Библиографическое описание:

Ипатова М. В. Специфика речевого развития у детей из социально-неблагополучных семей // Молодой ученый. — 2014. — №21. — С. 635-636.

Значение речи в жизни людей огромно. Речь — это орудие мышления, показатель общего культурного уровня развития человека. Таким образом, речь — это визитная карточка человека. Есть люди, которых можно полюбить с первого взгляда и разлюбить после первого услышанного от него слова. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе развития ребенка с рождения и до конца жизни и служит показателем его общего развития. Установлено, что определяющими для развития речи ребенка являются первые 2–3 года его жизни.

Формирование речи является одной из основных характеристик развития ребенка. По данным Департамента образования г.Москвы, до 60 % детей, поступающих в 1 класс школы, не выявляют должного запаса знаний и сведений, и на этом фоне у них появляются реакции пассивного и активного протеста, прогулы, тяга к группам детей с асоциальным поведением.

Если ребёнок растёт в неблагополучной семье, его речь иногда не может сформироваться так, как у детей благополучных родителей. Известны случаи, когда из-за плохой обстановки дома ребёнок начинал заикаться, но, как только условия становились комфортными, заикание исчезало. Причинами отставания в развитии речи ребенка могут быть: патологическое течение беременности и родов у матери, нарушения функции артикуляционного аппарата, поражение органов слуха, общее отставание в физическом и психическом развитии, влияние наследственности и неблагополучных социальных факторов, перенесенные в раннем детстве тяжелые заболевания, неправильное и неполноценное питание. При воздействии таких факторов детей относят к группе риска по возможности возникновения различного рода нарушений речи в процессе дальнейшего развития. Одним из важнейших факторов отставания речевого развития является семейное окружение и неблагополучие семьи. Чаще всего детей из неблагополучных семей относят к детям группы риска — у них отмечается более позднее возникновение речи в силу недостаточного общения с родителями.

Речевые нарушения детей из социально-неблагополучных семей в возрасте 2–4 лет условно относят к задержкам в речевом развитии. Термин «задержка речевого развития» трактуется как задержка темпа формирования средств общения с задержкой речемыслительной деятельности при нормальном строении артикуляционного аппарата и сохранном слухе.

Уже в раннем возрасте у ребенка из социально-неблагополучной семьи обращают на себя внимание отсутствие или ограничение лепета. Родители не замечают молчаливость ребенка и не могут вовремя отметить, что он все понимает, но не желает говорить. Вместо речи развиваются мимика и жестикуляция, которыми дети пользуются избирательно в эмоционально-окрашенных ситуациях. Минимальное количество слов, либо их отсутствие сохраняется на длительное время. Первые слова и фразы появляются поздно и порой непонятны родителям, которые и не стремятся их понять. Речь детей из социально-неблагополучных семей часто замедлена, словарный запас формируется медленно и искаженно. Часто встречаются неправильное использование слов, трудности построения фразы. С возрастом разрыв отставания в развитии речи от возрастных норм увеличивается почти в геометрической прогрессии. По данным современны исследователей, если в возрасте 3 лет ребенок отстает на 1–1,5 года, то в 6 летнем возрасте он отстает почти на 3 года.

Речевые привычки, сложившиеся в детстве, отличаются высокой устойчивостью. Дефекты речи сохраняются и закрепляются. Взрослые из социально-неблагополучных семей наносят большой вред развитию речи ребенка, или совершено не общаясь с детьми или если подделываются под детский лепет, употребляют исковерканные ребенком слова, которые он еще не в состоянии произнести. Каждое слово родителей должно быть значимым, должно помогать ребенку познавать окружающий мир и осваивать язык, а в социально-неблагополучных семьях ребенок, как правило, не получает должного общения.

Общение — один из ближайших факторов общего психического развития ребенка. Оно было и остается важнейшим условием развития нормальной речи. Ребенок начинает говорить только в ситуации общения и только по требованию взрослого. Если с ребенком мало разговаривают и он растет «один», если ребенок все время лежит и смотрит в потолок или белый верх коляски, речь у такого малыша будет развиваться медленно, с задержкой, которая скажется в последующие годы. Миф о саморазвитии речи по мере взросления такого ребенка успокаивает родителей, а в итоге — мы поздно начинаем оздоравливать его и нередко тогда, когда в статусе уже видное место начинают занимать вторичные отклонения в развитии: страдает познавательная деятельность, снижен общий запас знаний и представлений, нередки нарушения поведения. Поэтому необходим комплексный подход к изучению и преодолению не только речевых нарушений, но и вторичных отклонений в развитии, которые требуют совместных усилий врачей, психологов, дефектологов, логопедов, социальных работников, родителей.

В психологической литературе выделены и достаточно глубоко проанализированы факторы, оказывающие влияние на психическое здоровье ребенка из социально-неблагополучных семей и, в частности, на возникновение невротических реакций. Большинство из этих факторов носят социально-психологический, социально-культурный и социально-экономический характер.

Социально-культурный характер факторов, оказывающих неблагоприятное влияние на психическое здоровье, обусловлен ускорением темпа современной жизни, дефицитом времени, недостаточными условиями для снятия эмоционального напряжения и для расслабления. Следствием этого являются чрезмерная загруженность родителей, их невротизация, появление множества личностных проблем в сочетании с недостаточной осведомленностью о путях решения внутриличностных конфликтов и о возможностях психологической и психотерапевтической помощи. Подобная личностная дисгармония родителей находит свое отражение в развитии детей и оказывает негативное влияние на их психику. На эмоциональную атмосферу в семье и на психическое состояние ее членов влияют также социально-экономические факторы, среди которых:

-        неудовлетворительные жилищно-бытовые условия;

-        занятость родителей;

-        ранний выход матери на работу и помещение ребенка в ясли.

У детей из социально-неблагополучных семей к началу школьного возраста уровень сформированности лексико-грамматических средств языка значительно отличается от нормы. У них отмечаются стойкие отклонения в усвоении и применении грамматических законов языка. При грамматических изменениях слов и их сочетаний в предложениях дети часто допускают ошибки, которые принято называть аграмматизмами.

В различных исследованиях было охарактеризовано многообразие проявления аграмматизмов в активной речевой деятельности детей на разных уровнях ее развития (Левина Р. Е. и др. [1]). Описывались и проявления импрессивного аграмматизма у детей из социально-неблагополучных семей (Жаренкова Г. И. [2]). Было показано, что недостаточное понимание значений грамматических конструкций и форм слова детьми с общим недоразвитием речи “является следствием недоразвития активной речи, речевого опыта в целом, отсутствие которого препятствует выработке так называемого чувства языка, благодаря которому нормальный ребенок эмпирически овладевает всей сложной системой грамматики русского языка” (Г. И. Жаренкова) [2].

Проявления аграмматизмов отмечались не только в устной речи детей из социально-неблагополучных семей, но и при овладении ими письмом (Спирова Л. Ф. [3]).

Аграмматизмы, по мнению ряда авторов, являются чуть ли не самым устойчивым и одним из основных проявлений нарушений речи детей из социально-неблагополучных семей.

Таким образом, ограниченность словарного запаса, отставание в овладении грамматическим строем родного языка затрудняют процесс развития связной речи, переход от диалогической формы речи к контекстной. У детей из социально-неблагополучных семей отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Для их высказываний (пересказ, различные виды рассказов) характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, явно выраженная «немотивированная» ситуативность и фрагментарность, низкий уровень используемой фразовой речи. В связи с этим формирование связной монологической речи старших дошкольников из социально-неблагополучных семей приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. На полноценное овладение детьми монологической речью должна быть направлена и работа по развитию у них лексических и грамматических языковых навыков.

Все негативные факторы связаны с проблемой невротизации ребенка, т. е. с причинами возникновения и протекания болезни. В связи с тем, что именно в социально-неблагополучных семьях наиболее часто встречаются дети с недоразвитиями речи, страдающие неврозами и другими психическими заболеваниями, весьма актуальной является проблема психопрофилактики речевого и психического состояния здоровых детей-дошкольников. Безусловно, самым лучшим профилактическим средством являются хорошие отношения родителей с детьми, понимание родителями внутреннего мира своего ребенка, его проблем и переживаний, умение поставить себя на место своих детей.

 

Литература:

 

1.                      Левина Р. Е. Характеристика ОНР у детей // Основы теории и практики логопедии, М., 1968.

2.                      Жаренкова Г. И. Понимание грамматических отношений детьми с ОНР // Школа для детей с ТНР / Под ред. Р. Е. Левиной — М., 1961.

3.                      Спирова Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с ТНР (1–4 классы). — М., Педагогика, 1980.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle