Библиографическое описание:

Гусева Л. П., Кульнева И. И., Лахина Л. Ф. Методы контроллинга и внутренний контроль качества: взаимосвязь и различия // Молодой ученый. — 2014. — №21. — С. 294-298.

Статья посвящена исследованию контроллинга как одного из методов внутреннего контроля качества на предприятии. Раскрыты проблемы внедрения системы контроллинга на предприятии. Установлено, что система контроллинга является важным аспектом введения системы контроля качества на предприятии.

 

Вопросы эффективного построения и внедрения системы внутреннего контроля качества на предприятии является очень актуальным для предприятий, которые стремятся правильно построить свою бизнес стратегию. Роль внутреннего контроля трудно переоценить. С его помощью обеспечивается сохранность собственности, выявление и мобилизация имеющихся резервов в сфере производства и в финансах, формируются условия для повышения эффективности управления предприятием и улучшения качества продукции.

В условиях рыночной экономики произошли ощутимые изменения в планировании, учете и контроле финансово-хозяйственной деятельности. В частности, совсем другими стали цели предприятия, средства их достижения и экономика общества в целом. Поэтому актуальность внедрения системы внутреннего контроля качества на предприятии в наше время достаточно велика.

Однако, очень часто возникает много спорных вопросов и проблем относительно ее внедрения и использования. Так, на предприятиях нет практических навыков и, соответственно, высококвалифицированного персонала, который мог бы обеспечить организацию системы внутреннего контроля на предприятии.

Систематизировать и исследовать отдельные аспекты контроллинга как одного из методов внутреннего контроля качества на предприятии — является целью нашего исследования.

Внутренний контроль — это система мероприятий, определенных руководством предприятия и осуществляемых на предприятии с целью наиболее эффективного использования всеми работниками своих обязанностей по осуществлению хозяйственных операций [7, с. 225]. Внутренний контроль определяет закономерность этих операций и их экономическую целесообразность для данного предприятия.

Стоит отметить, что внутренний контроль существенно отличается от контроля вообще. Внутренний контроль — это контроль изнутри компании, это система управления информацией, в противоположность внешним видам контроля, таким как законодательное регулирование (деятельность любого предприятия должна быть подчинена требованиям действующего законодательства), контроль со стороны высших уровней управления (государственные комиссии, комитеты, отраслевые организации, профсоюзные организации) и т. п. [2, с. 165].

Система внутреннего контроля — это комплекс мер и инструментов, обеспечивающих правильное и эффективное ведение хозяйственной деятельности предприятия, сохранения его имущества, предотвращения мошенничества, а также выявления и исправления ошибок и обеспечения своевременности отражения показателей в отчетности предприятия для заинтересованных пользователей бухгалтерской информации [8, с. 128].

В системе организации внутреннего контроля выделяют множество объектов, которые формируют ее целостность и значимость для предприятия. Так как в процессе производства постоянно образуется соответствующий процент дефекта, необходимо выделить такой объект внутреннего контроля, как качество продукции и затраты на ее обеспечение, который улучшит имидж предприятия и конкурентоспособность продукции.

Хорохордин Д. Н. [12, с.201] отмечает, что степень сложности относительно внутреннего контроля качества соответствует организационной структуре предприятия, численности управленческого персонала и прочего персонала, разветвленности сети обособленных подразделений, степени централизации бухгалтерского учета и другим характеристикам предприятия.

Организацию внутреннего контроля качества продукции осуществляют управленческий персонал предприятия во главе с директором и главным бухгалтером в процессе которого ставится ряд следующих основных задач (таблица 1).

В процессе осуществления внутреннего контроля за качеством на производственных и промышленных предприятиях необходимо учитывать такие основные задачи как полнота учета данных, точность учета данных, законность хозяйственных операций, сохранности бухгалтерских документов и защита активов. Они дают возможность руководителю предприятия и управленческому персоналу учесть все начальные элементы, которые являются необходимыми для организации эффективной системы внутреннего контроля субъекта хозяйствования [10].

Таблица 1

Основные задачи контроля качества на предприятии

Задача

Короткая характеристика

Влияние на внутренний контроль качества

Полнота учета данных

Учет должен отражать все сферы деятельности предприятия с широкой детализацией учетных данных

Исключение путем контрольных процедур дублирования, непроизводственных затрат, нерационального использования всех видов ресурсов; оптимизация налоговых платежей, укрепление расчетной дисциплины

Точность учета данных

Предусматривает отражение в бухгалтерском учете достижений и недостатков в деятельности предприятия. То есть, точность учета данных обеспечивает предоставление правдивой информации о деятельности предприятия

Законность хозяйственных операций

Предусматривает, что все проведенные хозяйственные операции не должны противоречить ПБУ, налогового кодекса РФ, МСФО, другими нормативными документами и определенной на предприятии учетной политике

Сохранность бухгалтерских документов

Процесс сохранения бухгалтерских документов необходим для подтверждения совершенных фактов хозяйственной жизни с целью избежания негативных последствий для предприятия

Избежание фактов краж, порчи и нецелевого использования имущества, уничтожения, разглашения информации (в том числе той, что содержится в учетных регистрах, компьютерных базах данных, отчетности)

Защита активов

Означает, что необходимо создать такие условия контроля активов, при которых они становятся недосягаемыми для внешних пользователей (государство, кредиторы, родственники и другие претенденты)

 

Контроль качества продукции тесно связан с таким понятием, как «контроллинг», что используется в странах с развитой рыночной экономикой [5, с.184]

Слово «контроллинг» происходит от английского «to control» — контролировать, управлять, которое образовано от французского «controle» и означающего «реестр, проверочный список». Контроллинг — концепция информации и управления. На сегодня контроллинг можно определить как систему управления процессом достижения конечных целей и результатов деятельности предприятия, то есть систему управления прибылью.

Сыроижко В. В., Воронова М. А. и Лахина Л. Ф. [5, с.184] считают, что контроллинг — это система ориентирована на будущее развитие предприятия. Его задачей является ориентация управленческого процесса на максимизацию прибыли и стоимости капитала при минимизации риска и сохранении ликвидности и платежеспособности предприятия. Он является базой управления и основывается на экономической системе, систематичности управления и автоматизированном порядке управления. При отсутствии хотя бы одной составляющей система управления не является контроллингом.

На первый взгляд, понятие «контроллинг» ассоциируется со словом «контроль». Но эти понятия не тождественны. Контроллинг (стратегический менеджмент) — это подсистема управления, которая сочетает в себе элементы функций контроля, планирования, учета и анализа. В зависимости от субъекта контроля, при наличии достаточных служебных полномочий контроллера в вышеуказанный перечень может прилагаться функция распорядительства [5, с. 187].

Следовательно, необходимо рассмотреть различия между внутренним контролем и контроллингом (таблица 2).

Таблица 2

Различия между понятиями «внутренний контроль» и «контроллинг»

Показатель

Внутренний контроль

Контроллинг

Определение

Система мероприятий, определенных управленческим персоналом предприятия с целью наиболее эффективного использования всеми работниками своих обязанностей по осуществлению хозяйственных операций

Инструмент принятия управленческих решений, внутренний консультант менеджмента предприятия

Сфера использования

Процесс принятия управленческих решений; процесс контроля

Процесс принятия управленческих решений; анализ экономической ситуации для внутреннего использования; процесс реализации управленческих решений; процесс контроля

Кто использует

Руководитель предприятия или уполномоченное лицо

Менеджмент предприятия высшего и среднего звена управления

Результаты использования

Принятие эффективных управленческих решений и повышения эффективности деятельности предприятия

Повышение эффективности деятельности предприятия, предвидение результатов деятельности; принятия эффективных управленческих решений

 

Контроллинг дает возможность прогнозировать хозяйственную и коммерческую ситуацию и определять причины отклонения и оптимизировать соотношения затрат и результатов. Для овладения контроллингом необходим широкий кругозор и способность мыслить аналитически [6, с.113]. А внутренний контроль обеспечивает внутреннее управление деятельностью предприятия, обеспечивая принятие эффективных управленческих решений с целью достижения максимальной эффективности своей хозяйственной деятельности [11, с. 186].

Система контроллинга качества должна иметь возможность получать всю необходимую информацию и создавать на ее основе рекомендации для принятия управленческих решений.

По мнению некоторых ученых, российским предприятиям следует начинать с внедрения таких инструментов контроллинга, которые направлены на решение оперативных управленческих задач [13, с.20]. Среди них: расчет доходов и расходов, внутренний учет и отчетность. Они должны обеспечивать прозрачность хозяйствования и повышать его эффективность, однако такой способ внедрения не является эффективным. Наиболее эффективным является создание на предприятии службы контроллинга в составе группы контролеров из трех-четырех человек.

В каждой службе контроллинга есть свои должностные обязанности и должен соблюдаться командный принцип работы. Данный принцип заключается в том, что все лица службы контроллинга должны работать как «единое целое» и обеспечивать прозрачность и эффективность в своей деятельности [9, с. 90].

Служба контроллинга относительно качества может быть организована в виде:

-          сервисного центра, который осуществляет поддержку управленческих процессов;

-          центра компетенции, предоставляет свои знания и навыки, а также методическое обеспечение для преодоления проблем в области качества;

-          координационного центра, который осуществляет координацию различных по времени и содержанием планов и разработка консолидированного плана в целом на предприятии, а также координацию процессов учета, анализа, планирования, контроля и информационного обеспечения;

-          информационного центра, который осуществляет построение информационной системы, которая охватывает и оценивает все аспекты работы по качеству на предприятии;

-          аналитического центра, который осуществляет анализ эффективности системы управления качеством, а также оценку качества продукции;

-          стратегического центра, который вместе с руководством участвует в процессе установления и достижения целей и стратегий в сфере качества продукции на предприятии.

Однако, выбор определенного подхода к организации службы контроллинга в отношении качества продукции зависит не только от возможностей предприятия, но и от понимания сущности контроллинга.

Следовательно, отдел контроллинга должен быть интегрированным в систему экономических служб предприятия. Считаем, что для эффективного управления качеством наиболее целесообразным является создание децентрализованной службы во главе с финансовым директором, в состав которой входит отдел контроллинга.

В условиях децентрализации возможны четыре наиболее распространенные варианты функционирования службы контроллинга [1], в частности это:

1.         Контроллер подразделения административно подчинен руководителю подразделения, а инструктируется у главного контроллера.

2.         Контроллер подразделения административно подчинен руководителю подразделения, а функционально — главному контроллеру.

3.         Контроллер подразделения функционально подчиняется руководителю подразделения, а административно — главному контроллеру.

4.         Контроллер подразделения ориентирован на совместную работу с руководителем.

За предприятием остается право выбора одного из указанных вариантов.

Таким образом, принцип «введения» службы контроллинга в организационную структуру управления предприятием осуществляется в зависимости от ситуации. Вышеприведенные варианты организации децентрализованной службы контроллинга наиболее известны, в большей степени опробованы и описаны в литературных источниках, однако остается много возможностей для их модификаций.

Принятие адекватной организационной структуры повышает эффективность службы контроллинга, минимизирует возможные конфликты и сводит аргументы против внедрения концепции контроллинга.

Следовательно, система контроллинга является важным аспектом в установлении системы контроля на предприятии. Так как система контроллинга включает в себя весь спектр функций бухгалтерского и управленческого учета, контроля и анализа, то данная система должна быть таким образом организована, чтобы качество продукции, созданной предприятием, соответствовало требованиям высокого качества и обеспечивала ее конкурентоспособность.

После исследования проблемы организации внутреннего контроля качества продукции и затрат на ее обеспечение установлено, что контроллинг является неотъемлемой составляющей системы организации внутреннего контроля и управления предприятием.

 

Литература:

 

1.         Давидович И. Е. Варианты организации службы контроллинга [Электронный ресурс] / И. Е. Давыдович // Режим доступа: http: // libfree.com / 177311681_finansivarianti_organizatsiyi_sluzhbi_ kontrolingu.html.

2.         Ковтун Т. В. Система внутреннего контроля как неотъемлемый элемент операционной системы предприятия / Т. В. Ковтун // Вестник ХНТУ. 2009. № 6. Т. 4. С. 164–170.

3.         Контроллинг как система управления прибылью организации [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://libfree.com/164436321_ organizatsiyi.html.

4.         Паламарчук И. А. Контроллинг на предприятии [Электронный ресурс] / И. А. Паламарчук // Режим доступа: http://udau.edu./ library.php.

5.         Сыроижко В. В., Воронова М. А., Лахина Л. Ф. Сущность, содержание и назначение контроллинга в деятельности предприятий и организаций // Крымский экономический вестник. 2014. № 2 (09). С. 184–188.

6.         Сыроижко В. В., Кульнева И. И., Щеблыкина Н. И. Роль контроллинга в современной системе учета, контроля и управления организацией // Молодий вчений. 2014. № 5–1 (08). С. 113–116.

7.         Сыроижко В. В., Щеблыкина Н. И. Назначение контроллинга в системе внутреннего контроля за деятельностью организации // Крымский экономический вестник. 2013. № 6–2 (07). С. 225–229.

8.         Сыроижко В. В., Мазурина Е. В. Особенности внутреннего контроля процессов продаж и расчетов в организации // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. — 2012. № 3. С. 128–134.

9.         Сыроижко В. В., Гончарова М. А. Методика CVP-анализа при контроллинге операционной деятельности организации / В. В. Сыроижко, М. А. Гончарова // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2009. № 3. С. 87–95.

10.     Сыроижко В. В. Организация системы контроллинга в потребительской кооперации / Сыроижко В. В. // Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Белгород, 2000.

11.     Хорохордин Д. Н., Хорохордин Н. Н. Концептуальные положения эффективности функционирования внутреннего аудита / Д. Н. Хорохордин, Н. Н. Хорохордин //Аудит и финансовый анализ. 2005. № 4. С. 186–190.

12.     Хорохордин Д. Н. Актуальные вопросы теоретических положений концепции внутреннего аудита / Д. Н. Хорохордин // Аудит и финансовый анализ. 2009. № 2. С. 201–206.

13.     Хорохордин Н. Н., Хорохордин Д. Н. Актуальные вопросы оценки эффективности внутреннего аудита аграрных коммерческих организаций / Н. Н. Хорохордин, Д. Н. Хорохордин // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2005. № 9. С. 20–22.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle