Библиографическое описание:

Беганцова И. С., Гусева О. И. Влияние социального статуса подростков на установление межличностных отношений в процессе досуговой деятельности // Молодой ученый. — 2014. — №21.1. — С. 69-71.

В статье исследуется проблема влияния социального статуса подростков на установление межличностных отношений между ними в процессе досуговой деятельности. Экспериментальным путем доказывается, что социальный статус подростков имеет доминирующее значение в установлении межличностных отношений в группе танцевального коллектива Дома Культуры.

Ключевые слова: социальная среда; группа; межличностные отношения; социометрия; социометрический статус члена группы.

Abstract. This article is devoted to the problem of the influence of social status of a grown-up on establishing interpersonal relationship during the process of leisure activity. According to the results of experiments the social status of a grown-up has the dominant value in establishing the interpersonal relationship in a dancing group of the Palace of Culture. 

Keywords: social environment, group, interpersonal relationship, sociometry, sociometric status of a group member.

 

Становление личности индивида не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, от системы отношений, в которые он включается. Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как индивидуальные качества личности – ее эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. Именно активность личности, ее поступки являются важнейшим звеном в системе межличностных отношений [1].

Отрочество – период, когда потребность в общении со сверстниками становится одной из центральных потребностей подростка. И хотя желание общаться со сверстниками, стремление иметь друзей отмечались и в более раннем возрасте, сейчас эта потребность приобретает новое качество – и по содержанию, и по формам выражения, и по роли, которую она начинает играть во внутренней жизни подростка – в его переживаниях, мыслях. Соответственно усиливается значение общения со сверстниками для психического развития подростка [4].

Вступая в межличностные отношения самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях – в детском саду, в классе, в дружеском кругу, в различных формальных и неформальных объединениях, в процессе досуговой деятельности индивид проявляет себя как уникальная личность [6].

Ещё Л. С. Выготский говорил, что любая группа на каждой возрастной ступени характеризуется своей особой ситуацией развития [3]. Ее анализ позволяет раскрыть содержание межличностных отношений в детских группах. Данный вопрос изучали Э. Мэйо, К. Левин, Р. Бернс и другие исследователи. В последнее время с притоком новых социальных взглядов, когда многое меняется и отжившее умирает, необходимо находить новые цели, новые способы деятельности, которые давали бы больше, позволяли бы более продуктивно работать в новой сложившейся ситуации [2, 5]. Именно поэтому данная тема весьма актуальна. Актуальность подчеркивается необходимостью изучения мотивов эмоционального выбора в межличностных отношениях подростков, что в свою очередь выражается необходимостью изменений в воспитательной работе школы и досуговых учреждений в связи с появлением новых воспитательных технологий.

В данной публикации представлены результаты исследования, проведенного с целью изучения влияния социального статуса подростков на установление межличностных отношений в группе танцевального коллектива Дома Культуры.

В работе решаются следующие задачи:

1.                 Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме изменения социальной структуры малой социальной группы и выявить особенности социального статуса подростка в группе танцевального коллектива Дома Культуры.

2.                 Изучить особенности социального статуса подростка в группе танцевального коллектива Дома Культуры.

Экспериментальной базой исследования является: Арзамасский городской Дом культуры. В исследовании принимали участие дети, обучающиеся в средней группе танцевального коллектива «Виктория» в количестве 30 человек в возрасте 14-15 лет. В состав средней группы танцевального коллектива «Виктория» входят 19 девочек и 11 мальчиков.

Основным методом сбора фактических данных выступил метод тестирования. Была апробирована методика оценки межличностных отношений (Т. Лири); социометрия
(Д. Морено), Q-сортировка (В. Стефансон).

Остановимся подробнее на результатах тестирования детей по методике «Оценка межличностных взаимоотношений» Т. Лири, обучающихся в средней группе танцевального коллектива «Виктория».

Небольшое количество обучающихся – 4 человека (20%) обладают альтруистическим или ответственно-великодушным типом отношения к окружающим. Они мягкосердечны, сверхобязательны, присутствует гиперсоциальность установок, подчеркнутый альтруизм. Ответственные по отношению к людям, деликатные, мягкие, добрые, бескорыстные, отзывчивые.

Вариант прямолинейный, агрессивный имеют 3 человека (15%). Им свойственно чрезмерное упорство, недружелюбие, несдержанность и вспыльчивость. Искренность, непосредственность, прямолинейность, настойчивость в достижении цели. Также 3 человека (15%) из группы имеют зависимый, послушный тип отношений с одноклассниками. В их характерах можно выделить такие черты как сверхконформизм, полная зависимость от мнения окружающих. Ярко выражена потребность в помощи и доверии со стороны окружающих, в их признании. Ещё 3 ребенка в группе (15%) имеют сотрудничающий, конвенциональный тип отношений. Они дружелюбны и любезны со всеми; стремятся «быть хорошими» для всех без учета ситуации.

Авторитарным типом отношения к окружающим обладают 2 человека (10%). У них явный дидактический стиль высказываний, черты деспотизма, потребность командовать другими. Они нетерпимы к критике, переоценивают собственные возможности.

Вариант независимо-доминирующий у 2 человек (10%) из группы. У них прослеживается тенденция иметь особое мнение, отличное от мнения большинства, занимать обособленную позицию в группе. Стиль межличностных отношений от уверенного, независимого, склонного к соперничеству, до самодовольного, с выраженным чувством собственного превосходства над окружающими. Эти ребята имеют независимо-доминирующий тип отношений со сверстниками в группе. Ещё у двух ребят тип отношений недоверчивый, скептический. Они крайне обидчивы и недоверчивы. К окружающим они относятся с выраженной склонностью к критицизму, с недовольством и подозрительностью.

Выяснилось, что лишь у одной девочки (5%) тип отношений покорно-застенчивый. Ей присуща полная покорность, повышенное чувство вины, самоунижение.

Своеобразным диктатором в классе является отрицательный лидер. Он нетерпим к критике и склонен себя переоценивать. В классе не оказалось ребят без доминант в поведении. Все ученики имеют какой-либо определённый тип отношений к окружающим.

Обобщая результаты анкетирования можно сделать вывод о том, что подростки находятся на полюсах – в крайних положениях – есть либо «главные» либо «подчиняемые». Много ребят молчаливых, неуверенных в себе и своих поступках, они находятся под влиянием лидеров группы.

Остановимся на результатах тестирования детей по методике «Социометрия» Дж. Морено, обучающихся в средней группе танцевального коллектива «Виктория».

С помощью социометрии мы выявили количественную меру предпочтения, безразличия или неприятия, которую обнаруживают члены группы в процессе межличностного взаимодействия. Было изучено состояние эмоционально-психологических отношений в группе танцевального коллектива и положении в нём каждого подростка. Статусные категории каждого ребенка распределились следующим образом: «Звёзды»: (15%); «Предпочитаемые»: (15%); «Принятые»: (20%); «Непринятые»: (25%); «Отвергнутые»: (25%). Уровень благополучия взаимоотношений (УБВ). Если большинство детей группы оказывается в благоприятных (первой, второй и третьей) статусных категориях, УБВ определяется как высокий, при одинаковом соотношении как средний, при преобладании детей с неблагоприятным статусом - как низкий. В исследуемой группе УБВ можно определить как средний, т.к. в классе одинаковое число детей как с благоприятным, так и неблагоприятным статусом. Рассчитывая Индекс изолированности, можно сделать вывод о том, что группу можно считать благоприятной, если в ней нет изолированных, или их число достигает 5-6%, менее благополучной, если 15-25%. Данную группу можно охарактеризовать как не очень благополучную, число изолированных подростков достигает 25%, что достаточно много.

Эти данные позволяют сделать вывод о том, что средняя группа танцевального коллектива «Виктория» недостаточно дружен, сплочен, в нем существуют устойчивые микрогруппы и много отверженных подростков. На первый взгляд группа кажется достаточно благополучной, но при более глубоком анализе обнаруживаются большие проблемы. Все показатели оказались достаточно низкими, много в коллективе низкостатусных детей. Кроме того, в группе есть отрицательный лидер и положительный. Это говорит о том, что группа «разрывается» изнутри, подростки еще не совсем определились в своем поведении. В целом группа очень неоднородная и сложная.

Результаты исследования социального статуса подростка по методике «Q-сортировка» В. Стефансона выглядят следующим образом:

У 6 человек (30%) – диагностика не выявила ярко выраженных тенденций. У этих ребят показатели средние.

Тенденцию к общительности имеют 5 человек – 25% ребята легко идут на контакт, стремятся образовать эмоциональные связи, как в своей группе, так и за ее пределами. Они разговорчивы, но несколько болтливы, несдержанны.

Тенденция к необщительности ярко выражена у 3 человек – 15% – подростки закрыты, молчаливы, на контакт идут неохотно.

Тенденция к зависимости заметна у 10%  – ребята несамостоятельны, склонны идти на поводу у других, неспособны принимать решения, всегда прячутся за спины других ребят. Наоборот, тенденция к независимости прослеживается у 10%  – они всегда имеют своё личное мнение, но не спорят и скандалят, а делают так, как считают нужным.

Тенденцию к принятию борьбы можно наблюдать у 10%. Ребята активно стремятся участвовать в групповой жизни, добиваться более высокого статуса в системе межличностных взаимоотношений. Любят спорить и протестовать.

Таким образом, в результате диагностического исследования было выявлено, что средняя группа танцевального коллектива недостаточно сплочена, имеют место конфликты.

В результате анализа данных исследования был сделан вывод о том, что социальный статус подростков средней группы танцевального коллектива «Виктория» находится на недостаточно высоком уровне и необходима помощь педагога-психолога в его оптимизации. Для оказания помощи подросткам в оптимизации социального статуса была составлена программа работы педагога-психолога.

Таким образом, сопоставив все данные, проанализировав все результаты исследования, мы можем утверждать, что особенности социального статуса подростка имеет доминирующее значение в установлении межличностных отношений в группе танцевального коллектива Дома Культуры.

Социометрическая структура малой группы представляет собой совокупность соподчиненных позиций членов группы в системе межличностных отношений. В целом, социометрическая структура определяется анализом важнейших социометрических характеристик группы: социометрического статуса ее членов, взаимности эмоциональных предпочтений, наличия устойчивых групп межличностного предпочтения, характера отвержений.

Таким образом, в средней группе танцевального коллектива «Виктория» необходима целенаправленная работа педагога-психолога по изменению социометрического статуса ряда ее участников и реализации целенаправленной программы работы педагога-психолога в данном направлении.

 

Литература:

1.                  Божович Л. И. Развитие личности ребенка. – М.: Просвещение, 1987. – 301 с.

2.                  Бойко В. В. Социально-психологический климат коллектива и личность. – М.: Мысль, 2001. – 206 с.

3.                  Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – М: Педагогика, 1990. – 330 с.

4.                  Краковский А. П. О подростках. – М.: Педагогика, 1999. – 272 с.

5.                  Столяренко Л. Д. Педагогическая психология. – Р-н-Д.: МарТ, 2001. – 421с.

6.                  Крысько В. Г. Социальная психология. – М.: Омега-Л, 2008. – 352 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle