Библиографическое описание:

Махмудов М. Ж., Хайитов Р. Р., Нарметова Г. Р. Современные требования к моторным топливам // Молодой ученый. — 2014. — №21. — С. 179-181.

До 80 % вырабатываемых нефтепродуктов приходится на бензины автомобильные, топлива для реактивных двигателей, дизельные топлива и мазут топочный. Бензины автомобильные и дизельные топлива применяются в наземной технике (автотранспорт, стороительно-дорожная и сельскохозяйственная техника и др.), рельсовом транспорте (тепловозы). Дизельные топлива применяются в водном транспорте (морские и речные суда). Мазут топочный применяется для генерации топлива и электрической энергии (ТЭС, ДЭС, котельные и др.) и в водном транспорте в качестве судовых топлив, эти топлива применяются также на промышленных предприятиях в технологических целях. Перечисленные топлива при сгорании образуют существенную долю вредных выбросов в атмосферный воздух наравне с промышленными предприятиями.

Вместе с тем современное развитие мегаполисов происходит на фоне постоянного конфликта между необходимостью удовлетворения растущих потребностей в энергии и требований минимизации или полного прекращения вредных выбросов в окружающую среду.

Согласно современным требованием в последнее время резко ужесточились экологические требования к автомобильным бензинам, особенно по содержанию ароматических и парафиновых углеводородов, серы. Европейское экономическое сообщество приняло новые требования к бензинам, которые еще более жесткие, чем в США. В России готовится технический регламент, по которому к 2014 г автомобильный парк должен перейти на бензины, соответствующие Евро — 5.

Сегодня известно, что проблема экологичности топлива приобрела самостоятельное значение в связи с ужесточением экологических требований, предъявляемых как к самим топливам, так и продуктам их сгорания [1,2]. Эти требования указаны в ряде Международных документов — Европейские нормали EN-228 и EN-590.

В таблице 1 приводятся экологические требования Европейского экономического сообщества к автомобильным бензинам, особенно по содержанию бензола, ароматических углеводородов, серы и олефинов.

Таблица 1

Новые требования к качеству бензинов

Показатели

Требования

Евро — 2

Евро — 3

2000 г.

Евро — 4

2005 г.

Евро — 5

2009 г.

Максимальное содержание:

бензола, % (об.)

ароматических углеводородов, % (об.)

олефиновых углеводородов, % (об.)

серы, ррm

кислорода, % (масс.)

Давление насыщенных паров (летний сорт), кПа, не более

Фракционный состав, %, не менее:

до 100 0С

до 150 0С

Наличие моющих присадок

 

5

500

 

 

 

1

42

18

150

2,3

 

60

 

46

75

 

1

35

14

50

2,7

 

60

 

46

75

 

1

35

14

10

2,7

 

60

 

46

75

Обязательно

Октановое число (исслед./моторный), мин.

80/76

95/85

 

В таблице 2 приводятся требования различных стран к содержанию ароматических углеводородов и серы в дизельных топливах.

Таблица 2

Современные требования к качеству дизельных топлив

Содержание

Всемирная топливная Хартия, категории

EN 590

Швеция Класс 1

США (Калифорния) с 2006 г.

Мексика

Австралия

Япония

 

Класс -2

Класс -3

Класс -4

с 2000 г.

с 2005 г.

с 2008 г.

Ароматических углеводородов %

25

15

15

Не нормируется

5

10

30

не нормируется

Полициклических ароматических углеводородов %

5

2

2

11

11

2

0,02

1,4

Не норми­руется

3,5

11

Серы, мг/кг

300

30

5

10

350

50

10

10

1

15

500

500

50

(с 2005 г)

 

Что касается продуктов сгорания, то на них также вводятся нормы (табл. 3), выполнение которых достигается как совершенствованием конструкции автомобилей, так и улучшением состава топлив.

В таблице 3 — данные о предельно допустимых выбросах двигателей легковых автомобилей.

Таблица 3

Предельно допустимые выбросы двигателей легковых автомобилей


 

Нормирую­щий документ

Тип двигателя

Год введения требований

СО

Предельно допустимые выбросы, г/км

Западная Европа

Россия

СН

NOх

СН + NOx

твердые частицы

Евро-1

Бензиновый

1993

1999

2,72

0,97

 

Дизельный

 

 

2,72

0,97

0,14

Евро-2

Бензиновый

1996

2002

2,2

0,05

 

Дизельный

 

 

1,0

0,7

0,08

Евро-3

Бензиновый

2000

2004

2,3

0,2

0,15

Евро-4

Бензиновый

2005

2008

1,0

0,1

0,08

Дизельный

 

 

0,5

0,1

0,25

0,3

0,025

 

Основные экологические требования к топливам сводятся к следующему:

-          строгое ограничение содержания бензола в автомобильных бензинах;

-          ограничение содержания ароматических углеводородов в бензине и дизельном топливе, полициклических в дизельных топливах;

-          ограничение содержания олефиновых углеводородов в автомобильных бензинах;

-          ограничение содержания серы в бензинах и дизельных топливах вплоть до тысячных долей процента;

-          постепенное ограничение эмиссии продуктов неполного сгорания: монооксида углерода, углеводородов, твердых частиц и оксидов азота.

Концепция реформулированного (в отличие от бензинов, вырабатываемых по традиционной технологии, в состав реформулированного бензина входят нетрадиционные компоненты, прежде всего эфиры и спирты) предусматривает введение в топливо кислородсодержащих соединений до 2,2–2,7 % (в расчете на кислород). Кроме того, Всемирная топливная хартия не рекомендует вводить в светлые топлива зольные компоненты, а Калифорния, «законодатель экологической моды» на автомобильные топлива, ввела ограничение на содержание азота в топливах для дизельных двигателей. Дискутируется также вопрос о необходимости снижения выбросов углекислого газа.

 

Литература:

 

1.         Данилов А. М., Каминский Э. Ф., Хавкин В. А. Альтернативные топлива: достоинства и недостатки. Проблемы применения. Российский хим. журнал, 2003, Т-47, № 6, с. 4–11.

2.         Соколов В. В. Состояние и перспективы производства присадок к топливам. Материалы заседания комитета по топливам и смазочным материалам ассоциации нефтепереработчиков России. М., Техника, 2003.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle