Проблема первичной профилактики употребления психоактивных веществ среди учащихся средних общеобразовательных учебных учреждений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (80) декабрь-2 2014 г.

Дата публикации: 10.12.2014

Статья просмотрена: 193 раза

Библиографическое описание:

Федюченко, А. А. Проблема первичной профилактики употребления психоактивных веществ среди учащихся средних общеобразовательных учебных учреждений / А. А. Федюченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 21 (80). — С. 696-698. — URL: https://moluch.ru/archive/80/14205/ (дата обращения: 24.04.2024).

Статья посвящена проблеме первичной профилактики употребления психоактивных веществ, среди учащейся молодежи и роли средних общеобразовательных учебных учреждений в ее решении.

Ключевые слова:профилактика, психоактивные вещества, фактор риска, система образования, негативные последствия.

 

Вся детско-подростковая среда, с учетом возрастной специфики, является объектом ранней антинаркотической профилактики. С одной стороны, несовершеннолетние выступают как большая социальная группа, на которую направлены основные усилия ранней профилактики, с другой стороны, они должны сами, начиная с определенного возрастного периода, выступать субъектами профилактической работы.

Особое внимание должно уделяться обеспечению эффективного межведомственного взаимодействия в решении проблем профилактики наркомании и борьбы с незаконным оборотом наркотиков в образовательной среде, в частности, в вопросах выявления и учета обучающихся и студентов, злоупотребляющих психоактивными веществами (ПАВ), пресечения распространения наркотиков и иных одурманивающих веществ в образовательных учреждениях; восстановления системы медицинского обслуживания в образовательных учреждениях, в том числе — системы проведения ежегодных медицинских профилактических осмотров обучающихся; обеспечения защиты граждан, в первую очередь, несовершеннолетних, от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию.

Профилактическая деятельность, как правило, строится на комплексной основе и обеспечивается совместными усилиями воспитателей, учителей, психологов, медиков, социальных работников, сотрудников правоохранительных органов. Однако несмотря на все усилия и затраты, именно профилактика является наиболее уязвимым местом. Выявление лиц с наркотическими проблемами и до настоящего времени вызывает большие трудности. Фактически вся лечебно-профилактическая и реабилитационная работа в области наркологии касается явных, запущенных случаев наркомании, токсикоманий и алкоголизма.

Профилактика (prophylaktikos — предохранительный) — термин, означающий комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска. В зависимости от состояния здоровья, наличия факторов риска заболевания или выраженной патологии можно рассмотреть три вида профилактики.

Первичная профилактика — система мер предупреждения возникновения и воздействия факторов риска. Ряд мероприятий первичной профилактики может осуществляться в масштабах государства.

Вторичная профилактика — комплекс мероприятий, направленных на устранение выраженных факторов риска, которые при определенных условиях (стресс, ослабление иммунитета, чрезмерные нагрузки на любые другие функциональные системы организма) могут привести к возникновению, обострению и рецидиву явления.

Третичная профилактика — медико-социальные индивидуальные мероприятия, направленные на предупреждение перехода сформированного заболевания в его более тяжелую форму: последствий в виде стойкой дезадаптации.

В международной практике можно выделить следующие основные модели профилактики злоупотребления ПАВ:

Медицинская модель — ориентирована преимущественно на медико-социальные последствия наркомании и предусматривает в основном информирование учащихся о негативных последствиях приема наркотических и иных психоактивных средств на физическое и психическое здоровье.

Образовательная модель — направлена на обеспечение детей и молодежи полной информацией о проблеме наркомании и обеспечение свободы выбора при максимальной информированности.

Психосоциальная модель — своей главной целью утверждает необходимость развития определенных психологических навыков в противостоянии групповому давлению, в конфликтной ситуации, в умении сделать правильный выбор в ситуации предложения наркотиков.

Анализируя обстановку в области профилактики наркомании в России, следует сказать, что первичной профилактикой наркомании преимущественно занимается система образования, в основном образовательные учреждения среднего звена — школы, профессиональные училища, менее активно — колледжи, лицеи и вузы. Введены новые учебные программы («Основы безопасности жизнедеятельности», «Валеология»), косвенным образом ориентированные на профилактику наркомании. Единой государственной программы в области борьбы с употреблением ПАВ в молодежной среде все еще нет. Существующие профилактические мероприятия фактически соответствуют образовательной и медицинской моделям профилактики.

Также необходимо добавить, что до сих пор не создана система целенаправленной подготовки кадров для работы с детьми, молодежью, имеющими проблемы с употреблением наркотических средств и одурманивающих веществ. Большинство педагогических работников образовательных учреждений признают свою неосведомленность в области предупреждения злоупотребления ПАВ детьми и молодежью. В системе повышения квалификации педагогических кадров и иных работников социальной сферы представлено минимальное количество курсов, ориентированных на профилактику наркозависимости у детей и молодежи.

 

Литература:

 

1.                  Бахтин, Ю. К. Отношение студентов педагогического вуза к употреблению алкоголя и курению табака / Ю. К. Бахтин, Л. А. Сорокина, Д. В. Сухоруков // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3 (40). с. 456.

2.                  Бойков, А. Е. Профилактика информационной зависимости детей и подростков / А. Е. Бойков, Н. Н. Плахов // Безопасность жизнедеятельности,2011.-№ 12.-С.42–45.

3.                  Буйнов, Л. Г. Повышение умственной работоспособности в процессе обучения / Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // Здоровьесберегающее образование. 2010. № 4(8), с. 91–93.

4.                  Буйнов, Л. Г. Преподавание медико-валеологических дисциплин будущим специалистам безопасности жизнедеятельности в свете компетенстностного подхода / Л. Г. Буйнов, Л. П. Борисова Л. П., Л. И. Сыромятникова // Здоровьесберегающее образование. 2010. № 4(8). С. 68–70.

5.                  Буйнов, Л. Г. Управление интеллектуальной собственностью в ВУЗе / Л. Г. Буйнов // Universum: Вестник Герценовского университета. 2011. № 4. с. 16–17.

6.                  Буйнов, Л. Г. Формирование ценностных ориентаций учащихся в работе по профилактике наркозависимости / Л. Г. Буйнов, Л. И. Сыромятникова // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3, с. 459.

7.                  Глазников, Л. А. Перспективные подходы в разработке средств и способов повышения статокинетической устойчивости операторов авиакосмического профиля / Л. А. Глазников, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина, Ф. А. Сыроежкин // Вестник Российской военно-медицинской академии. 2014. № 2 (46). с. 104–110.

8.                  Макарова, Л. П. О необходимости системного подхода к профилактике социальных отклонений у подростков и молодёжи / Л. П. Макарова, М. С. Матусевич, Ю. К. Бахтин, А. В. Соловьёв // Молодой ученый. 2014. № 3 (62). С. 941–943.

9.                  Соломин, В. П. Всероссийский форум «Здоровье нации — основа процветания России» / В. П. Соломин, Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // сборник: Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат) материалы XIV всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. СПб: Лема, 2010. с. 70–76.

10.              Соломин, В. П. Медицинская кафедра педагогического ВУЗа. К 50-летию кафедры медико-валеологических дисциплин Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена / В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова // В сборнике: Здоровьесберегающее образование — залог безопасной жизнедеятельности молодежи: проблемы и пути решения материалы VIII Международной научно-практической конференции. Челябинский государственный педагогический университет. СПб; Челябинск, 2013. с. 148–156.

11.              Соломин, В. П. О мотивации к здоровому образу жизни студентов педагогического университета / В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова // Молодой ученый. 2013. № 6, с. 730–732.

12.              Соломин, В. П. Полвека на службе медико-профилактического образования студентов педагогического вуза / В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова и др. // Молодой ученый. 2012. № 9. с. 337–345.     

13.              Сорокина, Л. А. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе как фактор повышения качества человеческого потенциала / Л. А. Сорокина, Д. В. Сухоруков, Е. В. Смирнова // Здоровьесберегающее образование. 2013. № 1 (29), с. 111–114.

14.              Сорокина, Л. А. Педагогическая модель балльно-рейтинговой оценки системного мышления учащихся 5-х классов / Л. А. Сорокина // Педагогические измерения. 2014. № 2. С. 55–63.             0

15.              Сорокина, Л. А. Педагогическая модель балльно-рейтинговой системы оценки здоровья учащихся / Л. А. Сорокина // Педагогические измерения. 2014. № 1. с. 38–46.

16.              Сорокина, Л. А. Проблемы и перспективы взаимодействия образовательной среды и ее субъектов / Л. А. Сорокина // Alma mater (Вестник высшей школы). 2014. № 5. с. 114–116.

17.              Сорокина, Л. А. Формирование знаний о здоровом образе жизни как профилактика аддиктивного поведения / Л. А. Сорокина, Л. Г. Буйнов // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3 (40). С. 59–60.

18.              Сорокина, Л. А. Экология здоровья и экологическая культура как перспективные направления в образовательной среде школы / Л. А. Сорокина, З. В. Быстрова, К. М. Цыпнятова // Астраханский вестник экологического образования. 2014. № 1 (27), с. 97–100.

19.              Сорокина, Л. А. Экоцентрическая образовательная среда средней школы: обоснование актуальности / Л. А. Сорокина, З. В. Быстрова, К. М. Цыпнятова // Эксперимент и инновации в школе. 2014. Т. 3. С. 28–30. 0

20.              Сухоруков, Д. В. Средства, активизирующие познавательную деятельность школьников и повышающие их умственную работоспособность / Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Образование и наука. 2014. № 2 (111), с. 139–153.

21.              Хорошинина Л. П. Особенности липидного спектра у больных пожилого и старческого возраста с ИБС и жировым перерождением печени / Л. П. Хорошинина, Л. В. Турьева, В. Г. Радченко, Л. Г. Буйнов // Клиническая геронтология, 2014, т.20. № 5–6. С.9–14

Основные термины (генерируются автоматически): медицинская модель, первичная профилактика, система образования.


Похожие статьи

Модели профилактики наркомании среди подростков и молодежи

Ключевые слова: медицинская модель, образовательная модель, концепция профилактики, первичная профилактика, вторичная профилактика, третичная профилактика, социальные навыки, альтернативная деятельность, коммуникативная модель.

Модель практико-ориентированного обучения в системе...

Современное образование строится на основе практико-ориентированного подхода. Структура и содержание подготовки медицинских кадров являются отражением интеграционных медико-педагогических процессов...

Первичная профилактика различных видов зависимостей детей...

Традиционно в системе профилактической работы выделяется три уровня. Первичный уровень направлен на выявление и

Таким образом, образовательная модель педагогической профилактики зависимого поведения построена на учебно-воспитательных методах...

Профилактика социальных отклонений в молодёжной среде...

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург). В статье рассматриваются современные подходы к обоснованию профилактических концепций и моделей первичной профилактики наркозависимости...

Здоровый образ жизни как модель первичной профилактики...

Выделяют первичную профилактику, направленную на устранение причин и условий, способствующих возникновению

В рамках традиционной системы образования забота о здоровье обучающихся считается прерогативой медицинских учреждений, однако, работа...

Первичная профилактика химической зависимости как...

Особо отмечается отсутствие единой модели борьбы с наркозависимостью и ее профилактики, в первую очередь педагогической направленности [8]. Именно поэтому образовательная модель первичной профилактики – педагогическая профилактика...

Духовно-нравственные направления профилактики употребления...

Концепция провозглашает тезис о том, что именно система образования является той

модели развития личности в условиях педагогического, психологического и медицинского

Плахов Н. Н., Сыромятникова Л. И. Первичная профилактика химической зависимости как...

Современные системы и методики первичной профилактики...

Медицинский аспект профилактики наркомании представляет программа профилактики

Таким образом, анализ действующих профилактических систем и методик первичной профилактики наркотизации позволил выявить следующие их характерные особенности

Анализ эффективности непрерывного профессионального...

Благодаря внедрению системы непрерывного профессионального образования улучшится компетентность специалистов. Клиническая компетентность медицинских работников первичного звена здравоохранения включает следующие критерии

Модели профилактики наркомании среди подростков и молодежи

Ключевые слова: медицинская модель, образовательная модель, концепция профилактики, первичная профилактика, вторичная профилактика, третичная профилактика, социальные навыки, альтернативная деятельность, коммуникативная модель.

Модель практико-ориентированного обучения в системе...

Современное образование строится на основе практико-ориентированного подхода. Структура и содержание подготовки медицинских кадров являются отражением интеграционных медико-педагогических процессов...

Первичная профилактика различных видов зависимостей детей...

Традиционно в системе профилактической работы выделяется три уровня. Первичный уровень направлен на выявление и

Таким образом, образовательная модель педагогической профилактики зависимого поведения построена на учебно-воспитательных методах...

Профилактика социальных отклонений в молодёжной среде...

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург). В статье рассматриваются современные подходы к обоснованию профилактических концепций и моделей первичной профилактики наркозависимости...

Здоровый образ жизни как модель первичной профилактики...

Выделяют первичную профилактику, направленную на устранение причин и условий, способствующих возникновению

В рамках традиционной системы образования забота о здоровье обучающихся считается прерогативой медицинских учреждений, однако, работа...

Первичная профилактика химической зависимости как...

Особо отмечается отсутствие единой модели борьбы с наркозависимостью и ее профилактики, в первую очередь педагогической направленности [8]. Именно поэтому образовательная модель первичной профилактики – педагогическая профилактика...

Духовно-нравственные направления профилактики употребления...

Концепция провозглашает тезис о том, что именно система образования является той

модели развития личности в условиях педагогического, психологического и медицинского

Плахов Н. Н., Сыромятникова Л. И. Первичная профилактика химической зависимости как...

Современные системы и методики первичной профилактики...

Медицинский аспект профилактики наркомании представляет программа профилактики

Таким образом, анализ действующих профилактических систем и методик первичной профилактики наркотизации позволил выявить следующие их характерные особенности

Анализ эффективности непрерывного профессионального...

Благодаря внедрению системы непрерывного профессионального образования улучшится компетентность специалистов. Клиническая компетентность медицинских работников первичного звена здравоохранения включает следующие критерии

Похожие статьи

Модели профилактики наркомании среди подростков и молодежи

Ключевые слова: медицинская модель, образовательная модель, концепция профилактики, первичная профилактика, вторичная профилактика, третичная профилактика, социальные навыки, альтернативная деятельность, коммуникативная модель.

Модель практико-ориентированного обучения в системе...

Современное образование строится на основе практико-ориентированного подхода. Структура и содержание подготовки медицинских кадров являются отражением интеграционных медико-педагогических процессов...

Первичная профилактика различных видов зависимостей детей...

Традиционно в системе профилактической работы выделяется три уровня. Первичный уровень направлен на выявление и

Таким образом, образовательная модель педагогической профилактики зависимого поведения построена на учебно-воспитательных методах...

Профилактика социальных отклонений в молодёжной среде...

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург). В статье рассматриваются современные подходы к обоснованию профилактических концепций и моделей первичной профилактики наркозависимости...

Здоровый образ жизни как модель первичной профилактики...

Выделяют первичную профилактику, направленную на устранение причин и условий, способствующих возникновению

В рамках традиционной системы образования забота о здоровье обучающихся считается прерогативой медицинских учреждений, однако, работа...

Первичная профилактика химической зависимости как...

Особо отмечается отсутствие единой модели борьбы с наркозависимостью и ее профилактики, в первую очередь педагогической направленности [8]. Именно поэтому образовательная модель первичной профилактики – педагогическая профилактика...

Духовно-нравственные направления профилактики употребления...

Концепция провозглашает тезис о том, что именно система образования является той

модели развития личности в условиях педагогического, психологического и медицинского

Плахов Н. Н., Сыромятникова Л. И. Первичная профилактика химической зависимости как...

Современные системы и методики первичной профилактики...

Медицинский аспект профилактики наркомании представляет программа профилактики

Таким образом, анализ действующих профилактических систем и методик первичной профилактики наркотизации позволил выявить следующие их характерные особенности

Анализ эффективности непрерывного профессионального...

Благодаря внедрению системы непрерывного профессионального образования улучшится компетентность специалистов. Клиническая компетентность медицинских работников первичного звена здравоохранения включает следующие критерии

Модели профилактики наркомании среди подростков и молодежи

Ключевые слова: медицинская модель, образовательная модель, концепция профилактики, первичная профилактика, вторичная профилактика, третичная профилактика, социальные навыки, альтернативная деятельность, коммуникативная модель.

Модель практико-ориентированного обучения в системе...

Современное образование строится на основе практико-ориентированного подхода. Структура и содержание подготовки медицинских кадров являются отражением интеграционных медико-педагогических процессов...

Первичная профилактика различных видов зависимостей детей...

Традиционно в системе профилактической работы выделяется три уровня. Первичный уровень направлен на выявление и

Таким образом, образовательная модель педагогической профилактики зависимого поведения построена на учебно-воспитательных методах...

Профилактика социальных отклонений в молодёжной среде...

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург). В статье рассматриваются современные подходы к обоснованию профилактических концепций и моделей первичной профилактики наркозависимости...

Здоровый образ жизни как модель первичной профилактики...

Выделяют первичную профилактику, направленную на устранение причин и условий, способствующих возникновению

В рамках традиционной системы образования забота о здоровье обучающихся считается прерогативой медицинских учреждений, однако, работа...

Первичная профилактика химической зависимости как...

Особо отмечается отсутствие единой модели борьбы с наркозависимостью и ее профилактики, в первую очередь педагогической направленности [8]. Именно поэтому образовательная модель первичной профилактики – педагогическая профилактика...

Духовно-нравственные направления профилактики употребления...

Концепция провозглашает тезис о том, что именно система образования является той

модели развития личности в условиях педагогического, психологического и медицинского

Плахов Н. Н., Сыромятникова Л. И. Первичная профилактика химической зависимости как...

Современные системы и методики первичной профилактики...

Медицинский аспект профилактики наркомании представляет программа профилактики

Таким образом, анализ действующих профилактических систем и методик первичной профилактики наркотизации позволил выявить следующие их характерные особенности

Анализ эффективности непрерывного профессионального...

Благодаря внедрению системы непрерывного профессионального образования улучшится компетентность специалистов. Клиническая компетентность медицинских работников первичного звена здравоохранения включает следующие критерии

Задать вопрос