Библиографическое описание:

Беганцова И. С., Никишев А. В., Смагина Н. В. Профессиональная направленность студентов СПО как фактор развития профессионального самосознания // Молодой ученый. — 2014. — №21.1. — С. 77-79.

В статье исследуется проблема развития направленности студентов СПО как фактора развития их профессионального самосознания. Экспериментальным путем доказывается, что направленность личности в целом, а также мотивация ее профессионального выбора определяют, как особенности ее профессиональной направленности, так и профессионального самосознания.

Ключевые слова: направленность личности; профессиональная направленность; самосознание; профессиональное самосознание, мотив.

Abstract. The present article deals with the problem of orientation development of secondary vocational education students as a factor of extension of their professional self-consciousness. It is proved by experiment that personality orientation in general and motivation of its professional choice are defined as the peculiarities of its professional orientation as well as its professional self-consciousness.

Keywords: personality orientation, professional orientation, self-consciousness, professional self-consciousness, motive.

 

Согласно концепции модернизации российского образования цель профессионального образования – подготовка квалифицированного специалиста, обладающего как теоретическими, так и практическими компетенциями; конкурентоспособного на рынке труда; готового к личностному и профессиональному развитию в течение всей жизни; способного выстраивать свою профессиональную карьеру; имеющего ценностно-смысловое отношение к будущей трудовой деятельности; позитивно осознающего и принимающего себя в выбранной профессии.

На этапе подготовки к профессиональной деятельности в вузе студенту необходимо научиться не только осознавать свои профессиональные ценности и мотивы, но и быть способным оценить себя как профессионала, в процессе формулирования и достижения своих профессиональных целей.

Следовательно, профессиональное образование должно быть направлено на развитие профессионального самосознания студентов и в частности развитие их профессиональной направленности, которая изучается как в педагогике, так и психологии.

Как правило, исследователи при изучении профессионального самосознания опираются на изученные особенности, свойства, структуру и функции самосознания личности и ищут особую специфику его содержания и проявления у представителей тех или иных профессий (К. В. Бакланов, Е. М. Борисова, М. И. Жукова, Г. П. Логинова, Т. Д. Миронова, Л. М. Митина, М. В. Молоканов, С. Р. Пантилеев, В. М. Савеленко, В. А. Сластенин, А. И. Шутенко и  др.) [1, 2, 3, 4].

В отечественной психологии исследования по проблеме самосознания сконцентрированы в основном вокруг трех групп вопросов: философско-методологические историко-культурные аспекты самосознания, связанные с личностной ответственностью, моральным выбором, моральным самосознанием (И.С. Кон, А.Г. Спиркин, А.И. Титаренко) и др.; общепсихологические аспекты становления самосознания в контексте проблемы развития личности (Л.И. Божович, И.И. Чеснокова, С. Л. Рубинштейн) и др.; социально-перцептивные аспекты становления самосознания в контексте проблемы развития личности (Л.И. Божович, И.И. Чеснокова, С.Л. Рубенштейн), а также социально-перцептивные аспекты самосознания, связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих, с самосознанием и познанием других людей (А.В. Захарова, А.И. Липкина, В.В. Столин) и др. Вопросы професстональной направленности личности рассматриваются в контексте общей проблемы направленности личности [5, с. 22].

Формирование профессионального самосознания связано с формированием системы профессионально важных качеств, особенностей мотивации, самооценки, активизации индивидуально-творческого самопознания и саморазвития личности учащегося.

Фактически профессиональная направленность является одним из психологических механизмов развития личности и ее профессионального самосознания, представляя собой осознанное отношение к себе как субъекту будущей профессиональной деятельности. Условием формирования профессиональной направленности является наличие у человека наиболее важных для него мотивов, которые и обеспечивают устойчивость профессиональной направленности личности и развитие ее профессионального самосознания. Таким образом, мотив, помимо других компонентов профессиональной направленности личности (цели, склонности, способности и пр.), является ее системообразующей частью.

В данной публикации представлены результаты экспериментального исследования, проведенного с целью изучения особенностей направленности личности и мотивов выбора профессии студентов СПО.

Наше исследование проводилось на базе государственного бюждетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Лукояновский педагогический колледж им. А.М. Горького (ГБОУ СПО ЛПК), специальность «Физическая культура».

С целью изучения особенностей направленности личности и мотивов выбора профессии учащихся 1 курса ГБОУ СПО ЛПК нами были использованы следующие методики:

·                    методика МЭДНАЛ (методика экспресс-диагностики направленности личности, позволяет определить доминирующую направленность: личную, деловую или коллективистскую);

·                    методика «Мотивы выбора профессии», предложенная Р.В. Овчаровой (методика позволяет: исследовать мотивы выбора профессии, определить ведущий тип мотивации в процессе выбора профессии).

Знание доминирующей направленности личности и того, почему студент избрал ту или иную профессию, позволяет предвидеть, насколько успешно он будет ею овладевать, насколько серьезно, увлеченно будет работать, насколько устойчивым будет интерес к избранной деятельности.

Результаты диагностики экспериментальной и контрольной групп студентов 1 курса СПО  по методике МЭДНАЛ представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты диагностики экспериментальной и контрольной групп студентов

1 курса СПО  по методике МЭДНАЛ

Вид направленности

ЭГ %

КГ %

Направленность на себя (НС)

13,9

22,2

Направленность на

взаимодействие (ВД)

53,1

58,3

Направленность на задачу (НЗ)

33

19,5

 

Как видно из таблицы 1, у 53,1% студентов экспериментальной и 58,3% студентов контрольной группы доминирующей является коллективистская направленность, что связано с преобладанием мотивов общения, желанием поддерживать хорошие взаимоотношения с однокурсниками, друзьями. Также это можно объяснить тем, что в профессиональной деятельности будущих специалистов главной является коммуникативная функция, умение и желание общаться с людьми, уметь устанавливать с ними позитивные межличностные и деловые отношения. Преобладание данной направленности, возможно, связано с тем, что первокурсники переживают процесс адаптации к учебно-профессиональной деятельности и стремятся наладить межличностные и деловые отношения в новой социальной среде как со своими сверстниками, так и с преподавателями.

В то же время студенты проявляют направленность как на задачу (33% в экспериментальной и 19,5% в контрольной группе), так и на себя (33% в экспериментальной и 19,5% в контрольной группе).

Направленность студентов на задачу вместе с направленностью на взаимодействие указывает на их стремление к освоению профессиональных знаний и умений. Хотя на данном этапе обучения представление студентов о своей будущей профессии является достаточно неопределенным. Возможно, для них, на первых этапах знакомства с профессией особенно значимы коллективистская и деловая направленность, так как на начальном этапе профессионального обучения совместная деятельность, направленная на взаимную поддержку, овладение новыми знаниями, умениями и навыками будет способствовать успешности их деятельности. Таким образом, анализ полученных результатов показывает, что жизненная позиция молодых людей проявляется в основном в доминировании коллективистской направленности.

Результаты диагностики экспериментальной и контрольной групп студентов 1 курса СПО по методике «Мотивы выбора профессии» Р.В. Овчаровой представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты диагностики экспериментальной и контрольной групп студентов 1 курса СПО  по методике «Мотивы выбора профессии» Р.В. Овчаровой

Мотивы

ЭГ в %

КГ в %

Внутренние индивидуальные

12

10

Внутренние социальные

25

27

Внешние положительные

57

59

Внешние отрицательные

6

4

 

При выборе профессии человек руководствуется следующими мотивами: общественной значимостью профессии; престижем; заработком; возможностью продвижения по службе и др.

Знание того, почему студент избрал ту или иную профессию, позволяет предвидеть, насколько успешно он будет ею овладевать, насколько серьезно, увлеченно будет работать, насколько устойчивым будет интерес к избранной деятельности.

Для того чтобы лучше ориентироваться в большом разнообразии мотивов, можно разделить их на внутренние и внешние. Внутренниемотивы выбора той или иной профессии - ее общественная и личная значимость; удовлетворение, которое приносит работа благодаря ее творческому характеру; возможность общения, руководства другими людьми и т.д. Внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека, поэтому на ее основе человек трудится с удовольствием, без внешнего давления.

Внешняя мотивация – это заработок, стремление к престижу, боязнь осуждения, неудачи и т. д. Внешние мотивы можно разделить на положительные и отрицательные.

К положительным мотивам относятся: материальное стимулирование; возможность продвижения по службе; одобрение коллектива; престиж, то есть стимулы, ради которых человек считает нужным приложить свои усилия.

К отрицательным мотивам относятся воздействие на личность путем давления, наказаний, критики, осуждения и других санкций негативного характера.

Исследования показывают, что преобладание внутренних мотивов наиболее эффективно с точки зрения удовлетворенности трудом и его производительности. То же самое можно сказать и относительно положительной внешней мотивации.

Анализ результатов первичной диагностики по методике «Мотивы выбора профессии» показал, что: внутренними индивидуально значимыми мотивами руководствуются 12% студентов экспериментально и 10% контрольной группы (а именно: «профессия соответствует моим способностям, соответствует умственному и физическому развитию, является привлекательной» …). Социально-значимые мотивы, такие как: возможность приносить пользу людям, дает возможность для роста профессионального мастерства и др., выбрали для себя 25% студентов экспериментальной и 27% студентов контрольной группы. Внешние положительные мотивы «Близка к любимому школьному предмету, является высокооплачиваемой и т.д.» 57% студентов экспериментальной и 59% студентов контрольной группы. Внешние отрицательные мотивы (нравиться родителям, избрана друзьями) – 6% студентов экспериментальной и 4% студентов контрольной группы.

Таким образом, студентам в большей степени свойственны внешние положительные мотивы зачастую не связанные с направленностью на будущую профессию.

На основании полученных результатов диагностики и их анализа, а именно выявление коллективисткой направленности и внешней положительной мотивацией у большинства студентов первого курса СПО возникает необходимость разработки комплексной программы психолого-педагогического обеспечения формирования профессиональной направленности и развития профессионального самосознания студентов педагогического колледжа, которая может быть реализована на базе ГБОУ СПО ЛПК.

 

Литература:

1.             Борисова Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности // Психология формирования и развития личности. – М.: Наука, 1981. – С.159-177.

2.             Жукова М.И. Социально-психологические факторы успешности деятельности врача: дис. ... канд. психол. наук. – М., 1990.

3.             Миронова Т.Д. Самосознание профессионала. – Улан-Удэ: Изд-во Бурятского ун-та, 1999. – 200 с.

4.             Митина Л.М. Формирование профессионального самосознания учителя // Вопросы психологии. – 1990. – № 3. – С. 58-64.

5.             Столин В.В. Самосознание личности. – М.: Изд-во МГУ, 1983. – 284 с.

 

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle