Библиографическое описание:

Гаджаева А. К. Актуальные вопросы формирования правовой активности // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 462-463.

Двадцать лет активных реформ российского общества изменили не только наш мир, но и затронули глубинные слои сознания человека, обусловливающие его восприятие окружающего мира, в том числе и правовой реальности. Изменения в политической, экономической и духовной сферах жизнедеятельности общества повлияли и на внешние способы взаимодействия человека с юридическими нормами на правовое поведение людей. Правовое поведение, являясь социальным феноменом социально-правовой действительности, проявляется в различных формах и объективируется в деятельности участников общественных отношений. Характер, масштаб и направление данного поведения во многом определяется не только степенью совершенства юридических норм и их реализации, но и особенностями самой личности, ее осознанием общественных и личных перемен, самосознания и правосознания. В связи с этим произошедшие и происходящие процессы социальной трансформации, в том числе в поведении личности, требуют юридического анализа и обобщения с целью выработки механизмов, блокирующих социальную нестабильность и обеспечивающих рост доли правомерности в правовом поведении. Динамика правового поведения наиболее ярко проявляется у несовершеннолетних, которые, с одной стороны, являются наиболее активной, противоречивой и малокомпромиссной частью общества, с другой стороны, обучающиеся, курсанты, молодежь — это будущее правового регулирования, будущее государства и всего нашего общества.

В правовом поведении современной молодежи неуклонно возрастает доля противоправных деяний. Данная тенденция в поведении молодого поколения во многом детерминируется не только политическими, экономическими и духовными изменениями в российском обществе, но и их физиолого-психологическими особенностями, а также и тем, что в настоящее время правовое воспитание курсантов военного вуза, студентов и школьников осуществляется в принципиально новых социально-экономических и политических условиях [1, с. 685]. Например, возрастная аддикция: несформированность ориентаций, неадекватность восприятия и оценок явлений социальной действительности, недостаточная правовая информированность и т. д. Возрастные особенности проявляются в желании продемонстрировать силу, смелость, завоевать авторитет и друзей. Посредством правонарушений проявляются изобретательность и изощренность, пытаясь самоутвердиться в своей среде. К сожалению, существующая юридическая практика противодействия указанным социально-деструктивным явлениям часто не эффективна, что приводит к формированию у несовершеннолетних негативных привычек нарушать законодательство, к общему снижению детерминирующей роли авторитета правоохранительных органов и государства в целом.

Недостаточная эффективность обеспечения правомерного и рост доли неправомерного поведения обучающихся, помимо прочих обстоятельств, в известной степени детерминирована отсутствием должного научно-теоретического осмысления вопросов, связанных с правовым регулированием поведения обучающихся, должного правового воспитания и правового образования. Следовательно, высока роль именно формирования правовой активности, учитывая, что ничто так не возвышает личность, как активная жизненная позиция, сознательное отношение к общественному долгу. И, как следует, по мнению автора, именно формируя правовую активность у современной молодежи, у обучающихся, мы сможем построить правовое, социальное государство согласно Конституции РФ [2,с.36].

В юридической литературе правовая активность нередко определяется с различных позиций. Одни авторы рассматривают ее только как деятельность по реализации правовых предписаний, другие включают в это понятие также и деятельность, не соответствующую требованиям юридических норм, т. е. противоправную. Подобный подход объясняется, по-видимому, тем, что правонарушители, как правило, достаточно активны. В этом случае авторы не учитывают функционально-структурные особенности правовой активности, предполагающей осознание деятельности в соответствии с требованиями правовых норм. Она выражает высокую степень развития правосознания личности, которое позволяет ей проявить способность к правомерной самореализации, положительной активности, раскрытию своих потенциальных возможностей. Правовая активность — это вид социальной активности, представляющий собой родовое понятие по отношению к интересующей нас категории. Правовая активность имеет личностную (субъективную) и внешнюю формы. В первом плане она выражается в готовности, желании, стремлении субъекта к полезной с точки зрения права деятельности. Ее внешняя форма связана с объективизацией указанного качества в правомерном поведении.

С учетом изложенного, правовую активность можно рассматривать как сознательное, инициативное осуществление гражданами предоставленных им прав и возложенных на них юридических обязанностей в соответствии с целями правового регулирования. Здесь следует подчеркнуть элемент инициативы, который аккумулирует главное в рассматриваемом общественном качестве субъектов права, дает возможность по определенным показателям зафиксировать, учесть, оценить правовую активность граждан. [3,с. 883]

Правовая активность представляется важной характеристикой современного человека. В настоящее время трудно представить себе успешность в военном деле, бизнесе, политике или любой другой сфере деятельности без инициативы, самостоятельности и активности людей. Пассивное восприятие правовой действительности ушло в прошлое. Признавая тот факт, что темперамент людей, психолого-физиологические характеристики каждого человека различны от природы, мы все чаще начинаем задавать вопрос: как можно сформировать активность человека в области права при его соблюдении и уважении, да и возможно ли это осуществить «искусственно»?

В связи с этим особую актуальность приобретают проблемы формирования правовой активности личности посредством научно выработанных технологий правового образования, правового воспитания, правовой работы.

 

Литература:

 

1.                  Тхакохов А. А. О проблеме правового воспитания подростков // Молодой ученый. — 2014. — № 3. — С. 685–686.

2.                  Беличева С. А. Парадоксы превентивной теории и практики //Психологический журнал. 2012. № 6. — С.36–40.

3.                  Тхакохов А. А. Причины и условия противоправного поведения несовершеннолетних //Молодой ученый. 2014. № 4. С. 882–884.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle