Библиографическое описание:

Севостьянова Е. П., Грошева О. А. Особенности взаимоотношений подростков из неполных семей со сверстниками // Молодой ученый. — 2014. — №21.1. — С. 126-129.

В статье исследуется проблема взаимоотношений подростков из неполных семей со сверстниками. Экспериментальным путем доказывается, что низкий уровень общительности и преобладание авторитарного типа во взаимоотношениях оказывает влияние на общении подростков со сверстниками.

Ключевые слова: подростки из неполных семей, уровень общительности, взаимоотношения со сверстниками.

Abstract. The paper investigates the problem of relations between teenagers from single-parent families with peers. By means of an experiment the authors prove that the low level of sociability and predominance of authoritarian type in the relationship affects teenagers communication with peers.

Keywords: teenagers from single-parent families, the level of sociability, peer relationships.

 

Актуальность проблемы взаимоотношений подростков из неполных семей со сверстниками обусловлена тем, что сегодня в сложившихся экономических и социальных условиях именно институт семьи переживает серьезные изменения. Вследствие увеличения числа разводов более полумиллиона детей ежегодно остаются без одного из родителей. Межличностные отношения в семье оказывают наибольшее влияние на развитие личностных качеств подростка. Изначально, в семье индивидуальность человека присоединяется к общественной культуре, в которой ребёнок усваивает нормы, правила, особенности отношений, ценности человеческого поведения.

Вопросом взаимоотношений подростков со сверстниками занимались отечественные и зарубежные педагоги, и психологи, такие как Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, и многие другие. Эта тема наиболее актуальна в настоящее время, так как она связана с развитием теоретического знания и практикой развития взаимоотношений подростков из неполных семей со сверстниками. По данным Е.О. Смирновой и B.C. Собкина, детям из неполных семей для их полноценного психического развития не хватает своевременной эмоциональной поддержки и понимания взрослыми своеобразия формирования их характера, признания в семье или среди сверстников; непосредственности в выражении чувств; жизненного тонуса; уверенности в себе и решительности в действиях и поступках; способности легко устанавливать контакты и длительно поддерживать их на взаимоприемлемом уровне; гибкости и непринужденности в отношениях, умения принимать и играть роли [1, с. 20].

В данной статье представлены результаты изучения особенностей взаимоотношений подростков из неполных семей со сверстниками. В экспериментальном исследовании приняли участие дети МБОУ СОШ № 7 им. А. П. Гайдара г. Арзамас Нижегородской области. Для изучения особенностей взаимоотношений подростков из неполных семей со сверстниками были применены методика Ряховского В.Ф. «Определите уровень общительности» и тест Лири для диагностики межличностных отношений.

Остановимся подробнее на результатах исследования взаимоотношений подростков из неполных семей со сверстниками.

                                         

 

Рис.1. Результаты исследования по методике Ряховского В. Ф. «Определите уровень общения»

 

Анализ результатов показал, что уровень общительности у ребят оказался различным. Низкий уровень составляет 60%и проявляется также при наблюдении, ребята замкнуты, неразговорчивы и неуверенны в себе, не заинтересованы в коллективных делах. Средний уровень общительности составляет 30%. Данные ребята проявляют нормальную коммуникабельность, достаточно терпеливы в общении, твердо отстаивают свою точку зрения. Высокий уровень общительности выявлен у 10% испытуемых. Общительность у данного ребенка «бьёт ключом», девочка любит быть в центре внимания, уверенно чувствует себя в обществе других людей, активно высказывает свою точку зрения. Девочка доброжелательна, открыта, легко адаптируется к новым людям, вступает в диалог с учителем.

По итогам проведения методики Т. Лири и после подсчета баллов по каждой октанте с помощью «ключа» к опроснику были получены следующие результаты, которые нашли отражение в таблице 1.

Таблица 1.

Результаты оценки уровня отношений по методике Т. Лири.

 

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

Испытуемый А.

9

5

12

8

11

7

13

13

Испытуемый Б.

13

10

9

5

7

9

10

7

Испытуемый В.

6

4

2

7

6

8

5

7

Испытуемый Г.

6

10

4

9

4

6

9

5

Испытуемый Д.

12

15

12

12

6

11

7

5

Испытуемый Е.

11

7

7

3

8

6

9

4

Испытуемый Ж.

8

4

4

4

7

6

10

11

Испытуемый З.

13

8

7

8

7

10

15

12

Испытуемый И.

8

8

9

6

4

6

8

7

Испытуемый К.

7

5

6

4

5

6

5

6

 

По полученным данным была сформирована диаграмма (по средним оценкам) типов отношения детей группы к окружающим, которые включают в себя: I. Авторитарный,II. Эгоистичный, III. Агрессивный, IV. Подозрительный, V. Подчиняемый, VI. Зависимый, VII. Дружелюбный, VIII. Альтруистический [2, с. 89].

Рис. 2. Средние значения по показателям типов отношения к окружающим по методике диагностики межличностных отношений Т.Лири

 

Исходя из представленной диаграммы, можно сделать вывод, что у детей ярко выражен авторитарный тип отношения к окружающим (9,3 балла). Эти дети энергичны, успешны в делах, доминантны, требуют к себе уважения, упорны и настойчивы, как правило, являются лидерами.

Чуть менее выражен дружелюбный тип отношений (9,1 балла). Эти дети дружелюбны и любезны со всеми. Им свойственны гибкость и компромиссность при решении проблем, они стремятся удовлетворить требования всех, «быть хорошим» для всех без учета ситуации, стремится к целям микрогрупп.

Два представленных типа наиболее ярко выражены среди диагностируемых детей; им свойственно экстремальное поведение.

Средний коэффициент определился относительно альтруистического типа (7,7 балла). Дети, относящиеся к этому типу ответственны по отношению к людям, деликатны и добры; эмоциональное отношение к людям проявляет в сострадании, симпатии, заботе, ласке. Также умеют подбодрить и успокоить окружающих. Они бескорыстны и отзывчивы.

Эгоистический тип составил – 7,6 балла. Детям, у которых ярко выражен данный тип, свойственны эгоистические черты, ориентация на себя и склонность к соперничеству.

Зависимый тип отношения к окружающим определился в 7,5 балла. Зависимые дети конформны, мягки, ожидают помощи и советов, доверчивы, склонны к восхищению окружающими, вежливы.

Агрессивный тип выражен в 7,3 балла. Дети с ярко выраженным агрессивным типом отношения к окружающим требовательны, прямолинейны, откровенны, склонны во всем обвинять окружающих, раздражительны, упрямы, настойчивы и энергичны.

Менее всего выражены подозрительный (6,6 балла) и подчиняемый (6,5 балла) типы отношений. Дети, с ярко выраженным подозрительным типом отношения критичны по отношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям.

К подчиняемому типу относятся дети, которые скромны, робки, уступчивы, эмоционально сдержанны, способны подчиняться, не имеют собственного мнения, послушно и честно выполняет свои обязанности.

С помощью формул мы определили показатели по двум основным параметрам «Доминирование» и «Дружелюбие», позволяющих выявить основные типы взаимоотношений в исследуемой группе.

Доминирование = (I - V) + 0,7 х (VIII + II - IV - VI)

Дружелюбие = (VII - III) + 0,7 х (VIII - II - IV + VI)

Выявленные показатели представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Результаты параметров «Доминирование-Дружелюбие»

 

Доминирование

Дружелюбие

Испытуемый А.

0,1

5,9

Испытуемый Б.

8,1

1,7

Испытуемый В.

-0,7

7,7

Испытуемый Г.

2

-0,6

Испытуемый Д.

3,9

-15,7

Испытуемый Е.

3

2,4

Испытуемый Ж.

4,5

12,3

Испытуемый З.

7,4

12,2

Испытуемый И.

6,1

-1,7

Испытуемый К.

2,7

1,1

 

По результатам исследования, доля членов группы определена как зависимые. Этот тип соответствует людям конформным, мягким, ожидающим помощи и советов. Другая доля детей умеренно агрессивна, отличается доброжелательностью и ориентирована на принятие. Также долю группы составляют агрессивные и отличающиеся стремлением к лидерству дети. Их характерные черты – это властность и негативизм. Это может явиться зоной возможных конфликтов в межличностных отношениях данной группы.

Обобщая результаты анкетирования можно сделать вывод о том, что дети, принимавшие участие в исследовании, предрасположены к соперничеству, конформизму, эгоистичны и авторитарны, что подтверждает полученная диаграмма личностных характеристик, которая была построена по средним оценкам. Также, в ходе обработки результатов было выявлено, что дети в исследуемой группе показали низкий уровень общительности, испытывают трудности в общении, агрессивны.

Проведенное исследование показало, что возникает необходимость в рекомендациях социальному педагогу по организации взаимоотношений подростков из неполных семей со сверстниками. С одной стороны, неполная семья сталкивается с огромным количеством объективных трудностей, но с другой, она обладает колоссальной возможностью для полноценного воспитания детей. Специалисты и члены семьи могут оказывать содействие развитию нужных умений и качеств в целях предупреждения негативных последствий сформировавшейся для подростка ситуации и реорганизации его семейного сценария.

 

Литература:

1.      Смирнова Е.О., Собкин В.С. Специфика эмоционально-личностной сферы детей, живущих в неполной семье // Вопросы психологии. − 1999. − №6. −C.18-28.

2.      Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп: учебное пособие. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 490 с

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle