Библиографическое описание:

Володин А. М., Кандальникова К. И., Кузякина Н. А. Универсальные учебные действия как одно из средств реализации деятельностного подхода на уроках физики в основной школе // Молодой ученый. — 2014. — №21.1. — С. 158-160.

В статье приведен обзор универсальных учебных действий и их формирования на уроках физики в основной школе. На примере курса физики основной школы рассмотрен возможный подход к формированию познавательных универсальных учебных действий в современной школе.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, Федеральный государственный образовательный стандарт, познавательные универсальные учебные действия.

Abstract. The article provides an overview of universal educational methods and their formation on physics lessons in the primary school. U considers a possible approach to the formation of cognitive universal educational methods in the modern school on the example of the physics course.

Keywords: universal educational methods, Federal State Educational Standard, cognitive universal educational methods.

 

Динамика современных изменений во всех областях жизни, в том числе и в сфере образования, накладывает на существующие стандарты требования более чуткого реагирования на данные изменения. При создании Федеральных государственных образовательных стандартов также предусматривалось, что во главу угла ставятся не просто чисто фактические знания в той или иной области, а научение учащихся процессу учения, то есть, задача каждого педагога – это «научить учиться» [1, с. 104]. В качестве одного из возможных подходов к решению данной проблемы в Федеральном государственном образовательном стандарте обозначено формирование универсальных учебных действий, далее УУД [5].

Разные авторы по-разному понимают сущность учебной деятельности. Иногда данный термин понимается как тождество научения, учения, обучения. В советских источниках учебная деятельность представляет собой наиважнейший вид деятельности в младшем школьном возрасте. В толковании Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова учебная деятельность – это один из видов деятельности школьников и студентов, направленный на усвоение ими посредством диалогов и дискуссий теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков в таких сферах общественного сознания, как наука, искусство, нравственность, право и религия [2, с. 26].

Умения и навыки, формируемые в итоге изучения учебной дисциплины, можно условно поделить на два вида:

1) общие: образуются у ребенка в процессе освоения не только настоящей дисциплины, но и при ознакомлении с некоторыми другими, применяемые во многих учебных предметах и в текущей жизненной практике, например, способность вычислять, умение пользоваться компьютером и т.д.;

2) специфические (узкопредметные): образуются у школьников только лишь в ходе ознакомления с данной учебной дисциплиной и применяются в основном в этом предмете.

В Федеральных государственных образовательных стандартах предусматривается формирование у учащихся следующих видов УУД:

– личностных (смыслообразование, самоопределение и действие нравственно-этического оценивания);

– регулятивных (целеполагание, планирование, оценка, контроль, прогнозирование, коррекция);

познавательных (общеучебные, логические и знаково-символические);

коммуникативных универсальных учебных действий [5].

В связи с этим, проблема организации процесса формирования УУД в образовании связана с необходимостью координации основных предложений по развитию УУД в ходе всего учебного курса, с особенностями образовательных дисциплин, которые зафиксированы в следующих документах: «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования», «Фундаментальное ядро содержания общего образования», «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа».

В основе программы учебного предмета физики для основной школы лежат «Фундаментальное ядро содержания общего образования» и «Требования к результатам основного общего образования», зафиксированных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования.

Школьный курс физики (ШКФ) является фундаментом для естественно - научных дисциплин, потому что физические законы находятся в основании содержания курсов естествознания, астрономии, химии. Физика – это стремительно развивающаяся наука, которая производит огромное воздействие на многие области деятельности социума. В итоге в курсе этой дисциплины попадаются огромное число наглядных примеров употребления физических законов в современной человеческой деятельности.

Цели овладения предметом физики в основной школе:

– формирование интересов и умений школьников на основании сообщения им материала и опыта когнитивной и творческой деятельности;

– осознание детьми сути основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;

– формирование у школьников представлений о физической картине окружающего мира.

Ознакомление с новой учебной дисциплиной (физикой) учащихся происходит тогда, когда школьник переживает один из самых трудных эпизодов своей жизни - подростковый возраст, когда учащийся стремится поскорее соединиться с миром взрослых. Важнейшая задача воспитателей в конкретный период - это усилить стремление ребенка к обучению, расширить когнитивную самостоятельность школьников, вовлечь их в работу над школьными проектами, формировать у них способности самостоятельно приобретать новые знания, совершенствовать их умения и навыки. Приобретение учащимися УУД преобразуется в способность к саморазвитию и самосовершенствованию в ходе намеренного и обдуманного присвоения нового жизненного опыта.

Познавательные УУД состоят из: общеучебных, логических учебных действий, а также постановки и решения проблемы.

Как отмечается новейшими исследователями [3, с. 90], общеучебные универсальные действия включают в себя:

– самостоятельная постановка учебной цели;

– действия по отбору необходимой информации;

– выстраивание логической последовательности знаний;

– умение построения высказываний в устной и письменной форме;

– подбор в зависимости от исходных условий наиболее эффективных способов решения той или иной проблемы;

– анализ собственной деятельности как на уровне используемых методов и средств, так и результатов;

– умение выделять из текстов самой разной направленности – научной, художественной, публицистической и т.д. – основных и второстепенных мыслей;

– умение на основе сформулированной цели ставить конкретные задачи, вырабатывать возможные пути решения задач творческого и поискового характера.

Отдельную группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

– моделирование – перевод конкретного объекта в модель путем выделения наиболее существенных признаков (данные признаки выделяют в зависимости от области применения модели: в технике, физических науках, кибернетике и т. д.);

– преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Под логическим мышлением в школьном курсе подразумевается способность и умение учащихся выполнять простые логические действия (анализ, синтез, сопоставление и т.д.). 

Логические действия представляют собой: 

– сопоставление различных данных, поиск сходств и различий, составление классификации; 

– анализ объектов с целью выделения существенных признаков;

– синтез объектов;

– отбор признаков и критериев для сравнения;

– выведение следствий;

– установление причинных и следственных связей;

– построение логической цепочки рассуждений;

– построение гипотез и их доказательство.

Постановка и решение проблемы представляют собой:

– постановку исследуемой проблемы;

– поиск путей решения проблем [4].

Для простоты освоения учащимися новых знаний и умений на уроке физики нами используются опорные конспекты и логико-структурные схемы. Данный подход позволяет проводить изучение основных явлений, процессов и законов с четким представлением их взаимосвязей и взаимовлияния, способствует развитию умения оперировать основными определениями и формулами, устанавливать между ними логические связи. Это учит воспитанников выделять основное, а задача педагога всего лишь направлять их. Для учеников результат собственного поиска откладывается в голове намного лучше, нежели умозаключения самого педагога. Этот опыт ценен при решении задач, выполнении самостоятельных заданий, освоении основного материала. Не успевающие ученики вначале могут использовать схему, как основу. С ее помощью по аналогии можно воссоздать материал, ответить на предложенные вопросы. Осваиваемый материал связывается воедино, формируется логическое мышление, навыки самостоятельной работы с пособиями, повышается активность учащихся, растет интерес к учебной дисциплине.

Под формированием у учащихся УУД мы подразумеваем умения и навыки детей, позволяющие им самостоятельно усваивать новую информацию, а также способствующие ее поиску. Поэтому основная цель педагога – это формирование у детей навыка самостоятельного добывания знаний.

Задачи, стоящие перед учителем:

– формирование условий, пробуждающих самостоятельную активность учащихся;

– переконструирование предыдущих знаний учащихся, проблематизация учебного материала;

– подбор учебного материала с учетом не только его освоения в чистом виде, но и стимулирования его самостоятельного поиска.

Задачи, стоящие перед школьниками:

1. Образовательная:

– изучение основных физических понятий, величин, явлений и законов;

– изучение прикладных возможностей полученных знаний;

– формирование умений по применению теоретических знаний к решению практических заданий;

– формирование мотивации и опыта учебно-познавательной и практической деятельности.

2. Развивающая:

– развитие навыков аналитико-синтетической деятельности, выдвижения гипотез, наблюдения и экспериментирования;

– развитие логического мышления;

– развитие умения аргументировать собственные выводы и умозаключения.

3. Воспитательная:

– способствовать формированию естественнонаучного мировоззрения;

– пробуждать познавательный интерес к предмету и окружающим явлениям;

– развивать способности к сотрудничеству, общению, работе в коллективе;

– формировать умение критически, но объективно оценивать предметы, явления, поступки и действия (свои и чужие).

Для того чтобы учащиеся самостоятельно стремились к получению новых знаний, работе в коллективе необходимо развивать их логическое и рациональное мышление. Для достижения этой цели мы используем методы мотивации и стимулирования учащихся (создание проблемной ситуации, частично-поисковая деятельность, коллективная исследовательская деятельность, создание ситуации взаимопомощи); методы контроля (индивидуальный опрос, физические диктанты, написание опорных конспектов, структурно-логических схем и их восстановление по памяти).

Структура современных уроков стала более разнообразной. Разнообразие уроков повышает интерес обучающихся к ним. Уроки строятся на деятельностной основе, где учащиеся сами «добывают» и перерабатывают знания. Такие уроки ориентированы в разной мере и на усвоение знаний, и на развитие личности учащихся.

 

Литература:

1.      Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Молчанов С.В., Салмина Н.Г. Проектирование универсальных учебных действий в старшей школе // Психология в модернизации образования. – 2011. – № 1(5). – С. 104-111.

2.      Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.

3.      Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.

4.      Ивашкин Д.А. Освоение метода познания на уроках физики // Физика в школе. – 2011. – №14. – С. 23-25.

5.      Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс]. URL: http://standart.edu.ru/attachment.aspx?id=457 (дата обращения: 01. 11. 2014).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle