Библиографическое описание:

Калинина Т. В., Кудачкин Д. А. К проблеме суицида в юношеском возрасте // Молодой ученый. — 2014. — №21.1. — С. 98-100.

В статье проанализирована проблема суицида в юношеском возрасте. Рассмотрены мотивы суицидального поведения, факторы риска и виды суицида. Предпринята попытка определения направлений борьбы с юношескими самоубийствами и предложены пути решения проблемы.

Ключевые слова: юношеский возраст, суицид, виды суицида, мотивы суицид, факторы риска.

Abstract. The article analyzes the problem of adolescence suicide. The motives of suicidal behavior, risk factors and types of suicide are considered in it. We attempted to determine the directions of combat adolescent suicide and proposed solutions to this problem.

Keywords:adolescence, suicide, types of suicide, the motives of suicide, risk factors.

 

На современном этапе развития, общества происходят значительные изменения в различных сферах жизнедеятельности человека, экономические, политические и социальные кризисные явления способствуют возникновению нестабильности в жизни человека, потере веры в завтрашний день, возникновению экзистенциальных кризисов и как последствие - самоубийства.

Во всем современном мире, и в нашей стране в частности, явление самоубийства никого уже не удивляет. Всемирной организацией здравоохранения – 10 сентября, объявлено Днем борьбы с суицидом. По данным доклада ВОЗ, опубликованного осенью, в мире от самоубийств ежедневно погибает более 800 000 человек, а среди стран, в которых самоубийства совершаются наиболее часто, Россия занимает позицию в первой «двадцатке» (19,8 на сто тысяч населения) стран [3].

Стоит обратить внимание не только на предложенную ВОЗ «стратегию вмешательства», представленную в докладе и направленную на предотвращение самоубийств, но и на сам факт признания самоубийства проблемой мирового масштаба. 

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что одним из основных препятствий осуществления адекватной помощи и превентивных мер по борьбе с суицидом стало существование мифов относительно самого явления:

1.Самоубийство совершается в основном психически ненормальными людьми.

2.Самоубийство невозможно предотвратить.

3.Существует тип людей, склонных к самоубийству.

4. Не существует никаких признаков, которые бы указывали на то, что человек решился на самоубийство.

5. Человек, который говорит о самоубийстве, никогда его не совершает.

6. Решение о самоубийстве приходит внезапно.

7. Если человек совершил попытку самоубийства, он никогда больше этого не повторит.

8. Влечение к самоубийству наследственно предрасположено.

9. Снижению уровня самоубийств способствует активная просветительская деятельность, пропаганда в СМИ.

10. Прием алкоголя помогает снять суицидальные переживания [5, c. 108].

Все эти мифы не позволяли рассматривать суицид как явление, которое можно предотвращать, с которым можно бороться, предпринимая эффективные методы и способы.

Согласно докладу, в группе риска, юношеский возраст находится на втором месте после пожилых людей в возрасте 70 лет и более. Было отмечено, что наиболее склонны к суициду молодые люди в возрасте 15-29 лет, а самоубийства являются второй по частоте причиной смерти в этой возрастной категории. Представленные в докладе статистические данные подтверждают тот факт, что на каждого погибшего в результате суицида приходится еще около 20 человек, пытавшихся, но не сумевших свести счеты с жизнью [3].

В представленную группу риска (15-29 лет) в полной мере попадает юношество как возрастная категория (от 15-16 до 20-23 лет – возраст юношества, в соответствии с большинством современных возрастных периодизаций).

Проблема юношеских самоубийств, носит междисциплинарный характер, ее активно изучают в рамках суицидологии, психологии и педагогики, ввиду как распространенности, так и неоднозначности. Специалисты этих отраслей знаний задаются вопросом: как могут сочетаться самоубийство и юношество – пора расцвета жизненных сил; в чем причины юношеских самоубийств, в чем их особенности и каковы средства борьбы с ними?

Мотивы самоубийств можно условно разделить на 2 группы: социальные (безработица, бедность, войны, дискриминации по этническим и иным причинам) и индивидуальные (тяжелые болезни, негативные взаимоотношения в семье, психические расстройства, утрата близких людей). Юношество, как особая возрастная категория, находящаяся, по сути, между детством и взрослостью, подвержена влиянию причин обеих групп [1, c. 5].

Так, Г. Крайг выделяет 6 «общепризнанных факторов риска» для юношеского возраста:

1. психические нарушения, поведенческие расстройства и антисоциальная направленность личности;

2. глубокое чувство депрессии, безнадежности;

3. тяжелая морально-психологическая обстановка в семье (развод родителей, крупная ссора с ними);

4. употребление алкоголя и наркотиков;

5. доступность огнестрельного оружия;

6. предыдущая попытка или попытки самоубийства.

Последний фактор Г.Крайг считает наиболее значимым, называя его «единственным наилучшим предсказателем» [2, c. 552-553].

Другие современные психологи в качестве причин юношеских суицидов выделяют также:

– частую смену места жительства, учебы, работы;

– вовлеченность в ретристские группы;

– хронологические признаки (прежде всего, время года);

– негативное влияние СМИ;

– влияние современной литературы и др.

Различно и понимание основной причины юношеских самоубийств, так американский психолог Д. Элкинд считал, что главная причина возникновения суицидальных попыток и собственно суицида – это давление родителей на юношей и девушек с целью заставить их добиваться успеха [6].

Таким образом, можно говорить о широком спектре мотивов юношеских самоубийств и сложности выделения среди них основных мотивов. Исходя из этого, можно сказать и о том, что юношеские самоубийства, как правило, совершаются под влиянием целого комплекса причин.

Известно, что выделяют не только различные мотивы самоубийств, но и виды самоубийств. Выделяют три вида суицидального поведения: истинное, демонстративно-шантажное и аффективное.

Л. Т. Тетерина считает, что в то время, как в подростковом возрасте совершаются в основном попытки самоубийств с целью привлечения внимания взрослых, с целью подражать кумиру («эффект Вертера») и т.д., то в юношестве, чаще проявляется настоящее влечение смерти, проявление так называемого фрейдовского «танатоса», т.е. попытка разрешить жизненные трудности путем ухода из самой жизни. Автор отмечает значительную осмысленность, понимание совершаемого как отличительную особенность самоубийств [4].

Следовательно, можно предположить, что значительная часть самоубийств в юношеском возрасте являются истинными, а истинные самоубийства характеризуются как пониманием совершаемого, так и длительным кризисным периодом, предшествующим суициду, а также устойчивостью намерения (тщательный подбор времени и места, метод лишения себя жизни и мн. др.).

Итак, исходя из особенностей (широкий спектр мотивов и «истинность») самоубийств в юношестве, можно сделать вывод о том, что они (самоубийства) представляют собой цельное, сложное образование, лежащее в самой сути этого возраста. Так как же тогда бороться с этим?

Вновь обратившись к тексту доклада Всемирной ассоциации здравоохранения «Предотвращение самоубийств: глобальный императив», в связи с чем, можно выделить 4 основных направления борьбы с самоубийствами:

– разработка и осуществление национальных стратегий предотвращения самоубийств;

– ограничение доступа к средствам самоубийства;

– ответственное освещение темы самоубийств в СМИ;

– внимательное отношение специалистов к людям с психическими расстройствами;

Рассмотрим эти направления подробнее.

1. Национальные стратегии предотвращения самоубийств на данный момент используют 28 стран. К примеру, в Ирландии функционирует Национальный регистр намеренных самоповреждений – система мониторинга, базирующаяся на данных, получаемых в больничных отделениях экстренной помощи. В США – Национальная система отчетности, функционирующая в 18 штатах. Дальнейшее развитие в этом направлении подразумевает как создание национальных стратегий предотвращения самоубийств в других странах, так и развитие уже созданных.

2. Одной из причин распространенности самоубийств является доступность к средствам их совершения. К ним относятся:

–  ядохимикаты

– огнестрельное оружие

– мосты, здания и железнодорожные пути

– ядовитые газы

– фармацевтические препараты

3. На данный момент сообщения о суицидах в СМИ не только не уменьшают число случаев самоубийств, а напротив, повышают суициадальную активность (на примере России – множественные подростковые и юношеские самоубийства в Омске летом этого года). Современные психологи и суицидологи сходятся во мнении, что необходимо обсуждать не столько факт суицида, сколько способы выхода из сложных жизненных конфликтов.

4. Психические расстройства наблюдались у значительной части жертв самоубийств (около 60%). А потому на этот слой населения необходимо обратить особое внимание служб предотвращения самоубийств. В группе риска, особо выделяются лица, страдающие от расстройств, связанных с употреблением алкоголя, а также лица с коморбидностью – сочетанием двух или нескольких психических расстройств.

В настоящее время, не выделяется как отдельное направление, но имеет особую значимость борьба со стигматизацией, связанной с обращением за помощью. Страх быть отвергнутыми обществом за получение помощи в связи с суицидальным поведением или нарушениями психического здоровья не позволяет потенциальным суицидентам получить необходимую помощь [3].

Однако, следует помнить, все эти направления носят общий для всех возрастов характер, нельзя забывать и о специфичности юношества как возрастного периода.

Поэтому, во-первых, необходимо помнить, что юношество тесно связано с получением образованием, а именно со старшей школой, средними специальными и вузовскими учреждениями, а потому следует обратить особое внимание на организацию превентивной работы школьных и вузовских психологов, проведение ими тематических классных и кураторских часов, носящих предупредительный характер. Возможно даже введение суицидологии как общеобразовательной дисциплины.

Во-вторых, необходимо повысить информированность родителей о предвестниках истинного суицида, т.к.  они играют важнейшую роль в жизни юношей и девушек. Именно родители могут уберечь своих детей от самоубийства во время кризисного периода, оказав должную психологическую помощь и эмоциональную поддержку своему ребенку.

Итак, суицид в юношестве – явление сложное, обладающее рядом специфических особенностей, а потому и подход к нему, борьба с ним должны носить комплексный характер, включая в себя высший, государственный уровень; средний, связанный с институтами образования; низший, подразумевающий необходимую помощь юношам со стороны родителей.

 

Литература:

1.      Кон И. С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989 – 256 с.

2.      Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. – 9-е изд. – СПб: Питер, 2005 – 940 с.

3.      Предотвращение самоубийств: Глобальный императив [Электронный ресурс]. URL: http://www.who.int/mental_health/suicide-prevention/world_report_2014/ru/ (дата обращения: 07.11.2014).

4.      Тетерина Т.Л. Проблема суицида в юношеском возрасте // Школьный психолог. – 2007. – №13. – С. 25-34.

5.      Эрдынеева К.Г., Филлипова В.П. Суицидальное поведение: сущность, факторы и причины (кросскультурный анализ). – М.: Академия Естествознания, 2010 – 147 с.

6.      David Elkind A Sympathetic Understanding of the Child: Birth to Sixteen – Publisher. Allyn and Bacon, 1974. – 250 p.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle