Библиографическое описание:

Шитяков Р. А. Особенности сельского рынка труда муниципальных образований (на материалах Вологодской области) // Молодой ученый. — 2014. — №21. — С. 469-474.

Структура рынка труда не однородна и состоит из ряда различных сегментов. Под сегментацией рынка труда понимается процесс деления предложения и спроса рабочей силы на группы, выражающие совокупности, которые обладают определенными общими признаками. Цель сегментации заключается в получении результатов, позволяющих определить особенности рынка труда и обосновать меры по его регулированию с учетом влияния на выделенные сегменты. Сельский рынок труда является одним из сегментов муниципального рынка труда, подчиняется общим закономерностям его функционирования, развития и, в то же время, имеет свою специфику.

Ключевые слова: сельский рынок труда, численность сельского населения, уровень сельской безработицы.

 

Основная цель регулирования рынка труда — содействие эффективному распределению и перераспределению рабочей силы по территориям, отраслям и профессиям, оказание помощи населению, прежде всего из числа не конкурентоспособных, в трудоустройстве, социальной поддержке и адаптации к рыночным условиям. Структура рынка труда не однородна и состоит из ряда различных сегментов. Под сегментацией рынка труда понимается процесс деления предложения и спроса рабочей силы на группы, выражающие совокупности, которые обладают определенными общими признаками. Цель сегментации заключается в получении результатов, позволяющих определить особенности рынка труда и обосновать меры по его регулированию с учетом влияния на выделенные сегменты.

Рассмотрим один из сегментов муниципального рынка труда — сельский рынок труда.

Сельский рынок труда представляет собой часть муниципального рынка труда и, следовательно, подчиняется общим закономерностям его функционирования, развития и, в то же время, имеет свою специфику, которая отражена на рисунке 1.

http://www.dissers.ru/avtoreferati-kandidatskih-dissertatsii1/images1/clip_image003_0025.gif

Рис. 1.

 

Ситуация на рынке труда характеризуется большей напряженностью именно в сельской местности, где возможности трудоустройства и выбор вакансий сильно ограничены, а темпы роста и продолжительность безработицы выше, чем в городе, и превышают социально допустимый уровень. В этих условиях детальное изучение складывающейся ситуации на сельском рынке труда выходит на одно из первых мест в проблематике, связанной с развитием сельского хозяйства и сельских территорий.

Специфической особенностью сельского хозяйства является высокая трудоемкость и низкая доходность отраслей, что сопровождается оттоком ресурсов, в том числе рабочей силы, в другие сферы производства. Большая часть сельскохозяйственных организаций неплатежеспособна, их материально-техническая база разрушается, сокращаются масштабы хозяйственной деятельности, уменьшается число занятых в производстве и увеличивается уровень безработицы. Положение усугубляется сложной демографической ситуацией на селе, отсутствием важных для жизнеобеспечения людей объектов социальной и инженерной инфраструктуры.

В 2012 году в Вологодской области произведено продукции сельского хозяйства на сумму 21,6 млрд. рублей, из них продукции растениеводства — 6,3 млрд. рублей; продукции животноводства — 15,3 млрд. рублей. Индекс производства продукции сельского хозяйства в 2012 году составил 97,2 % (в 2011 году 110,6 %). Доля сельского хозяйства области в валовом региональном продукте составляет 5,6 % [5].

В Вологодской области наблюдается негативная тенденция сокращения занятых в коллективных сельскохозяйственных организациях. По данным Вологдастат численность работников, занятых в сельскохозяйственном производстве в 2012 году по сравнению с 2006 годом уменьшилась на 35,8 %. (2006 г. -31,3 тыс. чел., 2012 г. -20,1 тыс. чел.) [3]. Сельское хозяйство, как и в других нечерноземных областях, остается кризисным сектором экономики. За период 2005–2013 гг. поголовье крупного рогатого скота в области сократилось в 1,4 раза [4]. В 2013 г. эта тенденция сохранилась во всех районах, разница лишь в темпах спада: в самых отдаленных районах поголовье крупного рогатого скота за год уменьшилось на 15–20 %, в пригородных — на 3–7 %. Область специализируется на производстве молока, но объемы производства растут только в пригородных районах, более густозаселенных и транспортно освоенных. На 4 района из 26 (Вологодский, Череповецкий, Грязовецкий и Шекснинский) приходится 55 % производимого в области молока. В остальных отраслях аграрного сектора до 2013 года устойчивый рост имели только крупные птицефабрики, все они расположены вблизи Вологды и Череповца или между ними (Шекснинский район), в 2013 году птицефабрики сократили объемы производства. В результате товарное сельское хозяйство все более концентрируется в нескольких пригородных районах, а на обширной периферии области аграрного сектора деградирует. Так в 2010 году производство сельскохозяйственной продукции на душу населения в среднем по области составило 17,5 тыс. руб. на человека [2]. Лидером по данному показателю стал Вологодский район (115,2 тыс. руб /чел.), аутсайдером Вытегорский район (5,8 тыс. руб/чел). Оба района относятся к группе муниципальных образований с промышленно-аграрной структурой экономики. В группе муниципальных район с аграрной структурой экономики наибольшее количество сельскохозяйственной продукции на душу населения произведено в 2010 году в Усть-Кубенском муниципальном районе (37,6 тыс. руб./чел.), наименьшее — в Вашкинском районе (15,4 тыс. руб./чел). Соотношение между максимальным и минимальным значением среднедушевого производства сельскохозяйственной продукции в 2010 году составило 19,8 (в 2000 году — 9,0). Дифференциация районов по данному показателю значительно усилилась. Во всех районах области в сопоставимых [ценах объем производства продукции сельского хозяйства снизился, численность занятых в сельском хозяйстве сократилась [2].

Кроме низкого спроса на рабочую силу, ситуацию с занятостью населения в сельских районах осложняют худшие, чем в городской местности:

-        уровень оплаты и условия труда;

-        уровень экономической активности самих жителей — в 2013 году 66,5 %;

-        мотивационные характеристики незанятых и безработных — около трети через несколько месяцев перестают искать работу;

-        более высокая продолжительность безработицы, повышенная доля застойной (более 12 месяцев) безработицы;

-        структура безработных — среди них выше доли лиц без профессии, с низкой квалификацией, более низким уровнем образования, социально запущенных и т. п.

За период 2008–2013г.г. существенно изменилась возрастно-половая структура сельского населения.

Таблица 1

Динамика сельского населения по полу и возрасту [4]

 

Годы

2013 г. в % к 2008 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012г.

2013г.

Все сельское население, тыс. чел. Из них:

373,7

367,9

362,1

345,6

343,3

339,5

90,8

- мужчины

176,4

174,1

171,8

165,4

163,9

162,4

92,1

- женщины

197,3

193,8

190,3

182,6

179,6

177,1

89,7

В том числе в возрасте:

моложе трудоспособного

57,8

57,4

57,1

56,5

57,3

59,06

102,1

трудоспособном

223,3

219,2

213,3

196,6

192,3

184,4

82,6

старше трудоспособного

92,5

91,3

91,7

92,5

93,7

96,0

103,8

 

Так, с 2008 г. по 2013 г. происходило дальнейшее уменьшение сельского населения. В целом за данный период численность сельского населения области уменьшилась на 9,2 %. Причем сокращение численности сельских женщин сильнее выражено (на 10,3 % по сравнению с 2008 г.), чем сокращение численности мужчин (на 7,9 %), что отрицательно сказывается на общем воспроизводственном потенциале сельской местности.

Численность экономически активного сельского населения области имеет нестабильную динамику с тенденцией к сокращению. За 2008–2012 гг. данный показатель снизился на 19,0 тыс. чел., или на 10,0 %, что обусловлено снижением численности занятых (на 8,6 %), и хаотичным изменением численности безработных. Уровень экономической активности сельского населения сокращается более быстрыми темпами, чем городского.

Таблица 2

 

Экономическая активность населения в возрасте 15–72 лет [4].

Экономически активное население, тысяч человек

в том числе

Экономически неактивное население, тысяч человек

Уровень экономической активности населения, %

Уровень занятости, %

Уровень безработицы,

%8*

Занятые

Безработные

Всего

2008

658,1

621,2

36,8

292,1

69,3

65,4

5,6

2009

670,6

618,5

52,0

272,1

71,1

65,6

7,8

2010

654,0

602,8

51,2

281,2

69,9

64,5

7,8

2011

644,6

597,5

47,1

279,6

69,7

64,6

7,3

2012

640,3

603,3

37,0

275,3

69,9

65,9

5,8

Городское население

2008

468,4

451,9

16,5

201,0

70,0

67,5

3,5

2009

480,0

446,6

33,4

186,9

72,0

67,0

7,0

2010

473,7

442,4

31,3

189,9

71,4

66,7

6,6

2011

470,5

439,4

31,1

191,6

71,1

66,4

6,6

2012

469,6

448,5

21,1

189,4

71,3

68,1

4,5

Сельское население

2008

189,7

169,4

20,3

91,1

67,6

60,3

10,7

2009

190,6

172,0

18,6

85,3

69,1

62,3

9,8

2010

180,3

160,4

19,9

91,2

66,4

59,1

11,1

2011

174,1

158,1

16,0

88,0

66,4

60,3

9,2

2012

170,7

154,8

15,9

85,9

66,5

60,3

9,3

 

*По методологии МОТ.

Уровень занятости сельского населения имеет тенденцию к сокращению и составляет в среднем 60,3 %. Уровень занятости сельского населения по сравнению с городским был заметно ниже на протяжении всего периода исследования. Уровень безработицы на селе, рассчитанный по методике МОТ в 2012 году превысил уровень безработицы городского населения в 2,1 раза.

Государственное регулирование сельского рынка труда в период трансформации сельской занятости в основном заключалось в проведении пассивных мер по выплате незначительных пособий небольшому числу безработных селян. В настоящее время одной из основных организаций, осуществляющих государственное регулирование сельского рынка труда является Государственная служба занятости и центры содействия занятости населения, расположенные на территории районов. Однако система районных центров содействия занятости населения не может в «одиночку» решить проблему сельской безработицы. Основное направление деятельности Центров занятости ориентировано на пассивную выдачу пособий по безработице, размер которых не достигает прожиточного минимума. При обращении сельских жителей в службы занятости прослеживается влияние сезонности. Зимой спрос на рабочую силу падает, относительная стабилизация в трудоустройстве отмечается в весенние и летние периоды. Это связано с тем, что часть безработных трудоустраивается на временные и сезонные работы, так как большинство вакантных рабочих мест на селе является низкодоходными, безработные предпочитают получать минимальное пособие по безработице. Одним из наиболее перспективных направлений деятельности Центров занятости является профессиональное обучение, профориентация и профилирование сельских безработных, которые в настоящее время не получили соответствующего уровня развития.

Таблица 3

Сравнительный анализ общего уровня регистрируемой безработицы в Вологодской области и уровня сельской безработицы

 

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Отклонение

2012г. к 2010г.

1

2

3

4

5

Число безработных, зарегистрированных в службе занятости, всего, чел.

16028

11564

9503

59,2 %

Количество безработных в сельской местности, всего, чел.

5379

4024

3444

64,0 %

 % сельских жителей в общей численности безработных.

33,5

34,8

36,2

+2,7

Уровень официально регистрируемой безработицы, %

2,4

1,8

1,5

 

Уровень сельской безработицы, %

2,8

2,1

1,8

 

Отклонение:

+0,4п.п.

+0,3 п.п.

+0,3 п.п.

 

 

При снижении количества безработных в сельской местности их доля в общей численности безработных возросла с 33,5 % в 2010 году до 36,2 % в 2012 году. Уровень сельской безработицы в 1,2 раза выше средне областного уровня официально регистрируемой безработицы.

Таблица 4

Уровень сельской безработицы в муниципальных образованиях области [7]

Муниципальные образования

ЭАН, проживающее в сельской местности (принятое на 01.01.12.)

Количество безработных в сельской местности, чел.

Уровень сельской безработицы, %

На 01.01.11

На 01.01.12

На 01.01.13

На 01.01.11

На 01.01.12

На 01.01.13

По области, всего

191700

5379

4024

3444

2,8

2,1

1,8

Муниципальные районы с промышленно- аграрной структурой экономики

Бабаевский

5361

165

97

72

3,0

1,7

1,3

Белозерский

4103

177

132

91

3,7

2,8

2,2

Великоустюгский

9793

421

270

328

4,0

2,6

3,3

Вожегодский

5416

204

159

91

3,7

2,9

1,7

Вологодский

27628

615

469

340

2,4

1,8

1,2

Вытегорский

9027

300

247

236

3,2

2,6

2,6

Грязовецкий

7495

297

222

168

3,5

2,6

2,2

Кадуйский

1805

59

40

35

2,8

1,9

1,9

Кирилловский

4431

205

139

105

4,1

2,8

2,4

Никольский

7550

183

181

145

2,2

2,2

1,9

Сокольский

4377

162

52

60

3,8

1,2

1,4

Тотемский

7714

203

142

130

2,6

1,8

1,7

Устюженский

5033

168

166

139

3,2

3,2

2,8

Харовский

3447

158

115

82

4,2

3,0

2,4

Чагодощенский

2024

74

79

53

3,4

3,6

2,6

Череповецкий

22267

363

267

271

1,8

1,3

1,2

Шекснинский

5963

148

95

69

2,4

1,5

1,2

Муниципальные районы с аграрной структурой экономики

Бабушкинский

7222

143

100

112

2,0

1,4

1,6

Вашкинский

4377

160

121

66

3,4

2,6

1,5

Верховажский

7550

231

181

196

2,8

2,2

2,6

Кичм-Городецкий

10066

217

228

237

2,1

2,2

2,4

Междуреченский

3337

140

125

106

3,8

3,4

3,2

Нюксенский

5307

153

64

54

2,7

1,1

1,0

Сямженский

4869

200

133

96

3,9

2,6

2,0

Тарногский

7003

132

121

105

1,8

1,6

1,5

Усть - Кубенский

4377

101

79

57

2,2

1,7

1,3

 

Резкий рост безработицы наблюдается в 2008–2009 гг., что связано с последствиями экономического кризиса, повлекшими массовые увольнения. За 2009 год почти вдвое увеличилось число безработных в сельской местности. За период 2010–2013 годы уровень регистрируемой безработицы среди сельского населения значительно снизился и составил 1,8 %, но в то же время в 14 из 26 муниципальных районов уровень сельской безработицы превысил средне областное его значение.

Несмотря на абсолютный рост заработной платы работников сельского хозяйства в 2009–2013 гг., сохраняется разрыв в уровне оплаты труда в сельском хозяйстве по сравнению с другими видами деятельности. Она составляет в среднем 72,9 % от средней заработной платы в экономике. В то же время имеется разброс по уровню средней заработной платы работников сельского хозяйства по муниципальным районам. Так в Кичменгско-Городецком муниципальном районе среднемесячная заработная плата работников сельхозпредприятий в 2009 году составила 6107 руб. или 36,8 % от уровня среднемесячной заработной платы по области, в 2013 году ее уровень достиг 9786 руб. и составил 38,9 % от среднего уровня по области [6].

Таблица 5

Динамика среднемесячной заработной платы работников сельского хозяйства Вологодской области [4]

 

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013г.

% роста 2013/2009

Среднемесячная зар. плата работников сельского хозяйства, руб.

12398

13444

15216

16785

18180

146,6

Среднемесячная зар.плата в экономике, руб.

16566

18536

20250

22649

25126

151,7

в % к среднему уровню оплаты труда в экономике

74,8

72,5

75,1

74,1

72,9

 

 

Следует отметить тот факт, что в Вологодской области по данным Росстата по состоянию на 1 января 2014 года имеется задолженность предприятий, организаций по выплате заработной платы работникам в сумме 123,6 млн. рублей, из них 47,5 млн. руб. –задолженность по заработной плате в сельском хозяйстве, охоте, лесозаготовках, обрабатывающих производствах [8]. Отсутствие достойного эквивалентного вознаграждения за свой труд и другой интересной работы побуждает работников вкладывать свой основной потенциал в развитие личного подсобного хозяйства, которое из формы вторичной занятости часто превращается в основную и единственную сферу приложения труда на селе.

Обобщая результаты анализа процессов, происходящих на сельском рынке труда Вологодской области, выделим следующие тенденции его развития:

позитивные: абсолютный рост заработной платы работников сельского хозяйства, снижение уровня официально регистрируемой безработицы;

негативные: стабильное снижение численности сельского населения, сокращение численности занятых на селе и уровня занятости, скачкообразное изменение коэффициента напряженности на рынке труда, снижение количества объектов социальной инфраструктуры на селе;

инерционные: неизменно низкий уровень оплаты труда в сельскохозяйственном производстве относительно среднего по области, стабильно высокая средняя продолжительность поиска работы, высокая доля сельских жителей, занятых в неформальном секторе экономики.

Муниципальные образования Вологодской области существенно различаются между собой по уровню социально- экономического развития. Одной из ярко выраженных тенденций социально-экономического развития муниципальных образований Вологодской области последних лет является усиление дифференциации показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы, а значит и муниципального рынка труда, не исключая его сегмента — сельского рынка труда. Сельский рынок труда — это широкий круг проблем социально-экономических отношений, затрагивающий повышение эффективности аграрного производства и исследование трудового потенциала села.

 

Литература:

 

1.                  Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032–1 «О занятости населения в Российской Федерации»;

2.                  Е. А. Гутникова, Н. В. Чекавинский, Н. В. Ворошилов «Формирование и развитие территориальных сообществ», Сборник «Проблемы развития территории», выпуск 5/61; 2012г.

3.                  Официальный сайт территориального органа федеральной службы государственной статистики по Вологодской области (Вологдастат): http://vologdastat.gks.ru.

4.                  Официальный сайт федеральной службы государственной статистики.URL:http;//www.gks.ru;

5.                  Официальный Портал Правительства Вологодской области:, vologda-oblast.ru.

6.                  Публичный доклад главы муниципального района за 2013 год: okuvshinnikov.ru

7.                  Сайт департамента труда и занятости Вологодской области: www.depzan.info;

8.                  http://farmer35.ru

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle