Библиографическое описание:

Махмудов М. Ж., Хайитов Р. Р., Нарметова Г. Р. Исследование физико-химических свойств автомобильного бензина, полученного из нефтегазоконденсатного сырья // Молодой ученый. — 2014. — №21. — С. 181-183.

Бензины предназначены для применения в поршневых двигателях внутреннего сгорания с принудительным воспламенением (от искры).

По составу автомобильные бензины представляют собой смесь компонентов, получаемых в результате различных технологических процессов: прямой перегонки нефти, каталитического риформинга, каталитического крекинга и гидрокрекинга вакуумного газойля, изомеризации прямогонных фракций, алкилирования, ароматизации термического крекинга, висбрекинга, замедленного коксования [1]. Компонентный состав бензина зависит, в основном, от его марки и определяется набором технологических установок на нефтеперерабатывающем заводе.

Ассортимент и качество вырабатываемых и применяемых бензинов определяются эксплуатационными и экологическими требованиями, которые в последнее время стали определяющими.

Одной из главных проблем экологической безопасности населения является негативное воздействие автотранспортных средств на окружающую среду и здоровье населения.

Современные автомобильные бензины должны удовлетворять ряду требований, обеспечивающих экономичную и надежную работу двигателя, и требованиям эксплуатации [1].

В качестве объекта исследования был автомобильный бензин марки АИ-80 Tsh 39.3–203.2004, производимый на Бухарском нефтеперерабатывающем заводе (Узбекистан), соответствующий всем требованиям на продукцию сертификата Uz SMT 01.164.0678712 от 22.11.07, который получают из нового нефтегазоконденсатного сырья.

Исходным сырьем была смесь газоконденсата и нефти месторождения Кокдумалак (Узбекистан) в соотношении конденсат: нефть — 20:80. В настоящее время из-за стратегии рационального использования нефтяных запасов это соотношение изменилось в сторону увеличения количества газоконденсата — до 75–80 %.

Кокдумалакская нефть относится к нефтям средней плотности () с содержанием воды, температурой застывания — минус 20°С.

Анализ физико-химических характеристик газоконденсата показал, что с течением времени наблюдается облегчение газоконденсата, уменьшаются вязкость, коэффициент преломления и содержание серы.

В табл. 1 приводятся показатели выхода светлых нефтепродуктов при атмосферной перегонке смеси нефть: газоконденсат при различных соотношениях [2].

Таблица 1

Выход светлых нефтепродуктов в зависимости от соотношения нефть: газоконденсат

№ п/п

Сырье

Соотношение, масс. %

Показатели выхода светлых нефтепродуктов, масс. %

1.

Нефть

12

86

Газоконденсат

88

2.

Нефть

17,5

87

Газоконденсат

82,5

3.

Нефть

19,5

89

Газоконденсат

80,5

4.

Нефть

22

85

 

Газоконденсат

78

5.

Нефть

26

84

Газоконденсат

74

6.

Нефть

29

87

Газоконденсат

71

7.

Нефть

25,5

85,5

Газоконденсат

74,5

 

Все исследования проводились согласно Государственным стандартам и общепринятым практическим руководствам по анализу нефтепродуктов [3–6].

В табл. 2 дана физико-химическая характеристика объекта исследования.

Таблица 2

Физико-химическая характеристика объекта исследования

Показатели

АИ-80

1.

Цвет

Светло-желтый, чистый, прозрачный

2.

Детонационная стойкость:

О.Ч. по исследовательскому методу

О.Ч. по моторному методу

 

80

76

3.

Плотность при 20°С, г/см3, не более

0,750

4.

Показатель преломления,

1,4500

5.

Испытание на медной пластинке

выдерживает

6.

Содержание воды

отсутствие

7.

Содержание механических примесей

отсутствие

8.

Фракционный состав:

температура начала перегонки, °С

пределы перегонки, °С:

10 %

50 %

90 %

Конец кипения, °C

Остаток в колбе, %

Потери, %

 

42

 

50

104

150

180

1,5

3,0

9.

Массовая доля серы, в %

0,02

10.

Содержание водорастворимых кислот и щелочей

отсутствие

11.

Кислотность, мг KОH нa 100 см3 бензина

3,0

12.

Углеводородный состав, % масс.:

ароматические углеводороды

н-парафиновые углеводороды

изо-парафиновые + нафтеновые

 

50,12

14,23

35,65

 

Как видно из представленных данных, бензин имеет светло-желтый цвет, он прозрачен, О.Ч. по исследовательскому методу 80, моторному — 76, с плотностью 0,750 г/см3 и показателем преломления 1,450, испытание на медной пластинке выдерживает, воды и их примесей нет. По фракционному составу — 50 % перегоняется при 104°С, 90 % перегоняется при 150°С, конец кипения 180°С.

Следует отметить, что в связи с изменениями соотношения состава сырья нефть: газоконденсат, из которого получают автомобильный бензин АИ-80 (А-80) на Бухарском нефтеперерабатывающем заводе, изменялось и содержание ароматических углеводородов и бензола. Образец бензина 2008 г., которое производилось из нефтегазоконденсатного сырья, где соотношения нефти и газоконденсата было 8:2, где содержание бензола (5 %) и ароматических углеводородов (не нормировалось) соответствовало Евростандарту. Этот образец практически соответствовал Евростандарту-3 — при определении адсорбционно-криоскопическим методом группового содержания ароматических углеводородов оно составило 44,7 % масс.

Но в последующем, при изменении состава нефтегазоконденсатного сырья в сторону увеличения газоконденсата до 65–70 % из-за сокращения запасов нефти, суммарное содержание ароматических углеводородов до 50,12 и, в частности, бензола увеличивалось до 5,03 (в % масс.).

В связи с этим возникла необходимость разработки процессов облагораживания бензина АИ-80 — частичных деароматизации и денормализации с целью соответствия бензина Европейским спецификациям: Евро-4 и Евро-5.

 

Литература:

 

1.         Емельянов В. Е. Пути повышения качества вырабатываемых автомобильных бензинов // Топливно-энергетический комплекс России: региональные аспекты: IV Межд. Форум: сб. труд. — Санкт-Петербург, 2004. — С. 130–132.

2.         Сайдахмедов Ш. М. Развитие технологий производства смазочных масел в Узбекистане. — Ташкент: ФАН, 2004. — 108 с.

3.         Нефтепродукты. Методы испытаний. — М.: Стандартгаз, 1961. 1 и 2-ой том. 396 с.

4.         Нефтепродукты. Методы испытаний. — М.: Стандартгаз, 1966. 1 и 2-ой том. 416 с.

5.         Нефтепродукты. Методы испытаний. — М.: Стандартгаз, 1961. — 980 с.

6.         Химия нефти. Практическое руководство. — Ленинград, 1990. — 260 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle