Библиографическое описание:

Жесткова Е. А., Стрижева К. Н. Формирование речевых умений младших школьников при создании сочинения-описания // Молодой ученый. — 2014. — №21.1. — С. 173-176.

В статье рассматривается система работы по формированию речевых умений младших школьников при создании сочинения-описания.

Ключевые слова: сочинение-описание, речевые умения, младший школьник, начальная школа.

Abstract. The article discusses the system work on the formation of speech abilities of juniorschoolchild in creating compositions-description.

Keywords:writing-description, speech skills, younger students, elementary school.

 

Обучение школьников умению свободно и связно выражать мысли и наилучшим образом пользоваться языковыми средствами является конечной целью всей системы обучения русскому языку в школе.

Известный лингвист и методист ХХ века В.И. Чернышёв отмечал: «Люди, которые плохо владеют речью, имеют некоторое право упрекнуть своё учебное заведение за то, что оно не научило их пользоваться тем оружием, которое оказывается более всего нужным». Вот почему система занятий по русскому языку должна находиться в поле пристального внимания и учителя-практика, и методики как науки [8, с.103].

В работахЕ. М. Катоновой, Т. Г. Рамзаевой, А. Текучева, Т.А. Ладыженской, В.Кустаревой представлены методические указания по работе над формированием речевых умений учащихся.

Так, А. Текучев в своей работе «Методика русского языка в школе» утверждает, что «речевые умения школьника – это обширная область умений, связанных с использованием устного и письменного слова, умение формулировать краткий и полный ответ на вопрос, письменно или устно пересказать прослушанное или прочитанное, написать сочинение, составлять планы» [9, с. 297].

Т.А. Ладыженская в статье «Система работы по развитию связной устной речи учащихся» пишет о том, что для успешной реализации работы по развитию речи необходимо осуществление определенных условий. Во-первых, это существование корректной ориентации учителя на то, что овладение нормами литературного языка также существенно, как овладение нормами правописания. Учащиеся должны понимать существенность таких понятий, как «культурный человек» и «культура речи». Во-вторых, это осмысление учащимися самого понятия нормы: что такое норма, как она работает в языке, почему необходимо ею владеть. В-третьих, это учет необходимости частого повторения правильного ответа, как в письменном, так и в устном виде. И, в-четвёртых, это, как результат выполнения предшествующих условий, применение системы упражнений, дающей учащимся возможность развивать речевые навыки и умения [7, с. 23].

Содержание работы складывается из обучения нормам литературного языка, работы по обогащению словаря и грамматического строя речи учащихся, развития навыка связной речи. Среди речевых упражнений большое значение приобретают упражнения по созданию текстов [1, 2, 4, 5, 6].

Сочинение – одна из форм таких высказываний. Это упражнение, при помощи которого можно сделать монологическую речь школьников более четкой, грамотной, расширить их опыт речевой деятельности, сформировать элементарные компетенции в сфере речевых коммуникаций.

Существует несколько видов сочинений: сочинение-рассуждение, сочинение-повествование, сочинение-описание. Более подробно остановимся на сочинении-описании.

Сочинение-описание – это сочинение, в основе которого описание как тип речи. О значении сочинения-описания знают все учителя, написано немало методических разработок. Но как построить уроки развития речи таким образом, чтобы повысить интерес к творческой работе, раскрыть способности детей, сформировать коммуникативные компетенции, которые в итоге станут базой для последующего успешного обучения в основной школе?

В работе над сочинением существует система, под которой понимается последовательность обучения сочинениям в целом. Система предусматривает развитие у учеников определенных умений четкой, грамотной речи. Эти умения являются коммуникативными, они образуют основу речевой компетенции.

Умение четко и грамотно излагать свои мысли в письменной и устной форме – это сложное умение, которое требует от ребенка кроме общего развития и овладение определенными умениями:

  • умение раскрывать тему;
  • умение подчинять сочинение основной мысли;
  • умение строить сочинение в определённой композиционной форме;
  • умение правильно выражать свои мысли;
  • умение улучшать написанное.

В период обучения в начальной школе дети получают первый опыт грамотного изложения своих мыслей, то есть опыт работы над сочинением. Первые сочинения пишутся детьми на основе своего жизненного опыта, поэтому они небольшие по объёму. В большинстве случаев, это рассказы о событиях, которые развиваются во времени, к примеру: «Как мы встречали птиц», «Как мы убирали школьный двор». В них описывается начало того или иного события или действия, его развитие и конец. Такие рассказы просты для понимания учащимися, так как содержат сюжет.

Сочинения-описания являются неотъемлемой составляющей уроков русского языка. В ходе работы над сочинением учащиеся закрепляют те орфографические умения и навыки, которые они получают на уроках грамматики. Сочинения-описания выполняются под руководством учителя. Работа над сочинением носит обучающий характер [3, с. 20.].

Рассмотрим последовательность обучения сочинениям с элементами описания в начальной школе.

Подготовительная работа к сочинениям-описаниям начинается в букварный период и продолжается весь учебный год.

В первом классе дети впервые знакомятся с сочинением-описанием. Сочинение-описание способствует развитию точности выбора слов, словосочетаний, предложений, чёткому оформлению мыслей. В ходе художественного описания учащиеся наблюдают, выделяют главные отличительные признаки предмета, применяют полученные знания и наблюдения.

Элементы эмоционального описания включаются в сочинения не сразу. Первоначально они состоят из двух-трех предложений. Чтобы школьники могли включать элементы описания в свои творческие работы, они под руководством учителя в начале работы составляют короткие устные и письменные зарисовки (два-три предложения) внешности человека, известных явлений природы и предметов.

Особенностью методического подхода обучения младших школьников написанию сочинения - описания в первом классе является система упражнений, базированная на принципе поэтапного увеличения сложности. Поэтому письменным сочинениям в первом классе предшествуют устные обучающие упражнения: устные ответы на вопросы, объединенные темой, восстановление деформированного текста по ряду сюжетных картинок, составление предложений по сюжетным картинкам, устные рассказы по прочитанному. Выполняя эти упражнения, учащиеся под наставлением учителя учатся высказывать мысли последовательно.

Наиболее простыми в системе обучающих упражнений являются устные ответы на вопросы, объединенные общей темой. Эта работа творческая, так как от учащихся требуется высказывать свои мысли на указанную тему. Порядок высказывания учитель определяет вопросами, учащиеся же должны понять вопросы и верно ответить на них. В качестве дидактического материала для этого вида упражнений можно использовать учебные диафильмы и демонстрационные картины по развитию речи. Учебные диафильмы удобны тем, что учитель сам устанавливает время просмотра каждого кадра.

В альбом демонстрационных картин по развитию речи в первом классе включены сюжетные, пейзажные и предметные картины. Каждая из картин включает в себя материал, по которому можно сформулировать ответы на вопросы. Вопросы учителя должны быть направлены не только на выявление содержания картины, но и на ее осмысление, они должны приучать младших школьников к самостоятельным рассуждениям, подводить к выводам.

Одним из видов обучающих упражнений по развитию речи является составление предложений, объеденных темой, и запись их под руководством учителя. Материалом этого могут стать сюжетные картины. Учитель просит учащихся обратить внимание на сюжетные картины, а затем рассказать, что на них представлено. В ходе такой работы у учащихся развивается умение точно подбирать слова, верно строить предложения на заданную тему. Работа над письменным сочинением начинается с конца первого полугодия [7, с.10.].

Приведем примерную тематику сочинений-описаний в первом классе:

1.      Моя любимая игрушка (устное описание).

2.      Наша улица (устное описание по наблюдениям).

3.      Берёзка осенью (устное описание).

4.      Одуванчик (запись трех-четырех предложений).

5.      Зацвела ива (запись трех-четырех предложений).

6.      Школьный двор (запись трех-четырех предложений).

7.      Моя школа (запись трех-четырех предложений).

Сочинения-описания во втором классе – это маленькие по объему сюжетные рассказы как в письменной, так и в устной форме. Перед непосредственной работой над сочинением-описанием учитель обращает внимание учащихся на фрагменты изучаемых ими художественных произведений, которые содержат описание и могут служить их образцом.

Учитель организует наблюдение, для того чтобы описания получились точными. В описаниях часто используются прилагательные. Учитель должен сообщить детям эту особенность и помочь в подборе нужных слов. При подготовке к сочинению-описанию следует подбирать несколько прилагательных, которые характеризуют те или иные предметы. К примеру: берёзка – молоденькая, красивая, белоствольная, стройная, нарядная; листочки – изумрудные, клейкие, молодые. Эти ряды слов записывают на доске, и, работая с ними, учитель показывает, как из такого количества слов выбирать самое точное для описания данного предмета в зависимости от темы сочинения.

Во втором классе расширяется тематика сочинений. К сочинениям на основе личного жизненного опыта прибавляются сочинения по наблюдениям за трудом людей и природой, по сюжетным картинкам.

Приведем примерную тематику сочинений-описаний во втором классе:

1.      Зимний вечер.

2.      Кленовый лист.

3.      Снежинка на ладошке.

4.      Зима в парке (коллективное сочинение после экскурсии в парк).

5.      Котёнок (сочинение-миниатюра по опорным словам).

6.      Мой самый лучший друг (устный рассказ).

7.      Книга – лучший друг (коллективное сочинение-рассказ).

8.      На кормушке (по серии картинок).

9.      Сочинение по картине И. Левитана «Март».

В третьем классе в сюжетные рассказы и сочинения вводятся также описания единичных предметов и простых действий: описание грибов в сочинении «За грибами», описание рисунка в сочинении «Что я люблю рисовать» и т. д. Работа начинается с совместного составления рассказов на темы летних впечатлений. Там, где это возможно, в сюжеты включают элементы описания.

В третьем и четвертом классах дети пишут сочинение-описание по картинам. Картины развивают воображение учащихся, наблюдательность, учат понимать искусство живописи. Написание сочинения по одной картине в разы сложнее, чем по ряду картин. Здесь ученик, используя собственный жизненный опыт, свои знания, должен в воображении создать сюжет, представить себе обстановку, на фоне которой происходит событие до и после момента, запечатлённого на картине, наметить действующих лиц. При этом учащийся должен контролировать себя, чтобы его воображение соответствовало реальности.

Приведем примерную тематику сочинений-описаний в третьем классе:

1.      Как я отдыхал летом (по летним впечатлениям).

2.      Сочинение по картине И. Левитана «Рожь».

3.      Сочинение по картине А. Пластова «Первый снег».

4.      Белочка (сочинение-миниатюра).

5.      Моя мамочка.

6.      Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели».

7.      Весенняя бабочка.

8.      Сочинение по серии картинок «В половодье».

В начальных классах дети описывают картину по вопросам, выявляя: идейно-тематический смысл, композицию картины; действие, если оно есть, действующих лиц.

В период с первого по четвертый класс требования к описанию картин возрастают с каждым годом: вводятся элементы анализа, развивается наблюдательность детей.

Таким образом, система работы по формированию речевых умений младших школьников при создании текста-описания на каждом году обучения в начальной школе имеет свои специфические особенности. Важно также отметить, что основным условием хорошего сочинения-описания является правильная работа над темой, её раскрытие и понимание. Без удовлетворения этого условия нет смысла работать над сочинением дальше.

Сочинение-описание в начальной школе является важнейшим методом воспитания ребенка, потому что при изложении своих мыслей он приучается концентрировать внимание, анализировать впечатления и чувства, правильно формулировать высказывание, делать выводы.

 

Литература:

1.                  Бескоровайная Л.С. Современные открытые уроки русского языка. – Ростов- на-Дону: Феникс, 2002. – 384 с.

2.                  Бобровская Г.В. Активизация словаря младшего школьника // Начальная школа. – 2003. – №4. – С.47-52.

3.                  Гусев Д.А., Зайкин М.И. От народных ремесел – к духовным идеалам культурного наследия // Высшее образование сегодня. – 2014. – № 1. – С. 80-83.

4.                     Жесткова Е.А. Усвоение младшими школьниками традиционных морально-этических ценностей на уроках русского языка // Начальная школа. – 2013. – №5. – С.24-28.

5.                  Жесткова Е.А. Лингвокультурологический и когнитивно-дискурсивный подходы в преподавании русского языка в полиэтнической школе // Вестник Череповецкого государственного университета. –2014. – №2. – С.77-81.

6.                  Жесткова Е.А. Развитие речи младших школьников в процессе работы с толковыми словарями // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: сб. материалов Всерос. науч. конф. 7 февраля 2014 г. Нижневартовск. – Нижневартовск: изд-во НГУ, 2014.– С.43-46.

7.                  Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. – М.: Просвещение, 1974. – 255 с.

8.                  Синицын В.А. Современные подходы к развитию речи младших школьников //Начальная школа. – 2003. – №2. – С.10-14.

9.                     Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. – М.: Просвещение, 1980. – 414 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle