Библиографическое описание:

Галустов В. У. Формы и методы работы по правовому воспитанию молодежи в образовательном учреждении // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 465-467.

Укрепление дисциплины и организованности, развитие демократизма в стране во многом зависят от уровня правового сознания населения, от правильного понимания каждым гражданином своих прав, свобод и умения их использовать, готовности исполнять свои обязанности, поступать всегда в соответствии с законом. Поэтому дальнейшее упрочнение правовой основы государственной и общественной жизни обусловливает необходимость улучшения правового воспитания населения и в особенности молодежи. Важность правового воспитания молодежи обусловлена еще и тем, что в жизнь вступают все новые и новые поколения людей. И каждое новое поколение молодежи, усваивая опыт прошлого, испытывает тягу к познанию новых явлений. Это накладывает определенный отпечаток на методы и формы правового воспитания молодежи, которые требуют тщательной разработки. [1, с. 887].

В начальной школе у ребенка не только складываются основы научных представлений об окружающем мире, но и зарождаются в сознании первые проявления гражданственности, обязанности, понимания своего права на определенные блага. Поэтому в его душу надо заронить добрые семена и воспитать его в благородных понятиях чести и совести, нравственности и справедливости, добра и гуманности. Вместе с тем человек в детском возрасте весьма восприимчив к воздействию отрицательных факторов, высокая впечатлительность и отсутствие жизненного опыта развивают у него неверные ассоциации при восприятии сознанием различных явлений. Всем комплексом воспитательных форм ребенку прививаются уважение и любовь к политическому строю, к правилам поведения людей и порядкам их взаимоотношений, к общественным богатствам, в нем воспитывается дух равноправия, альтруизма, нетерпимости к плохому. Может быть, современное внушение детям правильного решения древнейшей проблемы «хочу — можно или нельзя» значит больше, чем многие последующие правовоспитательные усилия без такого «базиса».

В работе со школьниками начального звена наиболее эффективными являются викторины, акции, интеллектуальный марафон.

Среднее звено. Подростки уже имеют определенный жизненный опыт, взгляды и оценки окружающих явлений и событий, ясно обнаруживают интересы и стремления, проявляют известную политическую и гражданскую зрелость, понимание своих общественных обязанностей. Ни на минуту нельзя забывать, что в жизни, в окружающей подростка действительности рядом с хорошим, добрым, возвышенным, всем тем, что помогает формированию лучших черт человека будущего, часто еще существует и дает о себе знать социальная накипь. Острая и напряженная борьба за души подростков требует использования в процессе воспитания его правовых форм. Правовое воспитание складывается в первую очередь из формирования у них на базе правовой идеологии правильного понимания существа и задач политической и правовой организации общества, воспитания уважения к закону, стоящему на страже общественных интересов, внушения им необходимости соблюдения действующих в обществе и охраняемых государством правил поведения. На этом этапе надо привить мысль о том, что жизнь несовместима с полуанархическими толкованиями понятий воли, свободы. Но как бы ни была ограничена или самоограничена свобода воли, она принадлежит к числу самого ценного достояния для человека, поэтому всякое неосновательное или непонятное для подростка ее ущемление вызывает соответствующей силы протест, противодействие. Последнее очень характерно для детей этого возраста. Скольких подобных протестов можно избежать своевременным включением подростков в сферу правового воспитания.

Правовое воспитание старшей части молодежи — юношества — должно логически и практически завершать становление ее правового сознания и подготовить к общественной жизни и полноценному участию в производственной деятельности. С этим периодом связано включение в сферу трудовых, семейных отношений, завершение формирования мировоззрения, характера, привычек, убеждений. Нельзя забывать о противоречивости и сложности процесса развития юношества, когда одинаково опасны и излишняя опека, и увлечение административными мерами, толкающими к развитию негативных черт в характере, порождающих ложные понятия и представления в сознании. Эффективной формой работы с юношами и девушками является фронтальная беседа. Это специально организованный диалог, в ходе которого ведущий руководит обменом мнениями по какому-либо вопросу или проблеме. Беседа предполагает заранее разработанные вопросы, к которым есть требования: правильность, конкретность, простота, четкость. Вопрос должен будить мысль, заключать в себе проблему.

Чтобы быть на уровне постоянно усложняющихся задач общественного развития, школа должна непрерывно совершенствовать формы, методы и средства правовоспитательной работы, реагировать на изменения общественных потребностей и оперативно перестраивать свою правовоспитательную деятельность по повышению правовой культуры детей и молодежи [1, с. 888].

В настоящее время все чаще в средствах массовой информации говориться о мировом финансовом кризисе, а ведь экономический кризис общества чаще всего сопровождается кризисом ценностных ориентаций. Устойчивое экономическое, политическое, финансовое развитие страны зависит, прежде всего, от социального фактора, а именно от человеческого потенциала, активной части населения. Попытаемся рассмотреть предпочтения и приоритеты нынешнего молодого поколения.

Сегодняшние молодые россияне поставлены в вдвойне экстремальные условия: переворот в социально-экономическом укладе сопровождается кризисом ценностного сознания. Молодым приходится самим решать, что ценнее — обогащение любыми средствами или приобретение высокой квалификации, обеспечивающей способность адаптироваться к новым условиям; отрицание прежних морально-нравственных норм или гибкость, приспособляемость к новой действительности; безграничная свобода межличностных межполовых взаимоотношений или семья как оплот успешного существования. Из этого следует, что представления о ценностных ориентациях размыты, нет грамотного механизма формирования и способа воздействия на сознание и поведение личности, изменилось отношение к образованию, труду, близким, семье [2, с. 2].

Центральное место в структуре семейных ориентаций занимают ориентации на родительство: принятие социальных ролей отца и матери, рождение определенного числа детей. Довольно значительная часть молодежи не связывает, как это было раньше, счастливую семейную жизнь с законным браком. Семья для молодого поколения выступает альтернативой одиночеству, связывается с дружескими взаимоотношениями, личным счастьем. Такая ценность, как личная безопасность включает в себя понятия жизнь, свобода, законность, нравственность. Она является составляющей социального, жизненного пространства для деятельности личности; свободного развития, проявления своих возможностей, потенциала; личной независимости (экономической, политической) и связи с обществом, обеспечивающей эту безопасность. [3, с. 345].

Образование для большинства молодежи выступает как особая ценность. Несмотря на все существующие в обществе проблемы, престиж его, и особенно высшего, продолжает сохраняться. Большинство учащейся молодежи имеет четкую ориентацию на продолжение образования. Однако в последние годы в России появились многие возможности самоутверждения личности, где не требуется высокий уровень образования, но платят большие деньги. Для части молодых людей эти пути достаточно привлекательны, хотя и не ведут к настоящему успеху, но усиливают ощущение духовной пустоты и бессмысленности жизни, временности всего происходящего. Безработица воспринимается многими не как угроза существованию, а как резерв времени для поиска новых стратегий.

И все же доминантой жизненных ценностей и поведенческих приоритетов остается материальное благополучие. За последнее время наблюдается следующая тенденция: молодежь в основном отдает предпочтение не столько духовным и нравственным ценностям, сколько большим деньгам. Например, у 73 % из 600 опрошенных молодых людей материальное благополучие является стимулом их жизненной активности. Умение сколачивать состояние для большинства является мерилом человеческого счастья, полезность труда для молодых людей определяется достижениями собственного экономического достатка. Причем ставится, в основном, цель зарабатывания денег любым доступным путем, лишь бы этот путь приносил доход и чем больше, тем лучше. И поэтому жизненный успех связывается с предприимчивостью и деньгами, а не с талантом, знаниями и трудолюбием [4, с. 25].

Таким образом, молодежь сегодня имеет разные ценностные ориентации, которые довольно подвижны. Динамика ценностных ориентаций зависит от социально-демографических характеристик людей, их уровня социализации, внешних факторов (политических, культурных, экономических и т. д.). Для современной молодежи свойственны как духовно-нравственные, так и сугубо прагматичные, материальные жизненные ценности. Молодое поколение высоко оценивает свои возможности в том, чтобы создать прочную, счастливую семью, получить хорошее образование и престижную работу, побывать в разных странах мира, основать свой собственный бизнес.

 

Литература:

 

1.                  Тхакохов А. А. Причины и условия противоправного поведения несовершеннолетних //Молодой ученый. 2014. № 4. С. 882–884.

2.                  Бидова Б. Б. Особенности национального самосознания и его роль в становлении межконфессиональная толерантность // Молодой ученый. 2013. № 3. С. 344–347.

3.                  Прозументов Л. М. Права несовершеннолетних и их охрана в Российском законодательстве. Томск, 2010. — 128с.

4.                  Агеева А. В. Ценностные ориентации российской молодежи. Ломоносовские чтения // Социология культуры, образования и воспитания. 2013. С. 2–4.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle