Библиографическое описание:

Оссауленко С. Л. Проблема противодействия политическому экстремизму на Северном Кавказе: анализ и пути решения // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 488-490.

Сложнейший феномен, сопровождающий человечество на протяжении веков это политический экстремизм. В современных условиях в связи с усилением противоречий в обществе, кризисным состоянием общественных отношений происходит резкая активизация политического противоборства, использование в практике разрешения политических конфликтов, наряду с цивилизованными, правовыми методами, антиконституционных форм политической борьбы. Политический экстремизм сегодня переходит в ряд явлений, представляющих реальную угрозу национальной безопасности России, жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Большую опасность политический экстремизм таит в сфере межнациональных и религиозных отношений. Вооруженные конфликты, военные действия, возникающие на южном участке границ России, влияние исламского фундаментализма дают мощный импульс развитию политического экстремизма, совершаемого на этноконфессиональной основе, создают угрозу территориальной целостности России, ее конституционному строю.

Активно осуществляемый в сфере политических отношений, экстремизм проникает во все области общественной жизни: межэтнические, религиозные, экономические, духовные, экологические отношения.

По направленности выделяют:

Как и любое социальное явление, политический экстремизм имеет характерные устойчивые признаки, к которым относятся,

-          политическая направленность экстремистской деятельности, осуществление ее в целях борьбы за власть. Политический характер целей указывает, что, не отличаясь от других подсистем политической борьбы постановкой основной цели — приходу к власти, политический экстремизм расходится с ними по способам ее достижения. Если его политические противники стремятся прийти к власти легитимным путем, то политический экстремизм пытается ее захватить, используя свой основной метод — насилие;

-          использование насилия или угрозы его применения по отношению к объектам своих политических интересов путем агрессивного физического и морально-психологического воздействия, стремление добиться поставленных целей любыми средствами, что усиливает антагонизм политического экстремизма с противостоящими ему подсистемами политической борьбы;

-          организованный характер деятельности, наличие системы различных по своей структуре, идейно-политической направленности и материально-технической обеспеченности политических образований, составляющих субъект политического экстремизма, что способствует широкомасштабное и целенаправленности экстремистской деятельности;

-          отказ субъектов политического экстремизма от компромиссов, принятия договоренностей с политическими противниками, что объясняется, во-первых, решительностью в достижении поставленных целей, во-вторых, использованием насилия в качестве основного метода в своей стратегии и, в-третьих, отсутствием веры в возможность достижения политических целей иными путями.

Данные признаки, отражающие основные свойства политического экстремизма, указывают на его отличие от других явлений, входящих в систему политической борьбы и для которых характерным является стремление к достижению поставленных целей конституционным путем.

В последние годы перед Российской Федерацией, как и рядом других государств, остро встала проблема политического экстремизма. В наиболее общем виде политический экстремизм можно определить как совершение экстремистской деятельности в политических целях [1]. Выступая одним из существенных факторов, дестабилизирующих общественно-политическую ситуацию в стране, политический экстремизм провоцирует социальную напряженность, подрывает основы конституционного строя РФ как многонационального и поликонфессионального государства. Анализ событий в Южном федеральном округе показал, что инициаторами такого рода противоправной деятельности выступают радикально настроенные индивиды, социальные группы, стремящиеся любыми, в том числе и противоправными, способами реализовать свои политические интересы, включая различные формы насильственного воздействия. Нередко информационную и иную материальную поддержку им оказывают отдельные неправительственные иностранные организации, которые используют в этих целях социально-экономические проблемы, этнонациональные и религиозные противоречия, продолжающие существовать в южных регионах нашей страны. Питательной средой для преступного экстремизма выступают коррупция, борьба различных политических группировок и кланов, миграция населения и нерешенность проблем переселенцев и беженцев, имущественная поляризация населения, безработица и ряд других социальных проблем.

Как подчеркивается в международно-правовых документах, независимо от своей природы экстремизм представляет собой форму политической деятельности, явно или исподволь отрицающую принципы парламентской демократии и основанную на идеологии и практике нетерпимости, отчуждения, ксенофобии, антисемитизма и ультранационализма [2]. Таким образом, подчеркивается стержневая политическая составляющая экстремизма, в то время как использование религиозных, националистических лозунгов есть не что иное, как способ реализации экстремистами своих политических амбиций.

Не секрет, что проблемы, связанные с распространением политического экстремизма на Северном Кавказе, детерминированы сложной конфессиональной ситуацией в этом регионе. Но если традиционные исламские учения призывают людей к миру и согласию, то последователи ваххабизма — наиболее радикального движения в суннитском исламе — посредством демагогии, организации беспорядков, актов гражданского неповиновения стремятся дестабилизировать и разрушить существующие общественные и государственные структуры для достижения своих целей. Наличие в распоряжении ваххабитов собственных мечетей, медресе, издательств и даже станций спутниковой связи, позволявших поддерживать постоянный контакт с зарубежными фундаменталистскими центрами, создавало мощную идеологическую поддержку в деятельности по распространению чуждых для мусульман экстремистских воззрений.

Конечно, многое в плане предупреждения политического экстремизма на Северном Кавказе сегодня уже сделано. [3]

Однако по-прежнему актуальной остается проблема совершенствования системы исламского образования. Распад на различные духовные управления, появление новых религиозных организаций способствуют распространению экстремистских идей, особенно среди верующей молодежи. В связи с этим необходим действенный контроль над процессом подготовки религиозных кадров как в нашей стране, так и в исламских университетах за рубежом.

Очевидно, что повышение жизненных шансов молодого поколения в образовании, трудоустройстве, жилье само собой способствует предупреждению экстремистских проявлений. Кроме того, важно разрабатывать региональные программы, направленные на профилактику экстремизма в молодежной среде, принимать меры по вовлечению наиболее способных молодых людей в управление муниципальными образованиями через создание систем общественных советов, парламентов при органах местного самоуправления. Эти и некоторые другие меры предусмотрены Методическими рекомендациями по профилактике и противодействию экстремизму в молодежной среде, разработанными МВД и ФСБ России совместно с Минспорттуризмом России. [4]

Думается, что реальным средством противодействия политическому экстремизму послужило бы внесение изменений в действующее уголовное законодательство. В Уголовном кодексе РФ необходимо установить ответственность за предоставление или сбор средств, а также финансирование экстремистской организации, ее деятельности или подготовки преступлений экстремистской направленности. Учитывая тот факт, что экстремистские материалы нередко распространяются через сеть Интернет, целесообразно было бы предусмотреть в качестве квалифицированного вида составов преступлений экстремистской направленности совершение данных деяний с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования. Такие предложения уже подготовлены и внесены Правительством РФ в Государственную Думу. Отсутствие адекватной реакции на размещение экстремистских материалов в международной компьютерной сети со стороны органов государственной власти, призванных бороться с любыми проявлениями экстремизма и разжигания национальной и межэтнической розни, культивирует чувство вседозволенности и безнаказанности у лиц, совершающих эти деяния. [5]

Экстремизм не может существовать в вакууме, ему необходим постоянный приток новых сторонников, которые заражаются человеконенавистническими идеями через религиозную, образовательную, культурную и благотворительную среду. Поэтому именно благодаря системной профилактической работе, объединению усилий всех институтов государственной власти и гражданского общества по устранению идеологических основ его существования и распространения можно добиться более или менее эффективных результатов.

 

Литература:

 

1.                  Власов В. И. Экстремизм: сущность, виды, профилактика / Под ред. Р. Г. Абдулатипова. М., 2003. С. 10–14.

2.                  Резолюция 1344 «Об угрозе для демократии со стороны экстремистских партий и движений в Европе» (2003 г.). URL: http://www.coe.ru/

3.                  Кагерманов А. С. С., Бидова Б. Б. Идеологические направления российского экстремизма конца XIX — начала ХХ вв //Научно-информационный журнал Армия и общество. 2014. № 2 (39). С. 45–48.

4.                  Бидова Б. Б. Некоторые аспекты обеспечения национальной безопасности на региональном уровне // Молодой ученый. — 2014. — № 19.

5.                  Оссауленко С. Л. Религиозно-политический экстремизм и терроризм в поликонфессиональном обществе // Молодой ученый. — 2013. — № 5. — С. 545–547.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle