Библиографическое описание:

Фомина Н. И., Демиденко Э. А. Особенности планирования занятий по хореографии для дошкольников и младших школьников // Молодой ученый. — 2014. — №21.1. — С. 218-220.

В статье рассмотрены основные известные программы по хореографии, авторские наработки педагогов Российской Федерации и ближнего зарубежья. Также поднята проблема преемственности, а точнее её отсутствия при переходе от первой ступени образования ко второй.

Ключевые слова: искусство, хореография, программа, методическое пособие, дошкольный возраст, младший школьный возраст, воспитание, образование, развитие.

Abstract. The article describes the main form of the program in choreography, copyright developments teachers of the Russian Federation and abroad. Also raised the issue of succession, or rather the lack of it in the transition from the first to the second stage of education.

Keywords: art, choreography, a program handbook, preschool age, primary school age, education, education and development.

 

Своими корнями искусство хореографии уходит  глубоко в прошлое. Танец, в различном своем проявлении присутствует у любого народа, у любой нации. Сейчас танцевальная индустрия это не только хобби, но для кого-то и работа. Люди учреждают различного рода премии, проводят фестивали на мировом уровне, появилось множество направлений в этом нелёгком искусстве. Но как влияет совсем ещё новый, но уже апробированный метод хореографотерапии на ребёнка дошкольного возраста и младшего школьника?

Можно предположить, что среди огромного количества форм, средств и методов обучения  детей, а именно художественно-эстетического просвещения, хореографическое искусство занимает особую нишу. Несмотря на усилия педагогов-хореографов, искусствоведов и психологов занятия хореографией, относительно общеобразовательных предметов, таких как изобразительное искусство, музыка не смогли найти своё место в сетке расписания школы в отличие от садика, в котором обучение танцам доходит до детей. Занятия танцевальным искусством, как ни один другой предмет, дают основу для развития образного мышления, так же предполагают всестороннее эстетическое развитие, грамотные манеры поведения в обществе, а так же учат понимать прекрасное. Занятия танцами развивают правильную осанку, дают организму физическую нагрузку, равноценную сочетанию разным видам спорта, а для детей это не маловажно. В хореографии используются отработанные годами движения и  танцевальные связки, которые оказывают видимый эффект на здоровье ребёнка.  Танец несёт  в себе ещё одну немаловажную функцию. Как было сказано выше, у каждого народа есть свой танец, а  это значит, что изучение и занятия танцами своего народа могут поднять на высший уровень национальное самосознание ребёнка не только в дошкольном, но и в младшем школьном возрасте. Также можно допустить, что изучение танцев народов мира формируют знания о всемирной истории, об этапах развития культуры не только своего народа и своей страны, но и всего мира, а тот факт, что танец каждого народа сугубо индивидуален, с присущими только ему движениями, музыкой и костюмом. Это не что иное, как проявление культуры, характера и обычаев этого народа.

Можно допустить, что изучение танцев, песен и культуры своего народа должно стоять на одной ступени с изучением родного языка, т.к. в этом и кроются истоки национального характера и самобытности, отточенные в течение многовековой истории. Справедливо отметить, что многочисленность танцевальных кружков, секций, школ, студий функционируют благодаря широкому спросу. А многообразие видов и направлений  танцев, а именно бальное направление, народное, современные танцы, эстрадное направление, так можно продолжать до бесконечности, подчёркивает интерес детей и родителей к тому или иному направлению. Непосредственная работа с детьми в студии танцевального искусства в городе Арзамасе, убеждает, что, как правило, педагоги не учитывают многих фактов именно преподавания, не учитывают темперамент ребёнка или его возрастные особенности. Они преподают, забывая про педагогический такт. Одним словом преподают потому, что им просто нравится танцевать и получать за это зарплату, совершенно забывая, что хореография это, прежде всего, искусство сложенное веками.

Часто, обучая дошкольников или младших школьников танцам, педагог просто разучивает и заучивает с ними танцевальные элементы, не решая проблемы приобщения детей к искусству танца. Логично предположить, что в связи со всем вышесказанным необходимо пересмотреть программы образования детей дошкольного и младшего школьного возраста, с целью создания новых форм, методов и подходов  к образовательной деятельности.

На данном этапе в нашей стране очень скудно представлены методические  разработки для общеобразовательной школы. Наблюдается отсутствие преемственности от первой ступени в системе образования, в соответствии с Законом РФ «Об образовании»,  иными словами детского сада ко второй ступени образования – школе.

В этом убеждает анализ существующих программ по хореографическому искусству. Программа «Ритмика и бальные танцы» разработанная Е.Н. Мошковой (1997 г.) продолжительность её от трёх до пяти лет, а заниматься ей могут детки с 5 до 11 лет [2]. Но у этой программы есть недостаток - она не рассчитана на школьное обучение начального и среднего звена школы. Также в основном в этой программе основной упор идёт на бальную хореографию, а  возможность изучения народного и классического танцев нет.

Рассмотрим знаменитую программу, а так же учебное пособие 1972 года с названием  «Ритмика. Музыкальное движение». Разработали его Руднева С.Д. и Фиш Э.М. для дошкольников и младших школьников. В этой программе есть не только примеры выполнения танцевальных элементов и упражнений, но и  тематическое планирование. Но и тут выявлен недостаток, базируется программа на  музыкально-ритмическом развитии детей, а специальные упражнения для укрепления осанки детей, развитие гибкости, растянутости забыто и не учтено вовсе. Продолжая анализ программы, найден ещё один минус: эта разработка предназначена для начальной школы с трёхлетним сроком обучения, что не актуально для современной начальной школы. Необходимо отметить, что не только отдельно взятые хореографы СССР разрабатывали программы и методические пособия. Министерство культуры по классическому, народному, бальному танцам для хореографических школ и хореографических отделений школ искусств так же работали в этом направлении. Тут значительно шире и разнообразнее представлены разработки для хореографических кружков.

В связи с повсеместной распространенностью сети Интернет там стали появляться всё более новые, современные и апробированные программы, публикации и различного рода наработки по введению хореографии в сетку школьного расписания. Тщательный мониторинг сайтов, предлагающих пути решения поставленной проблемы, показал, что Н.Б. Панасюк  из города Ярославль,  выдвигает интересную концептуальную разработку обучения детей классическому танцу в общеобразовательной школе, захватывая все звенья школы. В свою очередь С.В. Кононова разработала свою программу обучения хореографии только для начальной школы[2]. А педагог-хореограф из Белоруссии Чудайкина О.П. апробировала свою наработку внеклассных занятий «Ритмика и танец» для детей младшего школьного возраста [1]. В Тюмени Т.И. Пантелеева, учитель хореографии средней школы №66, уже несколько лет преподаёт занятия ритмикой по собственной разработке кружковых занятий для подростков «От ретро до репа». Разработка рассчитана на начальное и среднее звено.Онаимеет методический план  факультативных занятий для учащихся старшего звена.

Современные статьи и разработки, предлагаемые хореографами очень созвучны, но некоторые разработки, предлагаемые и разрабатываемые для кружков и секций, вполне логично можно включать в школьную программу. Но у всего этого множества есть недостаток, а именно отсутствие четких градаций в плане возраста и расчёт программ на три года обучения.

Как правило, в начальном звене школьного курса есть обучение изобразительному искусству и музыке, но эти предметы не охватывает основные направления танцевальной культуры, хотя в свою очередь введение хореографии поможет гармонизировать учебно-образовательный процесс и стать недостающим звеном в нём. Сейчас образование направлено на гармонизацию личности ребёнка. Как же мы сами понимаем этот процесс гармонизации? Взяв энциклопедический словарь можно найти определение слова «гармония» соразмерности частей, слияния различных компонентов объекта в единое органичное целое. А гармонизация иными словами это общность развития и взаимодействие определённых качеств личности человека.

Можно полагать, что именно школа должна создавать неповторимые условия развития для каждой личности без столкновения теоретических знаний и нравственно-эстетических, физических и эмоциональных. Иными словами, чтобы обучение было всесторонним и массовым для каждого ребёнка, чтобы каждый мог заниматься не только обучением знаниям по общеобразовательным предметам, но и смог реализовать себя в хореографии, музыке или живописи.

Проделав несложный  анализ общеобразовательной программы рядовой школы города Арзамас, можно придти к выводу, что Искусству и физическому развитию в учебном плане  младшего и среднего звена уделяется 16 % времени учеников, а в старшем звене, то есть в 10-11 классах вообще не взято в учебный план.  Хотя именно хореография направлена на всеобъемлющее развитие, как физических показателей, так и эстетических, и нравственных.  Эта проблема видна не только непосредственно школьным педагогам и родителям, но и Министерству образования Российской Федерации, и оно в 2000 году утвердило «Концепцию содержания образовательной области «Искусство» в12-летней школе» [3].

В этой концепции оговаривается значимость и неповторимость предметов входящих в образовательную область «Искусство», о том, как влияют эти предметы на сенсорную и эмоциональную культуру детей. Как было сказано выше, в школе делают упор на музыку, изобразительное искусство, добавляется изучение мировой художественной культуры, но как-то странно вычеркнут из этого списка танец, который был очень популярен в школах несколько десятилетий назад. Такому популярному виду искусства редко учат в школе, крайне редко существуют танцевальные пришкольные кружки, как правило, в начальной школе ограничиваются предметом «Ритмика». Как и в любой разработке существуют свои минусы, он есть и в «Концепции содержания образовательной области «Искусство», а именно совершенно нечёткие границы, а точнее их полное отсутствие введение предмета хореографии с сетку школьного расписания и то только в классы коррекционного типа.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что на данном этапе развития хореографического искусства нет разработок и программ, в полной мере освящающих проблему всестороннего восприятия хореографии как предмета входящего в программу обучения общеобразовательной школы и его влияние на развитие личности, а также методические наработки не отвечают возрастной ориентации детей. Это свидетельствует о том, что видно явное противоречие между запросом современного общества и его потребность в хореографическом искусстве, изучении полного курса хореографии и полном отсутствии методической опоры для предмета «хореография» в общеобразовательной школе нашей страны. Такое противостояние даёт почву для поиска новых путей и нововведений, а именно введение  хореографии в школьный курс и определение новых путей использования танца, с позиции фактора гармонизации. Логично предположить, что такой предмет должен быть доступным для изучения любым ребёнком в любом возрасте и при любой физической форме, этот предмет должен быть ориентирован не только на возрастные, но и на психические особенности маленькой личности.

 

Литература:

1.      Фокина Е.Н. Школьные нагрузки и здоровье учащихся //Дети и олимпийское движение. Тезисы докладов и сообщений Международного научного симпозиума 11-14 июня 1997 г. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 1997. – С.189-190.

2.      Фокина Е.Н. Художественно-практическая деятельность – основа развития эмоциональной сферы психики // Теория и экология разума. Материалы Всероссийской конференции «Культура. Искусство. Наука». – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2000. – С. 168-170.

3.      Фокина Е.Н. Хореографическое искусство как составляющая мировой культуры //Актуальные проблемы преподавания мировой культуры и глобализация образовательных процессов. Материалы научно-практической видеоконференции. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2002. – С. 74-80.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle