Библиографическое описание:

Щелина Т. Т., Гринина Е. А. Проблема подготовки будущих педагогов-психологов к работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью в контексте реформирования современной системы образования // Молодой ученый. — 2014. — №21.1. — С. 137-139.

В статье рассмотрена проблема подготовки будущих педагогов-психологов к работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью в контексте реформирования современной системы образования. Проанализировано состояние проблемы подготовки будущих педагогов-психологов к работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью в ВУЗах в психолого-педагогической литературе и в рамках ФГОС III поколения по направлению психология.

Ключевые слова:подготовка будущих педагогов-психологов, дети с интеллектуальной недостаточностью, реформирование системы образования.

Abstract. The article deals with the problem of training of future educational psychologists for work with intellectual independence children in the contest of the reforming of modern system of education. The author analyses the state of the problem of training of future educational psychologists for work with intellectual independence children in universities in psychological and pedagogical literature and within the third generation of Federal State Educational Standards in the direction of Pedagogics.

Keywords: training of future educational psychologists, intellectual independence children, reforming of educational system.

 

Проблема профессиональной подготовки студентов гуманитарных специальностей и направлений обучения имела исключительное значение на протяжении всей истории развития образования. Однако в конце XX-начале XXI века она приобретает особую значимость, становясь одной из центральных проблем высшего профессионального образования. В первую очередь, это обусловлено запросами общества, которые, так или иначе, сводятся к потребности в высококвалифицированных специалистах, способных оказывать помощь в социальной сфере, в области здравоохранения и образования. Немаловажное место среди таких специалистов занимают педагоги-психологи, призванные сопровождать развитие личности на протяжении всех возрастных этапов и оказывать помощь людям, которые находятся в трудной жизненной ситуации и имеют проблемы в развитии. Особого внимания требует последний вид деятельности педагогов-психологов, так как современное образование переживает реформирование именно относительно включения в общеобразовательное пространство детей с проблемами в развитии, в частности с интеллектуальной недостаточностью. В связи с этим, очень остро встает вопрос о подготовке будущих педагогов-психологов к работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью, ведь эффективность проводимой ими работы напрямую зависит от их профессиональной подготовки в ВУЗе, от того, насколько качественно были рассмотрены теоретические и практические аспекты их деятельности в учебном процессе.

Для того, чтобы определить состояние проблемы подготовки будущих педагогов-психологов к работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью в настоящее время в ВУЗах, обратимся к анализу психолого-педагогической литературы и федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения.

Ключевым понятием во ФГОС третьего поколения является компетентностный подход, согласно которому по окончании обучения студент должен обладать определенным набором знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления профессиональной деятельности. Рассмотрим подробнее компетенции, которыми должен обладать выпускник по направлению обучения «Психология» в области практической деятельности. Итак, студенты, заканчивающие обучение по направлению «Психология», должны обладать способностью и готовностью к следующим видам деятельности:

– реализации стандартных программ, направленных на профилактику и предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе развития, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1);

– отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов (ПК-2);

– описанию структуры деятельности профессионала в рамках определенной сферы (психологического портрета профессионала) (ПК-3);

– осуществлению стандартных образовательных процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-4);

– выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5);

– психологической диагностике уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-6);

– прогнозированию изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-7);

– ассистированию деятельности магистра или специалиста-психолога при осуществлении психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психического функционирования индивида, группы, сообщества (ПК-8) [2].

Приведенные компетенции предусматривают способность будущих педагогов-психологов к работе с индивидами и группами, в основном в пределах нормы, и практически не ориентированы на оказание помощи людям, имеющим проблемы в развитии, в том числе лицам с интеллектуальной недостаточностью. Кроме того, раздел специальная психология, в рамках которого и ведется подготовка будущих педагогов-психологов к работе с детьми с дефицитом интеллекта, составляет всего 108 часов от общего количества учебной нагрузки, в то время как к 2015 году каждая пятая школа планирует перейти на инклюзивное образование, что соответственно будет требовать от педагогов, в том числе и педагогов-психологов, достаточно большого количества знаний и умений работы с детьми с интеллектуальной неполноценностью. Это позволяет сделать вывод о том, что уровень подготовки будущих педагогов-психологов к работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью в системе современного высшего образования не совсем соответствует реальной практике. Получается, что потребность в высококвалифицированных специалистах, способных оказывать помощь детям в пределах не только нормы, но и с проблемами в развитии существует уже сегодня, а комплексная подготовка таких специалистов находится еще на стадии разработки.

Об этом пишут в своих исследованиях и такие ученые, как А.Р. Маллер, Е.А. Лапп, Т.А. Стеганцева, У.В. Ульенкова, С.Е. Кулачковская, Т.Т. Щелина, Е.В. Самойленко и др.

Так, например, Е.А. Лапп указывает, что «переход от квалификационной модели подготовки специалиста к компетентностной, наполненной новым содержанием, вызывает необходимость определить научно-педагогические основы совершенствования профессионального образования будущих специалистов в области работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и исследовать подходы и средства  улучшения качества подготовки, с учетом развития и воспитания личности студента в контексте профессионального становления» [1, с. 15]. То есть, Е.А. Лапп подчеркивает, что сегодня ВУЗы столкнулись с необходимостью совершенствования профессионального образования в связи с переходом на компетентностную модель, которая предъявляет несколько иные требования к будущим специалистам.

Точку зрения Е.А. Лаппа подтверждают и исследования И.А. Рудневой, которая пишет о том, что сегодня действительно существует потребность в подготовке будущих педагогов-психологов к работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью, так как в рамках высшего профессионального образования нет единой целостной модели, позволяющей эффективно осуществлять эту деятельность [3].

Необходимость решения этого вопроса описана также и в трудах Т.Т. Щелиной и Е.В. Самойленко, которые отмечают практический аспект названной проблемы. Согласно проведенным ими исследованиям, учителя и педагоги-психологи, работающие в школе, как правило, не готовы к работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью, что выражается в их незнании основных психологических особенностей таких детей и технологий работы с ними [4, 5]. Это, в свою очередь, позволяет сделать вывод о том, что сегодняшние школьные педагоги не получили достаточное количество теоретических и практических знаний и навыков работы с детьми с интеллектуальной неполноценностью в процессе обучения в ВУЗе (так как система их подготовки была ориентирована на овладение другими действиями), что привело к возникновению у них трудностей в связи с реформированием современного образования. А это в очередной раз указывает на необходимость разработки новой системы подготовки педагогов-психологов к работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью в высших учебных заведениях.

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы и федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения показал, что в условиях реформирования системы современного образования проблема подготовки будущих педагогов-психологов к работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью является очень актуальной и требует решения, которое предстоит системе высшего профессионального образования. Обеспечить решение этой проблемы может пересмотр подходов к профессиональной подготовке будущих педагогов-психологов и разработка комплексной модели их подготовки к работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью.

 

Литература:

1.                  Лапп Е.А. Подготовка студентов для работы с детьми с задержкой психического развития // Специальное и интегрированное образование: организация, содержание, технологии. Материалы I международного научно-методического семинара. Волгоград, 27-28 октября 2011 года / сост. Е.А. Лапп, Е.В.Шипилова, М.А. Дворецкая. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2011. – С. 14-20.

2.                  Поспелов А.С., Кальней С.Г., Олейник Т.А. Образовательные стандарты третьего поколения: взгляд из вуза // Alma mater: вестник высшей школы. – 2010. – № 2 (март). – С. 9-18.

3.                  Руднева И.А. К проблеме профессиональной подготовки специалистов социального и специального образования // Специальное и интегрированное образование: организация, содержание, технологии. Материалы I международного научно-методического семинара. Волгоград, 27-28 октября 2011 года / сост. Е.А. Лапп, Е.В.Шипилова, М.А. Дворецкая. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2011. – С. 23-29.

4.                  Щелина Т.Т., Самойленко Е.В. Проблемы инклюзивного образования в контексте подготовки учителей к работе с детьми с интеллектуальными нарушениями в общеобразовательной среде // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Состояние и перспектива развития коррекционной педагогики и психологии в образовании России: современные тенденции, опыт развития». – Чебоксары: Научно-издательский центр «Articulus-инфо», 2013. – С.631-634.

5.                  Щелина Т.Т. Психолого-педагогическое сопровождение педагогов сельских школ, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Современная психология в экономике, политике социальной сфере: Материалы IV Международной научно-практической конференции 25 ноября 2008. – Н. Новгород: НФ ИБП, 2009. – С. 85-88.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle