Библиографическое описание:

Есиркепов Ж. М., Макулбеков Н. Б. Социальная роль в процессе формирования духовно-нравственного становления личности студента // Молодой ученый. — 2014. — №20.1. — С. 36-38.

Поскольку студенчество является основным источником и потенциальным резервом пополнения интеллигенции, то его социальная и роль заключается в теоретической и практической подготовке к активным социальным позициям и функциям по выражению и высококвалифицированному обслуживанию всего комплекса социальных интересов и потребностей в области экономики, здравоохранения, образования, культуры, науки, управления в обновлении всего общества в целом.

Социальной ролью казахстанского студенчества обусловлено его многозначное функциональное предназначение. К основным социальным функциям студенчества на современном этапе, на наш взгляд, относятся функции пополнения высокопрофессиональными специалистами рядов интеллигенции, а также растущей части наиболее высококвалифицированных работников иных социальных групп во всех отраслях экономики. Это – функция повышения культурного, интеллектуального и научно-технического потенциала общества: функция пополнения общества не только квалифицированными специалистами, но и гражданами, обладающими широким нравственным кругозором, современной духовной и нравственной культурой. Последнюю можно назвать функцией повышения нравственно-культурного потенциала общества.

В сложном положении оказалась сегодня педагогика. В наше непростое время проблемы возникли не только в социально-экономической сфере, но и в деле воспитания нового поколения. Разрушив прежнюю систему воспитания детей и подростков, мы не успели создать новую. Образовавшийся вакуум заполняется мощным потоком желтой печатной и видеопродукции. Сегодня есть необходимость оградить детей и подростков от негативной информации, пропаганды насилия, прекратить распространение агрессии, порнографии, идущих через СМИ. Особую тревогу вызывает, например, омоложение различных порогов – наркомании, токсикомании, преступности, проституции. Молодой человек не всегда способен оценить ценности, которые исповедовались старшими в течении десятилетии, а поиски эквивалентов часто аморальны. Отрицание традиционных ценностей приводит к тому, что формирующаяся, еще не окрепшая духовно личность, теряет цель и надежду в жизни.

Поскольку нравственная культура пронизывает собою все области и сферы жизни, то для эффективного выполнения многообразны актуальных и потенциальных социальных функций студенчеству необходимо современная нравственная культура, соответствующая потребностям общей или духовной культуры. Формирование духовно-нравственной культуры у студентов- актуальнейшая задача высшей школы на современном переломном этапе общественного развития, которое осложнено обострившейся социально-экономической ситуации в стране.

Неопределенность положения, присущая студенчеству во все времена сегодня многократно усиливается из за необходимости преодолевать различные материальные, социальные, житейские препятствия. Психику будущих специалистов травмируют многообразной затруднения: отсутствие надежных учебных надежных учебных умение и навыков, неспособность самостоятельно преодолевать трудности интеллектуального характера, скептическое отношение к соблюдению этикета общение и поведение, переживание психологического дискомфорта в условиях социального расслоении студенческого общества на богатых, бедных, новых казахов, новых русских и т.д. Эти причины лежат в основе духовно-нравственной неустойчивости значительного числа современной студенческой молодежи. Следствиями этого становится инертное отношение к овладению будущей профессии, к расширению собственного кругозора, повышению культурного уровня, чувство социально-психологической усталости, суицидальные томления, погоня за ложной романтикой самореализации, девиантное поведение и т.д.

Особенно опасно для становления личности студента ощущения им нестабильности собственного сегодняшнего и завтрашнего социально-профессионального положения. Будет ли он после завершения обучения в вузе востребован обществом, сможет ли благополучно трудоустроиться? (причем уровень потребности у современных молодых людей достаточно высок). Эта и многие другие социально-профессиональные проблемы усиливают у современной молодежи своеобразны групповой навык отрицания общечеловеческих моральных ценностей, духовно-нравственных традиций, норм этикетной культуры. Усиливается угроза развития иждивенческой психологи, которая никак не вписывается в содержание понятия духовно-нравственной становления личности студента. Растет число молодых людей, ориентирующихся не на любимую профессию, а на разного рода временные роботы. Как показывают наблюдения, мотивом для такого образа жизни является то обстоятельство, что труд для многих современных молодых людей не входит в число базовых нравственных ценностей. Отсутствие у значительной части студентов вуза трудолюбие, чувство долго перед родителями и преподавателями, активной гражданской активной позиции во многом можно считать следствием утраты веры традиционный социальный и моральные ценности. Такое состояние социально опасно, и его в этом случае, как писал Ф.М.Достоевский, человек «обращается в чудовище».

Среди исследователей студенчество нет единого мнения в опредении типов студентов по их деятельностной ориентации. Например, Присягина З.Н. выделяет слеующие типы: студент-люмпен, который отчуждает себя и от учебы и от общественной жизни, для которого главное - временно отсидеться в вузе от безработицы, от армии и т.п., продлить свою юнность, получить кое-как диплом, потом возможно второи и т.д.; студент - «бизнесмен», главная цель которого - деньги и как можно больше и как можно больше; студент-оптимист ориентированный на будущее; студент-труженник, не теряющии интереса к учебе ни при каких обстоятельствах; студент-скептик, не верящий в перемен, «завернутый в свою оболочку», живущий своим миром; студент, разочарованный во всем, что происходить вокруг него; растерявшийся студент, то есть потерявщий на время точку опоры в жизни: смиривщийся студент, терпимый ко всему происходящему: студент-анархист, главная ценностная ориентация которого – вольница, свободолюбование, незнающиее меры: студент-себялюбец, прогматик, внешне, часто соблюдающии правила приличия, но готовый в любую минуту поднять под себя окружающих, если дело касается его лично, его семьи, его будущего и т.д.; студент-агрессор, явно стоящий на антигуманных позииях (в этом случае он может быть членом преступной, мафиозной группы, отличающейся крайней жестокостью) [1, 3].

Лукичев П.Н. и Скорик А.П. выделяет три типа студента: 1) «исследователь», 2) «руководитель», 3) «собеседник». В изучении студенческой группы они делають акцент на исследовании внутри группы. К первому типу студентов они относят 15-30% респондентов, ко второму 10-15%, к третьему 60-70% [2, с.109].

По мнению В.Т.Лисовского, в процессе анализа студенческой группы необходимо выделять следующие типы студентов: 1) « предприниматель», 2) «эмигрант», 3) «традиционалист» [3, с.160].

Такая подробная классификация студенчества, на наш взгляд, значительно расширяет возможности системы формирования нравственной культуры. Любые факторы (социальные, эстетические) оказывают определенное влияние на этот процесс. Но показателем сложности развития нравственной культуры у студентов являются ее критерии и уровни (низкая, средняя или высокая степень развитости), а также сам характер отношения к ней (культуре) самой личности: ориентация на проблемность, престижность или развлекательность содержания. Кроме этого,нравственная культура может различаться и по характеру деятельности: быть активной или пассивной.

Поступая в вуз, студент как бы проходит два периода в своем становлении: 1) освоение становления студента, 2) подготовка к социокультурным ролям интеллегенции. К первому периоду относятся врастание первокурсника в жизнь вуза, освоение местной нравственной и психологической среды, принятых среди студенчества этических норм и иных аспектов студенческого образа жизни. В этот период особенно важным является устранение неравномерности в духовно-интеллектуальном и нравственном развитии. Формирование новых нравственных потребностей и ориентации.

Во второй период происходит кристаллизация нравственного знания в теории, специальная подготовка к внедрению нравственного начала в учебу, быт, развития элементов нравственной деятельности во всех видах производственной практики, закладывание основ перспективной программы нравственного развития личности каждого студента.

На современных условиях на процесс формирования духовно-нравственного становления личности оказывают влияние социальные и экономические проблемы реформирования общества.

Среди студенческой молодежи, как и в целом обществе, идет дифференциация по уровню жизни. Изменения в психологии студентов в этом отношении состоит в том, что постепенно растет численность юношей и девушек, признающих такое положение нормальным. Среди источников доходов студенческой молодежи наиболее распространены у молодых людей побочные виды заработка, помощи родителей, зарплата. Появились новые источники дохода, характерные для образа жизни рыночного общества- дивиденды, депозиты, сдача веще на прокат и др.

Более 45 лет казахстанское, да и, скорее всего стран бывшего СССР, общество жило, не зная безработицы. В до перестроечное время было много различных минусов в жизни населения, однако массовой безработицы как постоянно социального явления в обществе не было. В связи с переходом к рыночной экономике безработица становится (большей или меньшей степени) постоянным явлением. У студенческой молодежи начинает формироваться свое отношение к этой социальной проблеме.

Безработица в наше общества пришла «всерьез и надолго». Это стало реальностью, элементом его образа жизни. Не правы те специалисты, которые считают, что безработица есть благо для общества. Мировая практика показывают, что безработица не стимулирует производительность труда, а напротив, только усиливает социальные конфликты, ведет к росту преступности. Особенно существенны в этом плане нравственно-психологические и духовные издержки безработицы.

Разумеется, мы не должны заставлять проникать во все предначертания его будущего существования, поскольку это лишит его чувства счастья. Он в один миг вынужден будет проглотить все свое наслаждение. Будущее, сделавшись ему точно известным, будет слишком сильно довлеть над ним, отнимая у него свободу и самоуважение. Однако духовно-нравственное становление личности- это голос его разума восстающих против всех форм обмана и населения. Лицемерие, не терпимость к инакомыслящим, дух преследования - вот принципы, коренным образом противоречащие духовно-нравственной культуры.

 

Литература:

1.    Присягина З.Н. Коллективное и индивидуальное в ценностных ориентациях студенческой молодежи // Автореф. дис. канд. филос. наук.. – Саранск, 1995. - 26 с.

2.    Лукичев П.Н., Скорик А.П. Поведенческая типология студенческой группы // Социс. - 1995. - № 7. - С. 109-115.

3.    Социология молодежи // Под ред. В.Т. Лисовского. – СПб., 1996. – 455 с.

Основные термины: студенческой молодежи, становления личности студента, образа жизни, молодых людей, духовно-нравственного становления личности, формирования духовно-нравственного становления, студенческой группы, современных молодых людей, потенциала общества, духовно-нравственной культуры, духовно-нравственной становления личности, освоение становления студента, современной студенческой молодежи, личности студента ощущения, Скорик А.П, ориентациях студенческой молодежи, Лукичев П.Н, доходов студенческой молодежи, Присягина З.Н, функция пополнения общества

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle