Библиографическое описание:

Марина А. В., Рябова М. С. Технологическая карта урока: сложности и проблемы разработки // Молодой ученый. — 2014. — №21.1. — С. 195-198.

В статье раскрыты результаты исследования, проведенного среди учителей биологии общеобразовательных учреждений Нижегородской области по проблемам, связанным с разработкой технологической карты современного урока биологии.

Ключевые слова: технологическая карта урока, учитель биологии, анкетирование, результаты анкетирования, сложности и проблемы при разработке технологической карты урока биологии, готовность учителя к ее разработке.

Abstract. The results of the research, conducted among Nizhny Novgorod Region school biology teachers, on problems, connected with the elaboration of a present-day biology lesson technological card, are developed in this article.

Keywords: flow chart of the lesson, the teacher of biology, questionnaires, survey results, difficulties and problems in the development of routing biology class, teacher readiness to its development.

 

Современная школа, находясь на стадии подготовки к реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования, переходит от представления результатов обучения в виде традиционных знаний, умений, навыков к достижению личностных, метапредметных и предметных результатов, формированию у обучающихся системы универсальных учебных действий, опыта реализации исследовательской и проектной деятельности [1].

Решение поставленных задач потребует принципиальных изменений в деятельности учителя, реализующего ФГОС. Эти изменения уже сегодня существенно меняют подходы к конструированию современного урока.

По мнению рядов авторов [3, 4], наиболее удачным вариантом сценария современного урока является так называемая технологическая карта урока, его обобщенно-графическое выражение, выступающая в качестве современной формы планирования педагогического взаимодействия учителя и ученика, дающая возможность отразить деятельностную составляющую взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Учебный процесс с использованием технологической карты позволяет более четко организовать деятельность учителя и учащихся на уроке, ставить конкретные задачи каждого урока и освободить время учителя для творческой составляющей образовательного процесса.

Исходя из того, что переход на ФГОС основного общего образования предполагает разработку и использование технологической карты урока каждым учителем, мы предприняли попытку выявления готовности школьных учителей биологии общеобразовательных учреждений Нижегородской области к данному виду деятельности.

С целью выявления реального состояния исследуемой проблемы в практике работы массовой школы нами было проведено анкетирование 61 учителя биологии двенадцати районов Нижегородской области по специально разработанной нами анкете. Анкетирование проводилось в текущем учебном году в ходе курсовой подготовки учителей биологии в рамках повышения квалификации по программе «Теория и методика преподавания естественнонаучных дисциплин в условиях реализации ФГОС». В данной работе мы также использовали результаты анкетирования, проведенного в 2013 году [2].

Нас интересовало, знакомы ли учителя с понятием «технологическая карта урока». Положительный ответ дали 78,7 % учителей, принимавших участие в анкетировании. Более наглядно анализ ответов представлен на рисунке 1.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Анализ ответов учителей на вопрос анкеты: «Знакомы ли Вы с понятием «технологическая карта урока»?»

Анализируя ответы на вопрос анкеты «Что Вы понимаете под технологической картой урока?», мы установили, что 41,0 % учителей, принявших участие в анкетировании, затруднились дать ответ на данный вопрос. Анализ ответов оставшихся 59,0% участников анкетирования представлен в таблице 1.

Таблица 1

Анализ ответов на вопрос анкеты: «Что Вы понимаете под технологической картой урока?»

Варианты ответов

Ответы

абс.

относ.( %)

План-схема урока

11

30,5%

Обычный конспект урока

6

16,7%

Табличная структура

12

33,3%

Проект урока

7

19,5%

 

Проанализировав ответы учителей на следующий вопрос анкеты, мы установили, что 49,2 % учителей не знакомы со структурой технологической карты. Свое знакомство с ней показали 50,8 % учителей, принявших участие в анкетировании. Более наглядно анализ ответов отражен в таблице 2.

Таблица 2

Анализ ответов на вопрос о структурных компонентах технологической карты урока

Варианты ответов

ответы

абс.

относ.(%)

Деятельность учителя, деятельность учеников, УУД

15

48,4

Этапы урока, деятельность учителя, деятельность учеников, УУД, формы, метода, приемы.

16

51,6

 

Анализируя следующий вопрос анкеты, мы выяснили, что большинство учителей получили информацию о структуре технологической карты из методических рекомендаций НИРО по аттестации деятельности учителя (таблица 3).

Таблица 3

Анализ ответов учителей на вопрос анкеты: «Из каких источников Вы получили информацию о структуре технологической карты?»

Варианты ответов

ответы

абс.

относ.( %)

Методические рекомендации НИРО по аттестации деятельности учителя

15

28,8

Требования администрации образовательного учреждения              

8

15,4

Информация от коллег

12

23,1

Интернет-ресурсы

8

15,4

На курсах повышения квалификации

6

11,5

Другие источники

3

5,8

 

На вопрос анкеты: «Используете ли Вы технологическую карту в учебном процессе?» 62,3 % педагогов дали отрицательный ответ, 37,7 % участников анкетирования используют технологическую карту в опыте своей деятельности (рис.2).

Рис.2. Анализ ответов учителей на вопрос анкеты: «Используете ли Вы технологическую карту в учебном процессе?»

 

Проанализировав анкеты педагогов, давших положительный ответ, мы выяснили наличие у них сложностей при разработке технологической карты. При создании технологической карты урока у 69,6 % учителей, участвующих в анкетировании, возникли определенные трудности, и лишь у 30,4 % опрошенных сложностей не было (рис.3).

Результаты анкетирования показали, что основные трудности связаны с определением цели урока в соответствии с требованиями ФГОС и незнанием структуры технологической карты.

Рис.3. Анализ ответов учителей на вопрос анкеты: «Возникают ли у Вас трудности при создании технологической карты урока»

 

Анализ результатов анкетирования учителей, ответивших на вопрос «Что, на Ваш взгляд, удобнее – конспект или технологическая карта урока?» позволил выявить, что 66,7 %участников анкетирования считают, что удобнее составление технологической карты, а 33,3 % – конспекта урока (рис.4).

Среди достоинств конспекта урока отмечены простота в написании и привычность использования. Ведущим достоинством технологической карты урока участники анкетирования указали большую четкость установления взаимосвязи деятельности учителя и учеников на разных этапах урока.

Рис.4. Анализ ответов учителей на вопрос анкеты: «Что, на Ваш взгляд, удобнее: конспект или технологическая карта урока?»

 

Полученные результаты, по нашему мнению, свидетельствуют о достаточно низком уровне готовности определенной части школьных учителей биологии Нижегородской области к разработке технологической карты урока и необходимости дальнейшей методической разработки данной проблемы.

 

Литература:

1.      Калинова Г.С. ФГОС основного общего образования и содержание обучения биологии // Биология в школе. – 2012. – №5. – С 29-37.

2.      Логвинова И.М., Копотева Г.Л. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС // Управление начальной школой. – 2011. – №12. – С. 12-18.

3.      Марина А.В., Белякова Е.М. Технологическая карта урока: готовность школьных учителей биологии к её разработке // Биологическое и экологическое образование: Проблемы, состояние и перспективы развития: материалы второй Всероссийской научно-практической online конференции с международным участием, 19-20 марта 2014 года, СПб. – Махачкала. – Махачкала: АЛЕФ 2014. – С. 95-100.

4.      Мороз Н.Я. Конструирование технологической карты урока: научно-методическое пособие. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2006. – 56 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle