Библиографическое описание:

Букарева Ю. В., Есина Е. А. Исследовательская работа по русскому языку в школе: формы, этапы, значение // Молодой ученый. — 2014. — №21.1. — С. 155-158.

В статье рассматриваются особенности организации исследовательской работы по русскому языку в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта. Особое внимание уделяется формированию у учащихся метапредметных и предметных компетенций.

Ключевые слова:исследовательская работа, этапы исследовательской работы, формы организации исследовательской работы, метапредметные и предметные результаты, критерии оценки результатов исследовательской деятельности.

Abstract. As the title implies the article describes the basic forms and stages of the organization of research work in the Russian language. Much attention is given to the formation of a meta-subject and subject competences of students in carrying out research work in the Russian language.

Keywords: Research work, FSES BGE, stages of research work, forms of research work, a meta and object (communicative, linguistic, linguistic, cultural studies) competence.

 

Применение исследовательского метода в образовании является эффективным способом развития мыслительных и исследовательских умений учащихся в современной школе. Данный метод предполагает как индивидуальный, так и групповой, совместный поиск неизвестного учащимися.

Индивидуальный проект, в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС), «представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект), который выполняется обучающимися самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественной или иной» [5]. Таким образом, исследовательская деятельность обучающихся – это деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) [3].

Организация исследовательской деятельности в образовательных учреждениях требует грамотного, научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач: организационно-управленческих, учебно-методических, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических.

Рассмотрением новых требований к организации исследовательской работы в школе занимаются А.В. Леонтович (кандидат психологических наук, председатель ООД «Исследователь»), С.В. Абрамова (кандидат педагогически наук, методист научно-методической лаборатории «Языкознание для всех» МИОО), Т.М. Пахнова (кандидат педагогических наук, профессор МПГУ). Так, С.В. Абрамова полагает, что исследовательская деятельность развивает и формирует у учащихся коммуникативные, регулятивные и познавательные универсальные учебные действия, которые ФГОС основного общего образования (ФГОС ООО) относит к метапредметным компетенциям. Кроме того, в процессе исследовательской деятельности ФГОС ООО предполагает формирование и развитие у учащихся лингвистической компетенции, вбирающей в себя нижеприведенные знания и умения:

– представление об исследовательской работе по русскому языку;

– знания о достижениях лингвистической науки;

– знания о системности языка;

– языковая рефлексия;

– навык пользования некоторыми методами сбора и анализа языкового материала;

– умение формулировать тему, цель и задачи, выводы лингвистического исследования.

Исследовательская деятельность на уроках русского языка ставит учащихся перед необходимостью работы с различными источниками информации (справочной, научно-учебной и научной литературе), направлена на ознакомление и переработку полученной информации в научный текст. Защита исследовательской работы по русскому языку обязывает учащихся к публичному выступлению и общению на лингвистические темы, отстаиванию собственных взглядов на ту или иную лингвистическую проблему. Вся вышеперечисленная деятельность учащихся также способствует развитию лингвистической компетенции.

При выполнении исследовательской работы у учащихся формируется культуроведческая компетенция. В ходе работы они рассматривают русский язык как систему, работающую по определенным законам, развивающуюся одновременно с обществом, отражающую особенности национального характера, традиций, менталитета.

Для организации полноценной исследовательской работы в школе существуют два пути: 1) интеграция в урочную деятельность (например, мини исследование на одном уроке или исследование на протяжении изучения конкретной темы и т.д.); 2) внеклассная форма (например, элективный или факультативный курс, личная консультация с научным руководителем).

ФГОС OOO определяет следующие формы организации исследовательской деятельности обучающихся:

1. Элементы исследования в рамках учебных предметов.

2. Предметы в рамках базисного компонента.

3. Элективные курсы – школьный компонент.

4. Группы дополнительного образования.

5. Экскурсия.

6. Общешкольный проект.

7. Поход или экспедиция.

8. Конференция или конкурс.

9. Клуб или молодежное объединение [см. подроб.: 5].

В рамках любой исследовательской деятельности, в том числе по русскому языку, выделяют следующие этапы её организации:

1) Предварительный этап, состоящий из вовлечения учащихся в проектную работу, знакомства с целями, структурой нового вида работы.

2) Определение темы исследовательской работы.

3) Выявление проблемы и цели данного научного проекта, составление примерного плана работы, определение методов исследования.

4) Координирование работы учащихся руководителем: регулярные встречи, во время которых учащиеся обсуждают промежуточные результаты, руководитель комментирует и корректирует проделанную учащимися работу, анализируются собранная информация, формулируются выводы, ведется подготовка к защите исследовательской работы.

5) Демонстрация результата исследовательской работы.

6) Оценка проекта, рефлексия над результатом.

Следует отметить, что особого внимания со стороны руководителя требуют этапы постановки цели и задач работы, отбор и чтение лингвистической литературы, выбора метода лингвистического исследования.

В лингвистических исследованиях конечным продуктом является текст, который представляется в виде докладов или презентаций.

Текст исследовательской работы должен содержать следующие компоненты:

– титульный лист;

– содержание с указанием названий частей и страниц (содержание является необязательной частью исследовательской работы, наличие данной части может быть обусловлено значительным объемом работы);

– введение, в котором должны обозначаться проблема исследования, его цель и задачи;

– теоретическая часть исследования, включающая краткий обзор справочной, научной и научно-популярной литературы;

– основная (исследовательская) часть, состоящая из описания метода исследования, анализа языкового материала и его результаты;

– выводы;

– список литературы;

– приложения.

Оценка исследовательской работы по русскому языку является одним из важнейших ее этапов. Главной задачей данного этапа является способствование объективной самооценке учащихся. Оценивать исследовательскую работу могут сами учащиеся в рамках факультатива или научный руководитель исследования. За рамками школы исследовательскую работу по русскому языку могут оценивать организаторы научно-практических конференций и конкурсов.

Выделяют следующие критерии оценки исследовательской работы:

а) наличие авторской позиции;

б) соответствие содержания сформулированной теме, поставленной цели и задачам, структуре работы (введение, цели и задачи, методика исследования, выводы), соответствие вывода полученным результатам;

в) литературный обзор и его качество, осведомленность автора в общей проблематике выбранного направления;

г) самостоятельность в сборе материала и проведения исследования, корректность применяемой методики;

д) культура оформления работы (текста), соответствие представленной работы требованиям конкурса или конференции [2, с. 18].

Следует отметить, что в ходе осуществления исследовательской работы важным является этап рефлексии. Он позволяет руководителю и ученику осознать конечный смысл проделанной работы и выйти на новый уровень совершенствования своих навыков. Рефлексия может иметь разные формы, например, беседа с руководителем, обмен мнениями участников конференции за круглым столом, анкетирование, сочинение-размышление о проделанной работе. Таким образом, школьникам будет легче оценить полученный опыт и увидеть универсальные возможности применения исследовательских навыков.

По завершении работы рефлексия должна осуществляться и со стороны руководителя, который, анализируя руководство исследовательской деятельностью, должен ответить на вопросы: «Что получилось, что не получилось в руководстве над работой?», «В чем причина успеха или неудачи?» и др. Подобные вопросы, по мнению С.В. Абрамовой, являются единственным путем к совершенствованию себя как руководителя.

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования отмечается, что на старшей ступени школы у учащихся должны быть сформированы навыки ведения исследовательской работы во всей ее полноте: «выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза, <...> самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера» [5]. Исследовательская работа развивает у учащихся самостоятельность, вырабатывает активную жизненную позицию. По мнению Т.М. Пахновой, исследовательская деятельность при изучении русского языка может быть для школьника таким процессом «самовключения в хорошую речевую среду», когда создаются благоприятные условия для достижения эффективных результатов как на предметном, так и на личностном и метапредметном уровнях [4, c. 6].

Таким образом, грамотно организованная исследовательская деятельность на уроках русского языка и во внеурочной деятельности способствуют развитию и формированию как метапредметных, так и предметных компетенций (коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой), что является неотъемлемым требованием реализации ФГОС.

 

Литература:

1.                  Абрамова С.В. Русский язык. Проектная работа старшеклассников 9–11 классов: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 176 c.

2.                  Абрамова С.В. Проектная и учебно-исследовательская работа школьников по русскому языку (Статья четвертая) // Русский язык в школе. – 2011. – № 8. –С. 17-23.

3.                  Леонтович А.В. Основные концептуальные положения исследовательской деятельности учащихся // Исследователь.ru: интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников», 2002. [Электронный ресурс]. URL: http://www.researcher.ru/editors/f_1ye4bz/f_266an5/f_1xkcoo/a_1y314x.html (дата обращения: 16.09.2014).

4.                  Пахнова Т.М. Исследовательская деятельность учащихся как средство воспитания языковой личности (VIII – XI классы) // Русский язык в школе. – 2013. – № 12. – С. 3-6.

5.                  Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 классы)/ – М., 2011 [Электронный ресурс]. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xnp1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/938 (дата обращения: 7.11.2014).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle