Библиографическое описание:

Чудакова Ю. В., Дементьева Ю. Е. Особенности межличностного общения подростков с компьютерной зависимостью // Молодой ученый. — 2014. — №21.1. — С. 135-137.

В статье исследуется проблема общения подростков с компьютерной зависимостью. Анализируются результаты эмпирического исследования особенностей общения данной категории подростков.

Ключевые слова: стили общения, общение подростков, компьютерная зависимость.

Abstract. This article deals with the problem of interclosure among computer-addict grown-ups. The facts of the empiric  research of interclosure among the grown-ups of such a type are analyzed.

Keywords: Interclosure styles, interclosure among grown-ups, computer dependency.

 

Компьютерная зависимость у подростков - довольно распространённая проблема в сегодняшнем мире. Родители и психологи бьют тревогу, наблюдая, как дети все больше и больше погружаются в виртуальный мир, пытаясь уйти от проблем реальности или в поиске развлечений. Термин «Интернет-зависимость» еще в 1996 году предложил доктор Айвен Голдберг для описания неоправданно долгого, возможно патологического, пребывания в Интернете. Фактически ставится вопрос о многообразии способов «ухода» из реальной жизни путем изменения состояния сознания [1].  

С появлением Интернета стало возможным найти для себя любую интересующую информацию. Но вместе с тем происходит замена реального общения на виртуальное. Пользователи ощущают дискомфорт при отсутствии возможности выйти в интернет или пройти уровень в игре. Замещается значимость реально испытанных чувств страха, радости, тревоги, удовольствия, на испытанных в игре, которую при проигрыше можно начать сначала, но не возможно остановить на определённых этапах, даже если этого требует сохранение собственного здоровья. Не соблюдается режим труда и отдыха. Вызывает раздражение высказанные во время игры замечания и просьбы родителей. В связи с тем, что не отрабатываются навыки общения в реальности, у подростков снижается самооценка «Я в реальности». Начитанные, интеллектуально развитые дети предпочитают быть выдуманными  ими же самими героями, которых «не понимает никто в реале».

В настоящее время компьютерной зависимости всё более часто подвергаются  подростки с уже существующими проблемами в общении: недостаток внимания со стороны родителей, конфликты с одноклассниками  и др.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблему общения и роли  его в развитии человека исследовали такие учёные, как А.А. Бодалев, Л.П. Буева, А.Г. Ковалев, В.С. Мерлин, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский, Л.И. Умавской и др. Исследователи отмечают, что в этом возрастном периоде для детей наиболее значимы общение и мнение сверстников. 

Феномен компьютерной зависимости у подростков, а также психологическая природа общения отражены в трудах клинического психолога К. Янга, психиатра И. Голдберга, а также учёных Р. М. Грановской, Т. Ямовой, М.С. Иванова, О.В. Смыслова и др.

Грань между увлечением и зависимостью достаточно тонка. Критерий разграничения – самоконтроль. Если ребенок, уделив компьютерным забавам определенное заранее время, выключает машину и принимается за другие дела – можно не волноваться. Сын (или дочь) воспринимает компьютер тем, что он и представляет собой на самом деле, инструментом для досуга и работы [2].

Но довольно часто подросток торопится домой только для того, чтобы включить компьютер и погрузиться в игру или общение, забыв о необходимости делать уроки, выполнять домашние поручения и даже поесть. В реальности же при общении со своими друзьями по переписке и сетевым играм подростки чувствуют затруднения в вербальном общении, несмотря на то, что в «виртуале» они были достаточно красноречивы.

Цель нашего исследования: изучить особенности межличностного общения подростков с компьютерной зависимостью.

Задачи исследования:

1.                  Изучить проблему развития компьютерной зависимости у подростков отраженную в отечественной и зарубежной литературе.

2.                  Выявить особенности развития компьютерной зависимости у детей подросткового возраста.

3. Определить основные стили общения подростков с компьютерной зависимостью со сверстниками.  

В экспериментальном исследовании приняли участие 22 подростка 8 класса в возрасте 14 лет (12 девочек и 10 мальчиков), обучающиеся в одном классе.

По характеристике данной классным руководителем дети, принимавшие участие в исследовании, в основном общительны, смеются, обсуждают важные для них  проблемы. Ребята помогают друг другу, выручают друг друга. Однако в классе встречаются и малообщительные подростки, не участвующие в общественных делах, не проявляющие инициативу в разговорах.

Основными методами исследования послужили: «Тест – опросник на интернет зависимость для подростка С.А. Кулакова (2004 г.)»; «Методика определения коммуникативных и организаторских способностей КОС-2 Н.П. Фетискина, В.В. Козлова и Г.М. Мануйлова»; «Методика диагностики межличностных отношений» Т. Лири.

Тест-опросник для установления зависимости от компьютерных игр, интернета для подростка был создан в 2004 году С.А. Кулаковым.

Анализируя результаты исследования по методике «Тест-опросник С.А. Кулакова», мы выявили высокий уровень компьютерной зависимости у подростков данного класса – у мальчиков (85 %), у девочек (70 %). Они много времени проводят в интернете. Подростки признались, что им легче общаться с людьми в сетях, нежели лицом к лицу. Практически у каждого ребенка присутствует компьютерная зависимость. У троих подростков самые высокие показатели компьютерной зависимости. Это было видно даже по их внешнему виду. Ученики закрыты от всех, не хотят разговаривать с другими детьми. 

Обсуждая на классном часе проблему компьютерной зависимости, ребята оправдывают своё долгое проведение в сети отсутствием других видов проведения досуга в посёлке, где они проживают. Нет достаточной возможности занятия командными спортивными играми. Даже в шахматы подростки предпочитают играть по сети. Ученики высказывают пожелания об организации творческих кружков. «Вот если бы нам организовали, то мы бы с удовольствием пошли». На предложение выступить самим организаторами, подростки выказали неуверенность в собственных возможностях, что ещё раз подтверждает большую активность ребят в компьютерной сети, чем в реальности.

Тем не менее, в классе есть дети, у которых уровень зависимости практически отсутствует. У них самый низкий результат среди всех остальных (10%). Ребята открыты, дружелюбны, любят общаться со сверстниками. 

Результаты исследования по методике выявления «Коммуникативных  и организаторских способностей» (КОС-2) показали, что в основном дети стремятся к  общению, выступают его инициаторами. Самый высокий показатель коммуникативных и организаторских способностей был у двух девочек (до 16 баллов). У них много друзей как в классе, так и вне его. Охотно выступают на сцене.

Самые низкие показатели были у трёх подростков (от 1 до 8 баллов). В компании сверстников не чувствуют себя комфортно. Испытывают трудности в установлении контактов с людьми.

С помощью методики «Качества, проявляемые в отношениях», созданной Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком, при исследовании межличностных отношений нами было выявлено, что у  исследуемых подростков чаще всего проявляется дружелюбный стиль взаимоотношения со сверстниками (25%). Дети энергичны, требуют к себе уважения.

В классе так же встречаются дети, у которых эгоистичный (20 %) – это 3 человека, подозрительный (15 %) – 2 человека, зависимый (5%) – 1 человек  и альтруистический (20%) – 3 человека стиль взаимоотношений.

При эгоистическом стиле общения дети чаще всего трудности перекладывают на окружающих. Они любят похвастаться, порой не заслуженно.  

При авторитарном стиле дети доминантны, авторитетные лидеры, успешные в делах, любят давать советы.

При альтруистическом стиле дети доброжелательны, милосердны и чувствительны к переживаниям других людей.

С зависимым стилем общения ребёнок нецелеустремленный в отношениях с миром, который ищет стабильности и уверенности в некоторой повторяющейся, ритуализированной деятельности.

Таким образом, в ходе обработки результатов было выяснено, что класс в целом дружный. Ребята могут и хотят общаться друг с другом. Однако, в классе есть подростки  избегающие общения с товарищами. При вопросе о том, чем они интересуются, подростки нехотя рассказывали об играх на компьютере и общении в интернете. Можно сделать вывод о том, что у детей с компьютерной зависимостью существуют проблемы в адаптации, общении со сверстниками. Они замкнуты, застенчивы, им не интересно заниматься общественной деятельностью и они не желают заводить друзей.  

Анализ результатов исследования позволяет сделать вывод о необходимости проведения программы, направленной на развитие у подростков недостающих им навыков общения и навыков, необходимых для разрешения конфликтных ситуаций, а также формирование у подростков представлений о социальных и психологических последствиях игровой компьютерной зависимости; создание социально-педагогических условий для профилактики игровой компьютерной зависимости несовершеннолетних, включающих повышение информированности взрослых, учителей и родителей по данной проблеме.

 

Литература:

1.    Кучеренко В.В., Петренко В.Ф., Госсохин А.В. Измененные состояния сознания: психологический анализ // Вопросы психологии. – 2001. – № 3. – С.70-78.

2.    Яманова Т. Новый вид наркомании //Аргументы и факты. Семейный совет. – 2004. – № 17. – С. 234.

Основные термины (генерируются автоматически): компьютерной зависимости, компьютерной зависимостью, общения подростков, межличностного общения подростков, развития компьютерной зависимости, игровой компьютерной зависимости, проблема общения подростков, of interclosure among, Феномен компьютерной зависимости, проблему компьютерной зависимости, уровень компьютерной зависимости, показатели компьютерной зависимости, компьютерной зависимости несовершеннолетних, общение подростков, стиле общения дети, исследования особенностей общения, Особенности межличностного общения, проблему развития компьютерной, замена реального общения, физического развития подростков.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle