Библиографическое описание:

Старцева-Тарасова В. И. Профилактика подросткового экстремизма // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 495-497.

Одной из острейших социальных проблем современности является распространение экстремизма среди широких масс населения. Особое место в этом ряду занимает экстремистское поведение среди подростков, связанное с совершением действий насильственного характера по личностным мотивам.

Данная проблема нуждается в разработке программы превенции, включающей в себя три направления:

1.                  Реформирование деятельности социальных институтов. Решение такой проблемы, как профилактика молодежного экстремизма невозможно в рамках отдельно взятого образовательного учреждения. Необходимо консолидировать усилия органов самоуправления, государственных и негосударственных объединений и организаций по разработке комплекса мер, направленных на профилактику экстремистских проявлений в молодежной среде.

Задачи данного направления:

-          разработка и постоянное дополнение комплекса мероприятий, направленных на достижение цели;

-          отработка механизмов взаимодействия органов самоуправления и организаций, реализующих программу в ходе проведения совместных мероприятий;

-          вовлечение большего числа организаций и учреждений в реализации программы, даже если работа с молодежью не является их непосредственной задачей;

-          пропаганда ЗОЖ, организация досуга, семейное психологическое консультирование молодых людей, профилактика асоциальных явлений и поведенческих девиаций по средствам проведения просветительских мероприятий.

2.                  Работа с родителями. Это связано с тем, что молодые люди, склонные к принятию экстремистских моделей поведения, проживают, как правило, в неблагополучных семьях, продуцирующих отклоняющееся поведение данной категории лиц.

В рамках данного направления необходимо:

-                   расширение знаний родителей по проблемам экстремизма;

-                   профилактика ошибок в семейном воспитании;

-                   использование мер педагогического воздействия (включение родителей в систему педагогического обучения, создание системы индивидуального и группового консультирования, вовлечение родителей совместно с детьми в активную общественно-полезную деятельность в школе);

-                   использование мер административного воздействия.

3.                  Работа с молодежью. Главная задача — организация досуга, ведь внеурочная воспитательная деятельность представляет возможность молодому человеку не только свободу выбора действий, но и создает условия для упражнения и тренировки определенных эмоционально-волевых и нравственно-поведенческих качеств. [1,c.346]

Можно также использовать следующие формы работы: индивидуальные беседы, организация факультативных занятий, встреч с психологами, тренинги, круглые столы, экскурсии, тематические вечера, спортивные мероприятия и мн. др.

Возможно также:

-                   Развить социальную активность, побудить и привить интерес к себе и окружающим.

-                   Научить саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативы и самостоятельности, осуществлять правильный выбор форм поведения.

-                   Привить уважение к членам коллектива, помочь обрести социальный статус, выполнять определенную роль в коллективе.

-                   Оптимизировать положительный опыт, разрушить опыт девиантного поведения, создать и закрепить позитивные образцы поведения.

Основными направлениями деятельности специалистов по социальной работе в сфере профилактики экстремизма среди молодежи являются:

-                   разработка внутриведомственной статистики, отражающей характер и состояние молодежных девиаций; включение во внутриведомственную статистическую отчетность о наличии различных учреждений, осуществляющих коррекцию, социальную реабилитацию, медико-психолого-педагогическую поддержку, охрану и защиту детей и семей «группы риска»; обеспечение доступности статистической информации о детско-подростковой девиации для всех субъектов образования и воспитания;

-                   регулярный анализ состояния детской безнадзорности и ее последствии; оценка эффективности системы профилактики; прогнозирование качественного и количественного развития всех компонентов системы;

-                   своевременное выявление неблагополучных семей, информирование о них центров социальной помощи семье и детству, комиссий по делам несовершеннолетних, выявление несовершеннолетних, нуждающихся в социальной профилактике и реабилитации;

-                   анализ кадрового состава учреждений разных ведомств, имеющих профилактическую направленность, выявление кадрового дефицита специалистов по социальной, психосоциальной, социально-педагогической работе;

-                   создание сети комплексных профилактических служб социотерапевтической помощи семье и подростку, разработка содержания и организационно-управленческих принципов их работы, а также разработка психологического и правового обеспечения их деятельности;

-                   активное и целенаправленное использование подростковых и юношеских объединений по интересам как институтов ресоциализации социально дезадаптированных подростков;

-                   разработка специфических форм и средств приобщения девиантных подростков к активному, полезному, развивающему досугу, вовлечения

-                   в социально значимую деятельность, включая производственный труд;

-                   широкая апробация различных форм работы с неформальными объединениями подростков;

-                   систематизация и обоснование целесообразных форм и методов социально-педагогической коррекции условий семейного воспитания, семейного образа жизни функционально несостоятельных, не справляющихся с задачами воспитания, семей, включая различные формы семейного отдыха, психологическое консультирование, психолого-педагогическое просвещение родителей и психотерапию семейных отношений;

-                   создание правовых гарантий для системы профилактики, в том числе путем обеспечения гарантированного бюджетного финансирования;

-                   определение полномочий и ответственности органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований, юридических и физических лиц в сфере профилактики; правовое регулирование отношений в данной области; разработка межведомственных программ, ориентированных на обучение специалистов по уличной работе с молодежью;

-                   подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов, задействованных в сфере профилактической работы; анализ существующей системы подготовки и переподготовки специалистов по социальной, психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работе; проведение конференций, семинаров для сотрудников органов и учреждений системы профилактики, ориентированных на анализ профилактической работы, выявление эффективного опыта, новых технологий предупреждения социальной дезадаптации детей, их социальной реабилитации и адаптации.

В плане социально-педагогической работы важно своевременное выявление семей, находящихся в социально опасном положении, оказание им соответствующей социально-правовой помощи, включая материальное вспомогательство, помощь в трудоустройстве родителей и подростков, улучшении жилищных условий, медицинском обслуживании, обеспечения детей бесплатными дошкольными и школьными учреждениями, бесплатным школьным питанием, а в случае необходимости временное помещение детей в школы-интернаты, санаторно-лесные школы и т. д. и как крайняя мера — лишение родительских прав. При этом чрезвычайно важно, чтобы система социально-правовой помощи и охраны срабатывала своевременно и охватывала все нуждающиеся в такой помощи семьи.

Одним из путей решения данной проблемы может стать целенаправленная программа правового воспитания подростков.

Правовое воспитание — это целенаправленная систематическая деятельность государства, общественных объединений, социальных групп, общества в целом по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры. Оно органически связано с правовым обучением. [2, с. 684]

Актуальность правового воспитания определяется современным состоянием, проблемами и задачами развития российского общества.

 

Литература:

 

1.                  Бидова Б. Б. Особенности национального самосознания и его роль в становлении межконфессиональная толерантность // Молодой ученый. 2013. № 3. С. 344–347.

2.                  Тхакохов А. А. О проблеме правового воспитания подростков // Молодой ученый. — 2014. — № 3. — С. 685–686.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle