Библиографическое описание:

Шелестова Е. С. Формирование профессиональной мотивации к проектной самореализации студентов-дизайнеров // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 648-651.

Автором статьи затронут вопрос необходимости формирования профессиональной мотивации к проектной самореализации студентов-дизайнеров, а также описаны основные способы формирования мотивации у студентов-дизайнеров.

Ключевые слова: дизайн, мотивация студентов, профессиональная мотивация, студент-преподаватель, интерактивные формы обучения, высшее образование

The author of the article speaks upon the needs of professional motivation development of the Design Faculty students for the self-realization project, and describes the main methods of students` motivation formation.

Keywords:design, student motivation, professional motivation, student-lecturer, online learning, interactive learning, higher education

 

Одним из приоритетов новой образовательной системы высшего образования является ориентация на интересы личности, креативное мышление, профессиональную и общекультурную компетентность выпускника. Требования рынка труда теперь связанны не только с умением пользоваться знаниями и применять их в профессиональной сфере, но и быть готовым к поиску новых знаний, грамотно пользоваться ими, мобильно и активно действовать внутри новых систем, непрерывному самообразованию в течение жизни [1]. Профессиональная мотивация выступает главным внутренним фактором, приводящим в движение механизмы проектной самореализации студентов, так как только на основе высокого уровня мотивации возможно эффективное развитие высококультурного и профессионально компетентного дизайнера.

Многолетный опыт работы в высшей школе показывает устойчивую низкую мотивацию у студентов к обучению, несмотря на осознанный выбор профессии. По мнению Ю.О. Кравченко "в настоящее время лишь 15 % из общего числа поступивших в вуз имеют мотивацию к учебной деятельности" [4].

Мотивация (от французского — побудитель) — система причин, факторов и условий, побуждающих человека к активной целенаправленной и продуманной деятельности [2]. Мотивация основывается на мотивах, которые в свою очередь, активизируют деятельность студентов, процесс обучения и самообучения, придают их деятельности эмоционально-чувственную окраску и уверенность в собственных силах, что способствует эффективному обучению, восприятию и усваиванию новых знаний.

Динамичные изменения, происходящие сегодня в мире, ставят перед высшими учебными заведениями более высокие требования к организации и качеству профессионального образования. Современный дизайнер должен обладать не только общекультурной и профессиональной компетентностью, но и ощущать потребность в достижениях успеха, четко понимать свою востребованность и конкурентоспособность на рынке труда. Необходимо прививать интерес студентам-дизайнерам к непрерывному самообразованию, самостоятельной деятельности, стремлению получать новые знания, обогащать свой общекультурный уровень. Для достижения таких целей у студент должен обладать высоким уровнем профессиональной мотивации. Поэтому формирование у студентов мотивации в учебно-профессиональной деятельности является важным педагогическим условием.

Студента можно заставить ходить на пары, но невозможно принудительно чему бы то ни было его научить, развить его способности. Студент учится, когда хочет учиться. Тем не менее, От того насколько высока мотивация и высок стимул овладения будущей профессией напрямую зависит эффективность учебного процесса и становление компетентного дизайнера. "Для того чтобы студент по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты им, т. е. чтобы они приобрели значимость для учащегося". Истинный источник мотивации студента находится в нем самом, поэтому необходимо, чтобы сам студент захотел выполнять качественно профессиональные задачи, посредством обучения в вузе. Основным мотивом обучения является внутреннее желание студента обучаться, для достижения профессионального и личностного развития [5].

Студент будет мотивирован к обучению, только тогда, когда занятия будут ему интересны, когда он отчетливо будет понимать свои профессиональные перспективы. Педагог несет особую ответственность за формирование профессиональной мотивации студентов к обучению. Студенту необходимо четко объяснить каким образом знания пригодятся ему в будущем. Если преподаватель выражается абстрактными понятиями "так нужно", "пригодится", "поверь мне на слово" и т.п., студент теряет интерес, не видя конкретных перспектив применения знания в будущем. Студент приходит в высшее учебное заведение не столько за новыми знаниями, сколько в надежде стать востребованным профессионалом на рынке труда, а учитывая иное мировосприятие современным поколением, студент быстро потеряет интерес к обучению, если не будет уверен в том, что обучение направлено непосредственно на формирование его как профессионала. Поэтому преподаватель обязан уметь доказать студентам, что его предмет действительно будет полезен в их профессиональной деятельности.

В своей работе мы приведем примеры основных способов повышения мотивации у студентов-дизайнеров.

Стимулирование на результат. Студент должен мыслить результатом, ведь в реальной профессиональной жизни никого не будет интересовать сколько сил и времени затратил дизайнер на выполнение своей работы. Его будут оценивать по результату. Поэтому в процессе обучение необходимо не только заинтересовать предметом сформировать для него понимание, что стремиться нужно к качественному результату, который станет залогом хорошей оценки не только в учебе но и в профессиональном будущем. Студенту необходимо дать возможность практико-ориентированного применения знаний. Этому могут способствовать интерактивные формы обучения с участием успешных дизайнеров и руководителей компаний (потенциальных заказчиков дизайна). Такой формат приблизит связь образовательного процесса с профессией. [5].

Взаимоотношения студент-преподаватель. Только при условии комфортных взаимоотношений студентов и преподавателя возможно повышение мотивации студента к обучению. Педагог должен выступать в роли наставника, к которому всегда можно обратиться за помощью, разъяснением материала, обсуждением интересующих профессиональных и общекультурных вопросов. Преподаватель должен использовать укреплять уверенность студентов в силах, настраивать их самореализацию в профессии. Чем больше доверия оказывает педагог студенту, тем с большим интересом студенты сотрудничают с преподавателем. [5].

Признание успехов студента. Публичная похвала и системный разбор студенческих работ с явным акцентом на достоинствах и нововведениях, повышает самооценку студента его профессиональную мотивацию и желание добиваться аналогичных результатов и более высоких. Любой (даже самый неприлежный) студент — личность, которая хочет к себе внимания и уважительного отношения. Интерактивные формы организации образовательного процесса (дискуссии, ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры, тренинги, разбор кейсовых ситуаций и др.) являются эффективным методом налаживания взаимодействия между педагогом и студентами. [3].

Умение заинтересовать студентов. Интерес к предмету и личности преподавателя мотивируют студентов с удовольствием посещать занятия. Свобода творчества и интерактивные формы обучения способствуют заинтересованности студентов. Необходимо использовать интерактивные формы проведения, где студентам будет предоставлена возможность высказывать и отстаивать свое мнение, быть активным участником обсуждений, искать и находить различные варианты решения проектной задачи, применять комплексные способы решения профессиональных проблем. Это эффективно повысит интерес студентов к обучению. Так же мотивации студентов способствует личный пример преподавателя. Большее уважение у студентов вызывает преподаватель-практик — успешный и признанный дизайнер, работающий с крупными проектами, имеющий качественное портфолио и на деле знающий то, чему учит. Так же ценится доброжелательность педагога, требовательность (соответствующая уровню подготовки студента), пунктуальность, умение держать свое слово.

Бонусная система поощрений. Так же эффективным средством повышения профессиональной мотивации к проектной самореализации студентов-дизайнеров является введение бонусной системы поощрений, которая будет учитывать их активность в течении семестра, представленной в виде завершенных дизайн-продуктов. В самом начале семестра необходимо озвучить расширенные возможности, позволяющие добросовестным студентам иметь ряд бонусных поощрений, которыми могут стать внеаудиторное посещение выставок и конференций, бесплатное участие во внутренних конкурсах, выдача грамот, благодарностей и др. Недобросовестные студенты могут получать дополнительные задания за каждый пропуск занятия по неуважительной причине, что так же будет их стимулировать приходить на пары вовремя и активно участвовать в образовательном процессе. В итоге все студенты будут мотивированы конкретными бонусами и преференциями и с большей ответственностью отнесется к учебному процессу.

Формирование интереса к профессии. Профессия "дизайнер" одна из самых востребованных профессий современного мира. Дизайн пронизывает все сферы деятельности человека. В связи с этим нужно грамотно формировать интерес к профессии и ее развитию, раскрывать значимость дизайнерских проектор в России и мире, уделять внимание положительным сторонам профессии, одобряя ее выбор. Этому могут способствовать интерактивные формы обучения с приглашенными специалистами, о которых мы уже говорили выше, просмотр и обсуждение значимых современных проектов в области дизайна, фильмов о дизайнерах, участие в конференциях и семинаров с мировыми легендами дизайна, посещение выставок и галерей.

Предоставление творческой свободы студентам. Предоставление творческой свободы при выборе методов и техник достижения профессиональных результатов повышает мотивацию студентов. Каждый студент желает быть сопричастным к образовательному процессу, принятым коллективом, чувствовать уважение его мнения и отсутствие давления со стороны преподавателя.

Сегодня большое внимание уделяется саморазвитию и самообразованию студента. Высшие учебные заведения становятся своего рода навигаторами студента по жизни, помогающими найти свой профессиональный жизненный путь. Диктаторские формы обучения неэффективны в таких условиях, когда студентам за достаточно короткое время необходимо усвоить все профессиональные знания, умения и навыки.

Высшая школа должна стимулирование интерес к обучению таким образом, чтобы целью студентов стало не просто получение диплома, а диплома, подтверждающего его реальную профессиональную компетентность и высокую конкурентоспособность. Мотивация студентов — это один из наиболее эффективных способов улучшить процесс и результаты обучения, а мотивы являются движущей силой процесса обучения и усвоения материала. [5 ].

Высшая школа давно ведет разговор о необходимости новых подходов к качеству повышения профессиональной подготовки. Не смотря на это, в большинстве вузов, где обучают дизайнеров, сохраняются традиционные формы и методы обучения, а преодоление нежелания обучаться и равнодушие к знаниям сводится с усиленному контролю преподавателями за учебной работой студентов. Нынешнее состояние образования дизайна в России говорит о необходимости формирования профессиональной мотивации к проектной самореализации студентов-дизайнеров. Формированию такой мотивации может способствовать стимулирование студентов на завершенный качественный результат, установление комфортных взаимоотношении между студентами и преподавателем, признание преподавателем успехов студентов, введение системы поощрений, умение увлечь студентов на занятиях, заинтересовать в профессии дизайнера и предоставление творческой свободы студентам.

 

Литература:

 

1.      Бакшаева Н.А., Вербицкий А.А. Психология мотивации студентов: Учебное пособие. — М.:Логос, 2006.-184с

2.      Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). — Екатеринбург, 2000. — 57 с.

3.      Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. пособие. — М.:Высш шк., 1991.-207с.: ил

4.      Кравченко Ю.О. К проблеме формирования учебной мотивации студентов [Текст] / Ю.О. Кравченко // Психология в России и за рубежом: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). — СПб.: Реноме, 2011. — С. 104-106.

5.      Мормужева Н. В. Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений [Текст] / Н. В. Мормужева // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 160-163

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle