Библиографическое описание:

Дворникова И. Н., Куренкова Е. В. Особенности аутоагрессивного поведения подростков в современном обществе // Молодой ученый. — 2014. — №21.1. — С. 86-88.

В статье исследуются особенности аутоагрессивного поведения подростков в современном обществе. Диагностическим путём выявлены такие предпосылки аутоагрессивного поведения среди городских и сельских школьников и предложены профилактические и коррекционные направления работы педагога-психолога с подростками.

Ключевые слова: аутоагрессивное поведение, подростковый возраст, алкоголизация, наркомания, суицидальные попытки, воспитание, Интернет, СМИ.

Abstract. This article deals with the peculiarities of autoagressive behavior of a grown-up in modern society. According to the results of the diagnostics prerequisites of such behavior among urban and village schoolchildren are revealed. The preventive and corrective types of work for an educational psychologist are offered.

Keywords:autoagressive behavior, age of adolescence, alcoholization, drug addiction, suicidal attempts, upbringing, Internet, Mass Media.

 

Степень распространенности аутоагрессивного поведения и, в частности, суицида, возрастает как во всём мире, так и в России. По данным Всемирной Организации Здравоохранения, увеличилось количество суицидов среди подростков в возрасте 15-24 года – во всем мире в 2 раза, в России в 3 раза. Несомненно, существенное влияние на это оказывают изменения, происходящие в политической, экономической, духовной, социальной сферах нашего общества, влекущие за собой завышение требований к личности, и тем самым вызывая сбой привычного уклада жизни и рост внутреннего напряжения. Как известно, особенно остро подобные изменения отражаются на подростках, наиболее чувствительных к ним в период формирования личности [1].

Для лучшего понимания термина аутоагрессия обратимся к определениям различных авторов.

С.С. Степанов под аутоагрессией понимает разновидность агрессивного поведения, при котором враждебные действия по каким‑либо причинам (преимущественно социального характера) не могут быть обращены на раздражающий объект и направляются человеком на самого себя. Такие действия проявляются в склонности к самоунижению, самобичеванию, иногда – в нанесении себе физических повреждений и в особо тяжелых случаях – в попытках суицида. Данное поведение характерно для лиц, страдающих невротическими и депрессивными расстройствами [2].

С.К. Нартова-Бочавер аутоагрессией (или поворотом против себя) называет вторичную психологическую защиту, состоящую в перенаправлении негативного аффекта, относящегося к внешнему объекту, на себя [3].

На жизненном пути человек сталкивается с критическими ситуациями, характер переживаний которых влияет на поступки, действия и развитие личности. Именно в подростковом возрасте эмоциональные переживания, скрытые за маской преодоления проблемы, увеличивают кризисную ситуацию возраста, нарушают адаптацию личности, ведут к нарушению жизнедеятельности. Вследствие этого возникают защитные образования в виде отклонений в поведении подростков, в том числе аутоагресии.

Аутоагрессия не заложена в человеке с рождения, в первый год жизни дети не ищут в себе ошибки и не оправдываются. Способность  анализировать себя и своё поведения, оценивать плохое и хорошее формируется у ребёнка к определённому периоду – происходит копирование родительского поведения, плохие поступки наказываются, как наиболее привычный и понятный способ. Со временем данное поведение перерастает в самонаказание, становится привычкой и вместо того, чтобы исправить ошибку и решить проблему,  ребенок направляет агрессию против себя.

З. Фрейд считал, что человек наносит себе повреждения на бессознательном уровне вследствие врождённых агрессивных тенденций, которые проявились в конкретном случае. Он писал: «Когда кто-нибудь из моих домашних жалуется, что прикусил себе язык, прищемил палец и т.д., то вместо того, чтобы проявить ожидаемое участие, я спрашиваю: зачем ты это сделал?», что говорит о том, что кроме сознательного причинения вреда своему здоровью, существует и бессознательное, которое может быть замаскировано под несчастный случай [4].

В подростковом возрасте происходят глубокие изменения, которые затрагивают развитие личности ребёнка, которые касаются не только физиологии, но и отношений,  складывающихся в социуме со сверстниками и взрослыми людьми. Подростковый возраст является одним из самых сложных периодов. Именно в этом возрасте наступает пубертатный кризис, который отражается не только на самом ребёнке, но и на родителях. Для данного периода характерен неустойчивый эмоциональный фон, частая смена настроения, часы активности  в короткий срок сменяются часами разбитости и усталости. Дети подросткового возраста склонны к самопознанию, подросток пытается понять себя, открыть в себе новые качества. В большинстве случаев, подросток видит в себе негативные черты, неумение справляться со своим характером и эмоциональностью, склонность впадать в крайности, раздражающие недостатки во внешности, желание себя изменить.

Для подросткового возраста характерны такие психологические особенности, какострая чувствительность к оценке внешности другими людьми, застенчивость, чередующаяся с развязностью, внимательность с безразличием, нежелание воспринимать кого-то выше себя, появление и возвышение кумиров. Сильные эмоциональные переживания, завышенные требования родителей, чрезмерные умственные и физические нагрузки  могут привести в невротизации, девиантным формам поведения и аутоагрессии. Именно эти показатели и черты подросткового возраста, считаются наиболее «благоприятной средой», для предпосылок развития аутоагрессивного поведения.

Для подростка хороший уровень жизни и адаптации заключается, прежде всего, в признании своей значимости в среде сверстников, повышении авторитета,  возможности перспективы в будущем; собственное здоровье, как правило, их мало волнует.

Воспитание, полученное большинством подростков современного общества, препятствует возможности самостоятельного решения присутствующих проблем, это способствует автоматическому включению психологической защиты человека и ухода от реальности путём замещающих средств.

Огромное влияние на развитие личности подростка оказывает СМИ, Интернет, виртуальные сети. Буквально каждый подросток подвержен зависимости от виртуальных сетей, компьютер становится основным занятием свободного времени. Если раньше дети были заняты своим хобби, либо поиском нового увлечения, то теперь всё стало намного проще. Зачем усложнять себе жизнь, если есть компьютер, где много нового и интересного, и где собираются буквально все сверстники. Детям стали неинтересны обычные радости жизни, ведь всем известно, что зависимость порабощает детей намного быстрее. Интернет – это сток самой разнообразной информации, как нужной, так и не нужной, и её впитывание может породить у подростков серьёзные проблемы в поведении.

Рассмотренные выше факторы и являются, в первую очередь, предпосылками появления аутоагрессивного поведения подростков. Такое поведение включает в себя; склонность к алкоголизации, наркомании, токсикомании, курению (сигарет или курительных смесей), суицидальным намерениям (как форме крайнего проявления аутоагрессии), агрессивном поведении, занятию опасными видами спорта, рискованном сексуальном поведении.

Употребление вредных веществ, таких как алкоголь, наркотики, сигареты,  курительные смеси, является одним из простейших способов ухода от реальности, и требует лишь финансовых затрат. В первый раз попробовать эти вещества подростков подталкивает либо влияние друзей, либо собственное любопытство, и мало кто их них задумывается о последствиях.

Занятие опасными видами спорта, рискованное сексуальным поведение, включающие в себя агрессивное поведение, можно поставить на второе место ухода от реальности и решения проблем после употребления психотропных веществ. Подобные действия предполагают наличие в характере такой черты как смелость – ведь не каждый подросток способен повести себя таким образом.

Суицид (а так же суицидальные попытки и суицидальные намерения) можно отнести к третьей группе ухода от реальности, он представляет собой крайнюю форму аутоагрессивного поведения. В большинстве случаев подросток не желает уходить из своей жизни, а хочет показать важность и серьёзность своих проблем, привлечь внимание родителей, почувствовать себя нужным, не отдавая себе отчёт в возможности летального исхода.

Для выявления уровня аутоагрессивного поведения нами были проведены сравнительные исследования в 8 классах городской и сельской школах. Всего было обследовано 42 человека (подростковый возраст 13-14 лет).

Для проведения исследования использовались диагностические методики: «Самооценка психических состояний» Г. Айзенка, «Шкала безнадёжности» А. Т. Бека, «Опросник суицидального риска» в модификации Т.Н Разуваевой.

На основе полученных результатов по методике «Самооценка психических состояний» Г. Айзенка выявлено, что у 7% испытуемых  по шкалам личная тревожность, фрустрация, агрессия, ригидностьполучены высокие значения. Это указывает на заниженную самооценку, непринятие себя, высокую тревожность. Средние значения характерны для 24% испытуемых. Эти подростки по результатам методики попадают в «группу риска» развития саморазрушающего поведения. Важно отметить, что по шкале «агрессивность» и «ригидность» почти у всех подростков показатели находятся на среднем уровне.

Анализируя результаты по «Шкале безнадёжности» А.К. Бек, мы можем отметить, что умеренный уровень выраженности депрессии характерен для 4,8% испытуемых, что говорит о наличии депрессивных симптомов. У 12%  испытуемых по шкале «легкая депрессия» показатель находится на среднем уровне, что говорит о возможном проявлении симптомов в случае психотравмирующей ситуации. У 73% испытуемых по шкале «отсутствие депрессивных симптомов» получены высокие результаты, что  указывает на отсутствие каких-либо симптомов, проявляющихся в случае депрессивного состояния.

Несмотря на позитивную последнюю позицию в диагностике, вышеприведенные данные говорят о необходимости работы с детьми, чьи показатели находятся на высоком и среднем уровнях депрессии.

Рассматривая и анализируя каждую шкалу в отдельности по «Опроснику суицидального риска» в модификации Т.Н Разуваевой, мы можем утверждать, что общие показатели по всем шкалам благоприятны, риск возникновения суицида среди исследуемых подростков не выявлен. Об этом также свидетельствуют высокие показатели по шкале «антисуицидальный фактор». Высокие показатели по каждой из шкал наблюдаются у 16,7% испытуемых. Однако, у 2,4% испытуемых (учеников сельской школы) антисуицидальный фактор находится на низком уровне, что является важным основанием для психокоррекционной работы.

Сравнительный анализ по результатам каждой из методик в отдельности  позволяет сделать вывод о том, что данная проблема присутствует как среди городских, так и  среди сельских школьников.

Возможным выходом из ситуации может быть проведение профилактических занятий в школе по выявлению уровня аутоагрессии, направленных на снижение предпосылок тревожности и агрессии; информирование родителей и учителей о присутствующей проблеме в современном мире; проведение игровых мероприятий, посвящённых проблеме СМИ; необходимо проведение коррекционно-развивающих занятий для детей с выявленными проблемами. Подобные действия будут способствовать обнаружению аутоагрессивного поведения на ранней стадии, его предупреждению и коррекции.

 

Литература:

1.                  Закондырина В.А. Взаимосвязь аутоагрессивного поведения и социально-психологической адаптации подростков: дис. … кан. психол. наук. – М., 2009 [Электронный ресурс]. URL: http://www.dissercat.com/content/vzaimosvyaz-autoagressivnogo-povedeniya-i-sotsialno-psikhologicheskoi-adaptatsii-podrostkov (дата обращения: 01.11.2014).

2.                  Степанов С.С. Дефектология. Словарь справочник. – М.: Сфера. – 2004. – 208 с.

3.                  Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология, глоссарий  [Электронный ресурс]. URL: http://vocabulary.ru/dictionary/795/word/povorot-protiv-sebja-autoagresija (дата обращения: 03.11.2014).

4.                  Яковлев. Б.П., Литовченко, О.Г. Аутоагрессивные тенденции современных подростков // Фундаментальные исследования. – 2004. – № 3. – С. 92-94.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle