Библиографическое описание:

Есиркепов Ж. М., Макулбеков Н. Б. Социальная роль в процессе формирования духовно-нравственного становления личности студента // Молодой ученый. — 2014. — №20.1. — С. 36-38.

Поскольку студенчество является основным источником и потенциальным резервом пополнения интеллигенции, то его социальная и роль заключается в теоретической и практической подготовке к активным социальным позициям и функциям по выражению и высококвалифицированному обслуживанию всего комплекса социальных интересов и потребностей в области экономики, здравоохранения, образования, культуры, науки, управления в обновлении всего общества в целом.

Социальной ролью казахстанского студенчества обусловлено его многозначное функциональное предназначение. К основным социальным функциям студенчества на современном этапе, на наш взгляд, относятся функции пополнения высокопрофессиональными специалистами рядов интеллигенции, а также растущей части наиболее высококвалифицированных работников иных социальных групп во всех отраслях экономики. Это – функция повышения культурного, интеллектуального и научно-технического потенциала общества: функция пополнения общества не только квалифицированными специалистами, но и гражданами, обладающими широким нравственным кругозором, современной духовной и нравственной культурой. Последнюю можно назвать функцией повышения нравственно-культурного потенциала общества.

В сложном положении оказалась сегодня педагогика. В наше непростое время проблемы возникли не только в социально-экономической сфере, но и в деле воспитания нового поколения. Разрушив прежнюю систему воспитания детей и подростков, мы не успели создать новую. Образовавшийся вакуум заполняется мощным потоком желтой печатной и видеопродукции. Сегодня есть необходимость оградить детей и подростков от негативной информации, пропаганды насилия, прекратить распространение агрессии, порнографии, идущих через СМИ. Особую тревогу вызывает, например, омоложение различных порогов – наркомании, токсикомании, преступности, проституции. Молодой человек не всегда способен оценить ценности, которые исповедовались старшими в течении десятилетии, а поиски эквивалентов часто аморальны. Отрицание традиционных ценностей приводит к тому, что формирующаяся, еще не окрепшая духовно личность, теряет цель и надежду в жизни.

Поскольку нравственная культура пронизывает собою все области и сферы жизни, то для эффективного выполнения многообразны актуальных и потенциальных социальных функций студенчеству необходимо современная нравственная культура, соответствующая потребностям общей или духовной культуры. Формирование духовно-нравственной культуры у студентов- актуальнейшая задача высшей школы на современном переломном этапе общественного развития, которое осложнено обострившейся социально-экономической ситуации в стране.

Неопределенность положения, присущая студенчеству во все времена сегодня многократно усиливается из за необходимости преодолевать различные материальные, социальные, житейские препятствия. Психику будущих специалистов травмируют многообразной затруднения: отсутствие надежных учебных надежных учебных умение и навыков, неспособность самостоятельно преодолевать трудности интеллектуального характера, скептическое отношение к соблюдению этикета общение и поведение, переживание психологического дискомфорта в условиях социального расслоении студенческого общества на богатых, бедных, новых казахов, новых русских и т.д. Эти причины лежат в основе духовно-нравственной неустойчивости значительного числа современной студенческой молодежи. Следствиями этого становится инертное отношение к овладению будущей профессии, к расширению собственного кругозора, повышению культурного уровня, чувство социально-психологической усталости, суицидальные томления, погоня за ложной романтикой самореализации, девиантное поведение и т.д.

Особенно опасно для становления личности студента ощущения им нестабильности собственного сегодняшнего и завтрашнего социально-профессионального положения. Будет ли он после завершения обучения в вузе востребован обществом, сможет ли благополучно трудоустроиться? (причем уровень потребности у современных молодых людей достаточно высок). Эта и многие другие социально-профессиональные проблемы усиливают у современной молодежи своеобразны групповой навык отрицания общечеловеческих моральных ценностей, духовно-нравственных традиций, норм этикетной культуры. Усиливается угроза развития иждивенческой психологи, которая никак не вписывается в содержание понятия духовно-нравственной становления личности студента. Растет число молодых людей, ориентирующихся не на любимую профессию, а на разного рода временные роботы. Как показывают наблюдения, мотивом для такого образа жизни является то обстоятельство, что труд для многих современных молодых людей не входит в число базовых нравственных ценностей. Отсутствие у значительной части студентов вуза трудолюбие, чувство долго перед родителями и преподавателями, активной гражданской активной позиции во многом можно считать следствием утраты веры традиционный социальный и моральные ценности. Такое состояние социально опасно, и его в этом случае, как писал Ф.М.Достоевский, человек «обращается в чудовище».

Среди исследователей студенчество нет единого мнения в опредении типов студентов по их деятельностной ориентации. Например, Присягина З.Н. выделяет слеующие типы: студент-люмпен, который отчуждает себя и от учебы и от общественной жизни, для которого главное - временно отсидеться в вузе от безработицы, от армии и т.п., продлить свою юнность, получить кое-как диплом, потом возможно второи и т.д.; студент - «бизнесмен», главная цель которого - деньги и как можно больше и как можно больше; студент-оптимист ориентированный на будущее; студент-труженник, не теряющии интереса к учебе ни при каких обстоятельствах; студент-скептик, не верящий в перемен, «завернутый в свою оболочку», живущий своим миром; студент, разочарованный во всем, что происходить вокруг него; растерявшийся студент, то есть потерявщий на время точку опоры в жизни: смиривщийся студент, терпимый ко всему происходящему: студент-анархист, главная ценностная ориентация которого – вольница, свободолюбование, незнающиее меры: студент-себялюбец, прогматик, внешне, часто соблюдающии правила приличия, но готовый в любую минуту поднять под себя окружающих, если дело касается его лично, его семьи, его будущего и т.д.; студент-агрессор, явно стоящий на антигуманных позииях (в этом случае он может быть членом преступной, мафиозной группы, отличающейся крайней жестокостью) [1, 3].

Лукичев П.Н. и Скорик А.П. выделяет три типа студента: 1) «исследователь», 2) «руководитель», 3) «собеседник». В изучении студенческой группы они делають акцент на исследовании внутри группы. К первому типу студентов они относят 15-30% респондентов, ко второму 10-15%, к третьему 60-70% [2, с.109].

По мнению В.Т.Лисовского, в процессе анализа студенческой группы необходимо выделять следующие типы студентов: 1) « предприниматель», 2) «эмигрант», 3) «традиционалист» [3, с.160].

Такая подробная классификация студенчества, на наш взгляд, значительно расширяет возможности системы формирования нравственной культуры. Любые факторы (социальные, эстетические) оказывают определенное влияние на этот процесс. Но показателем сложности развития нравственной культуры у студентов являются ее критерии и уровни (низкая, средняя или высокая степень развитости), а также сам характер отношения к ней (культуре) самой личности: ориентация на проблемность, престижность или развлекательность содержания. Кроме этого,нравственная культура может различаться и по характеру деятельности: быть активной или пассивной.

Поступая в вуз, студент как бы проходит два периода в своем становлении: 1) освоение становления студента, 2) подготовка к социокультурным ролям интеллегенции. К первому периоду относятся врастание первокурсника в жизнь вуза, освоение местной нравственной и психологической среды, принятых среди студенчества этических норм и иных аспектов студенческого образа жизни. В этот период особенно важным является устранение неравномерности в духовно-интеллектуальном и нравственном развитии. Формирование новых нравственных потребностей и ориентации.

Во второй период происходит кристаллизация нравственного знания в теории, специальная подготовка к внедрению нравственного начала в учебу, быт, развития элементов нравственной деятельности во всех видах производственной практики, закладывание основ перспективной программы нравственного развития личности каждого студента.

На современных условиях на процесс формирования духовно-нравственного становления личности оказывают влияние социальные и экономические проблемы реформирования общества.

Среди студенческой молодежи, как и в целом обществе, идет дифференциация по уровню жизни. Изменения в психологии студентов в этом отношении состоит в том, что постепенно растет численность юношей и девушек, признающих такое положение нормальным. Среди источников доходов студенческой молодежи наиболее распространены у молодых людей побочные виды заработка, помощи родителей, зарплата. Появились новые источники дохода, характерные для образа жизни рыночного общества- дивиденды, депозиты, сдача веще на прокат и др.

Более 45 лет казахстанское, да и, скорее всего стран бывшего СССР, общество жило, не зная безработицы. В до перестроечное время было много различных минусов в жизни населения, однако массовой безработицы как постоянно социального явления в обществе не было. В связи с переходом к рыночной экономике безработица становится (большей или меньшей степени) постоянным явлением. У студенческой молодежи начинает формироваться свое отношение к этой социальной проблеме.

Безработица в наше общества пришла «всерьез и надолго». Это стало реальностью, элементом его образа жизни. Не правы те специалисты, которые считают, что безработица есть благо для общества. Мировая практика показывают, что безработица не стимулирует производительность труда, а напротив, только усиливает социальные конфликты, ведет к росту преступности. Особенно существенны в этом плане нравственно-психологические и духовные издержки безработицы.

Разумеется, мы не должны заставлять проникать во все предначертания его будущего существования, поскольку это лишит его чувства счастья. Он в один миг вынужден будет проглотить все свое наслаждение. Будущее, сделавшись ему точно известным, будет слишком сильно довлеть над ним, отнимая у него свободу и самоуважение. Однако духовно-нравственное становление личности- это голос его разума восстающих против всех форм обмана и населения. Лицемерие, не терпимость к инакомыслящим, дух преследования - вот принципы, коренным образом противоречащие духовно-нравственной культуры.

 

Литература:

1.    Присягина З.Н. Коллективное и индивидуальное в ценностных ориентациях студенческой молодежи // Автореф. дис. канд. филос. наук.. – Саранск, 1995. - 26 с.

2.    Лукичев П.Н., Скорик А.П. Поведенческая типология студенческой группы // Социс. - 1995. - № 7. - С. 109-115.

3.    Социология молодежи // Под ред. В.Т. Лисовского. – СПб., 1996. – 455 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle