А. Клейберга. — Краснодар, 2003

7.         Шнейдер Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков. — М.: Академический проект; Трикста, 2005. — 336с.

Основные термины (генерируются автоматически): шкала, девиантное поведение, индекс агрессивности, индекс враждебности, критерий, доля детей, Казахстан, образ, подростковая преступность, рыночная экономика.


Похожие статьи

Агрессия как одна из форм девиантного поведения младших...

Выражения враждебности весьма многообразны. А. Басс и А. Дарки выделяют нижеуказанные формы выражения агрессивности детей

Социально-психологические аспекты профилактики девиантного поведения подростков.

Девиантное поведение среди подростков как... | Молодой ученый

Целью исследования явилась разработка программы профилактики девиантного поведения подростков.

Самые высокие показатели получили по шкале скептически-недоверчивого типа 15 %. Такие результаты свидетельствуют о недовольстве окружающими, враждебности...

Особенности агрессивного поведения подростков

Особенности агрессивного поведения подростков. Авторы: Захаренко Татьяна Сергеевна, Мосина Наталья Анатольевна.

Рис. 2. Уровень агрессивности и враждебности подростковпо методике А. Баса — А. Дарки. Было выявлено, что индекс агрессивности 83,3 % детей (25...

Проблема делинквентного поведения подростков в условиях...

По второй шкале агрессивности высокий результат получили 2 (8 %) испытуемых, что говорит о повышенной враждебности, грубости, задиристости.

Проблема суицидального поведения среди детей и подростков.

Влияние неполной семьи на девиантное поведение младших...

Причиной, воздействующей на отклоняющееся поведение детей, подростка, считается система наказаний и поощрений

Наличие низкого уровня агрессивности детей было видно даже по их внешнему виду.

7. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков.

Особенности агрессивного поведения девиантных подростков...

Изучение агрессивного поведения девиантных подростков с разным типом акцентуации

показатели в профиле у подростков наблюдаются по шкале спонтанная агрессивность (8

Поведение некоторых детей и подростков обращает на себя внимание нарушением норм...

Особенности деятельности социального педагога...

Профилактика правонарушений представляет гуманное средство борьбы с преступностью подростков, средство

Рис. 5. Сравнительные результаты первичной и вторичной диагностики индекса агрессивности и враждебности по методике А. Басса — А. Дарки.

Агрессия как одна из форм девиантного поведения младших...

Выражения враждебности весьма многообразны. А. Басс и А. Дарки выделяют нижеуказанные формы выражения агрессивности детей

Социально-психологические аспекты профилактики девиантного поведения подростков.

Девиантное поведение среди подростков как... | Молодой ученый

Целью исследования явилась разработка программы профилактики девиантного поведения подростков.

Самые высокие показатели получили по шкале скептически-недоверчивого типа 15 %. Такие результаты свидетельствуют о недовольстве окружающими, враждебности...

Особенности агрессивного поведения подростков

Особенности агрессивного поведения подростков. Авторы: Захаренко Татьяна Сергеевна, Мосина Наталья Анатольевна.

Рис. 2. Уровень агрессивности и враждебности подростковпо методике А. Баса — А. Дарки. Было выявлено, что индекс агрессивности 83,3 % детей (25...

Проблема делинквентного поведения подростков в условиях...

По второй шкале агрессивности высокий результат получили 2 (8 %) испытуемых, что говорит о повышенной враждебности, грубости, задиристости.

Проблема суицидального поведения среди детей и подростков.

Влияние неполной семьи на девиантное поведение младших...

Причиной, воздействующей на отклоняющееся поведение детей, подростка, считается система наказаний и поощрений

Наличие низкого уровня агрессивности детей было видно даже по их внешнему виду.

7. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков.

Особенности агрессивного поведения девиантных подростков...

Изучение агрессивного поведения девиантных подростков с разным типом акцентуации

показатели в профиле у подростков наблюдаются по шкале спонтанная агрессивность (8

Поведение некоторых детей и подростков обращает на себя внимание нарушением норм...

Особенности деятельности социального педагога...

Профилактика правонарушений представляет гуманное средство борьбы с преступностью подростков, средство

Рис. 5. Сравнительные результаты первичной и вторичной диагностики индекса агрессивности и враждебности по методике А. Басса — А. Дарки.

Похожие статьи

Агрессия как одна из форм девиантного поведения младших...

Выражения враждебности весьма многообразны. А. Басс и А. Дарки выделяют нижеуказанные формы выражения агрессивности детей

Социально-психологические аспекты профилактики девиантного поведения подростков.

Девиантное поведение среди подростков как... | Молодой ученый

Целью исследования явилась разработка программы профилактики девиантного поведения подростков.

Самые высокие показатели получили по шкале скептически-недоверчивого типа 15 %. Такие результаты свидетельствуют о недовольстве окружающими, враждебности...

Особенности агрессивного поведения подростков

Особенности агрессивного поведения подростков. Авторы: Захаренко Татьяна Сергеевна, Мосина Наталья Анатольевна.

Рис. 2. Уровень агрессивности и враждебности подростковпо методике А. Баса — А. Дарки. Было выявлено, что индекс агрессивности 83,3 % детей (25...

Проблема делинквентного поведения подростков в условиях...

По второй шкале агрессивности высокий результат получили 2 (8 %) испытуемых, что говорит о повышенной враждебности, грубости, задиристости.

Проблема суицидального поведения среди детей и подростков.

Влияние неполной семьи на девиантное поведение младших...

Причиной, воздействующей на отклоняющееся поведение детей, подростка, считается система наказаний и поощрений

Наличие низкого уровня агрессивности детей было видно даже по их внешнему виду.

7. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков.

Особенности агрессивного поведения девиантных подростков...

Изучение агрессивного поведения девиантных подростков с разным типом акцентуации

показатели в профиле у подростков наблюдаются по шкале спонтанная агрессивность (8

Поведение некоторых детей и подростков обращает на себя внимание нарушением норм...

Особенности деятельности социального педагога...

Профилактика правонарушений представляет гуманное средство борьбы с преступностью подростков, средство

Рис. 5. Сравнительные результаты первичной и вторичной диагностики индекса агрессивности и враждебности по методике А. Басса — А. Дарки.

Агрессия как одна из форм девиантного поведения младших...

Выражения враждебности весьма многообразны. А. Басс и А. Дарки выделяют нижеуказанные формы выражения агрессивности детей

Социально-психологические аспекты профилактики девиантного поведения подростков.

Девиантное поведение среди подростков как... | Молодой ученый

Целью исследования явилась разработка программы профилактики девиантного поведения подростков.

Самые высокие показатели получили по шкале скептически-недоверчивого типа 15 %. Такие результаты свидетельствуют о недовольстве окружающими, враждебности...

Особенности агрессивного поведения подростков

Особенности агрессивного поведения подростков. Авторы: Захаренко Татьяна Сергеевна, Мосина Наталья Анатольевна.

Рис. 2. Уровень агрессивности и враждебности подростковпо методике А. Баса — А. Дарки. Было выявлено, что индекс агрессивности 83,3 % детей (25...

Проблема делинквентного поведения подростков в условиях...

По второй шкале агрессивности высокий результат получили 2 (8 %) испытуемых, что говорит о повышенной враждебности, грубости, задиристости.

Проблема суицидального поведения среди детей и подростков.

Влияние неполной семьи на девиантное поведение младших...

Причиной, воздействующей на отклоняющееся поведение детей, подростка, считается система наказаний и поощрений

Наличие низкого уровня агрессивности детей было видно даже по их внешнему виду.

7. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков.

Особенности агрессивного поведения девиантных подростков...

Изучение агрессивного поведения девиантных подростков с разным типом акцентуации

показатели в профиле у подростков наблюдаются по шкале спонтанная агрессивность (8

Поведение некоторых детей и подростков обращает на себя внимание нарушением норм...

Особенности деятельности социального педагога...

Профилактика правонарушений представляет гуманное средство борьбы с преступностью подростков, средство

Рис. 5. Сравнительные результаты первичной и вторичной диагностики индекса агрессивности и враждебности по методике А. Басса — А. Дарки.

Задать вопрос