Библиографическое описание:

Михайлова А. В. Бюджет времени жительниц мегаполисов: социологический срез // Молодой ученый. — 2014. — №21. — С. 577-579.

В данной статье рассмотрены результаты социологического исследования, посвященного изучению экономического поведения женщин, проведенного автором.

Исследование охватило 1200 женщин изо всех федеральных округов России, живущих в больших и малых городах, экономически активного возраста. Метод исследования — анкетный опрос, индивидуальным и групповым способами, в очной и заочной форме, способ доставки анкет — личный (при помощи личных приглашений к заполнению веб-формы на сайте исследования, адресной рассылки анкет по электронной почте и традиционной бумажной версии). Тип выборки — неслучайная, квотная. Квоты распределялись пропорционально по федеральным округам, возрастным группам и типу занятости, так как эти признаки являются ключевыми для решения основных задач исследования.

Исследование автора “Экономическое поведение женщин” является гендерным, поэтому в опросе принимали участие только женщины как представительницы той социальной группы, которая в наибольшей степени определяет демографические стратегии нашей страны. Ограничение совокупности по признаку проживания в городе проистекает из того, что автор руководствуется гипотезой о сильной ограниченности жителей сел в их выборе видов и форм экономического поведения.

Одним из важных вопросов, которыми задается в исследовании автор — каков бюджет времени женщин. Эта группа показателей позволяет наиболее полно судить об образе жизни респонденток, а также имеет сильные взаимосвязи с ценностными ориентациями, уровнем достатка, семейным положением и устройством, уровнем образования, типом занятости и другими базовыми характеристиками женщин как объекта исследования. Взаимосвязь бюджета времени женщин и их экономичекого поведения безусловна.

В данной статье приведены данные о бюджете времени жительниц крупных городов-мегаполисов (а это жительницы Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Ульяновска, Перми, Челябинска, Новосибирска, Хабаровска и других крупных городов).

Распределение по возрастным группам составило: 11 % — менее 23 лет и 13 % от 24 до 30 лет, что соответствует группе «молодежь» в общем количестве 24 %; 37 % женщин в возрасте от 31 до 40 лет и 29 % в возрасте от 41 до 54 лет, что соответствует группе среднего возраста, на которую выделено 66 %; 10 % женщин — старше 55 лет.

Среди респонденток 6 % являются работающими не по найму, 6,5 % — постоянно неработающими, остальные 87,5 % — работают (или являются временно неработающими по объективным причинам: болезнь, декрет и т. д.).

Крупная доля (39 %) респонденток — приехали в свое время в город и меняли место жительства, причем по разным причинам (список причин отсортирован по рейтингу):

-        В связи с обстоятельствами личной жизни (50 % из всех менявших место жительства);

-        Захотели получить образование (27 %) и уехали из бесперспективного места жительства с низким уровнем жизни туда, где есть возможности и перспективы роста (24 %);

-        Нашли перспективную работу (19 %) и решили сменить профессию (19 %);

-        Из-за обострения социальной и политической обстановки, межнациональных отношений (7 %) и ввиду сильной криминализации среды в предыдущем месте проживания (5 %)

-        В предыдущем месте жительства была неблагоприятная природная или экологическая ситуация (1 %)

Среди других причин, самостоятельно указанных респондентками, фигурируют такие ответы, как «приехала сниматься в кино» и «приехала искать нормального работящего мужика, а то наши все спились”, “деревня душит” и другие эмоционально-окрашенные высказывания.

Что касается семейного положения респонденток, то только чуть более трети из них (38 %) состоят в зарегистрированном браке, при этом их даже «догоняют» состоящие в неофициальном браке28 % респонденток. 21 % опрошенных женщин не замужем и 11 % находятся в разводе или являются вдовами.

Это весьма неутешительные данные, свидетельствующие о развале института семьи и возрастающем успехе концепции «индивидуализма» в среде горожанок. Колоссальное количество женщин, считающих себя состоящими в незарегистрированном браке косвенно свидетельствует об аналогичном процессе, происходящем в мужской гендерной общности.

37 % опрошенных женщин, проживающих в крупных городах, детей не имеют. Из имеющих детей: 71 % имеют одного ребенка, 23 % имеют 2 детей, 10 % имеют троих.

Полученные данные по детности в полной мере отражают негативную социально-демографическую тенденцию, охватившую российское общество, и также свидетельствующую о развале института семьи и вырождении населения.

Только 58 % горожанок трудятся по основному месту работы, 26 % вынуждены совмещать работу и дополнительные заработки, а 16 % не работают вовсе. Из работающих респонденток 78 % трудятся на основном месте работы полный рабочий день.

Горожанки, как и все остальные женщины вынуждены решать проблемы ведения домашнего хозяйства: 46 % управляются по дому совместно с другими членами семьи, 31 % являются полновластными хранительницами домашнего очага (19 % респонденток при этом не работают), у 16 % хозяйственными хлопотами занимаются родители или другие родственники, 2 % нанимают помощницу, «домработницу», у 3 % домохозяином является муж.

Здесь отчетливо наблюдается отхождение от традиционного уклада жизни, когда женщина полностью ведет хозяйство. Практически половина респонденток в силу ускоренного ритма жизни делятся хозяйственными делами с другими членами семьи — иначе ничего не успеть, а пятая часть вообще полностью сложили с себя хозяйственные полномочия и обязанности, переложив их на других родственников и мужа. Вообще, само наличие у 3 % респонденток мужей-хозяек является любопытным и настораживающим фактом, отражающим искажение традиционных гендерных ролей.

Социальная активность женщин невысока: только 29 % состоят в общественных организациях, при этом самыми популярными являются клубы по интересам и хобби (78 %) и профсоюзы (26 %), участвуют в благотворительных и религиозных организациях по 5 % и 4 %, соответственно, и по 1 % являются участницами женских организаций, политических партий и движений и других общественных организаций. Любопытно, что среди отметивших «другое», имеется женщина-член охотообщества и участница движения «за грудное вскармливание».

Среди любимых горожанками хобби первое место с 90 % ответов удерживает потребление искусства в разных его формах: прослушивание музыки, посещение театров, музеев, кино. На втором месте — собственное творчество (художественное, литературное, музыкальное и т. д.) с 39 % ответов, общение (тусовки, посиделки, общение в интернете) с 37 % ответивших и поддержание красоты и внешнего вида (уход за телом, следование моде, шоппинг) с 38 % респонденток. Третьими по популярности являются семья и дети, садоводство и домоводство и общение с животными и питомцами, набрав по 20 %, 21 % и 23 % соответственно. В четвертой группе интересов — ремесла (14 %), спорт и активный отдых (17 %), компьютерные и ролевые игры (13 %). Наименее интересны женщинам инженерно-техническое творчество (2 %), выступления, в т. ч. пение, танцы, актерское ремесло (6 %), наблюдение и изучение окружающего мира (5 %), коллекционирование и моделирование (3 %). Тех, кто еще не нашел себе занятие по вкусу — нет.

Таким образом, самым любимым занятием горожанок являются развлечения, вторая группа занятий также однородна по смысловому содержанию — собственное творчество, собственная внешность и общение центрированы относительно насаждаемой концепции «индивидуализма», нацелены в каком-то смысле на самолюбование. Только третья по популярности группа занятий относится к традиционному типу: семья, дети, дом и животные, что свидетельствует о явном вытеснении традиционных ценностей новыми.

Общий анализ такого важного индикатора, как расходы времени на разные занятия, дает следующие результаты (см. Таблицу):

Таблица 1

Каким образом распределяется на разные занятия Ваше время? (в % к числу опрошенных)

Вид занятий

Помногу в день

Понемногу в день

Ненасущно

Никогда

Более 8 ч

4–8 ч

1–4 ч

Менее 1 ч

Еженедельно

Ежемесячно

Работа

65

5

3

2

6

0

19

Хозяйство

15

21

23

17

16

5

3

Транспорт

1

5

49

39

5

1

0

Муж/любимый

3

7

29

28

13

2

18

Дети

13

16

17

11

2

0

41

Образование/саморазвитие

5

8

7

8

30

32

10

Здоровье/уход за собой

1

2

16

36

34

11

0

Друзья/другие родственники

0

2

3

16

68

9

2

Развлечения/хобби

2

4

8

15

59

3

9

 

По этим данным можно судить о занятиях женщин. На первом месте по насущности находится работа, 65 % женщин посвящают ей более 8 часов в день и 70 % тратят значительное количество времени ежедневно (см. колонку «Помногу в день»). Второе место по насущности занимает хозяйство: 21 % горожанок посвящают ему от 4 до 8 часов в день и 36 % респонденток тратят ежедневно на хлопоты значительное количество времени. На третьем месте по насущности занятий находятся дети — 29 % женщин уделяет им много времени каждый день. Наименее популярными занятиями среди дел, которым ежедневно посвящается много времени, являются общение с друзьями и родственниками (2 %) и поддержание здоровья и уход за собой (3 %).

Среди тех дел, на которые ежедневно уходит немного времени, рейтинг распределен следующим образом: на первом месте время, затраченное на поездки и перемещения, 49 % горожанок тратят на него от 4 до 8 часов в день и 88 % тратят немного обязательного времени на транспорт (см. колонку «Понемногу в день»). На втором месте по расходу небольшого количества времени — общение с мужем или любимым человеком, которому 29 % женщин посвящают от 4 до 8 часов в день и 57 % респонденток в совокупности обязательно уделяют мужьям время. На почетном третьем месте — поддержание здоровья и уход за собой: 52 % дам обязательно уделяют этому незначительную часть дня, из которых 36 % находят на себя хотя бы менее часа в день. Наименее популярным из ежедневных дел, на которые уходит немного времени, является работа (5 %).

В целом из ежедневных дел наиболее популярны поездки (94 % изо всех ответов, пришедшихся в раздел ежедневно), работа и хозяйство, набравшие по 75 % и 76 %, соответственно, и общение с мужем или любимым с 67 % ответов. Наименее популярным ежедневным делом является общение с другими родственниками и друзьями.

Среди редких дел, на которые время находится только еженедельно или ежемесячно, рейтинговое распределение выглядит так: 77 % женщин общаются с друзьями и родственниками (помимо мужа и детей), из них 69 % делают это еженедельно. По 62 % женщин тратят время на образование и саморазвитие, а также развлечения и хобби, при этом развлекательные занятия чаще выбираются в качестве еженедельных, а саморазвитие — в качестве занятия, которым занимаются несколько раз в месяц. На третьем месте рейтинга расположены занятия по поддержанию здоровья и уходу за собой, набравшие 65 % ответов. Наименее популярным из ненасущных занятий является время, посвященное детям (2 %).

Особое внимание заслуживают занятия, на которые время не тратится совсем. Это, в первую очередь, дети для 38 % респонденток, во-вторых, работа и общение с мужем/любимым для 19 % и 18 % респонденток, соответственно. В-третьих, это образование/саморазвитие и развлечения/хобби, с 10 % и 9 % ответивших. Не нашлось горожанок, которые вообще не ездят на транспорте и не ухаживают за собой.

Интересно, что анализ суммарного количества времени в каждой анкете по столбцам ежедневно затрачиваемого времени показывает, что у 91 % респонденток в сутках на разные дела уходит более 24 часов, что свидетельствует о чрезвычайно насыщенном наполнении этого времени, о совмещении дел, а также об исключительно высоких нагрузках на образ жизни и избытке обязанностей.

 

Литература:

 

1.      Рабочая книга социолога. / Под общ. ред. Г. В. Осипова. — М.: КомКнига, 2006.

2.      Экономическая социология: учеб. пособие для вузов / В. В. Радаев; ГУ ВШЭ. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005.

3.      Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б. С. Социологический словарь /Под ред. С. А. Ерофеева. — М.: Экономика, 2004.

4.      Силласте Г. Г. Экономическая социология: Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2005.

5.      Гендерная социология и российская реальность: монография / Г. Г. Силласте. — М.: Альфа-М, 2012.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle