Библиографическое описание:

Дворникова И. Н., Комакова А. Д. Психолого-педагогические особенности развития творческих способностей подростков в условиях детского оздоровительного лагеря // Молодой ученый. — 2014. — №21.1. — С. 83-85.

В статье отражены подходы к проблеме развития творческих способностей в условиях детского оздоровительного лагеря. Психолого-педагогическая деятельность с подростками рассматривается как оказывающая влияние на раскрытие их личностного потенциала. В статье представлены результаты диагностики уровня развития творческих способностей подростков и определены общие направления организации развивающей среды для подростков.

Ключевые слова:творческие способности, подростковый возраст, дополнительное образование, детский оздоровительный лагерь, психолого-педагогическое сопровождение.

Abstract. The paper describes the approaches to the development of creativity under the conditions of health camps for children. Psychological and pedagogical activity with teenagers is considered to have an impact on the disclosure of their personal potential. The article presents the results of the diagnostic level of development of creative abilities of teenagers and defines the general directions of the organization developing environment for teenagers.

Keywords: creativity, adolescence, additional education, children's camps, psychological and educational support.

 

В современных условиях при динамике социальных и экономических процессов постоянно увеличивается нагрузка на школьников, которым нужен полноценный отдых. Вопрос об оздоровлении и полноценном отдыхе детей зачастую решают детские оздоровительные лагеря. Поэтому организация воспитательного процесса и разработка методик работы с детьми в таких учреждениях становится актуальной.

В наше время серьезные требования предъявляются к быстрому овладению навыками и умениями коммуникативного поведения, нестандартного мышления, и, прежде всего, к развитию творчества. Творческие способности проявляются в стремлении личности к проявлению собственной инициативы, таланта, стремлении создать что-то новое, свое лучшее.

Подростковый возраст – возраст интенсивного развития личностной рефлексии, самосознания, поиска путей самореализации и самоутверждения. Имея большой социальный опыт, подросток может осознавать свои переживания, выражать их, понимать, чем они вызваны [5].

Творчество строится на наличии у подростков врожденных задатков, которые независимо и спонтанно проявляются в их деятельности [4]. Главная особенность данного возраста – это осознание собственной индивидуальности, неповторимости, непохожести. Для подростков личностные качества становятся особенно ценными. При исследовании вопроса о формировании и развитии творческих способностей у подростков в современном обществе большую роль играет социальная среда, окружающая подростка. Стремление выделиться среди сверстников, заставляет подростка ожидать признания высокой значимости и ценности результатов своего индивидуального творчества.

Проблема развития творческих способностей привлекала и привлекает внимание целого ряда ученых. Ей посвятили свои работы Д.Б. Богоявленская, Л.А. Большакова, Г.Л. Бурменскaя, Г.С. Гуревич, А.Н. Лук, Р.С.Hемoв, Е.П. Ильин, О.Г. Pидeцкaя, А.И. Савинов, Б.М. Теплов, В.Д. Шaдpикoв и др. Большой вклад в разработку проблем способностей, одаренности, творческого мышления внесли такие ученые, как Г.Л. Бурменскaя, Дж. Гилфopд, Г.С. Гуревич, Г.М. Кoджaспиpoвcкaя, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Э.П. Tоppанc и другие исследователи.

Развитие творческих способностей подростка, а также создание условий для его самоопределения и самореализации является одной из задач, поставленных законом «Об образовании» Российской Федерации [1]. Многие исследователи дополнительное образование детей понимают как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ. Сам термин «дополнительное образование детей» появился в начале 1990-х годов в связи с принятием Закона РФ «Об образовании» [1].

Учреждение дополнительного образования детей – тип образовательного учреждения в Российской Федерации, его основная цель развить мотивацию у личности к творчеству и познанию, реализовать дополнительные образовательные программы и услуги в интересах личности. Детский оздоровительный лагерь является одним из видов таких учреждений, имеет свою специфику, которая даёт ему определенные преимущества перед другими средствами и формами работы. Это выражается, во-первых, в совместном проживании детей. Во-вторых, именно здесь осуществляется наиболее тесное взаимодействие подростков со взрослыми. В-третьих, отдых, развлечения и всевозможные хобби подростков дают им возможность восстановить свои физические и душевные силы, заняться интересным делом, проявить себя, раскрыв тем самым свои творческие способности [2]. Все это помогает развивать новые навыки, раскрыть потенциал личности подростка.

Анализ исследований проблемы развития творческих способностей подростков в детских оздоровительных лагерях выявили ряд противоречий. Во-первых, с одной стороны, летний оздоровительный лагерь даёт возможность подростку уйти от сильного контроля школы и опеки семьи, подчас подавляющих его стремление к саморазвитию. В лагере у подростка появляется ситуация свободного выбора действий и поступков, форм творческой деятельности, способствующих саморазвитию личности. С другой стороны, наблюдается отрыв от школы и семьи, от устоявшегося мироощущения, где все возникающие на пути подростка проблемы разрешались при поддержке взрослого. Когда же подросток попадает в новую среду, он меняет привычный образ жизни и деятельности, и это требует от него принятия собственных решений и самостоятельности. В связи с этим возможно и необходимо в условиях лагеря создание условий для творческого саморазвития подростка при минимальном эмоционально-психологическом дискомфорте.

Во-вторых, подросток постоянно проживает в коллективе и ощущает на себе его влияние, так как действует согласно общепринятым законам, действующим в летнем оздоровительном лагере. Следовательно, чтобы не ущемить стремление подростка к саморазвитию в условиях коллективности, необходимо новое содержание деятельности, специальных форм и методов психолого-педагогического сопровождения подростка.

Система психолого-педагогического сопровождения развития творческих способностей подростков в условиях детского оздоровительного лагеря обусловлена спецификой как самого учреждения (каждый лагерь имеет свое творческое направление), так и направлениями деятельности педагога-психолога по развитию и реализации творческих способностей. Здесь необходимо включение подростка в творческую деятельность в разнообразных формах (концерты, фестивали, коллективно-творческие дела, конкурсы, сюжетно-ролевые игры и т.д.) [3].

В большей степени необходимо использовать игровые формы, так как именно они, на наш взгляд, являются проверенным средством в развитии и воспитании личности. Игровая деятельность является эффективной для освоения подростками навыков самопознания, отождествления себя в современном обществе. Благодаря ней, педагог-психолог может вести коррекционную работу, подмечать нюансы индивидуальных проявлений творческих способностей, отслеживать рост личности ребенка в целом.

Одной из форм игровой деятельности, которую можно использовать, является коллективное творческое дело – особый способ организации жизнедеятельности детей и взрослых, который предполагает общую деятельность, направленную на улучшение совместной жизни [6]. КТД – важнейший структурный компонент методики коллективно-творческого воспитания. Коллективно творческие дела позволяют создать в лагере большое игровое творческое поле, заключающееся в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового. В процессе коллективно творческого дела подростками приобретаются навыки общения, они узнают друг о друге много нового, учатся работать, делить успех и ответственность с другими. Во время планирования и организации коллективного творческого дела подростки приобретают огромный творческий опыт, каждый может подать идею, предложить новый способ действия, взяться за реализацию определенного этапа коллективного творческого дела.

Важнейшим направлением в работе педагога-психолога является психологическая диагностика подростка и временного коллектива лагеря, так как дальнейшая работа с подростком и с отрядом в целом может строиться только на основе полученных результатов.

Учитывая всю специфику изучаемой проблемы, нами было проведено диагностическое исследование в условиях детского оздоровительного лагеря «Мечта». В диагностическую группу вошли 30 подростков 2 отряда 13-14 лет, из них 17 девочек и 13 мальчиков.

Подростки из данного отряда были охарактеризованы воспитателями как активные и любознательные, но эти качества у них недостаточно развиты для того, чтобы на достаточном уровне проявлять свои способности и возможности при решении проблем, требующих творческого подхода. Такое поведение является результатом повышенной потребности подростка в желании проявить себя и недостаточного развития творческих способностей.

В процессе исследования определялся уровень развития творческих способностей подростков. Использовались следующие методики: «Краткий тест творческого мышления (фигурная форма)» Э.П. Торренса; Тест Э.П. Торренса «Круги»; «Тест образной креативности».

Обобщив и проанализировав результаты, полученные при проведении исследования, были сделаны следующие выводы. При проведении «Краткого теста творческого мышления (фигурная форма)» Э.П. Торренса выявлены результаты по двум параметрам – беглость и оригинальность. По параметру «беглость» подростков с низкими показателями оказалось 40%, со средними – 50%, с высокими – 10%. По параметру «оригинальность» результаты выглядят следующим образом: подростков с низкими показателями оказалось 40%, со средними – 50%, с высокими показателями – 10%. Эти данные показывают, что полностью справиться с заданием смогли только три подростка (10%), которые показали по обоим критериям высокие результаты. Основная масса же подростков заняла низкую или среднюю позиции и это говорит о недостаточном развитии творческих способностей.

По результатам проведения теста Э. П. Торренса «Круги», можно сделать следующие выводы. По результатам показателя «беглость» подростков с низкими показателями оказалось 45%, со средними результатами – 45%, с высокими – 10%; по результатам показателя «оригинальность» с низкими показателями оказалось 45% подростков, со средними – 50%, с высокими – 5%. По этим данным мы можем говорить о том, что подросткам не в полной мере удается справиться с заданием и иметь невысокие результаты уровня развития творческих способностей.

При проведении теста образной креативности, мы получили следующие данные: по результатам показателя «беглость» подростков с низкими показателями оказалось 45%, со средними – 50%, с высокими – 5%; по результатам показателя «оригинальность» с низкими показателями – 50% подростков, со средними – 45%, с низкими – 5%. Здесь преобладают результаты либо низкие, либо средние, что дает нам основание говорить о недостаточном развитии творческих способностей подростков: детям тяжело было справиться с разнообразием рисунков.

Полученные результаты говорят нам о том, что подростков с низким уровнем развития творческих способностей достаточно много, а с высокими показателями практически отсутствуют, исключением являются пять испытуемых, это дает нам право утверждать, что проблема развития творческих способностей является актуальной, и подростки, показавшие низкие и средние результаты, нуждаются в развивающей работе.

Таким образом, изучив психолого-педагогические особенности развития творческих способностей у подростков, можно сделать вывод о том, что для их лучшего развития в условиях детских оздоровительных лагерей необходимо разрабатывать образовательные программы по организации развивающей среды для подростков, отбирать эффективные методы педагогической и психологической работы с учетом специфики качеств и черт творческих подростков, разрабатывать программы подготовки вожатых, отбирать формы работы по развитию творческих способностей подростков. В результате проведенного исследования мы можем сказать о том, что процесс развития творческих способностей подростков нуждается в психолого-педагогической поддержке, а детские оздоровительные лагеря вполне могут стать базой для педагогического сопровождения саморазвития личности подростка.

 

Литература:

1.      Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Ст. 28 [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/2974 (дата обращения: 12.11.2014).

2.      Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательная работа в детском загородном лагере. – Ярославль: Академия развития, 2003. – 256 с.

3.      Беляева Л.A. Психолого-педагогическое сопровождение детского отдыха // Доп. образование и воспитание. – 2007. – - № 4. – С. 12.

4.      Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие. – М.: Академия, 2002. – 320 с.

5.      Дружинин В.Н. Психология. Учебник для гуманитарных вузов. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 656 с.

6.      Шереш Г.Л. Летний детский отдых. – 3-е изд. – Мозырь: Содействие, 2008. – 232 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle