Библиографическое описание:

Калинина Т. В., Георгиевская Д. А. Изучение проблемы психологической устойчивости подростка-пользователя социальных сетей // Молодой ученый. — 2014. — №21.1. — С. 95-97.

В статье проанализирована проблема изучения психологической устойчивости подростков-пользователей социальных сетей. Представлены результаты исследования психологической устойчивости подростков-пользователей социальных сетей. Предпринята попытка разработки рекомендаций для родителей, воспитывающих детей подросткового возраста по обеспечению психологической безопасности при использовании подростками социальных сетей.

Ключевые слова:подросток-пользователь социальных сетей, психологическая устойчивость, психологически комфортная и безопасная среда.

Abstract. The article analyzes the problem of studying the psychological stability of teenage users of social networks. The results of the study of psychological stability of teenage users of social networks are presented. An attempt to develop recommendations for teenage parents to ensure psychological safety in the use of social networks is made.

Keywords:teen-user social networks, psychological stability, psychologically comfortable and safe environment.

 

Актуальность выбранной темы состоит в том, что социальные сети занимают одно из значимых мест в нашей жизни. Общая масса подростков активно общается в виртуальном мире, многие из них зарегистрированы и используют большинство из социальных сетей. Представить подростка XXI века без социальных сетей невозможно. Социальные сети – это всемирная паутина, которая позволяет зарегистрированным на нем пользователям оставлять информацию о себе и общаться с другими людьми в виртуальном мире [3].

Современные психолого-педагогические исследования показывают, что общение в сетях негативно сказывается на социальном развитии подростков, оно полностью заменяет общение в реальной жизни, отрицательно влияет на социальные навыки и физическое здоровье. Так, В.В. Аршинова, Д.В. Иванов, И.И. Бекетова, Д.А. Кузнецов, Е.М. и многие другие разрабатывают эту тему в современной педагогике и психологии. Статистические исследования показывают, что типичный 14-летний подросток тратит около 3-4 часов в день, сидя перед экраном компьютера и менее одного часа в день на физическую нагрузку.

Чем же подростков привлекают социальные сети? В первую очередь, своей анонимностью, специфической особенностью подросткового возраста является наличие у ребенка различных комплексов, с восприятием себя как личности, с коммуникативными барьерами, что обусловлено, в первую очередь, его еще не сформировавшейся самооценкой и недостаточностью коммуникативных навыков.

При общении в социальных сетях подростки раскрепощаются и имеют свободу высказываний. Довольно часто именно ребята подросткового возраста вступают в обсуждение достаточно сложных тем, предложенных взрослыми, по самым различным темам: религиозным, политическим, экономическим вопросам и т.д., ведь, именно в сетях, есть возможность продемонстрировать свой кругозор, высказать свое мнение, получить ответ на вопрос, который волновал подростка. В реальной же жизни, он не знал, или стеснялся обратиться с этим вопросом за помощью к взрослым, здесь же подросток не показывает себя, он имеет возможность общаться инкогнито, через придуманное новое имя (ник), общаться с широкой аудиторией самых различных людей, демонстрировать «себя нового».

Самыми известными и популярными социальными сетями в России являются «В контакте», «Одноклассники», «Facebook»и др. Они стали почти неотъемлемой частью жизни современного человека. Однако, следует отметить, что просиживание в социальных сетях не только влияет на возникновение проблем с физическим здоровьем, но и влияет на его психологическое состояние (психологическую устойчивостьк стрессу).

Итак, цель нашего исследования состояла в том, чтобы изучить особенности формирования психологической устойчивости подростка-пользователя социальных сетей.

Опытно-экспериментальной базой исследования выступила МБОУ СОШ №7, г. Арзамас, в качестве испытуемых выступили учащиеся 8 «А» класса в составе 24 человек (из них 11 девочек и 13 мальчиков).

В ходе исследования, мы изучили психологическую устойчивость подростков-пользователей социальных сетей с помощью методики Куликова Л.В. «Методика диагностики доминирующего психического состояния», она направлена на определение характеристик психологического и социально-психологического уровней доминирующего психического состояния [2]. Определение характеристик состояния осуществляется с помощью самооценок тестируемого.

Также мы провести тестирование (нами была использована методика Кулакова С.А.), направленное на выявление влияния интернета на жизнь испытуемого, наличие-отсутствие Интернет-зависимости с необходимостью помощи специалиста.

В ходе исследования с использованием методики С.А. Кулакова, направленной на изучение интернет-зависимости, мы выяснили, что у 15 учащихся, что составило 62,5% от общего количества респондентов, принявших участие в исследовании, наблюдается серьезное влияние социальных сетей на жизнь, интернет-зависимость, на данном этапе использования социальных сетей, у данных подростков отсутствует.

В то время как 9 участников, что составило 37,5% от общего числа испытуемых, продемонстрировали наличие интернет-зависимости с необходимостью подключения к работе других специалистов.

В ходе исследования методики Л.В. Куликова, направленной на изучение доминирующего психического состояния, выяснилось, что по шкале «активное – пассивное отношение к жизненной ситуации», 15 учащихся данного класса, что составило 62,5% всех респондентов, участвующих в работе, продемонстрировали высокие баллы по данной шкале, что может свидетельствовать об их ярко выраженной активности, жизнерадостности, уверенности в своих силах и возможностях.

Низкие оценки по данному показателю получены у 9 учащихся, что составило 37,5%, от числа всех респондентов, что свидетельствует об инертном отношении к жизни, низком уровне социальной активности. Эти подростки пессимистичны и не верят в свое успешное будущее.

По мнению В.И. Медведева и А.В. Махнач, данный параметр состояния особенно важен при диагностике стрессовых состояний, что может свидетельствовать о низком уровне стрессоустойчивости у данных участников и риске возникновения хронического стресса [1].

По шкале «бодрость – уныние» высокие оценки получили 19 учащихся 8 «А» класса, что составило 79% от числа всех исследуемых, участвующих в экспериментальном исследовании, им свойственно, отличное настроение, у них преобладает повышенный эмоциональный фон. Они ожидают позитивных событий в своем будущем.

Низкие баллы продемонстрировали 5 подростков, что составило 21% от общего числа испытуемых, этим подросткам присуще сниженное пассивное настроение, превалирует отрицательный эмоциональный фон, разочарованиев ходе событий, сужение круга интересов. Картина будущего для них неясна, смысл будущего не найден.

По шкале «Устойчивость – неустойчивость эмоционального фона», были получены следующее результаты: высокие оценки были получены у 8 обучающихся, что составило 33% всех респондентов. Это свидетельствует о том, что у этих подростков преобладает стабильный положительный эмоциональный фон и достаточноспокойное протекание эмоциональных процессов. При высоком эмоциональном возбуждении у них сохраняется адекватность и эффективность психической устойчивости, поведения и деятельности.

Низкие результаты продемонстрировали 13 человек, что составило 54% всех испытуемых, у них присутствует сниженная эмоциональная устойчивость, легко возникает эмоциональное перевозбуждение, настроение изменчиво, повышена раздражительность, преобладает негативный эмоциональный фон.

У 3 человек, что составило 13% всех опрашиваемых, были получены очень низкие результаты – это можно интерпретировать как эмоциональную ригидность.

Таким образом, результаты, полученные в ходе экспериментального исследования, продемонстрировали необходимость в работе с подростками, участвующими в эксперименте, не только специалистов психолого-педагогической службы школы, но и необходимость подключения к работе других специалистов.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что большую часть свободного времени подростки проводят в виртуальном мире. При этом, не каждый подросток и его родитель осознают всю серьезность данной проблемы. Прежде всего, социальные сети категорично негативно влияют на социализацию подростков XXI века.

Вся ответственность за поступки детей до достижения ими совершеннолетнего возраста лежит на их родителях. В наше время, существует огромная проблема, которая заключаетсяв том, что родители иногда имеют меньше опытаобщения в социальных сетях и не могут правильно контролировать эту сторону развития ребенка.

Ограничение, или запретыне всегда помогают направлять интерес детей в правильное русло, и чаще всего дает обратный эффект – «Запретный плод – всегда слаще». Подростки начинают искать пути обхода границ запрета. Уходят из дома в другие места, где они могут получить желанные социальные сети или используют обман.

Влияние социальных сетей негативно сказываетсяне только на психологическом состоянии ребенка, но и влияет на искаженное формирование его речи. Общаясь в сетях, подростки активно употребляют ненормативную лексику в сообщениях, комментариях, записях на страницах, что формирует у ребенка неосознанное убеждение, что такая норма общения социально приемлема и является очень «крутой» и модной.

Навыки принятого обществом общения подростки практикуют только в реальной жизни, а социальные сети и активная виртуальная жизнь ставит ребенка в ситуацию, где эти навыки не развиваются.

Многие родители не замечают плохого в том, что их ребенок имеет страничку или несколько, например, в «Одноклассниках» или «В контакте». Но проблема имеет место быть. Современные школьники начинают пользоваться сетями очень рано (9-10 лет), при нормативном развитии, именно в этом возрасте у ребенка складываются дружеские отношения со сверстниками, формируется доверительное дружеское общение.

Большой проблемой в наше время является и то, что дети пользуются социальными сетями без присмотра родителей. Многие родители не интересуются, сколько времени их ребенок проводит в виртуальном мире.

Современные исследования изучаемой нами проблемы показывают, что в возрасте 11-15 лет под влиянием социальных сетей у детей проявляются признаки классической депрессии: сбивается режим сна и отдыха, режим приема пищи, происходят резкие перепады настроения. Социальные сети заменяют ребенку реальное общение. Ему уже не интересно общение со сверстниками во дворе, если проще написать сообщение «в контакте» или отправить сообщение «на стену». А последствия могут быть непредсказуемыми – такого, «суррогатного» общения становится слишком много в жизни подростка. Ребенок теряет интерес к друзьям, собеседникам, постепенно к одному, потом к другому, вследствие чего у ребенка может возникнуть потеря смысла жизни.

В заключении можно сказать, что всякое излишество в жизни нуждается в коррекции, излишнее увлечение пользованием социальных сетей – это достаточно сложная проблема,и она нуждается в дальнейшем исследовании, поиске путей и механизмов ее решения.Одним из важнейших путей решения данной проблемы мы считаем созданиедоверительных отношений родителей с собственным ребенком. Станьте ему другом, самым близким и самым важным. Доверяйте ему, и позвольте ему доверять вам.

Родители должны подготовить ребенка к работе в социальных сетях, необходимозаранее рассказать ему о том, с чем можно встретиться в виртуальном мире. Рассказывайте ребенку подробно и понятными словами о том, что Интернет похож на мир за окном вашей квартиры, он интересен и насыщен яркими красками, но в нем встречаются «темные подворотни». Так он быстрее запомнит правила безопасности.

Важно начать знакомство с социальными сетями всей семьей, вместе с ребенком 10-12 лет «прогуливайтесь» на Интернет-ресурсах. Пусть он сидит за клавиатурой и пользуется мышкой, главное, контролировать весь путь его следования.

Если ребенок чрезмерно много времени уделяет общению в Интернете с людьми, которых в реальной жизни он не знает, понимание и благоразумие семьидадут возможность вернуться в реальность и, под присмотром родителей, оно будет проходить проще и безболезненней. Родители должны быть наблюдательны и принимать меры, если стали заметны некоторые из признаков зависимости от социальных сетей у подростка: самый важный признак – это категорическое изменение особенностей общения и использования социальных сетей: (долгое «просиживание» или же наоборот резкий спад интереса посещать социальные сети); изолированная замкнутость от вас и от общества в целом; спад успеваемости в учебе; скрытие информации, удаление истории просмотра страниц; бодрствование в ночное время и т.д.

Таким образом, чтобы у подростка возникло желание общаться с родителями, они должны быть авторитетом для ребенка, иметь, хотя бы незначительное представление о темах, которые волнуют ребенка в данный момент жизни. Общаясь, интересоваться тем, интересно ли ему слушать то, о чем вы говорите. Будьте всегда готовы к тому, что вам придется закончить неинтересный для ребенка диалог. При общении с ребенком, используйте тактильный контакт, поглаживайте ребенка по голове или спине, приобнимайте. Это поможет задействовать дополнительные рецепторы и сделает ребенка чуть внимательнее к вам. А главное, объясните разницу между виртуальным и реальным миром. Предупредив основные риски, только родитель способен обеспечить комфортные и психологически безопасные условия жизни ребенка, как в реальной, так и в виртуальной жизни.

 

Литература:

1.                  Куликов Л.В.Психогигиена личности // Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики: учебное пособие. – СПб.: Изд-во С.Петербургского университета, 2004. – С. 87-115.

2.                  Куликов Л.В. Психология настроения. – СПб.: Изд-во С.Петербургского университета, 1997. – 228 с.

3.                  Социальные сети [Электронный ресурс]. URL: http: seopult.ru/library/ (дата обращения: 25.03.2014).

Основные термины: социальных сетей, подростков-пользователей социальных сетей, социальные сети, социальных сетях, виртуальном мире, of social networks, подростка-пользователя социальных сетей, использования социальных сетей, устойчивости подростка-пользователя социальных, психологической устойчивости, устойчивости подростков-пользователей социальных, эмоциональный фон, users of social, подростками социальных сетей, психологической устойчивости подростка-пользователя, psychological stability of, реальной жизни, stability of teenage, психологической устойчивости подростков-пользователей, социальными сетями

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle