Библиографическое описание:

Гусейнова Э. М. Основные подходы к изучению понятия толерантности в отечественной и зарубежной науке // Молодой ученый. — 2014. — №21. — С. 626-629.

Проблема воспитания толерантной культуры в наши дни является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной с множеством разных и не похожих друг на друга культур.

Актуальность развития толерантности в современном мире отражена в «Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости дискриминации на основе религии или убеждений», принятой на пленарном заседании 13 ноября 1981 года Генеральной Ассамблеей ООН. В «Декларации принципов толерантности», принятой и подписанной 16 ноября 1995 года185 государствами — членами ЮНЕСКО, включая Россию, толерантность определяется «не только как моральный долг, но также как и политическое и правовое требование» [1, с. 26].

Толерантность (от лат. tolerantia — терпение) — отсутствие или ослабление реагирования на какой — либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию, способности человека противостоять разного рода жизненным трудностям без утраты психологической адаптации [5, с. 354].

Сегодня достаточно много разных взглядов исследователей на понятия толерантности, но в одном они схожи, что толерантность — это отношение к различию другого индивида.

В процессе историко-культурного развития и становления философской мысли термин толерантность изменялся. Это естественное явление, так как менялось и само общество, и человеческие взаимоотношения.

В большинстве работ, посвященных толерантности, исследователи сходятся во мнении, что работу по формированию толерантности необходимо начинать уже в старшем дошкольном возрасте. Связано это с тем, что данный возрастной период является сенситивным для начала формирования большинства характеристик, лежащих в основе толерантности. Как отмечает Е.А. Ильинская, «на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей. В этом возрасте активно формируются личностные механизмы поведения, формируется самосознание в форме адекватной оценки собственных личностных качеств, усвоение норм и форм поведения через становление внутренней саморегуляции поступков» [4, с. 5].

Толерантность само по себе понятие многозначное оно широко используется в общественной жизни и в самых различных областях наук: философии, этике, политологии, педагогике, психологии, биологии, медицине и других науках.

Проблеме формирования толерантной личности посвящены исследования Г. Оллпорта, Г.А. Асмоловой, Г.У. Солдатовой, В.А. Тишковой, Е.Г. Луковицкой, Е.В. Селезневой, В.В. Бойко, К.А. Абдульхановой, Л.Г. Дикой, В.В. Семикиной, Л.М. Митиной и другие. Попытка теоретического анализа самого понятия толерантность предпринята О. Хёффе, Ю.А. Ищенко, Р.Р. Волитовой, И.В. Ксенофонтовым, В.А. Лекторским, И. Йовелом. Исследования Е.А. Ильинской, Л.В. Коломийченко, Ф.С. Пак, Н.А. Асташовой, М.В. Степанова и других направлены на изучение проблемы формирования толерантной личности в дошкольном возрасте.

Г. Олпорт в своей работе "Становление личности" выделяет два пути развития личности: толерантный и интолерантный. Интолерантность здесь является антонимом толерантности. Интолерантный человек характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на других, ощущением нависшей угрозы, гипертрофированной потребностью в порядке, сильной власти. Толерантный человека соответственно, хорошо знающего себя и поэтому признающего право других на личностные и индивидуальные особенности. Хорошее отношение к себе сосуществует с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру. Г. Олпорт одним из первых затронул вопрос о показателях и критериях толерантности. Он выделил следующие параметры толерантности: ориентация на себя; потребность в определенности; меньшая приверженность к порядку; способность к эмпатии; предпочтение свободы, демократии; осознание себя и критичность к себе; ответственность; защищенность; чувство юмора.

Основывая на научной литературе, Е.Ю. Жмырова в своей работе о понятии «Толерантность» и её видах выделила девять видов толерантности (интолерантности) по объектам, к которым проявляется нетерпимость:

1)                 толерантность к другим взглядам, идеям, мнениям (интеллектуальная);

2)                 к другому этносу (этническая);

3)                 к другой вере (конфессиональная);

4)                 к другой культуре (межкультурная);

5)                 к другому полу (гендерная);

6)                 к другой сексуальной ориентации (сексуальная);

7)                 к другому состоянию здоровья (медицинская);

8)                 к другому возрасту (возрастная);

9)                 к другой социальной группе / страте (классовая) [3, с.1265 ].

По мнению Н.А. Асташовой, образ толерантной личности сочетает важнейшие характеристики, отражающие психолого-этические линии человеческих отношений: гуманность, рефлексивность, свободу, ответственность, защищенность, гибкость, уверенность в себе, самообладание, вариативность, перцепция, эмпатию и чувство юмора.

Т.П. Скрипкина предлагает на теоретическом уровне выделить, как минимум, пять толерантных личностных позиций, различающихся по степени допустимой толерантности:

1.                 Толерантность как внутренняя установка, как принятие и терпимость к иному, чужому.

2.                 Толерантность как культурологическая норма (иными словами — толерантность внешнего выражения).

3.                 Толерантность как беспристрастность, как равнодушие к иному.

4.                 Толерантность к тому, кто наносит нам вред.

5.                 Толерантность по отношению к тому, кто наносит вред не нам. А кому-то другому, но нам нет до этого дела [9, с.47].

В своих исследованиях М.И. Рожкова, Л.В. Байбородова, М.А. Ковальчук выделяют методы формирования толерантных установок. Они подразделяются на семь сфер, последнии же содержат в себе соответствующие методы. Мотивационная сфера включает в себя метод стимулирования, интеллектуальная сфера содержит метод убеждения и самоубеждения, эмоциональная сфера это методы внушения и самовнушения, сфера саморегуляции включает метод коррекции поведения и самокоррекции, экзистенциональная сфера метод рефлексии, волевая сфера это методы развития инициативы и настойчивости, предметно-практическая среда и метод воспитывающих ситуаций.

Е.А. Ильинская разработала критерии, характерные для толерантности детей старшего дошкольного возраста: знание самого себя; способность к критичности по отношению к себе; способность к эмпатии; мобильность поведения; ответственность; дивергентность или гибкость мышления; ориентация на себя; обладание чувством юмора; социальная активность или социальное поведение [4, с.12].

В. А. Лекторский рассматривает четыре возможные модели толерантности:

Первая модель толерантности — «толерантность как безразличие». В этом случае толерантность выступает как безразличие к существованию разных взглядов и практик, так как последние рассматриваются в качестве неважных перед лицом основных проблем, с которыми имеет дело общество. В данной модели имеет место непризнание различия в форме невосприятия, нечувствительности к нему.

Вторая модель — «толерантность как невозможность взаимопонимания». Согласно данному осмыслению толерантности, религиозные, метафизические взгляды, специфические ценности той или иной культуры не являются чем-то второстепенным для деятельности человека и для развития общества. Толерантность здесь выступает как уважение к другому и как невозможность понимать его и с ним взаимодействовать.

Третья модель — «толерантность как снисхождение». В этом понимании толерантность вы ступает как снисхождение к слабости других, сочетающееся с не которой долей презрения к ним.

И, наконец, четвертая модель — «толерантность как расширение собственного опыта и критический диалог». Толерантность в этом случае выступает как уважение к чужой позиции в сочетании с установкой на взаимное изменение позиций в результате критического диалога [7, с.7].

Проблема толерантности начала своё становления как философско — мировозренческая сравнительно недавно. Тем не менее, в социально — философской, культурологической и политической литературе можно отметить данную проблему в работах М.М. Бахтина, Б.Ф. Поршинева, Ж.П. Сартра, Э. Фромма, К. Лоренца, И.С. Кона, О.Г. Дробницкого и других.

Ещё в политико-правовых работах И.Канта появляется понятие общегражданской терпимости, которое фактически не имеет отношения к религиозному аспекту терпимости, а актуализирует другие характеристики социального бытия индивида.

Н.В. Кильберг — Шахзадова, дает свою трактовку исторической толерантности, основываясь на признаках толерантности и сознания. Она выделяет семь типов толерантности. В свою очередь Ю.А. Клейберг в работе «Толерантность и деструктивная толерантность: понятие, подходы, типология, характеристика» добавляет к данной типологии недостающий, важный тип толерантности — социально-психологический (девиантологический).

Типы толерантности:

1.      Мифологический «скрытый»

2.      Античный монотеистический»

3.      Религиозный «парадоксальный»

4.      Реформаторский «просвещенский»

5.      Философский «классический»

6.      Секулярный «культурологический»

7.      Научно-общественный «научный»

8.      Социально-психологический (девиантологический) [6, с.331].

З. Р. Кадырова в статье «Комплексный анализ феномена толерантности» с позиции некоторых историко-философских, концептуальных и прикладных подходов, которые в своей целостной реализации призваны способствовать дальнейшему выявлению и укреплению ее все более повышающегося статуса в современном глобализирующемся мире.

Вопрос о веротерпимости, который поднимал ещё Дж. Локк, Вольтер, Б. Спиноза и другие в Западной Европе, а в России к веротерпимости призывали С. С. Соловьев, Н. Лосский, П. Мансуров, А. Хомяков, Н. Бердяев, А. Шестов и другие.

Выдающиеся ученые XVII–XVIII веков — Гоббс, Дж. Локк, Вольтер, Ж.-Ж. Руссо — выступили против жестоких религиозных столкновений и религиозной нетерпимости, результатом их деятельности стало постепенное проникновение в общественное сознание идеи толерантности в качестве всеобщей ценности, фактора согласия между религиями и народами.

В рамках развития теории толерантности особа интересен труд Дж. Локка «Опыт о веротерпимости», в котором он характеризует толерантность как непосредственную ценность, являющуюся основой взаимоотношений индивидов, принадлежащих к разным религиозным и культурным традициям. Кроме того, он отмечает, что любой человек имеет право на выбор собственного мнения и религиозных убеждений [2, с.75].

Голландский философ Бенедикт Спиноза, разъясняя политику веротерпимости, и писал о том, чтобы люди жили вместе в гармонии, он подчеркивал важность свободы мнений, какими бы различными или даже откровенно противоречивыми они ни были.

Проблема толерантности в религии в трудах современных российских авторов В.С. Поликарпова, Р.А. Бессмертного, М.П. Мчедлова, А.А. Ткачевой, Ю.А. Шрейдера и других.

Вопрос религиозной толерантности затрагивают в свое работе «Религиозная толерантность в современном обществе» А. Симаворян, В. Овян. Они выделяют несколько видов религиозной толерантности в зависимости от объекта (в данном случае, человеческое общество), в отношении которого она проявляется. Во-первых, толерантность в отношении к иноверцам (христианин-мусульманин, мусульманин-буддист, христианин-буддист и т.д.). Во-вторых, терпимость к представителям других конфессий (католик-протестант, протестант-адепт православной церкви (в христианстве), суннит-шиит (в исламе) и т.д.). В-третьих, толерантность в отношении к сектантским движениям (а также толерантность сектантских движений в отношении друг к другу). И наконец, толерантность между верующими в Бога и неверующими (верующий-атеист) [8, с.85].

Таким образом, толерантность такое свойство личности, в котором выражается отношение к миру в целом, к другим людям и к самому себе. Толерантность проявляется в ситуациях, где у каждого своё мнение, где взгляд людей не совпадают. В такие моменты толерантность является серединой между терпимостью и нетерпимостью. Человек в такой ситуаций должен использовать интеллект. Интеллектуальные убеждения, компромиссы, доверия всё это лежит в основу толерантности.

Просмотрев работы исследователей можно сказать о том, что вопрос толерантности всегда был актуальным, написано множество работ, нами были описаны только некоторые из них. Многие исследования несут теоретический характер, поэтому для решения проблем толерантности необходимо делать акцент на практической значимости исследования.

 

Литература:

 

1.      Ачасова Л.Ю. Толерантность в деятельности современного педагога //Педагогическое образование и наука. — 2009. — № 11. — С. 24 — 27.

2.      Гаева А.С. Толерантность — императив политики мультикультурализма// Обозреватель № 5(292) 2014, Москва. Стр. 75-82.

3.      Жмырова Е.Ю. О понятии «толерантность» и ее видах// Вестник ТГТУ. 2006. Том 12. № 4Б. Transactions TSTU. Стр. 1265-1269

4.      Ильинская Е.А. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности. Санкт-Петербург, 2009. — 23 с.

5.      Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: для студентов выш. и сред. Пед. учебных заведений. –М .: Изательский цент «Академия», 2001. — 176 с.

6.      Клейберг Ю.А. Толерантность и деструктивная толерантность: понятие, подходы, типология, характеристика// Общество и право № 4 (41). — Краснодар, 2012. Стр. 329-334.

7.      Кречетникова А. В Формирование межэтнической толерантности личности обучающихся в воспитательной среде образовательных учреждений : методические рекомендации. — Ханты-Мансийск : Принт-Класс, 2010. — 106 с.

8.      Овян В. Религиозная толерантность в современном обществе//21-й ВЕК», № 1 (26), 2013 Стр. 82-90.

9.      Солдатова Г.У. Доверие и толерантность: существуют ли границы? // Межкультурный диалог: исследования и практика. М.: Центр СМИ МГУ им. М.В. Ломоносова, 2004. — С. 47.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle