Библиографическое описание:

Старцева-Тарасова В. И. Профилактика подросткового экстремизма // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 495-497.

Одной из острейших социальных проблем современности является распространение экстремизма среди широких масс населения. Особое место в этом ряду занимает экстремистское поведение среди подростков, связанное с совершением действий насильственного характера по личностным мотивам.

Данная проблема нуждается в разработке программы превенции, включающей в себя три направления:

1.                  Реформирование деятельности социальных институтов. Решение такой проблемы, как профилактика молодежного экстремизма невозможно в рамках отдельно взятого образовательного учреждения. Необходимо консолидировать усилия органов самоуправления, государственных и негосударственных объединений и организаций по разработке комплекса мер, направленных на профилактику экстремистских проявлений в молодежной среде.

Задачи данного направления:

-          разработка и постоянное дополнение комплекса мероприятий, направленных на достижение цели;

-          отработка механизмов взаимодействия органов самоуправления и организаций, реализующих программу в ходе проведения совместных мероприятий;

-          вовлечение большего числа организаций и учреждений в реализации программы, даже если работа с молодежью не является их непосредственной задачей;

-          пропаганда ЗОЖ, организация досуга, семейное психологическое консультирование молодых людей, профилактика асоциальных явлений и поведенческих девиаций по средствам проведения просветительских мероприятий.

2.                  Работа с родителями. Это связано с тем, что молодые люди, склонные к принятию экстремистских моделей поведения, проживают, как правило, в неблагополучных семьях, продуцирующих отклоняющееся поведение данной категории лиц.

В рамках данного направления необходимо:

-                   расширение знаний родителей по проблемам экстремизма;

-                   профилактика ошибок в семейном воспитании;

-                   использование мер педагогического воздействия (включение родителей в систему педагогического обучения, создание системы индивидуального и группового консультирования, вовлечение родителей совместно с детьми в активную общественно-полезную деятельность в школе);

-                   использование мер административного воздействия.

3.                  Работа с молодежью. Главная задача — организация досуга, ведь внеурочная воспитательная деятельность представляет возможность молодому человеку не только свободу выбора действий, но и создает условия для упражнения и тренировки определенных эмоционально-волевых и нравственно-поведенческих качеств. [1,c.346]

Можно также использовать следующие формы работы: индивидуальные беседы, организация факультативных занятий, встреч с психологами, тренинги, круглые столы, экскурсии, тематические вечера, спортивные мероприятия и мн. др.

Возможно также:

-                   Развить социальную активность, побудить и привить интерес к себе и окружающим.

-                   Научить саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативы и самостоятельности, осуществлять правильный выбор форм поведения.

-                   Привить уважение к членам коллектива, помочь обрести социальный статус, выполнять определенную роль в коллективе.

-                   Оптимизировать положительный опыт, разрушить опыт девиантного поведения, создать и закрепить позитивные образцы поведения.

Основными направлениями деятельности специалистов по социальной работе в сфере профилактики экстремизма среди молодежи являются:

-                   разработка внутриведомственной статистики, отражающей характер и состояние молодежных девиаций; включение во внутриведомственную статистическую отчетность о наличии различных учреждений, осуществляющих коррекцию, социальную реабилитацию, медико-психолого-педагогическую поддержку, охрану и защиту детей и семей «группы риска»; обеспечение доступности статистической информации о детско-подростковой девиации для всех субъектов образования и воспитания;

-                   регулярный анализ состояния детской безнадзорности и ее последствии; оценка эффективности системы профилактики; прогнозирование качественного и количественного развития всех компонентов системы;

-                   своевременное выявление неблагополучных семей, информирование о них центров социальной помощи семье и детству, комиссий по делам несовершеннолетних, выявление несовершеннолетних, нуждающихся в социальной профилактике и реабилитации;

-                   анализ кадрового состава учреждений разных ведомств, имеющих профилактическую направленность, выявление кадрового дефицита специалистов по социальной, психосоциальной, социально-педагогической работе;

-                   создание сети комплексных профилактических служб социотерапевтической помощи семье и подростку, разработка содержания и организационно-управленческих принципов их работы, а также разработка психологического и правового обеспечения их деятельности;

-                   активное и целенаправленное использование подростковых и юношеских объединений по интересам как институтов ресоциализации социально дезадаптированных подростков;

-                   разработка специфических форм и средств приобщения девиантных подростков к активному, полезному, развивающему досугу, вовлечения

-                   в социально значимую деятельность, включая производственный труд;

-                   широкая апробация различных форм работы с неформальными объединениями подростков;

-                   систематизация и обоснование целесообразных форм и методов социально-педагогической коррекции условий семейного воспитания, семейного образа жизни функционально несостоятельных, не справляющихся с задачами воспитания, семей, включая различные формы семейного отдыха, психологическое консультирование, психолого-педагогическое просвещение родителей и психотерапию семейных отношений;

-                   создание правовых гарантий для системы профилактики, в том числе путем обеспечения гарантированного бюджетного финансирования;

-                   определение полномочий и ответственности органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований, юридических и физических лиц в сфере профилактики; правовое регулирование отношений в данной области; разработка межведомственных программ, ориентированных на обучение специалистов по уличной работе с молодежью;

-                   подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов, задействованных в сфере профилактической работы; анализ существующей системы подготовки и переподготовки специалистов по социальной, психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работе; проведение конференций, семинаров для сотрудников органов и учреждений системы профилактики, ориентированных на анализ профилактической работы, выявление эффективного опыта, новых технологий предупреждения социальной дезадаптации детей, их социальной реабилитации и адаптации.

В плане социально-педагогической работы важно своевременное выявление семей, находящихся в социально опасном положении, оказание им соответствующей социально-правовой помощи, включая материальное вспомогательство, помощь в трудоустройстве родителей и подростков, улучшении жилищных условий, медицинском обслуживании, обеспечения детей бесплатными дошкольными и школьными учреждениями, бесплатным школьным питанием, а в случае необходимости временное помещение детей в школы-интернаты, санаторно-лесные школы и т. д. и как крайняя мера — лишение родительских прав. При этом чрезвычайно важно, чтобы система социально-правовой помощи и охраны срабатывала своевременно и охватывала все нуждающиеся в такой помощи семьи.

Одним из путей решения данной проблемы может стать целенаправленная программа правового воспитания подростков.

Правовое воспитание — это целенаправленная систематическая деятельность государства, общественных объединений, социальных групп, общества в целом по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры. Оно органически связано с правовым обучением. [2, с. 684]

Актуальность правового воспитания определяется современным состоянием, проблемами и задачами развития российского общества.

 

Литература:

 

1.                  Бидова Б. Б. Особенности национального самосознания и его роль в становлении межконфессиональная толерантность // Молодой ученый. 2013. № 3. С. 344–347.

2.                  Тхакохов А. А. О проблеме правового воспитания подростков // Молодой ученый. — 2014. — № 3. — С. 685–686.

Основные термины (генерируются автоматически): Похожая статья, религиозного экстремизма, правового воспитания подростков, профилактика молодежного экстремизма, своевременное выявление, в сфере профилактики экстремизма, причины религиозного экстремизма, предпосылки религиозного экстремизма, Современное понимание экстремизма, распространение экстремизма, своевременное выявление неблагополучных, органов самоуправления, важно своевременное выявление, организация досуга, системы профилактики, социальной помощи семье, выявление кадрового дефицита, профилактической работы, Актуальность правового воспитания, Тхакохов А. А. О проблеме правового воспитания.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle